Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Даная». «Ночной дозор». «Портрет старушки». «Рембрандт и Саския»




«Даная»

Молодая обнажённая женщина в постели освещена потоком тёплого солнечного света, падающего через сдвинутый служанкой полог. Женщина приподняла голову над подушкой, протянув правую руку навстречу свету, пытаясь как бы почувствовать его своей ладонью. Её доверчивый взгляд обращён в сторону света, губы чуть приоткрылись в полуулыбке. Спутанная причёска, примятая подушка — всё говорит о том, что ещё минуту назад, раскинувшись в дремотной неге, женщина смотрела сладкие сны в своей роскошной постели. Искусствоведы долгое время предлагали различные толкования картины. Чувственность, с какой изображена женщина; её лицо, наделённое ярко индивидуальными чертами; отсутствие золотого дождя, который стал непременным атрибутом в произведениях на этот сюжет, вызывали сомнения в том, что главная героиня рембрандтовского полотна Даная. Высказывались предположения, что на картине представлена Агарь, Лия, Рахиль, Далила, жена Потифара или Вирсавия. По мнению Вильгельма фон Боде, это изображение Сарры, которая ожидает жениха. Как считал Эрвин Панофский, крылатый мальчик — Эрот, а его связанные руки указывают на «вынужденное целомудрие». По Панофскому Рембрандт заменил традиционный золотой дождь золотым светом, следовательно, женщина — Даная.

Ещё один интересный момент. Помимо ключей, “старуха” держит как будто … палитру и кисти. Хотя, конечно, по официальной версии в ее руках – мешок. Который нужен для сбора золотых монет. Ведь они по легенде сыпались вместе с золотым дождём.

«Ночной дозор»

Рота ополченцев отправляется в поход. Мушкетеры пришли в движение, подбадриваемые барабанной дробью, вспугнувшей уличного пса: разворачивается знамя, оружие приводится в боевую готовность. Острые пики вздыбились, ополчение готово отправиться в бой. Среди солдат люди разного возраста, социального положения, уровня доходов. Всех объединяет патриотический порыв. Концентрируя свет на лицах и руках изображенных солдат (один из любимых приемов автора), мастер добивается глубины изображения характеров и судеб.
Три главных цвета определяют колорит картины: золотисто-желтый, красный и черный. Талантливое взаимодействие этих цветов придает работе энергию, иллюзию движения и драматизм. На картине изображён момент, при котором капитан Кок отдаёт приказание о выступлении лейтенанту Рейтенбургу. На переднем плане изображена девочка в золотистом платье, окружённая символами, относящимися к мушкетёрам. На поясе у неё петух и пистолет, а в левой руке она держит рог для вина.  

 

«Портрет старушки»

Наполовину ушедшая во мрак согнутая фигура молчаливо и покорно кричит о горьком одиночестве. Лицо отражает печаль воспоминаний о прошлом – хорошем или плохом – все одно. Ушедшего не воротить.

Одежда старушки больше походит на вдовью: черные платок и шляпа, коричневая блуза. Женщина сидит глубоко в кресле, скрестив руки, пухнущие венами, пораженные артритом и тяжким трудом. Цвет ее кожи напоминает дерево. У нее характерный старческий взгляд – куда-то вдаль: не в пространство, а, скорее, во время. Нет в ее глазах ни живости, ни радости. Только безучастное ожидание конца, без страха и без единого желания торгов. Художник прочел и в совершенстве передал печать тяжело прожитого старушкой века.

Словно уловив настроение героини, блики света, отчаявшись ее осветить, пропадают в потухших глазах, в глухом платке и беспросветном фоне картины.

Общая палитра полотна, коричнево-красная, краска, по-особенному отражающая свет, будто передают портрету любовь и участливость автора.

«Рембрандт и Саския»

Большой, сверкающий красками холст с его удивительным богатством фактуры и колорита полон радости бытия. Одной рукой обнимая Саскию, Рембрандт другой поднимает бокал, со смехом оборачивается к зрителю, словно приглашая его принять участие в пиршестве. Некоторые искусствоведы предполагают, что, возможно, показывая себя и свою жену, художник хотел бросить вызов ее богатым родственникам, с которыми был не в ладах.

Сильнее всего ликование выражено в насыщенном колорите картины, в игре тонко подобранных красочных сочетаний, в движении светотени. Как это часто бывает у Рембрандта, источник света не может быть точно определен, но все пространство картины насыщено переливами золотистого сияния. Глубокие тени прозрачны, а полутени светозарны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...