Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

и факторам КСП-240 (F2) 11 страница




Пексическая гипотеза: связь S- и Q-данных

К сожалению, на сегодняшний день мы не располагаем репрезентатив­ной выборкой данных, собранных на испытуемых, выполнявших одновре­менно две методики — вопросник 16ЛФ (на котором мы получили факто­ры Большой Пятерки) и контрольный список КСП-240. Надо сказать, что обе методики для одновременного проведения требуют немалых затрат времени от слишком загруженных сегодня повседневными заботами испы­туемых-добровольцев.

Конвергентная вапидность В5 и КСП

Но в 1993 году благодаря любезно предоставленной (в рамках плана совместного эксперимента) В. М. Русаловым первой русскоязычной версии

краткою специализированного тест-вопросника «Большая Пятерка» мы по­лучили на 75 испытуемых — студентах факультета психрлогии — совме­стный массив данных по этому вопроснику и по КСП-240. Тест-вопросник В5 Русанова является переводом итальянского варианта В5, прошедшим первичную психометрическую адаптацию. Он включает всего 60 пунктов по 12 на каждую из 5 факторных шкал и предназначен для грубой экспресс-диагностики факторов Большой Пятерки. Наши данные подтвердили удов­летворительную стабильность факторной структуры теста (хотя без разре­шения автора мы не можем привести содержания пунктов, получивших значимые нагрузки по факторам).

В факторной структуре 60 пунктов теста В5 Русакова обращает на себя внимание онягь же (как и в случае с базовым вопросником 16ЛФ) выход на первое место по значимости фактора «Эмоциональной стабильности», что все-таки подтверждает устойчивую особенность Q-данных по сравнению с контрольными списками.

Таким образом, мы получили возможность для первой, хотя бы при­близительной оценки конвергентности контрольных списков и вопрос­ников. Напомним, что здесь под конвергентностью мы понимаем сов­падение результатов по испытуемым, а не конгруэнтность факторной структуры пунктов (в отрыве от испытуемых). То есть проверка конвер­гентной валидности — прямая проверка взаимозаменимости методик в диагностическом употреблении — для диагностики профиля В5 у кон­кретных испытуемых.

В табл. 21 даются коэффициенты корреляции между суммарными балла­ми по факторным шкалам тест-вопросника, разработанного тройкой Коста-Капрара-Русалов, и суммарными баллами по КСП-240, на котором нами были применены факторные шкалы 16РФ. По столбцам представлены пер-

Тоблицо 21

Коэффициенты корреляции между суммарными баллами

по шкалам тест-вопросника «Большая пятерка»

(Kocma, Kanpapa, адаптация В. М. Русалова)

it баллами КС-П-240 (по столбцам). 75 испытуемых — студенты факультета психологии МГУ

 
КСП-240            
1. Уверенность 0. 14 0. 35** 0. 66** 0. 24* 0. 50** 0. 26*
2. Дружелюбие O. 53*'* 0. 08 0. 05 -0. 05 -0. 13 -0. 26*
3. Самоконтроль 0. 14 0. 35** 0. 17 061*** 0. 50*** -0. 08
4. Стабильность 0. 24* 0. 25* -0. 08 0. 32** 0. 12 -0. 70*" "
5. Инт. свобода 0. 09 0. 35** 0. 34** 0. 19 0. 22 -0. 08

вые 6 факторов 16РФ, имеющие конгруэнтность (см. 4. 1) с Большой Пятеркой по данным таксономических сравнительных исследований. Звездочками в таб­лице обозначены стандартные уровни значимости линейного коэффициента корреляции.

На лот раз максимумы по строкам и столбцам позволяют произвести взаимно-однозначную идентификацию 4 факторов из Большой пятерки:

1) «Уверенность» (максимальная корреляция с фактором 3 из 16РФ «Актуальная энергия и жизнелюбие», сцепление с фактором 5 из 16РФ «Потенциальная энергия»);

2) «Дружелюбие» (максимальная корреляция с фактором 1 из 16РФ «Нравственно-эмоциональная оценка»);

3)   «Самоконтроль» (максимальная корреляция с фактором 4 из 16РФ «Рациональный самоконтроль»);

4) «Эмоциональная стабильность» (самая высокая для таблицы макси­мальная корреляция 0, 70 с фактором 6 из 16РФ «Психопатизация», что, кстати, говорит о том, что на уровне имплицитной теории личности — в обыденном сознании — профессионально-психологические конструкты «не-вропатизация» и «психопатизация» практически не дифференцируются).

Только последний фактор из Большой Пятерки «Интеллектуальная свобода» не имеет однозначного отображения на факторы КСП-240, что, впрочем, было характерно и для вопросника 16ЛФ-16РФ.

Таким образом, методика КСП-240, с диагностической точки зрения, показала неплохую конкурентную валидноетъ по сравнению с вопросни­ком. Уровни полученных коэффициентов корреляции настолько велики, что они фактически находятся в диапазоне тех значений, которые обыч­но получают западные, да и отечественные авторы при проверке устой­чивости Q-факторов к перетестированию, или при проверке согласован­ности параллельных форм вопросников, или при проверке конвергент­ной валидности родственных вопросников. То есть если между Г-данны- ми (объективными тестами) и Q-данными коэффициенты корреляции оказываются обычно в диапазоне 0, 30—0, 40, то между Q-даиными и кон­трольными списками (прямым приписыванием черт) корреляции, как мы видим, оказываются в диапазоне уже 0, 5—0, 7!

Приписывание черт в вопросниках

Итак, получен результат, который является еще одним и довольно эмпи­рически весомым свидетельством того, что в вопросниках мы имеем дело с Данными самоотчета, что при ответе на вопросы тест-вопросников происхо­дит явный или неявный процесс приписывания испытуемым личностных черт самому себе.

Да, социальная желательность (СЖ) поведенческих пунктов тест-во-проспиков несколько приглушена. Например, по сравнению с припи-

сыванием себе черт типа «подлый» или «коварный» несколько легче отве­тить на пункты вопросника, которые косвенно и завуалированно описыва­ют соответствующее поведение, представляя его в оправдательном кон­тексте типа «Я могу обманывать, если обманывают меня». Да, в вопросни­ках испытуемые легче репрезентируют трудности эмоциональной адапта­ции (повышается вес глобального темперамептального фактора «Эмоцио­нальной стабильности», или «Нейротизма-Психотизма»). Но по своей фак­торной структуре Q-данные вопросников и: семантические S-данные кон­трольных списков оказываются родственными.

Эти результаты создают предпосылки для проверки более сильных (смелых) гипотез о том, что личностные вопросники в сознании испыту­емых проходят через фильтр имплицитной (обыденной) теории личнос­ти, и, следовательно, структура последней детерминирует структуру дан­ных вопросников.

Многие пункты популярных личностных-вопросников соДержат яв­ное или косвенное упоминание личностных черт. См. например пункты из базисного вопросника 16ЛФ (формулировки по изданию 1988 года — Шмелев и др., 1988):

пункт 33 содержит лобовое самоприписывание черты «веселый» {Боль­шинство знакомых считают меня веселым собеседником);

пункт 184 — черты «пунктуальный»;

пункт 185 — черты «добросовестный» (Мне доставляет удовольст­вие работа, которая требует особой добросовестности и тонкого ма­стерства);

пункт 186 — черты «энергичный» (Я принадлежу к числу энергичных людей, которые всегда чем-то заняты);

пункт 21 — черты «рассудочный» (Принимая решения, я руководст­вуюсь больше: I сердцем; 2 нечто среднее; 3 рассудком) и т. п.

Здесь мы даем далеко не полный перечень подобных пунктов, которые вошли в пятерки наиболее консистентных по отношению к факторам 16ЛФ формы А. Не менее яркая ситуация и с формой Б 16ЛФ. Симптома­тично также использование разработчиками вопросников пунктов, в кото­рых термины черт используются в более косвенной форме: в форме при­писывания черты «большинству других людей» (так называемая «most people form»), а также в форме констатации частого возникновения родст­венного состояния, переходящего в черту. Показательны, например, в этом контексте следующие пункты:

«Если бы кто-то разозлился на меня, это вызвало бы у меня раз­дражение» (пункт 63 — легкая маскировка лобовой эго-атрибуции через экстернальную каузальную атрибуцию — мол. «я раздражителен не сам по себе, но потому, что другие раздражительны»);

«В наше время требуется больше романтиков и энтузиастов» (пункт 65, модальность «Идеальное большинство», провоцирует ответ на основе прикрытого стремления окружить себя людьми, подобными себе).

Центральность положения подобных «атрибутивных пунктов» в кор­реляционных плеядах или кластерах родственных пунктов (наличие зна­чимых корреляций с большинством пунктов из плеяды) вполне объясни­мо. Дело в том, что атрибутирование черты есть не что иное, как акт категоризации испытуемым у самого себя диспозициональной готовнос­ти (предрасположенности) к определенному поведению в широком клас­се ситуаций. Чем конкретнее описанная поведенческая ситуация, зафик­сированная в вопросе, тем более узким является диагностический потен­циал реакции испытуемого на вопрос. Факторная структура вопросни­ков, которые состоят из исключительно поведенческих пунктов, как бы разваливается на частные ситуационно-специфичные факторы и один тривиальный фактор социальной желательности (оценочный фактор).

Атрибутивные пункты (те, в которых производится явное или слегка скрытое приписывание черт) нужны для того, чтобы сцементировать факторную структуру — акцентировать в ней наличие нескольких неза­висимых глобальных факторов. Это обстоятельство более или менее осо­знанно или интуитивно учитывает любой опытный разработчик личност­ных тест-опросников.

Информативность американских и русских факторов в России

Напомним, что в работе но созданию альтернативной системы факто­ров на материале базисного личностного вопросника мы ставили своей Целью проверить принципиальную в контексте нашего исследования гипо­тезу о лексической, культурологической детерминации обобщенного лич­ностного семаншческога пространства. В данном случае эта гипотеза опе­рационально конкретизировалась в виде предположения о том, что альтер­нативная система факторов 16РФ, построенная на базе обобщенной рус­скоязычной ИТЛ (имплицитной теории личности), на выборках русско­язычных испытуемых должна давать большее совпадение с основными направлениями межиндивидуальных различий, чем англоязычная по свое­му происхождению система факторов 16PF, то есть дисперсия результатов по факторным шкалам 16РФ должна быть, согласно этой гипотезе, выше.

К настоящему времени мы накопили достаточно протоколов по форме А базисного вопросника, чтобы проверить данную гипотезу на репрезен­тативной выборке испытуемых.

Таблица 22

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...