Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

и факторам КСП-240 (F2) 8 страница




Единственное озадачивающее Событие: появление нового русскоязыч­ного эквивалента для английского фактора (4) Emotional stability. В табл. 2 это не русский фактор (5) Потенциальная энергия, но русский фактор (6) Психопатизация. (Имеется в виду сходство интерпретации полюсов факторов с формально противоположными знаками: «стабильный —сдер­жанный», «нестабильный — психопат»).

Для того чтобы на основе имеющихся данных добиться максималь­ного сходства процедур извлечения факторов в английском и русском проектах была предпринята еще одна, третья попытка построения мат­рицы конгруэнтности, результаты которой нашли отражение в табл. 10.

Таблица 10

Межъязыковая конгруэнтность факторов на материале русских эквивалентов для 100 имен кластеров Голдберга. Русскоязычная таблица факторных нагрузок получе­на в результате специального факторного анализа матрицы интеркорреляций для русских эквивалентов этих имен 100 * 100 по массиву экспертных оценок 100 * 672. Англоязычная таблица факторных нагрузок взята по данным третьего исследования

Голдберга (Goldberg, 1990).

Английские факторы

Русские факторы 3                4

1. Surgency -0. 03 0. 14 0. 87** -0. 29 0. 43 0. 43
2. Agreeableness 0. 88** 0. 11 -0. 21 0. 28 -0. 42 -0. 34
3. Conscientious 0. 36 0. 46 0. 44 0. 94** 0. 64 -0. 35
4. Em. Stability 0. 35 0. 37 -0. 37 0. 46 0. 42 +0. 82**
5. Intellect 0. 15 0. 92** 0. 41 0. 47 0. 45 -0. 15

Примечание. ** — максимальные элементы для строк матрицы.

Действительно, в своем третьем исследовании Л. Р. Голдберг произ­водил факторный анализ матрицы 100 * 100, составленной только для названий (лейбелов) кластеров, но не матрицы 339 * 339 и тем более не матрицы 2090 * 2090 (как в нашем русскоязычном исследовании). По­этому для повышения сопоставимости процедур автор произвел выборку из прямоугольного массива русских экспертных оценок 100 строк, соот­ветствующих английским именам кластеров. Чтобы как-то ограничить влияние набора классообразующих терминов, агрегирование экспертных оценок (суммирование) для одноименных столбцов в данном случае не производилось: матрицы интеркорреляций рассчитывались для всех 672 наблюдений (112 терминов * 6 экспертов; см. рис. 30).

В результате факторизации этой матрицы, полученной из прямоуголь­ного массива 100 * 672, мы получили пять главных компонент, которые подвергались вращению (повторялась процедура Голдберга). Но в этом случае опять-таки наблюдалась однозначность только четырех факторов из Большой Пятерки — английский фактор (4) Эмоциональная стабиль­ность не получал однозначных эквивалентов. Причем при вращении не пяти, но пятнадцати главных компонент коэффициенты конгруэнтности повышались и становились примерно такими же высокими, как и в слу­чае табл. 9. А для 4-го английского фактора в качестве наилучшего экви­валента в данном случае найден фактор 8 (устойчивая русская 15-фак-торная структура на этой ограниченной выборке из 100 слов не была воспроизведена).

Контрольные списки

Полученное явное соответствие факторных структур вдохновило нас на дальнейшие усилия. Напомним, что в работе Л. Голдберга и в нашем проекте факторные структуры строились не только на разной лексике по языку, но и на основе разнотипных данных: Л. Голдберг использовал так называемые «экстернальные суждения» (испытуемые приписывали черты конкретным людям), а в нашем проекте использовались «интер-нальные суждения» (испытуемые сравнивали слова между собой, не выхо­дя за сферу языка). Возникло естественное предположение, что использо-вание нами «эстернальных суждений» даст более высокое соответствие факторной модели Голдберга.

Для этого из базисного словника с помощью процедуры многослой­ной кластеризации (см. подробности в главе 4) было выделено 240 тер­минов — частотных представителей плотных кластеров (состоящих из практически синонимичных слов). Этот список получил рабочее назва­ние КСП-240 — «Контрольный список из 240 прилагательных» (см. табл. 11).                                     ,

В 1993 году на 205 испытуемых (студенты факультета психологии, школьники кружка «менеджмента») с помощью КСП-240 мы собрали массив «экстернальных суждений». Каждый испытуемый описывал с по­мощью пунктов КСП-240 двух персонажей: «Я сам» и «Человек, кото­рый нравится». Суждения выносились по трехбалльной шкале: «качест­во есть», «не уверен», «качества нет». Собранный массив 240 * 410 подвергался традиционной процедуре факторного анализа по методу глав­ных компонент с последующим варимакс-вращением. Выделенные 5 на­иболее весомых варимакс-факторов приводятся в табл. 11.

Таблица 11

Варимакс-факторы, выявленные на материале методики

«контрольный список прилагательных»

(410 заполненных бланков КСП-240)

Фактор 1. Вес 7, 0%

 

(-66).       185 Быстрый, подвижный, живой

 

(-65).       140 Ловкий, прыткий, расторопный

 

(-65).       181 Активный, энергичный

 

(62).       133 Замкнутый, молчаливый

 

(60).      202 Грустный, угнетенный

 

(-59).       126 Веселый, жизнерадостный

 

(58).      46 Скованный, застенчивый

 

(-58).       119 Шустрый, юркий

 

(58). 171 Тревожный, мнительный

(-57). 41 Раскрепощенный, раскованный

(-55). 38 Предприимчивый, пробивной

(55). 214 Переутомленный, усталый

(52). 113 Угрюмый, унылый

(52). 209 Обидчивый, уязвимый

(-48). 188 Выдумщик, затейник, заводила

(47). 35 Пессимист, разочарованный

(47). 47 Слабый, беспомощный ■

(-47). 151 Озорной, игривый

(47). 166 Скрытный, неприветливый

(46). 94 Пассивный, инертный

(-45). 27 Непоседливый, заводной

(44). 93 Отверженный, одинокий

Фактор 2. Вес 5, 8%

(-57). 92 Организованный, сосредоточенный

(55). 62 Безалаберный, непрактичный

(55). 146 Неорганизованный, несобранный

(-53). 127 Волевой, настойчивый

(-52). 121 Аккуратный, дисциплинированный

(-51). 162 Расчетливый, осторожный

(-51). 212 Основательный, солидный

(-50). 163 Решительный, твердый, уверенный

(-49). 63 Бережливый, экономный

(49). 199 Ленивый, праздный

(48). 4 Бестолковый, опрометчивый

(48). 102 Растяпа

(48). 182 Безответственный, беспечный

(47). 42 Расточительный

(46). 37 Потребитель, иждивенец

(44). 221 Рассеянный, забывчивый

(-43). 111 Требовательный, строгий

(43). 139 Легкомысленный, беззаботный

(-43). 184 Благоразумный, сдержанный

Фактор 3. Вес 5, 5%

(-58). S3 Нахальный, бесцеремонный

(57). 213 Открытый, искренний

(53). 71 Добропорядочный, добродетельный

(51). 168 Справедливый, совестливый

(51). 175 Участливый, сочувствующий

(50). 131 Добрый, отзывчивый

(-50). 236 Хищный, захватчик

(-49). 74 Злопамятный, мстительный

(48). 106 Скромный, вежливый

(-48). 148 Нетерпимый, экстремист

(47). 237 Честный, порядочный

(46). 142 Мягкий, кроткий

(45). 55 Уступчивый, послушный

(-43). 13 Жестокий, злой, беспощадный

(-42). 215 Подозрительный

(-41). 60 Эгоистичный, себялюб

(-41). 98 Пренебрежительный, неуважительный

(41). 110 Тактичный, интеллигентный

(41). 124 Благонадежный, положительный

Фактор 4. Вес 4, 6%

(-66).      54 Умный, глубокий

(-65).      230 Творческий, одухотворенный

(-62).       170 Талантливый, одаренный

(57).      210 Обыкновенный, обыватель

(-56).      76 Интеллектуал, ученый

(-54).      115 Утонченный, поэтичный, артистичный

(-52).       152 Оригинальный, незаурядный

(-51).      30 Образованный, начитанный

(-48).      134 Знающий, компетентный

(-43).      11 Дипломатичный, политичный

(-42).      82 Многогранный, разносторонний

(41).      132 Жадный, завистливый

(-40).      172 Увлеченный, вдохновенный

(-38).      48 Сообразительный, наблюдательный

(38).       159 Простой, земной

(37).      40 Прямолинейный, простак

(37).      95 Поверхностный

(-36).           136 Интересный, яркий, эффектный

(-36).      149 Обаятельный, красивый

(-35).      110 Тактичный, интеллигентный

Фактор 5. Вес 3, 9%

(59).       100 Пустой, примитивный

(58).      211 Опустившийся, безнадежный

(55).       112 Убогий, невзрачный

(53).      208 Ничтожный, жалкий

(49).      234 Уродливый, ущербный

(43).      24 Невоспитанный, дикарь

(-43).      75 Импульсивный, возбудимый

(-43).       178 Чувствительный, впечатлительный

(-43).       180 Эмоциональный, порывистый

(42).      53 Угодливый, заискивающий

(39). 10 Глупый, туповатый

(38). 193 Запуганный, забитый

(38). 216 Посредственность, серый

(-37). 141 Мечтательный, фантазер

(37). 177 Черствый, холодный

(-36). 144 Нежный, прелестный

(35). 222 Реакционер, мракобес

(-34). 27 Непоседливый, заводной

(34). 31 Однобокий, дисгармоничный

(-34). 200 Любвеобильный

(33). 26 Необразованный, невежественный

       

В табл. 12 дается матрица конгруэнтности факторов из табл. 11 (по столбцам) с факторами Голдберга (по строкам).

Таблица 12

Матрица коэффициентов конгруэнтности

между англоязычными факторами В5 Голдберга (F1)

и факторам КСП-240 (F2)

F1\F2 I
1: -0. 67*** -0, 12 0. 09 -0, 10 -0, 20
2: -0, 16 -0. 08 0, 77*** -0, 30* -0, 23
3: -0, 06 -0, 68*** 0, 26* -0, 12 0, 05
4: -0, 10 -0, 22 0. 08 -0, 14 0, 32*
5: -0, 17 -0. 21 0, 09 -0, 63*** -0. 23

В целом мы видим, что четыре фактора из Большой Пятерки воспро­извелись с достаточной степенью однозначности, хотя опять же в несколь­ко своеобразном порядке (на второе место «поднялся» фактор «Созна­тельного Самоконтроля», на четвертое — фактор «Интеллектуальной сво­боды»). Уровень полученных коэффициентов конгруэнтности оказался для этих факторов не так высок, так как в КСП-240 мы использовали слож­ные дескрипторы, не соответствующие буквально определенным пунктам из русско-английского перечня. Кроме того, как мы это увидим ниже, сказалась специфика выборки наших испытуемых.

Опять же бросается в глаза слабая воспроизводимость фактора В5. 4 «Эмоциональная стабильность». Уровень его сходства-конгруэнтности с фактором номер 5 из КСП-240 оказался всего 0, 32, что практически не отличается от «сцепленности» с «побочными» факторами КСП-240 (на­пример, фактор 4 КСП-240 коррелирует не только с фактором В5. 5 «Ин-

теллектуальной свободы», но и с В5. 2 «Доброжелательностью», а фактор 3 КСП-240 коррелирует не только с В5. 2 «Доброжелательностью», но и с В5. 3 «Сознательным самоконтролем»). Показательно, что фактор «Эмо­циональной стабильности» не удается воспроизвести и при вращении 6, 7, 10 и 15 главных компонент.

Анализ содержания фактора номер 5 из КСП-240 по табл. 11 показы­вает, что этот фактор можно интерпретировать как «Инфантильно-роман­тическое самопринятие»: черты романтизма, чувствительности и импуль­сивности оказываются окрашенными в сознании школьников и молодых студентов-психологов положительно, тогда как эмоциональная зрелость воспринимается как «убожество». Весьма симптоматично, что именно этот фактор заменил собой фактор «Эмоциональной стабильности» в составе Большой Пятерки. В том, что в данном случае явно сказалась специфика выборки (и, по-видимому, особенности социализации московской молоде­жи начала 90-х годов, склонной к инфантильной стратегии социального приспособления), нас убедили данные другого меж культурного исследова­ния, проведенного нами с использованием «экстернальных суждений».

Пятифакторная структура в сознании учитепей

В 1993 году совместно с Д. Дигманом1 (Орегонский университет, США) и А. С. Кондратьевой (Центр социологии образования, Москва) было про­ведено исследование восприятия учителями личности учащихся младших классов. 20 учителей московских школ оценивали каждый по 24 ученика, используя шестьдесят 7-балльных униполярных шкал. В эксперименте уча­ствовали только женщины — классные наставники первых классов. Спи­сок из 60 качеств был составлен на основе подбора русскоязычных экви­валентных личностных прилагательных для англоязычного списка, разра­ботанного для аналогичного исследования Д. Дигманом. Поиск эквивален­тов облегчался наличием развернутых поведенческих определений для каждого качества (полностью материал этого эксперимента приведен в приложении к учебному пособию «Основы психодиагностики, Шмелев и др., 1996). Таким образом, в данном исследовании факторизации подвер­гался массив 60 * 480 (где 480 — общее число оцененных учеников).

Очевидно, что имеется существенное отличие параметров данного эк­сперимента от предыдущего и по психологическому статусу субъектов и объектов оценивания (учителя и дети), и по характеру взаимоотношений

между ними (дети являются объектами заинтересованного профессиональ­ного познания в ходе активного педагогического воздействия).

Таблица 13

Таблица факторных нагрузок для 60 личностных черт,

приписанных 480 ученикам первого класса 20 учителями г. Москвы. (Совместный эксперимент с Д. Дигманом и А. С. Кондратьевой. )

1 Джэк Дигман — видный американский психолог из Орегонского исследова­тельского института — оказал большую профессиональную, моральную и матери­альную поддержку нашему проекту в самые грудные годы (начало 90-х годов), успел подготовить англоязычную публикацию по материалам нашего совместного исследо­вания (Digman, Shmelyov, 1996) до своей безвременной кончины в 1998 голу.

Фактор

эр 1. Вес 13, 9%

1.

54 (76). ПРИЛЕЖНЫЙ

2.

58 (73). ПОСЛУШНЫЙ

3.

24 (71). ОРГАНИЗОВАННЫЙ

4.

21 (66). БЕРЕЖЛИВЫЙ

5.

53 (-64). НЕРЯХА

б.

2 (62). СОЗНАТЕЛЬНЫЙ

7.

23 (-62). НЕПОСЕДА

8.

31 (61). СОСРЕДОТОЧЕННЫЙ

9.

26 (-59). БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ

10.

32 (-59). ВОЗБУДИМЫЙ

11.

30 (-58). СУМАТОШНЫЙ

12.

43 (58). СДЕРЖАННЫЙ

13.

47 (-58). ШАЛЬНОЙ

Фактор 2. Вес 13, 3%

1.

7 (-80). СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ

2.

12 (-80). ОРИГИНАЛЬНЫЙ

3.

9 (-77). ЭРУДИРОВАННЫЙ

4.

11 (-72). НАХОДЧИВЫЙ

5.

5 1(72). НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ

 

(подражающий)

6.

13 (-67). ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ

7.

16 (63). КОСНЫЙ (плохо переключающийся)

В. 1

28 (-63). ВДУМЧИВЫЙ (глубокий)

9.

14 (-57). ФАНТАЗЕР (изобретательный)

10.

25 (-54). УПОРНЫЙ (дотошный)

11.

44 (-54). НАСТОЙЧИВЫЙ

12.

8 (-49). ЗДРАВЫЙ (разумный)

13.

26 (48). БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ

Фактор 3. Вес 12, 5%

1.

27 (79). ОБЩИТЕЛЬНЫЙ

2.

17 (-77). ОТГОРОЖЕННЫЙ

 

(необщительный)

3.

15 (71). ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ

4.

35 (-69). ХОЛОДНЫЙ (сухой в общении)

 
5.

37 (-69). ГРУСТНЫЙ

 
6.

38 (68). ВЕСЕЛЫЙ (шаловливый)

 
7.

55 (68). КОЛЛЕКТИВИСТ

 
8.

45 (-65). СКОВАННЫЙ

 
9.

33 (62). РАЗГОВОРЧИВЫЙ

 
10.

10 (60). ЭНЕРГИЧНЫЙ

 
11.

56 (-59). СКРЫТНЫЙ

 
12.

39 (-51). ТИХИЙ (скромный)

 
13.

22 (49). ОТКРОВЕННЫЙ

 
14.

20 (46). КОМАНДИР (властный)

 

Фактор 4. Вес 9, 3%

 
1.

46 (74). НЕЖНЫЙ (чувствительный)

 
2.

4 (-73). ЗЛОВРЕДНЫЙ (мстительный)

 
3.

1 (71). ЧУТКИЙ

 
4.

59 (69). ДОВЕРЧИВЫЙ

 
5.

3 (-64). ГРУБЫЙ

 
6.

29 (-64). ГНЕВЛИВЫЙ

 
7.

57 (-61). ХИТРЫЙ

 
8.

5 (-60). ЗАВИСТЛИВЫЙ

 
9.

22 (52). ОТКРОВЕННЫЙ

 
10.

41 (51). ОТХОДЧИВЫЙ

 
11.

52 (-41). ВЫСКОЧКА (зазнайка)

 
12.

39 (40). ТИХИЙ (скромный)

 
13.

40 (-37). РАЗДРАЖИТЕЛЬНЫЙ

 
14.

58 (36). ПОСЛУШНЫЙ

 

Фактор 5. Вес 5, 5%

 
1.

34 (-63). СМЕЛЫЙ

 
2.

36 (61). ПЛАКСИВЫЙ

 
3.

6 (56). ОБИДЧИВЫЙ

 
4.

48 (50). ТРУСЛИВЫЙ

 
5.

49 (-50). СТОЙКИЙ

 
6.

18 (46), ЖАЛОБЩИК

 
7.

5 (41). ЗАВИСТЛИВЫЙ

 
8.

41 (-36). ОТХОДЧИВЫЙ

 
9.

19 (33). МНИТЕЛЬНЫЙ (зависимый от других)

 
       

Таблица 14

Конгруэнтность факторов В5 Голдберга (по строкам) и пяти факторов, полученных на оценках учеников учителями (по столбцам).

Тем не менее, полученные в этом эксперименте 5 вари макс-факторов (табл. 13) оказались даже более точно соответствующими англоязычным факторам Большой Пятерки, чем факторы КСП-240. Данные о конгруэнт­ности этих «русскоязычных» факторов англоязычным факторам, взятым нами в качестве стандарта из исследования Голдберга, приведены в табл. 14.

F1/F2
1: -0, 16 -0, 27 0, 77** -0, 07 -0. 42
2: 0, 27 -0, 03 0, 14 0. 70** -0. 12
3: 0, 78** -0, 33 -0, 12 0, 18 -0, 10
4: 0. 20 -0. 17 0. 15 0. 40 -0, 58*
5: 0, 13 -0, 75** 0. 15 0, 03 -0, 15

Фактор «Эмоциональной стабильности» воспроизвелся опять же слабее остальных (конгруэнтность 0, 58), но все же существенно лучше, чем на материале КСП-240. Можно предполагать, что учителя значительно объ­ективнее оценивают детей, чем наши испытуемые в КСП-240 самих себя (и «Идеал-Я» во второй инструкции), и фактор «Эмоциональной ста­бильности» не искажен психологической защитой.

Показательно, что в личностном семантическом пространстве учителей фактор «Сознательности» выходит уже на первое место, а на второе — фактор «Интеллектуальности». Это вполне очевидно связано со специ­фикой профессионального сознания и деятельности учителей и их отно­шения к ученикам, при котором наиболее важными оказываются качест­ва, обеспечивающие «дисциплинарную управляемость» (обращает на себя внимание тот факт, что по первому фактору более высокую нагрузку, чем качество «организованный», получают качества «прилежный» и «по­слушный), а также «обучаемость».

Национальные стереотипы

Третьим источником сведений о межкультурной универсальности Боль­шой Пятерки для нас явился материал исследования, проведенного нами по методике Д. Пибоди (Пибоди, Шмелев и др., 1993; Peabody, Shmelyov, 1996). 50 испытуемых (студенты, школьники, слушатели Военной акаде­мии Москвы) описывали с помощью 32 семибалльных биполярных шкал 9 национальных стереотипов (см. табл. 15) и особый стимульный объект «Я-сам». Таким образом, факторизация производилась для 32 шкал по 50 * 10 = 500 наблюдениям (примерно тот же порядок числа наблюдений, что и в двух предыдущих исследованиях). Интеркорреляции между 32 шкалами в этом исследовании, так же как и в предыдущих, подсчитывались после стандартизации данных по столбцам прямоугольного массива (вычитание среднего и деление на стандартное отклонение).

Таблица 15

Нации глазами русских. Усредненные значения семибалльных оценок

10 стимульных объектов по шкалам и факторам.

Данные 50 русскоязычных испытуемых. Масштаб шкалы — от 1 до 7 (середина — 4). Высокий балл 7 соответствует левому полюсу шкалы.

 

 

 

а

 

а

 

 

 

 

 

 

 

   

 

н г

 

м е

 

 

 

и т

 

 

Стимульные объекты

   

 

л

 

Р

 

Ф

э

а

 

Р

 

   

я

Н

 

и

 

Р

с

л

г

у

 

   

II

Ч

н

к

Я

а

г

ь

Р

с

 

   

о

а

е

а

 

н

я

У

с

 

   

н

н

м

и

с

н

и

ч

к

 

   

е

и

е

е

а

У

е

е

и

и

             Личностные шкапы

 

У

! |

и

ц

VI

ц

ц

н

й

 

   

5, 6

5, 8

5, 4

4, 0

4, 8

3. 4

5, 5

3, 1

3, 4

2, 9

Критичный+

Легковерный-  

5, 1

4, 1

3, 6

1 1

5, 0

3, 1

2, 6

Недоверчивый-

Доверчивьй+  

3, 8

3, 6

3. 9

3. 2

1 1

4, 2

4. 3

5. 7

2. 8

 

   

4, 8

4, 1

5. 1

5, 5

4, 0

5, 1

4, 0

5, 8

6, 0

3, 9

Боевитый+

Пассивный-  

3, 8

3, 5

6, 1

6, 0

3, 5

6, 1

5, 8

4, 5

Веселый*-

Угрюмый-  

1, 9

7 1

? i

3, 8

3, 7

5, 2

2, 4

Легкомысленный -

Серьезный+  

2. 0

1, 8

3, 2

4, 8

3, 5

3, 3

3, 0

5, 0

4, 8

5, 0

Бестактный-

Тактичный+  

3, 2

3. 7

4, 0

4, 3

5. 0

4, 5

3, 6

4, 8

4, 0

5, 7

Откровенный+

Лицемерный-  

5, 0

4, 2

3, 7

4, 8

5, 4

3, 5

4, 9

3, 3

Гибкий+

Негибкий-  

2, 0

2, 9

2, 2

3, 4

4, 5

5. 2

2, 8

5, 4

4. 2

4, 3

Переменчивый-

Упорный+  

2, 4

2, 1

3, 0

4, 6

4. 0

5. 5

2, 4

6, 4

6. 5

3. 6

Возбужденный-

Спокойный+  

5, 7

5, 2

5, 9

5, 6

3, 9

5, 7

5, 5

Активный+

Инертный-  

4, 5

4 0

2, 4

4, 5

2, 7

3, 6

2, 5

2, 1

4. 4

Скромный+

Претенциозный-  

5. 2

4. 9

5, 5

4, 4

3. 2

3, 4

5, 1

3, 1

2, 8

2, 3

" Скупой-

Щедрый+  

4, 6

5, 4

5. 7

6, 2

4, 0

5, 3

4, 8

5. 5

6. 1

3, 7

• Самоуверенный -

Застенчивый+  

5, 7

5, 8

6, 0

6. 0

4. 3

5, 3

4, 8

5, 2

5. 6

3. 3

*Уверенный+

Неуверенный-  

4, 7

5, 5

3, 7

3, 8

4ft

4, 2

Принципиальный+ Приспособленный-

 

1, 7

2. 0

1. 5

2. 1

4, 0

3, 7

2, 7

4. 2

3, 6

5, 6

Непрактичный-

Практичный+  
4. 9

4, 8

5, 4

4, 1

3, 3

3, 5

4, 9

4. 1

4, 5

2, 4

Придирчивый-

Прощающий+

5. 9

 

5, 8

4, 9

5, 3

3, 9

3. 4

Избирателъный+

Неразборчивый-Бесшабашныи-

6. 4

5. 7

5. 8

4. 2

4. 9

3. 2

5, 4

2, 6

3, 0

2.. 1

Осторожныи+

3. 2

3. 1

2. 6

2, 6

3, 8

2. 8

3, 6

2, 7

2, 2

2. 8

*Робкий-

Смелый-

2. 7

2. 9

 

1. 2

3, 9

3, 3

4, 1

2, 9

Мягкотелый-

Твердый+

3. 3

 

2. 4

3, 5

4. 6

4. 7

3. 4

4, 2

3. 0

4. 8

Мягкий+

Жесткий-

5. 1

5, 0

5, 0

5, 5

5, 3

5, 3

1 7

5, 1

5, 0

Сотрудничающии+ Несотрудничающий-

3, 5

 

2, 9

2, 2

 

3, 0

3, 2

3, 1

4. 7

*Зависимый-

Hезависимый +

4, 5

4. 1

4. 0

1, 9

3, 7

2, 1

4. 6

2, 0

2, 6

4. 6

'Заторможенный-

Pacкрепощенный+

6. 3

5. 7

6. 3

4, 6

3, 9

2, 8

5. 0

2, 1

1, 9

1. 0

Организованный+

Импульсивный-

2. 7

3. 1

3. 1

4, 8

3. 9

5. 4

2. 8

5. 9

4, 9

3. 8

*Восторженный+

Озабоченный-

1. 4

2, 5

1 7

? 9

 

3, 4

 

3, 8

3, 9

4. 2

Ленивый-

Трудолюбивый+ Умный+

2. 4

2. 1

2, 7

3, 6

2, 5

1 4

3, 9

3, 9

3, 5

Глупый-

4. 8

5. 5

4, 4

5, 1

5. 5

5, 7

4. 3

5, 3

4, 1

5, 6

Приятный+

Неприятный-

                                               

Таблица 156 Оценки национальных стереотипов, интегрированные по факторам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...