Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

16. Толкование снов. 17. Клятва




16. Толкование снов

 

Как и многие народы, чуваши тоже приписывают сну значение предсказания. То, что снится человеку, стоит в более близких отношениях с неизменным роком, с " божьим предписанием", как об этом говорится в народной песне:

 


Ĕ нтĕ выртайă ттă м та ç ыврайă ттă м,

Мĕ н кĕ рĕ -ши каç хи тĕ лĕ ке.

ĕ нтĕ уç айă ттă м та пă хă ттă м,

Мĕ н ç ырнă -ши пирĕ н пуç ç ине.

 

Вот бы легла я да и уснула,

Что же приснится мне в ночном сне.

Вот бы открыла я и посмотрела,

Что же предписано на нашу голову.


Несмотря на эти древние следы, среди " слов стариков", то есть в пословицах, встречается и такое замечание, которое сновидение изображает смешным и напрасным.

Тĕ лĕ к тĕ лленни кĕ рĕ к пĕ ркенни. — Видеть сновидение — [это то же, что] прикрыться шубой.

Южные чуваши-язычники сам сон (тĕ лĕ к) толкуют так: во время сна душа человека вылетает из тела и свободно бродит по миру, то, что в это время видит душа, это и есть сон. По этой же причине нельзя резко будить спящего человека, когда его душа далека от тела, а то он легко может заболеть. Северные чуваши-христиане думают, что во время сна ангел (анхĕ л) показывает человеку всякую всячину. То, что он видит, это и есть сон.

Сны толкуют специальные т о л к о в а т е л и (тĕ лĕ к шайлакан). Обычно это какая-нибудь старуха в деревне (не знахарка), продающая свое знание за пару копеек. Перед началом какого-нибудь мероприятия, свадьбой, путешествием, перед тем, как идти в суд тоже обращаются к толкователю. Тот, кто обращается, отдает ей свой браслет, пояс или что-нибудь из своей одежды. Этот предмет толкователь сна вечером перед сном кладет себе под голову и в зависимости от того, какой сон он видит в ту ночь, толкует возможный исход мероприятия либо в хорошую сторону, либо наоборот.

Вот несколько толкований снов, которые могут служить образцами:

Тĕ лĕ кре тутар курă нсан Турă курă нни пулат — Если татарин приснится, то это значит явление Бога.

Тĕ лĕ кре мă кша курсан шывран хă рани пулат — Если кому-то снится мокша, то это означает испуг от воды.

Тĕ лĕ кре чĕ рĕ аш курсан — виле — Видеть во сне сырое мясо — к покойнику.

Тĕ лĕ кре ешĕ л утă — виле — Свежое сено во сне — к покойнику.

Тĕ лĕ кре ик хут кĕ пе тă хă нсан, пĕ р хучĕ ç ĕ тĕ к пулсан ç ын вилессе — Если во сне оденешь две рубашки, и одна из них окажется дырявой — то это к смерти человека.

Тĕ лĕ кре ç ĕ нĕ пÿ рт лартсан ç ын вилет — Если построишь во сне новый дом — умрет человек.

Тĕ лĕ кре йытă ç ыпç ă нсан ç ын ç ыпç ă нат — Если во сне пристанет собака — то будет приставать человек.

Тĕ лĕ кре шă л ÿ ксен япала ç ухалат — Если во сне выпадет зуб — пропадет вещь.

Тĕ лĕ кре мунчара ç апă нсан ç ын кышлани пулат — Париться во сне в бане * — значит быть сплетням.

Тĕ лĕ ке каç ах курсан час пулмас, ç утă лнă па курсан ç ав кунсенчех пулат — Если сон приснится вечером, то сбудется не скоро, а если по утру, то сбывается на днях.

Тĕ лĕ кре эрех ĕ ç сен хуйхă — Выпить во сне вино — к горю.

Тĕ лĕ кре пупа курсан есреле курă нни пулат — Увидеть во сне попа — значит увидеть эсреля **.

Тĕ лĕ кре туй курсан вилĕ пулат — Если приснится свадьба — к смерти.

Тĕ лĕ кре чиркĕ ве кĕ рсен аванах мар — Зайти во сне в церковь — не к добру.

Тĕ лĕ кре арман авă ртсан хуйхă — Во сне молоть на мельнице — к горю.

Тĕ лĕ кре хĕ рпе вылясан чир ç акланат. — Баловаться во сне с девушкой — к болезни.

Тĕ лĕ кре пÿ рт ç унсан уяра — Если во сне горит дом — к жаркой погоде.

Тĕ лĕ кре кĕ мĕ л укç а — уяра — Увидеть во сне серебряную монету — к жаре.

Тĕ лĕ кре ана сухаласан ç ын вилет — Вспахать поле во сне — к покойнику.

Тĕ лĕ кре шыв курсан ç ут ç анталă к — Приснится вода — погода (жизнь) будет.

Тĕ лĕ кре лаша ĕ ç ĕ рĕ нсе кайсан, ă на тытаймасан, чирлĕ ç ын пулсан вилет, тата ç ырă ннă ача пулсан салтака каят — Если во сне вырвется лошадь и ее не удается выловить, то это к смерти больного, а если есть приписанный сын — то ему идти в солдаты. (Таяпа).

 


17. Клятва

 

Формы клятв и проклятий чувашей сохранили многое от древнего языческого мира и воплощают в себе фрагментарные следы культа первоэлементов и небесных тел. Название клятвы причак, очевидно, довольно позднего происхождения и свою исходную форму обнаруживает в русском слове присяга. Однако в формах клятв и некоторых более редких выражениях встречаем и собственно чувашское слово, которое однако русским причак'ом почти полностью было вытеснено из употребления. Южные чуваши-язычники о том, кто клянется, говорят: тупа тă ват (дает клятву). Встречается и такая форма клятвы: Тупата Туршă н пĕ лмерĕ м! — Богом клянусь, не знал (" в клятве за Бога не знал" ). Слово тупа, значит, древнее первоначальное чувашское соответствие более новому причак. При толковании разных способов клятв я черпал свои данные из трех русских источников, которые в качестве более старых записей являются для нас памятниками, большая часть которых к сегодняшнему дню уже забыта. Эти три работы следующие: О. Виноградов. Следы язычества в домашнем обиходе чуваш. Симбирск, 1897. с. 2-7; В. Сбоев. Исследования об инородцах Казанской губернии. Казань, 1856; В. Магницкий. Материалы к объяснению старой чувашской веры. Казань, 1881. с. 120-123.

Различные формы клятв, употребляемые как свидетельство того, что человек говорит правду, состоят в том, что чуваш проклинает себя и это проклятие должно будет исполняться, если он говорит неправду. Самая обыкновенная, устная клятва сводится к тому, что он желает болезнь, смерть своей жене, детям, отцу, матери, несчастья посеву, скоту в том случае, если он лжет (" Пусть сдохнет мой скот, пусть заболеет мой ребенок, жена, если я лгу! " )

Клянутся с о л н ц е м, л у н о й, з в е з д а м и и в о д о й тоже: " Пусть я не увижу больше ни луны, ни звезд, если я лгу! "; " Пусть затмится солнце для меня, если я лгу! "; " Пусть я не увижу больше воду и не испью ее, если я говорю неправду! "

Клятва солнцем и луной во всяком случае очень древнего происхождения, еще со времени культа небесных тел. Ее следы встречаем и в наговорах:

 


Уйă х пă хса, хĕ вел пă хса

Тур умне тă рса калаç н-и.

 

Поспорил ли (не клялся ли ложно) глядя на луну,

Глядя на солнце, встав перед Богом.


 

(См. Порча гневом. 3)

Принято еще клясться Б о г о м, и з н а ч а л ь н ы м, в е ч н ы м Тупата Туршă н пĕ лмерĕ м! (Клянусь Богом, не знал! ), Менке пĕ лмен! (Клянусь вечным, не знал! ) О том, кто клянется, обычно говорят: " Говорит перед Богом" (Тур умĕ нче калаç ат).

Большее значение приписывают такой форме клятвы, когда тот, кто клянется протягивает свою правую руку ч е р е з ш е ю с к о т а, ч е р е з р е б е н к а и л и ч е р е з с в о ю ж е н у тому, кому хочет поклясться и в то же время так говорит: " Если я лгу, пусть сдохнет мой конь, моя корова или помрет мой ребенок... " и т. п. в зависимости от того, кем клянется.

Также клянутся и н а п о к о й н и к а х. Заходят на кладбище, на могилу какого-нибудь родственника обвиняемого, и тот, кто клянется, дает правую руку над могилой обвиняющему и клянется покойником, что он говорит правду. Если бы он посмел солгать, покойник бы отомстил за это, умертвил бы клятвопреступника. По утверждению О. Виноградова, чтобы узнать правду использовали этот способ клятвы и при судебных разбирательствах, потому что такого вида клятвы и ее последствий чуваши очень страшились.

Клянутся и с у х о й в е т к о й. Обвиняемый берет в руку длинную сухую ветку, другой конец которой на земле. В таком положении переступает через нее и так говорит: " Как ветка засохла, пусть так же отсохнут и мои руки и ноги! " (Патак епле хă рнă, манă н алă, ора ç анашкал хă ртă р! ) Для такой клятвы — по сообщению В. А. Сбоева — обычно применяют л и п у.

Если кого-нибудь обвиняют в краже, поджоге или прочих злодеяниях, то обвиняемый или подозреваемый пытается разными клятвами доказать свою невиновность. Одним из способов этого является то, что обвиняемый в присутствии своих обвинителей перепрыгивает через о г о н ь. Если виновник замешан в злодеянии, то упадет в огонь и его одежда сгорит. Если невиновен, то останется невредим.

Клянутся и з е м л е й. Обвиняемый на каком-нибудь чистом месте откусит от земли кусочек и говорит: " Если я виновен, пусть Бог не даст прожить следующий год! " (Эп айă плă полсассă н Торă тепĕ р ç ак вă хă та ан ç итертĕ р! )

Есть еще другой способ клятвы землей. Две спорящие стороны с полбутылкой водки выходят куда-нибудь в огород или в поле, обвиняющий на чистом месте вырезает из земли в форме креста кусок дерна и на это место на чистой земле ставит стакан водки. Обвиняемый, поднимая стакан, выпивает и говорит: " Пусть Бог вырвет мою душу! " (... если я лгу) (Торă чонма таттă р! ) А вырезанный дерн опять ставят на место.

Подозревая кого-нибудь в краже, кончиком ножа дают ему в рот х л е б. Если, будучи виновен, человек все же не боится откусить, то онемеет. С хлебом во рту он так должен говорить " Если бы я взял, то пусть ищет Бог! " (Эп илнĕ полсассă н Торă шыраттă р! )

В. А. Сбоев отмечает, что при поступлении на военную службу вместо присяги новобранцу давали один кусочек подсоленного хлеба на кончиках положенных друг на друга крестом двух сабель. Паллас среди различных форм клятв упоминает и то, что обвиняемого заставляли выпить стакан с о л е н о й в о д ы. Если он кашлял после этого, значит, виноват *.

В. К. Магницкий в вышеприведенном месте подробно описывает одну из форм клятв, использованную в присутствии всей деревни для нахождения вора: " В случае, если в деревне у кого-нибудь украли скот или прочие вещи, собирают совет и решают, что в деревне будут держать публичную клятву, в которой должны участвовать все мужчины, женщины, от семи до семидесяти лет. Потерпевший выносит стол за околицу деревни на местонахождение одного из киреметей, на него ставит хлеб, солонку и нож, перед столом на землю кладет липовую ветку или сухие кости, а под стол ставит ведро воды.

Потерпевший хозяин встает перед столом, отрезает кусок хлеба, солит и с конца ножа берет в рот с такими словами:

— Кто украл мои вещи, того пусть увидит киреметь, пусть его сделает слепым, безруким, безногим, пускай помрет без еды, не сможет справлять естественную нужду.

Потом умывается из ведра и произносит следующее проклятие:

— Как земля заглатывает эту воду, пусть так и вора проглотит.

Наконец, переступает через лежащую перед столом липовую ветку и говорит:

— Пусть высохнет как эта ветка!

Потом весь деревенский люд должен переступить через эту ветку, тот, кто споткнется, и есть вор".

Если мужчина из ревности подозревает жену, та может доказать свою невиновность следующим образом. Дома покрывает стол белой скатертью, зажигает и ставит на него свечку, рядом со свечкой ставит стакан воды. Человек, которого муж подозревает, тоже присутствует. Женщина три раза опускается на пол и после каждого раза отпивает воду. После себя три раза дает отпить и тому, кого подозревают. Если женщина на самом деле изменила с этим человеком своему мужу, то после этой клятвы оба они умрут.

Чуваши перешедшие в христианскую веру, большей частью клянутся на крест и на изображения святых.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...