Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Парк Гуэль




Густые сосновые леса, великолепные аллеи, с двух сторон усаженные пальмами – теперь участок земли к северо-западу от Барселоны превратился в то, на что намекает его название, а именно в парк. На большой площадке, окруженной деревьями, неспешно беседуют пенсионеры и болтает молодежь, пришедшая сюда на свидание. На красочной скамье, охватывающей площадь подобно гигантской змее, места хватает всем. Однако, когда Гауди только приступил к работе, на этом месте не было никакого парка. Здесь не было воды, земля была голой, а склоны лишены какой-либо растительности. Именно Гауди мы должны быть благодарны за те деревья и кусты, которые растут тут сегодня. Однако первоначально здесь был запланирован не просто парк, не просто центр отдыха для всех жителей Барселоны. Эусебио Гуэль, самый искренний и страстный поклонник таланта Гауди и главный его заказчик, задумал нечто, идущее намного дальше: ему хотелось создать образцово-показательную колонию в пригороде города, своего рода рай на земле, город садов. Но в результате получился парк – на благо всей Барселоны.

Нельзя не отметить, что парк состоит из множества различных, порой взаимоисключающих друг друга элементов, как это нередко бывает в произведениях Гауди. Так, глаз встречает изобилие ярких кричащих красок – а ведь они не должны являться частью окружающего пейзажа. И все же они гармонично вписываются в него, обогащая, но не внося элемент беспокойства. Такое впечатление оставляет бесконечно длинная стена, окружающая весь парк, площадь которого превышает 20 гектаров. Стена в действительности является чужеродным телом, особенно потому, что она также частично окрашена. Однако она с каждым изгибом гармонирует с холмистым пейзажем, вторя естественному рельефу местности.

Здесь Гауди придерживался принципов английских ландшафтных садов, исполняя каприз своего заказчика Гуэля, покровителя строительства. Несмотря на это, его ландшафтная архитектура принципиально отличается от английского образца, на котором она была основана. Здесь, на улице Олот, нижняя часть стены (точнее говоря две трети её высоты) выложена из охристого необтесанного камня. Ближе к верху стена утолщается, и её венчает покрытие волнообразных очертаний, мозаичная поверхность которого выложена из белых и коричневых керамических плиток. Всё это имеет ряд преимуществ. Во-первых, покрытие стены выглядит очень декоративно: стена блестит в ярком солнечном свете. В то же время, сооружая эту стену, Гауди преследовал и некоторые практические цели. Не вполне безупречный по качеству, строительный материал непременно начал разрушаться от дождей, если бы не был защищён, однако благодаря такой «керамической шкуре» стены стали водонепроницаемыми. В то же время Гауди подчеркнул и функцию стены как защитного сооружения от возможных нежданных гостей извне: верх стены – покатый и скользкий, так что пальцам не за что ухватиться. Действительно, пар представляет собой синтез уникальных практических решений и чисто эстетических эффектов. Он демонстрирует разнообразные таланты Гауди, возможно, с ещё большей наглядностью, чем другие его произведения.
Центральный вход был спроектирован исключительно с точки зрения эстетических критериев.
Его обрамляют два павильона, которые на первый взгляд напоминают причудливые дома из какого-нибудь сказочного леса. Стены кажутся неровными, они выглядят так, словно их сдвинули вместе, причем с немалым усилием, чтобы получился дом, а крыша тоже поставлена неровно. И все же, как и везде, это отсутствие единообразия обманчиво. Павильоны и стена в действительности образуют единое целое. Павильоны представляют в плане овал; их стены, кажется, растут прямо из стены парка, или, если выразить ту же мысль иначе, павильоны кажутся «инкрустированными» в стену. Так же, как и в стену в поверхность стен павильонов вставлены небольшие медальоны с названием парка: это декоративные мелочи, но каждая из них наделена важной функцией. Ярко сверкающие материалы производят впечатление дорогих, однако для строительства были использованы лишь самые дешевые материалы. Парк почти полностью сооружен из тех материалов, которые были обнаружены в этом районе, а найдено было действительно немало. Крутые обрывы не позволяли устроить дороги и тропинки. Гауди решил не выравнивать часть холма: ему хотелось полностью подчинить свою архитектуру уже существующему пейзажу. Именно поэтому он спроектировал дорожки парка в виде виадуков и подобия пещерных коридоров. За счет этого он также получил камень, из которого он впоследствии построил здания. Великолепные сверкающие керамические покрытия были выполнены посредством техники тренкадис: Гауди приобретал отходы, брак и обломки глиняных глазурованных изделий в керамических мастерских, затем эти фрагменты укладывали на цементный раствор, пока тот ещё был мягким.
В основную часть парка, о наличии которой, стоя у подножия лестницы, даже не догадываешься, можно подняться по одному из двух паралелльных пролетов – они разделены широкой зоной скульптур из камня и огорожены низкой каменной стеной. Однако не успевает посетитель добраться до верха этой лестницы, как дорогу ему загораживает чудовище – в некотором смысле последний страж парка: огромный дракон, покрытый яркой «чешуей» из мелкой плитки. Люди, знакомые с творчеством Гауди, уже знают это существо. Подобное создание можно было встретить и в Усадьбе Гуэль – на причудливых кованых железных воротах в стиле модерн. Дракон олицетворяет Пифона, стража подземных вод – таким образом Гауди загадочно намекает на то, что является для парка чрезвычайно важным, но при этом ускользает от глаз: позади дракона скрывается невидимая цистерна, в которую может поместиться до 10 кубических метров воды: она была задумана как резервуар для сбора дождевой воды.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...