Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приемы повышения эмоциональной устойчивости.




· Пытайтесь заменить отрицательное эмоциональное состояние положительным на основе волевого усилия, самовнушения, тренировки.

· «Включайте» интеллект, логику между негативным стимулом и вашей ответной реакцией (сосчитайте до десяти и «включите» саногенное мышление).

· Накапливайте и фиксируйте собственный опыт педагогических находок, успехов, добрых слов и дел.

· Будьте тактичны с окружающими, отмечайте похвалой самую маленькую удачу.

· Чаше пользуйтесь добрым юмором.

· Если же случился конфуз, проанализируйте ситуацию, сделайте вывод и прекратите «самобичевание».

· Превратите индивидуально эгоцентрическую ситуацию в типовую. «Развенчание» субъективной значимости переживаний достигается через объективное понимание их закономерностей (структуры эмоций).

· Овладейте системой релаксации (расслабления).

· Занимайтесь профилактикой фрустрирующих ситуаций, прогно­зируйте реакцию собеседников на ваше воздействие, прогнозируй­те трудности и пути их преодоления, используя знания о барь­ерах в общении и защитных формах поведения личности.

Таковы основные составляющие эмоциональной устойчивости – некоего гаранта и фактора оптимального, плодотворного общения, общения без барьеров или с благополучным их разрешением, без защитных механизмов, без срывов и эмоциональных потрясений.

 

Формирование культуры общения педагога с помощью

Тренингового обучения

 

Опыт наблюдения и анализа особенностей педагогической деятельности показывает, что знаний общего характера о педагогическом общении и специальных (о смысловых и личностных барьерах и защитных формах поведения) недостаточно для успешной адаптации начинающего педагога к профессиональной деятельности. Кроме того, аналогичные затруднения испытывают не только начинающие, но и опытные педагоги. Поэтому одним из путей повышения психологической компетентности начинающих и опытных учителей является разработка специальной программы тренингового обучения общению, то есть специальной программы упражнений по формированию коммуникативных умений и навыков. Программа основывается на двух видах тренинга: аутогенной тренировке (аутотренинге) и социально-психологическом тренинге. Первый предполагает обучение релаксации путем самовнушения. Второй представляет собой совокупность групповых методов форми­рования умений и навыков самопознания и общения, главными из которых является инсценировка педагогических ситуаций (ролевая игра) с последующим анализом и обменом опытом (групповая дискуссия).

Задачей аутотренинга является формирование умения управлять вегетативными функциями. Как уже отмечалось, отрицательные эмоции сопровождаются изменениями в вегетативной системе: учащается дыхание, пульс, наблюдается похолодание конечностей, дрожь в теле (в стрессовых ситуациях) и т.п. Нормализация деятельности вегетативной системы способствует общему расслаблению и успокоению, нейтрализует переживания отрицательной модальности. Аутотренинг – один из возможных путей, способов формирования и повышения эмоциональной устойчивости личности педагога. Однако его недостаточно, чтобы сформировать у себя необходимые умения, направленные на установление продуктивных контактов с другими. Для этого необходимы групповые формы работы, одной из которых является социально-психологический тренинг, в условиях проведения которого отрабатываются умения и навыки внутригруппового и межличностного взаимодействия.

Психологические игры в рамках социально-психологического тренинга дают педагогу бесценный опыт раскрепощения, возмож­ность «снять» привычную ролевую маску учителя, стать на пози­цию другого человека и понять ее, перейти в одной позиции на другую, быть открытым к воздействию другого человека, подверг­нуть сомнению сложившиеся стереотипы профессионального мышления.

Система упражнений нацелена на осознание скрытых психологи­ческих феноменов, «укрощение» непроизвольных проявлений чело­веческой психики, что позволяет педагогу лучше ориентироваться в собственных возможностях и управлять ими. Тренинг мобилизует резервы личности, позволяет пережить радость творческого усилия.

Система упражнений позволит актуализировать когнитивную, аффективную и поведенческую сферы психической жизни педагога.

1. Технологические приемы, позволяющие педагогу глубже понять, познать воспитанника, актуализируют в большей степени когнитивную сферу личности педагога и развивают педагогическую направленность на учащегося.

2. «Эмоциональные технологии» актуализируют аффективную сферу личности педагога.

3. Отработка приемов вербального и невербального поведения актуализирует поведенческую сферу личности педагога и оптимизирует систему его воздействия на учащихся и коллег.

В тренинговой группе создается атмосфера психологической безопасности, эмпатичного понимания и принятия прут друга такими, какие есть, с недостатками и достоинствами, атмосфера игры и спонтанности, конгруэнтности (соответствия) переживаний и поведения, что снижает вероятность психических травм, скованности, неискренности.

Состав группы: 10-12 человек обоего пола, знакомых и не­знакомых друг с другом. Состав группы постоянный.

Пространство и время: замкнутое пространство учебного помещения, свободного от лишней мебели, лишь несколько мягких кресел или стульев для участников. Время каждого занятия не менее 30 минут.

Тренинг позволяет сочетать теоретические знания по общению с практическими упражнениями по развитию коммуникативных умений и навыков.

В современной психолого-педагогической литературе разрабо­тан ряд упражнений по коррекции и развитию тех или иных психичес­ких функций, коммуникативных способностей. Некоторые из них можно использовать и в рамках нашей проблемы. Методику таких знаний для педагогов разработал В.А. Кан-Калик[25]. Предложенная им система упражнений включает два цикла:

1. Упражнения, направленные на практическое овладение элементами педагогической коммуникации, способствующие развитию коммуникативных способностей, приобретению навыков в управлении общением.

2. Упражнения по овладению всей системой общения в заданной педагогической ситуации.

Эта система упражнений и взята нами за основу. Нами использованы также некоторые упражнения по педагогическому общению, разработанные психологами А.А. Леонтьевым и Л.М. Митиной[26].

 

Социально психологический тренинг

Педагогического общения

ПЕРВЫЙ ЦИКЛ

1. Формирование мышечной свободы в процессе педагогической деятельности ( упражнения начинаются с выявления мышечных зажимов).

Упражнение № I

Согните и напрягите указательный палец руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение: в сосед­ние пальцы, в кисть, в локоть, в шею, напряглась ли другая рука. Постарайтесь убрать излишнее напряжение: держите палец напряжен­ным, но освободите шею, потом плечо, затем локоть, чтобы рука двигалась свободно, а палец оставался напряженным. Освободите остальные пальцы, а указательный держите напряженным.

Упражнение № 2

Освобождение и постепенное зажатие мускулатуры. По счету до десяти освободите свою мускулатуру, начиная от головы и кончая пальцами ног, а затем напрягите ее. По счету до пяти освободите всю мускулатуру, а затем зажмите ее. (Счет может быть произвольным). Расслабьте мышцы ног и так далее до головы, а затем напрягите все тело и опять расслабьте (сначала произволь­но, а затем на счет). Напрягите левую ногу – проверьте, не на­пряглась ли правая. Уберите излишнее напряжение в спине и других частях тела.

Упражнение на мышечное зажатие и освобождение выполняются на различный счет (20, 15, 10, 5).

Упражнение № 3

Задержание и снятие напряжения. Зажать мышцы верхней части тела, задержать зажим, ослабить, по команде «раз» - зажим; по команде «два» - расслабление; освободить все тело и занять только одну группу мышц; сменить зажатую группу (ноги – левая, правая, шея, голова, пальцы – все по очереди).

Упражнение можно выполнять в процессе ходьбы.

Упражнение № 4

Снятие мышечного напряжения в процессе выполнения элементарных педагогических действий. Войдите в воображаемый класс, подойдите к столу (проверяется зажатость мышц и снимается излишнее напряжение). Пишите на дос­ке, укрепите плакаты, снимите излишнее напряжение, пишите за столом (снимается излишнее напряжение). Упражнения на снятие мышечного напряжения можно выполнять с вводными заданиями. Например, Вы входите в учебное помещение, пишете на доске, шум на последнем ряду, реагируете (проверьте мышечное напряжение при реакции, уберите излишний зажим); Вы сидите за столом, читаете книгу или журнал, раздается стук в дверь - реагируете (снимите излишнее напряжение) и т.п.

Войдите в учебное помещение, встаньте перед учащимися, проверьте, нет ли в мышцах излишнего напряжения, почувствуйте себя свободным и гото­вым к любым педагогическим действиям. Импровизируйте словами, действиями; пройдите между рядами, поправьте воображаемые тетра­ди, учебники, которые неаккуратно лежат на столах (следите за излишним напряжением, пусть работают только те группы мышц, которые необходимы). Представьте, что Вы находитесь в заполнен­ном учащимися помещении - Вы пришли в аудиторию и до начала занятий решили сделать небольшую перестановку. Проделайте это так, как будто это происходит на самом деле: осмотрите помещение, сориентируйтесь (снимите излишнее напряжение). Затем предлагайте задания, следите, руководите, давайте оценку проделанному. Звенит звонок, и Вы начинаете рабо­ту (снимите излишнее напряжение).

Одновременно проводите изучению «физического аппарата» и попытайтесь уст­ранить возможные недостатки: напряженность, распущенности, сутулости, угловатости, манерности и т. п. (за этими недостатками педагог следит постоянно).

2. Выработка умения органично и последовательно действовать в публичной обстановке

Войдите в воображаемую аудиторию. Откройте воображаемое окно Напишите на доске число, пройдите по помещению, приготовьте воображаемые материалы, сядьте за стол, откройте книгу или журнал учебной группы, приоткройте дверь, выйдите из помещения. Повторите эти действия, меняя ритм: быстро войти, быстро пройти по аудитории и т.п. Смена ритмов должна быть оправдана содержанием текущей деятельности. Постарайтесь найти ритм наиболее подходящий вам в процессе движения по классу: один ритм движения или быстрая смена ритмов и т.п.

Те же упражнения, но уже с вводными (неожиданными) заданиями: сядьте за стол, откройте книгу, неожиданный стук в дверь реагируйте и действуйте; вы пишете на доске, неожиданно открылось окно – действуйте и т.п.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...