Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сергей Конёнков. Старичок-кленовичок. 1916 г. Историко-художественный музей, Серпухов. В своём творчестве Конёнков прошёл периоды увлечения творче­ством Микеланджело, античностью, народной деревянной скульптурой




Сергей Конёнков.

Старичок-кленовичок. 1916 г.

Историко-художественный музей, Серпухов.

Сергей Тимофеевич Конёнков по происхождению крестьянин. Он ро­дился в деревне Нижние Караковичи Смоленской губернии. В 1892— 1896 гг. учился в Московском учили­ще живописи, ваяния и зодчества, по­сле окончания которого отправился в командировку за границу — в Гер­манию, Францию и Италию. По воз­вращении молодой скульптор про­должил образование уже в Академии художеств в Санкт-Петербурге.

В своём творчестве Конёнков прошёл периоды увлечения творче­ством Микеланджело, античностью, народной деревянной скульптурой. Его первое крупное произведение — дипломная статуя «Самсон, разрыва­ющий узы» (1902 г. ) — по замыслу близко к «Скованному рабу» Микеланджело. Работа вызвала возмуще­ние Совета академии. «... Обострён­ная экспрессивность и динамика моей скульптуры ничего общего не имела с установками академии, предпочитавшей „тишь да гладь" — жанровость сюжетов, привычность, вылизанность форм... — вспоминал мастер. — Академистов смущало, что я нарушил обычные пропорции. Они „вершками" измеряли мою работу, не вникая в её смысл. Я непло­хо знал анатомию и в тех случаях, когда „нарушал" её, делал это созна­тельно, по праву творца на художе­ственную гиперболу».

Работая над сказочными и фольк­лорными образами, знакомыми ему с детства, Конёнков обращался к необычным материалам, например к инкрустации дерева цветным кам­нем. С неистощимой фантазией создавались добродушный «Старичок-полевичок» (1910 г. ), хитровато-озорные «Лесовик» (1910 г. ) и «Пан» (1915 г. ), устрашающие персонажи языческой славянской мифологии «Стрибог» (1910 г. ) и «Великосил» (1909 г. ) и др. По существу, то, что до сих пор находило воплощение лишь в кустарной резьбе, игрушках и про­изведениях прикладного искусства, Конёнков увеличил до крупных форм. В нём словно соединились два таланта — скульптора-профессиона­ла и народного умельца.

Античная тема в творчестве ма­стера началась со знаменитой ра­боты «Нике» (1906 г. ) — женского образа под именем греческой боги­ни победы. В 1912 г. Конёнков отправился в Грецию и Египет. По­явились оригинальные полупортреты-полуаллегории в мраморе: «Эос», «Кора» (обе 1912 г. ) и другие,

*Эос в древнегреческой мифологии богиня утренней зари.

** Кора — в древнегрече­ском искусстве статуя стоя­щей девушки в длинных одеждах.

Сергей Конёнков.

Сон. 1913 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

созданные под впечатлением от пу­тешествия. Это влияние сказалось и в резко возросшем интересе Ко­нёнкова к передаче обнажённого тела. Он высек в мраморе замеча­тельные статуи (например, «Сон», 1913 г. ), вырезал из дерева «Девуш­ку с поднятыми руками» (1914 г. ).

Конёнков достиг больших успе­хов как мастер-портретист. Его тво­рения в этом жанре отличаются многообразием и неоднозначностью характеристик, несмотря на традиционную, довольно реалистическую манеру. Он создал бюсты писателя А. П. Чехова (1908 г. ), книгоиздателя П. П. Кончаловского (1903—1904 гг. ) и многие другие скульптурные порт­реты.

Особое место в творчестве Ко­нёнкова занимала тема музыки. Од­ним из его любимых персонажей был Никколо Паганини. Мраморный портрет выдающегося итальянского композитора и скрипача мастер вы­полнил в 1908 г. Конёнков восхи­щался творениями Иоганна Себасть­яна Баха и долго, мучительно искал тот пластический образ, который смог бы передать величие гения и глубину его произведений. И вот од­нажды (было это в 1910 г. ) в куске мрамора, стоявшем в углу мастер­ской, скульптор, но его словам, вдруг увидел лицо Баха. Он водрузил глы­бу на станок и много часов без пе­рерыва работал над портретом. «Мой резец словно вела его музы­ка», — рассказывал Конёнков.

После Октября 1917 г. мастер участвовал в осуществлении плана монументальной пропаганды, создав в 1918 г. мемориальную доску «Пав­шим в борьбе за мир и братство на­родов» и скульптурную группу «Сте­пан Разин со своей ватагой», а также занимался преподавательской дея­тельностью. Конёнков — автор кни­ги воспоминаний «Мой век», неодно­кратно переиздававшейся. В Москве после его смерти был открыт Музей-мастерская скульптора.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...