Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности сезонных наблюдений




Сентябрь

Тема 1 Что нам осень принесла?

Программное содержание. Расширять представления детей об ово­щах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе для здоровья человека природных вита­минов.

Тема 2 У медведя во бору грибы, ягоды беру...

Программное содержание. Закреплять знания детей о сезонных из­менениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных вита­минов для человека и животных.

Октябрь

Тема 3 Прохождение экологической тропы

Программное содержание. Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окру­жающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Тема 4 Знакомство с декоративными птицами

(на примере канарейки)

Программное содержание. Дать детям представления о декоративных птицах. Показать детям особенности содержания декоративных птиц. Формировать желание наблюдать и ухаживать за растениями, животными.


Ноябрь

Тема 5 Осенние посиделки

Беседа о домашних животных

Программное содержание. Закреплять знания детей о сезонных из­менениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных.

Тема 6 Скоро зима!

Беседа о жизни диких животных в лесу

Программное содержание. Дать детям представления о жизни ди­ких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Декабрь

Тема 7 Дежурство в уголке природы

Программное содержание. Показать детям особенности дежурства в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к ухо­ду за растениями и животными.

Тема 8 Почему растаяла Снегурочка?

Программное содержание. Расширять представления детей о свой­ствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причин­но-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.

Январь

Тема 9 Стайка снегирей на ветках рябины

Программное содержание. Расширять представления детей о мно­гообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря.

 


Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их.

Тема 10 В гости к деду Природоведу

(экологическая тропа зимой)

Программное содержание. Расширять представления детей о зим­них явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.

Февраль

Тема 11 Рассматривание кролика

Программное содержание. Дать детям представление о кролике. Учить выделять характерные особенности внешнего вида кролика. Формировать интерес к животным.

Тема 12 Посадка лука

Программное содержание. Расширять представления детей об усло­виях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о пользе для здоровья человека природных витаминов. Формировать трудовые умения и навыки.


 


Март

Тема 13 Мир комнатных растений

Программное содержание. Расширять представления детей о ком­натных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду.

Тема 14 В гости к хозяйке луга

Программное содержание. Расширять представления детей о раз­нообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых.

 

 

 

Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить от­гадывать загадки о насекомых.

Апрель

Тема 15 Поможем Незнайке вылепить посуду

(лепка из глины)

Программное содержание. Расширять представления детей о свой­ствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и гли­ны. Формировать представления о том, что из глины можно лепить игрушки и посуду. Закреплять умения детей лепить из глины.

Тема 16 Экологическая тропа весной

Программное содержание. Расширять представления детей о се­зонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тро­пы весной. Формировать бережное отношение к окружающей приро­де. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Май

Диагностические задания 1—4.


Методика работы с детьми 4-5 лет

Цель программного раздела — ознакомление дошкольников с яв­лениями природы и особенностями взаимоотношения человека с ок­ружающей средой, формирование начал экологической культуры.

Экологическое воспитание и образование предусматривает форми­рование у детей знаний и представлений об окружающем мире, вклю­чающем природу и общество, понимания взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоциональ­но-положительного отношения к природе. Особое внимание при ра­боте с детьми следует уделять воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила по­ведения при взаимодействии с природой.

Реализация цели раздела идет через решение следующих задач:

• уточнение и углубление знаний о растениях, животных и природных
явлениях;

• формирование знаний о жизненно необходимых условиях для
человека, животных и растений (питание, рост, развитие);

• формирование элементарных представлений о причинно-
следственных связях внутри природного комплекса;

• развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного
отношения к окружающему миру;

• формирование потребности заботиться о чистоте и порядке в
своей группе;

• ознакомление с природными факторами, влияющими на здоровье
человека;

• формирование привычки рационально использовать воду;

• выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим
миром (элементарные правила поведения в природе);

• развитие познавательного интереса к окружающему миру;

• формирование эстетического отношения к окружающему миру.


Для реализации целей и задач раздела важно следование принци­пам: системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, ко­ординации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способству­ет всестороннему развитию ребенка.

В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для оз­накомления детей с природой: в групповой комнате, уголке природы, на территории детского сада.

Информация, которую дети получают, должна быть научно досто­верной и в то же время доступной для их понимания.

Работа по данному направлению осуществляется в ходе организо­ванной образовательной деятельности, в процессе наблюдений, целе­вых экскурсий, чтения художественных произведений, различных игр и развлечений, трудовой и продуктивной деятельности.

Для более успешного усвоения материала целесообразно исполь­зовать разнообразные формы работы: экспериментирование, просмотр видеофильмов и телепередач, прохождение специально разработанно­го экологического маршрута — экологической тропы.

Экологическая тропа —это демонстрационный маршрут, проходя­щий через различные природные объекты и использующийся для це­лей экологического образования. Целесообразно организовать экологи­ческую тропу таким образом, чтобы иметь возможность знакомить детей с различными природными явлениями, с живыми и неживыми объек­тами; провести наблюдения, организовать игру. Экологическая тропа может проходить в здании ДОУ и на его территории, а также в природ­ных или приближенных к ним условиях (парк, сквер, лес). В этом слу­чае должно быть учтено месторасположение дошкольного учреждения.

В групповой комнате растения и животные должны содержаться в соответствии с природосообразными условиями. Главное, чтобы они являлись частью учебно-воспитательного процесса и бьши абсолютно безопасны для жизни и здоровья детей. (Взрослый обязательно дол­жен знать, есть ли в группе дети с аллергическими заболеваниями, чтобы исключить растения и животных, являющихся аллергенами. )

Следует отдавать предпочтение растениям, очищающим воздух от пыли и бактерий, поглощающим вредные вещества. Для поддержания чистоты необходимо осуществлять ежедневный уход за растениями и животными. Уборку за растениями и уход за животными (кроме полива) осуществляет только персонал ДОУ, привлекая детей к выполнению отдельных поручений.


В уголке природы рекомендуется иметь природный и бросовый мате­риал для изготовления различных поделок. Он должен храниться в эсте­тично оформленных коробках и выкладываться по мере необходимости.

Если в дошкольном учреждении есть комната природы или ка­бинет природы (экологии), где созданы необходимые условия, то можно устроить мини-огород: высадить в ящики с землей лук, овес и горох.

Необходимо осуществлять ознакомление с природой с учетом воз­растных и индивидуальных особенностей детей. При этом особое вни­мание следует уделять таким темам, как: «Природа и здоровье», «Пи­тание и здоровье», «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья! », «Наши меньшие друзья» и др.

Важно организовать воспитательный процесс таким образом, что­бы дети стремились познавать окружающий мир, умели устанавливать взаимосвязи (как человек зависит от природы и влияет на нее, как растения связаны с воздухом и водой и т. д. ) и могли применить по­лученные знания в своей практической деятельности. Этому способ­ствуют специально созданные воспитателем проблемные ситуации и различные игры, понятные и доступные детям.

Особое значение следует уделять совместной работе родителей и детей. С участием родителей можно организовать мероприятия, пос­вященные экологическим праздникам: 22 марта — Всемирный день во­ды, 1 апреля — Международный день птиц, 22 апреля — Международ­ный день Земли, 22 мая — Международный день биоразнообразия, 5 июня — Всемирный день охраны окружающей среды, 4 октября — Всемирный день животных.

В работе по ознакомлению с окружающим миром необходимо учи­тывать региональный компонент (природу родного края, народные традиции, краеведение).

Педагог может по своему усмотрению вариативно использовать материал данного пособия.

В конце учебного года для проверки эффективности работы целе­сообразно провести диагностическое обследование детей.

У детей 4—5 лет следует поддерживать интерес к явлениям приро­ды, формировать умение взаимодействовать с окружающим миром; делать элементарные выводы, делиться полученными впечатлениями от общения с природой, выражать отношение к миру природы в рас­сказах и продуктивных видах деятельности.

Ознакомление с природой происходит в процессе организован­ной образовательной деятельности, во время экскурсий, наблюде-


ний, опытнической деятельности, подвижных, дидактических и сю-жетно-ролевых игр. В процессе игр-драматизаций дети учатся ими­тировать движения животных, оценивать поведение животных — ска­зочных персонажей.

Организуя деятельность детей, следует указывать на необходимость выполнения определенных правил по отношению к сверстникам и взрослым. Важно помочь детям увидеть зависимость организации жиз­ни всей группы от поведения каждого ребенка.

Приучая детей к порядку, воспитывая бережное отношение к ве­щам, следует обращать их внимание на то, что в создание каждой ве­щи вложен труд людей. (Например, если ребенок плохо вымыл руки, оставив на полотенце грязные разводы, — это неуважение к труду прач­ки и т. д. ).

В процессе приема пищи, проветривания групповой комнаты, фор­мирования культурно-гигиенических навыков следует объяснять де­тям целесообразность процедур, учить самостоятельно делать элемен­тарные выводы.

В процессе организованной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности, в режимные моменты детям объясня­ют, какую важную роль для здоровья человека играет питание; под­водят их к пониманию того, что есть нужно не только то, что нра­вится, но и то, что полезно для роста и развития.

Дети учатся называть такие явления природы, как снегопад, раду­га, листопад и др., отличать и называть деревья, кустарники и травя­нистые растения. Следует уточнять и обогащать их представления о многообразии растительного и животного мира.

Закрепляются знания детей о домашних животных (кошка, соба­ка, корова, лошадь), о пользе, которую они приносят человеку; фор­мируется желание ухаживать за животными, заботиться о них.

Наблюдая с детьми за животными, педагог учит любоваться их красотой, силой и ловкостью; рассказывает о том, что домашние жи­вотные преданы своим хозяевам, человек должен уметь содержать жи­вотных в домашних условиях. Дети учатся узнавать и правильно на­зывать животных и их детенышей. Ребенок пятого года жизни способен выделять строение тела животного и называть цвет окраса (например, у лошади есть голова, четыре ноги, хвост; на голове —уши, глаза; те­ло покрыто шерстью; окрас —серый).

Приведем в качестве примера содержание организованной обра­зовательной деятельности по теме «Знакомство с кроликом породы русский горностаевый».


Цель. Расширение знаний детей о животных. Формирование уме­ния выделять условия, необходимые для жизни кролика. Расширение представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе.

Воспитатель приводит детей в уголок природы, показывает им жи­вого кролика и спрашивает: «Кто знает, как называется это животное? (Кролик. ) Этот кролик относится к породе русских горностаевых. Давай­те понаблюдаем за тем, как кролик ведет себя в нашем присутствии».

Дети описывают поведение кролика, педагог обобщает их высказы­вания: вытягивает шею, нюхает воздух и предметы, шевелит усами, смотрит, прыгает и т. д. — и спрашивает: «Как вы думаете, как кролик с помощью носа может определить пищу? А человек может опреде­лять пищу по запаху, как кролик? С помощью чего кролик видит ок­ружающий мир? », подводя детей к пониманию того, что человек и животное видит окружающий мир глазами. Задает вопрос: «Какие у кролика глаза? » (Красные, блестящие. )

Затем воспитатель дает кролику морковь и предлагает ребятам по­наблюдать, как он ее грызет. Рассказывает, что животных, которые грызут твердую пищу, называют грызунами. После того как кролик съест морковку, педагог предлагает детям подойти к кролику побли­же, погладить его, рассказать о своих впечатлениях (глаза красные, блестящие; шерсть густая, короткая, нежная, серебристо-белого цве­та; на мордочке, ушах, ногах и хвосте черные пятна).

Воспитатель рассказывает: «Русский горностаевый кролик непри­хотлив в уходе, вынослив к холодам, нетребователен к пище. Кроли­ка нельзя брать на руки, как кошку, он может поранить нас лапками. Особенно сильные у него задние лапки, которыми кролик, как и за­яц, может отбиваться от своих врагов. В детском саду у кролика нет врагов, он живет в клетке, но у него проявляется инстинкт самосох­ранения».

Педагог предлагает посадить кролика в клетку и продолжить наблю­дение за ним. Кролик ведет себя более естественно, так как клетка — это его дом. Воспитатель предлагает налить кролику свежей воды и по­кормить его; рассказывает: «Корм кролика должен быть разнообраз­ным—это сено, овес, пшеница, кукуруза, свекла, капуста, морковь. Из трав очень полезны крапива, одуванчик, подорожник. Кролики охот­но грызут ветки и кору, стачивая свои зубы. Кормить кролика нужно 2—3 раза в день. Нельзя кормить кролика такими растениями, как мак, ландыш и лук—они являются для него ядовитыми».

Дети прощаются с кроликом и возвращаются в группу.

Педагог предлагает поиграть в игру «Кролики».


 

В одной части комнаты полукругом расставлены дуги — это «клет­ки кроликов». На противоположной стороне комнаты — «дом сторо­жа». В центре комнаты —«лужайка», на которую кроликов выпуска­ют гулять. За каждой дугой становятся 2—3 ребенка; по указанию воспитателя они присаживаются на корточки — «кролики сидят в клет­ках». Воспитатель-сторож подходит к клеткам и выпускает кроликов на лужок: дети один за другим проползают под дугой, а затем пры­гают, продвигаясь вперед по всей лужайке. По сигналу воспитателя «Бегите в клетки! » дети возвращаются на свои места, снова пропол­зая под дугой.

Для закрепления знаний о животных можно предложить игру «Изоб­рази животное». Дети образуют круг. В центр круга встает взрослый. Ми­микой и движениями показывает какое-нибудь животное. Дети должны угадать это животное и повторить движения. Затем в центр круга можно пригласить желающего ребенка, который покажет свое животное.

Следует помочь детям понять, что с животными нельзя поступать как с людьми — кормить сладостями, заворачивать в одеяльце и т. д.; объяснить особенности обитания животных в природе (звери — на зем­ле, птицы —в воздухе, рыбы —в воде, червяки —в земле); научить их сравнивать млекопитающих, птиц, рыб и насекомых.

Педагог объясняет детям, что звери живородящие, они вскармли­вают детенышей молоком; тело животных, как правило, покрыто шерстью, есть пасть с зубами и четыре ноги. У птиц тело покрыто перьями, есть два крыла и две ноги, рот в виде клюва, детеныши по­являются из яиц. У рыб тело вытянутое, обычно сплющенное по бо­кам, покрытое чешуей; они передвигаются в воде с помощью хвоста и плавников; мальки появляются из икры или рождаются (у живоро­дящих рыб). У насекомых тело состоит из трех частей: голова, грудь, брюшко; оно покрыто хитином (тоненькой кожицей); у них шесть ног; потомство появляется из яичек.

Следует уточнить представления детей о некоторых насекомых (му­равей, бабочка, жук, божья коровка), учить выделять особенности их внешнего вида и движений (бабочка, жук имеют крылья; бабочка ле­тает, муравей ползает, жук и летает, и ползает).

Дети должны узнавать лягушку и знать основные особенности ее внешнего вида (зеленая кожа, на голове большие глаза, четыре лап­ки), движений (не только прыгает, но и плавает), издаваемых звуков (квакает); узнавать и называть 1—2 представителей класса пресмыка­ющихся (например, ящерица и черепаха), знать некоторые особен­ности их внешнего вида, передвижения (у ящериц продолговатое те-


ло, длинный хвост, очень быстро ползает; у черепахи — тело короткое, в панцире, хвост короткий, черепаха ползает медленно).

В процессе знакомства с произведениями фольклора дети учатся замечать и сравнивать особенности поведения животных в сказках и повадки животных в природе; осознают взаимосвязь живых организ­мов со средой обитания.

Можно загадать детям загадку:

Ходит по двору весь день Царь в короне набекрень, Громко шпорами звенит, Грозно подданным кричит: — Заморите червяка, А не то намну бока!

(Петушок)

Если дети видели живого петуха, можно попросить их поделить­ся своими впечатлениями, описать внешний вид петуха. Предложи­ть вспомнить стихи и загадки, в которых подчеркивается та или иная особенность петуха, например:

С переливами поет, Утром будит весь народ, Золотистый гребешок, Гордо носит...

Кто взлетает на забор, Спозаранку будит двор И горланит песни вслух? Птица гордая — петух.

Покажите детям способ рисования петушка и предложите нарисо­вать сказочного или настоящего петушка.

Предложите детям игру-драматизацию «Цыпленок и утенок» (по одноименному рассказу Н. Сутеева), чтобы подчеркнуть общее и раз­ное в поведении цыплят и утят. Объясните детям, что утенок — во­доплавающая птица, а цыпленок —нет.

Продолжайте расширять знания детей о домашних животных. В го­родских условиях ребята не всегда понимают, почему животные жи­вут не в доме, но называются домашними. Нужно подробнее расска­зывать им о том, зачем разводят домашних животных, как используют и перерабатывают продукты, получаемые от некоторых животных. По­ощряйте желание детей помогать взрослым в уходе за животными.

Для закрепления знаний о домашних животных задавайте детям вопросы: «Каких домашних животных вы знаете? Почему этих жи­вотных называют домашними? Почему человек заботится о домаш­них животных? Какие домашние животные дают молоко? Какие до-


машние животные дают пух и шерсть? Какие домашние животные не­сут яйца? У каких домашних животных есть рога и копыта? ». (В хо­де беседы показывайте картины с изображением животных. )

На прогулке обратите внимание детей на поведение домашних жи­вотных—собака во время встречи с хозяином прыгает и виляет хвос­том, кошка ласкается и т. д.

Продолжайте знакомить детей с животными в процессе чтения ху­дожественной литературы, рассматривания иллюстраций, бесед, игро­вой деятельности.

В процессе ознакомления с природой необходимо учить детей де­лать элементарные выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе. Взаимосвязи в природе хорошо прослеживаются в рассказе Л. Толстого «На что нужны мыши».

«У меня был молодой сад. Весною я пошел смотреть свои яблони и уви­дел, что мыши кругом объели их корни, так что вокруг каждой яблони ко­ра была съедена, как белое кольцо. Яблони были хорошие и свежие. На всех были цветовые почки. Все бы они цвели и дали бы плод, а теперь я знал, что они пропадут, потому что сок в деревьях ходит по коре, как в человеке кровь ходит по жилам. Мне жалко было смотреть на мои яблони, и я по­шел домой. И рассказал деду свое горе, и как бы я побил всех мышей на свете, если бы моя сила была. А дед сказал: „Если бы твоя сила была по­бить мышей, ты знаешь, кто бы тебя пришел просить за них? ". Я сказал: „Некому просить за них, они никому не нужны". А дед сказал: Первые приш­ли бы кошки и стали просить за мышей. Они сказали бы: „Если ты побь­ешь мышей, нам будет есть нечего". Потом пришли бы лисицы и тоже про­сили. Они сказали бы: „Без мышей нам надо будет красть кур и цыплят". После лисиц пришли бы тетерева и куропатки и тоже просили бы тебя не убивать мышей. Я удивился: зачем куропаткам и тетеревам мыши, но дед сказал: „Им мыши нужнее всего на свете. Они не едят их, но если ты мы­шей погубишь, лисицам будет есть нечего, они разорят куропачьи и тетере­виные гнезда. Все мы на свете друг другу нужны" ».

Задайте детям вопросы: «Нужны ли мыши в природе? Почему ав­тор хотел убить мышей? Что можно сделать, чтобы уберечь яблоню от грызунов? Что означают слова „Все мы на свете друг другу нужны? " ».

Помогите детям составить экологическую цепочку, например: в са­ду растут плодовые деревья, мыши питаются корой этих деревьев, ли­сы и птицы (куропатки и тетерева) питаются мышами.

Чаще используйте в работе с детьми фольклорные произведения малых форм, предлагайте отгадывать загадки, закрепляя представле­ния о знакомых животных:

Кто в дупле живет, Орешки грызет,


На деревьях резвится, Упасть не боится.

(Белочка)

Сердитый недотрога Живет в глуши лесной, Иголок очень много, А нитки ни одной.

(Ежик)

Материалом для беседы о белках может послужить рассказ И. Со­колова-Микитова «Белки».

«В темном еловом лесу с утра до позднего вечера без устали хлопочут проворные белки. То заберутся на вершину высокой ели, то перемахнут с сучка на сучок, то вниз головой спускаются на землю собирать грибы.

В развалине елового сучка белки развесили сушить красноголовый по­досиновик, тонконогие маленькие опенки. В лесных кладовых спрятали от­борные, вкусные орехи.

Поздней осенью переменят белки свои красные платьица на серые зим­ние шубки.

В вершинах густых елок устроены у белок теплые гнезда. В этих гнездах, в устланных мягким мхом глубоких дуплах, белки воспитывают и кормят своих маленьких бельчат, зимою спасаются от лютых морозов и холодных ветров.

Самый веселый, самый проворный и хлопотливый зверек в наших ле­сах — шустрая белка».

Спросите у детей: «Где живут белки? Для чего белки развесили грибы на деревьях? Почему поздней осенью белки меняют свой на­ряд? Где белки строят свои гнезда? Где маленькие бельчата в зимние дни прячутся от морозов и холодных ветров? ».

Если ответы детей не совсем точны, прочитайте соответствующие отрывки текста.

Детям этого возраста следует дать начальное представление о прис­пособленности растений и животных к среде обитания; закреплять знания о разнообразии растительного мира (деревья, кусты, травы); показать, что растения питаются через корень; дать представления о том, что одним из необходимых условий ухода за растениями являет­ся рыхление.

Можно рассказать детям о некоторых грибах и ягодах, растущих в лесах вашей местности; дать представления о простейших связях между природными явлениями (лесные растения являются пищей для животных и т. д. ).

На прогулках продолжайте учить детей замечать изменения во внешнем виде деревьев в зависимости от времени года; закрепляйте представления о сезонных изменениях в природе.


Расширению знаний о природных явлениях способствует дидак­тическое упражнение «Да и нет».

Педагог задает детям вопросы: «Зимой на деревьях много листь­ев? Летом идет снег? Летом дети катаются на санках с ледяной гор­ки? Зимой дети купаются в речке? Летом в лесу много грибов и ягод? Зимой прилетают бабочки? Летом речка покрывается льдом? ». Дети должны быстро ответить «да» или «нет».

Особенности сезонных наблюдений

Осень. Прочитайте детям стихотворения об осени, например, от­рывок из стихотворения А. К. Толстого:

Осень. Осыпается весь наш бедный сад. Листья пожелтевшие по ветру летят; Лишь вдали красуются там, на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Закрепляйте у детей элементарные представления об осенних из­менениях в природе (холодает, небо стало серым, солнце светит не так ярко и т. д. ); расширяйте знания об овощах, фруктах, ягодах, гри­бах и их свойствах; умение видеть красоту осенней природы; расши­ряйте словарный запас (листопад, золотой, багряный и т. д. ).

Предоставляйте детям возможность активно действовать на про­гулках и экскурсиях, создавать красивые букеты из осенних листьев, поделки из природного материала. Расширяйте их знания о свойствах природных материалов. Покажите им изделия из природного матери­ала и предложите собрать камешки, шишки, коренья, семена расте­ний для изготовления поделок. Научите детей создавать поделки из природного материала.

Предложите ребятам поиграть с ветром, используя вертушки; под­ведите их к пониманию того, что чем сильнее ветер, тем быстрее дви­жения вертушки, а в комнате вертушка не вертится, так как ветра нет. Понаблюдайте с детьми за тем, как качаются деревья в ветреный день.

Закрепляйте умение детей устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Во время наблюдений обра­тите их внимание на появившиеся семена растений; объясните, что из них появляются новые растения, переносчиками этих семян явля­ются птицы и животные, а в садовых условиях семена высаживают люди. Наблюдайте с детьми за тем, как взрослые высаживают деревья и кустарники.


Для расширения знаний детей о живых организмах целесообраз­но провести игры «У медведя во бору», «Пчелки и ласточка» и др. Зима. Прочитайте детям стихотворение В. Калинкина «Вот и зи­ма» (в сокращении).

Утром на лужицах Тонкий ледок. В воздухе кружится Первый снежок.

Вышли ребята Из детского сада, Первый снежок — Ребятишкам отрада.

Учите детей замечать изменения в погоде; наблюдать за поведени­ем птиц уголка природы в зимнее время года; уточняйте их представ­ления о том, как зимуют животные (заяц, лиса, медведь). На прогул­ке рассмотрите следы птиц на снегу и побеседуйте с ребятами о том, как человек может помочь животным и птицам в трудную для них холодную пору.

Формируйте у детей желание помогать животным и птицам в зим­ние холода. Если на участок прилетают снегири, рассмотрите их с детьми, прочитайте стихотворение А. Прокофьева «Снегири». Расска­жите детям, что эти птицы зимой питаются семенами растений, по­наблюдайте, как они клюют ягоды рябины, предложите нарисовать этих красивых птиц.

Обращайте внимание ребят на красоту зимней природы. При каж­дом удобном случае наблюдайте за метелью, снегопадом, ветром.

Для закрепления знаний детей об окружающем мире организуйте подвижные игры: «Снежинки и ветер», «Воробьи и вороны», «Два мо­роза» и др.

Весна. Прочитайте детям стихотворение Е. Серовой «Подснежник»:

Выглянул подснежник В полутьме лесной — Маленький разведчик, Посланный весной; Пусть еще над лесом Властвуют снега, Пусть лежат под снегом Сонные луга; Пусть на спящей речке Неподвижен лед, — Раз пришел разведчик — И весна придет!


Спросите, почему подснежник называется «разведчиком».

Продолжайте учить детей вьщелять первые весенние признаки. На прогулках закрепляйте их представления о том, что в это время года солнце начинает светить ярче и чаще, поэтому становится теплее.

Понаблюдайте с детьми за весенним дождем: деревья, крыши, до­ма—все стало мокрым; люди надели плащи и взяли зонтики. Рас­смотрите появившиеся на деревьях и кустарниках маленькие нежные листочки. Отметьте, как красиво стало с появлением травы и первых весенних цветов на участке детского сада.

Организуйте наблюдения за цветущими деревьями, читайте детям стихи о цветущих яблонях, черемухе и т. д.

Рассматривая с детьми цветущие деревья (яблоня, груша, виш­ня), спросите: «Какого цвета лепестки цветов? Сколько лепестков в каждом цветке? Какого цвета ствол дерева? Ствол гладкий или шершавый? Что нужно делать, чтобы фруктовые деревья дарили людям крупные, сладкие плоды? ». Подведите детей к пониманию того, что люди должны трудиться, чтобы осенью получить вкусные яблоки. Расскажите о пользе овощей и фруктов для здоровья че­ловека.

Понаблюдайте с ребятами за птицами, прилетающими на участок детского сада.

У детей средней группы возрастает интерес к труду в природе, им доступны разнообразные виды труда, они начинают ценить результат труда. Особое внимание следует обращать на то, чтобы дети выпол­няли порученное дело добросовестно.

Для закрепления знаний детей о животных организуйте подвиж­ные игры «Птицы и лиса», «Лошадки».

Лето. Прочитайте детям стихотворение В. Берестова «Веселое ле­то» (в сокращении).

Лето, лето к нам пришло!

Стало сухо и тепло.

По дорожке прямиком

Ходят ножки босиком.

Кружат пчелы,

Вьются птицы,

А Маринка (Иринка, Каринка и т. д. ) — веселится...

Понаблюдайте с детьми за погодой (голубое чистое небо, ярко све­тит солнце, ветер теплый).

Большую ценность в воспитательном отношении предоставляют повторные прогулки и экскурсии в течение одного сезона или в раз­ное время года: дети замечают произошедшие в природе изменения.


Закрепляйте знания детей о свойствах песка, воды, камней и гли­ны в процессе игровой, трудовой и опытнической деятельности.

Организуйте дидактические игры «Из чего сделан предмет», «Тре­тий лишний» и т. д.

Закреплять умения классифицировать овощи и фрукты по опреде­ленным признакам можно в игре «Что сажают в огороде? ».

Для уточнения и углубления знаний о временах года можно орга­низовать игру: «Когда это бывает? ». Воспитатель спрашивает у детей, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т. д. Ответы детей показывают, в какой мере они со­относят те или иные явления и труд человека с временем года. Затем педагог говорит: «А сейчас я буду называть время года, а вы будете отвечать, что происходит в природе в это время, что делают люди. Например, я скажу: „Весна" — и положу камешек одному из вас, нап­ример, Саше. Он должен быстро вспомнить и сказать, что бывает вес­ной. Например: „Весной тает снег". Потом я передаю камешек дру­гому ребенку, и тот вспомнит еще что-нибудь о весне».

Воспитатель спрашивает: «Вы знаете, что сажают в огороде? Да­вайте поиграем: я буду называть разные слова, а вы внимательно слу­шайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите „да", ес­ли я назову то, что в огороде не растет, вы скажете „нет". Тот, кто ошибается, проигрывает». Педагог раздает фанты за правильные отве­ты (у проигравшего фант забирают). Воспитатель называет вперемеш­ку овощи и фрукты: яблоко, морковь, помидор, огурец, груша и т. д.

Для закрепления знаний о явлениях окружающей действительнос­ти организуйте на прогулке подвижные игры: «Поймай комара», «Во­робушки и кот», «Лето» и др.

Игра «Лето».

Дети стоят в кругу. С помощью считалки выбирают Лето. С началом стихотворения дети двигаются поскоком в одну сторону, а Лето скачет противоходом внутри круга. Педагог читает стихотворение В. Данько:

По лужайке

Босиком,

Солнышком согрето,

За цветастым мотыльком

Прибежало лето.

Искупалось в реке,

Полежало на песке,

Загорело,

Пролетело

И исчезло вдалеке.


На слова «искупалось в реке, полежало на песке» дети останавли­ваются. Лето выполняет прыжки на месте с маховыми движениями рук. На последние три строки стихотворения Лето выбегает за круг и присаживается за кем-либо из играющих. С окончанием текста де­ти ищут, куда спряталось Лето. Тот, кто угадает его за своей спиной, выходит в середину, теперь он изображает Лето.

Прочитайте детям рассказ В. Бианки «Июль — середина лета» (в сок­ращении).

«... Примолкать начинают пичужки: им уж не до песен. Во всех гнездах птенчики. Они родятся голенькими слепышами и долго нуждаются в забо­тах родителей. Но земля, вода, лес, даже воздух —все полно сейчас корма для маленьких, достанет для всех!

В лесах всюду полно маленьких сочных плодов: ягод — земляники, чер­ники, голубики, смородины; на севере — золотистой морошки, на юге в са­дах—черешни, клубники, вишни. Луга сменили золотое свое платье на ро­машковое: белый цвет лепестков отражает горячие солнечные лучи. Жизнь творец — Ярило-солнце в эту пору не шутит: сжечь могут его ласки».

Спросите у детей: «Когда в гнездах появляются птенчики. Спро­сите, какие ягоды растут в лесу? Почему нельзя шутить с Ярилом-солнцем? Что значит „могут сжечь его ласки"? ». Побеседуйте о том, что в солнечные дни нужно носить головные уборы, нельзя долго на­ходиться под солнечными лучами, так как можно обгореть.

Расскажите детям, что летом созревают зерновые, из которых по­лучают муку и затем выпекают хлеб. Учите их бережно относиться к хлебу. Проведите занятие на тему «Хлеб всему голова! ». Вспомните пословицы и поговорки о хлебе: «Хлеб — батюшка, хлеб —кормилец», «Хлеб бросать — силу терять», «Есть хлеб — будет и песня», «Сила от хлеба, хлеб от земли», «Хлеб, соль и вода — богатырская сила».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...