Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы риска выгорания




Личностные Ситуативные Профессиональные требования
Переживание несправедливости Социальное сравнение и оценка других Когнитивно-сложные коммуникации
Хроническое переживание одиночества Несправедливость, неравенство взаимоотношений Эмоционально-насыщенное деловое общение
Переживание социальной незащищенности Негативные или «холодные», бесчувственные взаимоотношения с коллегами и подчиненными Необходимость постоянного саморазвития и повышения профессиональной компетентности
Переживание социально-экономической нестабильности «Трудные» ученики, деловые партнеры Адаптация к новым людям, меняющимся профессиональным ситуациям
Переживание социальной и межличностной изоляции Отсутствие корпоративной сплоченности, низкая организационная культура Поиск новых решений
Неконструктивные модели преодолевающего поведения Внутриорганизационные (внутригрупповые) и межличностные конфликты Высокая ответственность за свое дело и за других
Высокая мотивация власти, высокая аффилиация Ролевые конфликты Самоконтроль и волевые решения
«Трудоголизм», поведение «типа А» Дефицит административной, дружеской, социальной, профессиональной и других видов поддержки Неинтересная или нелюбимая работа
Слабая «Я-концепция», низкая самооценка   Бюрократизм и «бумажная» работа
Низкая эмпатия и социальный интеллект   Отсутствие готовых решений, необходимость творческого поиска
Низкая профессиональная мотивация, мотивация избегания неудач    

 

Взаимовлияние факторов определяет динамику развития процесса выгорания, в котором специалисты выделяют несколько фаз, сопровождающихся проявлением определенных симптомов.

 

Фазы выгорания Симптомы
1.Предупреждающая фаза А) Чрезмерное участие: * Чрезмерная активность, чувство независимости. * Отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение неудач и разочарований. * Ограничение социальных контактов. Б) Истощение: * Чувство усталости, бессонница, угроза несчастных случаев.
2.Снижение уровня собственного участия А) По отношению к сотрудникам, ученикам, пациентам и т.д.: * Потеря положительного восприятия коллег. * Переход от помощи к надзору и контролю. * Приписывание вины за собственные неудачи другим людям. * Доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, ученикам, пациентам – проявление негуманного подхода к людям. Б) По отношению к остальным окружающим: * Отсутствие эмпатии, безразличие, циничные оценки. В) По отношению к профессиональной деятельности: * Нежелание выполнять свои обязанности. * Искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени. * Акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой. Г) Возрастание требований: * Потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях. * Чувство переживания того, что другие люди используют тебя; зависть.
3. Эмоциональные реакции А) Депрессия: * Постоянное чувство вины, снижение самооценки. * Безосновательные страхи, лабильность настроений, апатия. Б) Агрессия: * Защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах. * Отсутствие толерантности и способности к компромиссу. * Подозрительность, конфликты с окружением.
4. Фаза деструктивного поведения А) Сфера интеллекта: * Снижение концентрации внимания, отсутствие способности к выполнению сложных заданий. * Ригидность мышления, отсутствие воображения. Б) Мотивационная сфера: * Отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение заданий строго по инструкциям. В) Эмоционально-социальная сфера: * Безразличие, избегание неформальных контактов. * Избегание участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу. * Избегание тем, связанных с работой. * Самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука.
5. Психосоматические реакции * Снижение иммунитета. * Неспособность к релаксации в свободное время. * Бессонница, нервные расстройства. * Повышенное давление, тахикардия, головные боли. * Боли в позвоночнике, расстройства пищеварения. * Зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.
6. Разочарование * Отрицательная жизненная установка. * Чувство беспомощности и бессмысленности жизни. * Экзистенциальное отчаяние.

 

«Сгоранию» более подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом, долгое время помогая другим, и если не удается достичь ожидаемого эффекта, работа сопровождается чрезмерной потерей психологической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурению) и эмоциональному истощению и как результат – беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, одышка, головные боли, пониженное давление, нарушения сна. Вследствие чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений возникает дезадаптация к рабочему месту.

Ключевыми признаками синдрома психического выгорания являются:

1) индивидуальный предел, «потолок» возможностей нашего эмоционального «Я» противостоять истощению, противодействовать «сгоранию»;

2) внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания;

3) негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и/или их негативные последствия.

Кроме того, предрасположенность педагогов к психическому выгоранию обусловлена рядом специфических особенностей этой профессии, которые требуют от специалиста проявления исключительных черт и качеств.

1. Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции.

На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров. Особенно велика ответственность за здоровье и жизнь человека. Плата высока – нервное перенапряжение.

Если взять педагога. За день проведения занятий самоотдача и самоконтроль столь значительны, что к следующему рабочему дню психические ресурсы практически не восстанавливаются. По данным одного из обследований 7300 педагогов общеобразовательных школ [В.В. Бойко, 1996],риск и повышенный риск патологии сердечно-сосудистой системы отмечен в 29,4% случаев, заболевания сосудов головного мозга у 37,2% педагогов, 57,8% обследованных имеют нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта. Вся выявленная соматическая патология сопровождается клиникой неврозоподобных нарушений. Собственно невротические расстройства выявились в 60-70% случаев.

Указанная картина здоровья учительства обусловлена, вероятно, многими социальными, экономическими, жилищно-бытовыми факторами. Немалая роль здесь, конечно, и психического напряжения, сопровождающего профессиональные будни педагога. Тревожность, депрессия, эмоциональная ригидность и эмоциональное опустошение – вот цена ответственности, которую платит педагог. Но есть еще и оборотная сторона приведенной удручающей статистики. Возникают вопросы: кто же учит и воспитывает наших детей? Может ли человек, обремененный такими страданиями, успешно влиять на подрастающее поколение? Не мудрено, что в целях экономии своих энергетических ресурсов, многие педагоги прибегают к различным механизмам психологической защиты и, по крайней мере, обречены на эмоциональное выгорание.

Любой профессионал в сфере межличностных отношений находится под постоянным прессингом особых социальных институтов, призванных побуждать к ответственности за исполняемые функции и операции. Среди таких институтов жесткие и конкретные ролевые предписания, права личности и потребителя, законы рынка и конкуренции, лицензирование и безработица. По мере развития в нашем обществе этих признанных институтов будет еще больше повышаться внешний и внутренний контроль за исполняемой деятельностью и, следовательно, будет обостряться проблема эмоционального выгорания.

2. Интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности.

Данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Так, некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию. Часть молодых педагогов покидает образовательные учреждения в первые 5 лет трудового стажа. Но типичный вариант экономии ресурсов – эмоционально-психическое выгорание. Педагоги, спустя 11-16 лет, приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности.

Нередко бывает, что в работе профессионала чередуются периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты. Временами восприятие неблагоприятных сторон деятельности обостряется, и тогда человек очень переживает стрессовые ситуации, конфликты, допущенные ошибки. К примеру, педагог, научившийся спокойно реагировать на аномалии характера подросткового возраста, вдруг «срывается» в общении с определенным ребенком, возмущен его бестактными выходками и грубостью. Но случается – тот же педагог понимает, что надо проявить особое внимание к учащемуся и его семье, однако не в силах предпринять соответствующие шаги. Эмоциональное выгорание обернулось безразличием и апатией.

Неоднократно выдвигалось предположение о связи эмоционально-психического состояния человека с его поведением. В развитии данной теории в целях предупреждения «сгорания» выявлены три стратегии «поведения преодоления»: две активные (овладение ситуацией путем ее преобразования и преодоление эмоционального дистресса путем изменения собственного отношения к ситуации) и одна пассивная (эскапизм как отказ от каких-либо попыток устранить обусловленные ситуацией трудности).

4) Профессиональную помощь при психическом выгорании можно условно разделить на два терапевтических направления: «работе со сгоранием» и «смягчении действия организационного фактора». Администрация может смягчить развитие «сгорания», если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию; может также более четко распределить обязанности, продумав должностные инструкции.

Содержание этой работы зависит от уровня эмоционального нарушения у педагога и, естественно, требует специальной помощи профессионального психолога. Главное направление этой помощи связано с обучением педагогов умениям и навыкам продуктивной коммуникации и формированием умения справляться с эмоционально-психологическим стрессом, неизменным спутником педагогического труда.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...