Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы обучения и преподавания: работа в малых группах с применением инновационной технологии (командо- ориентированное обучение)ТВL




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Специальность: омф

Дисциплина: Экология и устойчивое развитие

Кафедра: Кафедра питания и гигиенических дисциплин

Курс: 1, семестр 1

Тема № 1-18

 

Составитель:

преподаватель,__________________Пономарева Р.С.

 

 

Семей – 2014 г.

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

 

Заведующий кафедрой питания

и гигиенических дисциплин _________________________________Токанова Ш.Е.

 

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Заведующий кафедрой питания

и гигиенических дисциплин _________________________________Токанова Ш.Е.

 

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

 

Заведующий кафедрой питания

и гигиенических дисциплин _________________________________Токанова Ш.Е.

 

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

Заведующий кафедрой питания

и гигиенических дисциплин _________________________________Токанова Ш.Е.

 

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

Заведующий кафедрой питания

и гигиенических дисциплин _________________________________Токанова Ш.Е.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Заведующий кафедрой питания

и гигиенических дисциплин _________________________________Токанова Ш.Е.

 

1.Тема№1: Экология как теоретическая база охраны природы и рационального природопользования

2.Цель: Познакомить студентов с задачами дисциплины, основными понятиями, краткой историей развития дисциплины, объектами изучения.

3.Задачи обучения:

Студент должен знать - определение понятия экологии и «устойчивое развитие»

Студент должен уметь – работать с нормативной литературой по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

4.Основные вопросы темы:

1. Определение экологии как науки.

2. Цели, объекты, задачи и методы экологии

3. История формирования экологических знаний.

4.Взаимосвязь экологии с другими науками.

5.Роль экологии в решении практических задач.

5.Методы обучения и преподавания:

Эвритическая беседа:

Вступительное слово преподавателя:

1.преподаватель дает ориентировку в теме занятия и цели, которую и преподаватель и студенты должны достичь.

2.Предоставлется слово в соответствии с планом занятия первому студенту (на добровольной основе, а не по вызову).

3.Внимательно выслушать доклад студента, проследить за содержанием и логикой его построения. Если по содержанию речь отходит в сторону от поставленного вопроса или декларативна (бездоказательна, описательна, «книжна»), не содержит собственных размышлений студента, а является только пересказом прочитанного в книге или услышанного на Лекции, то преподаватель задает вопрос. Например: «Почему вы так думаете? Какое отношение ваши слова имеют к теме?, Что из этого следует? Высказана следующая мысль…Все ли с этим согласны или есть другие мнения?, У кого есть дополнения или уточнения? И т.д.».

4.Если выступающий не находит ответа, то вопрос адресуется ко всей группе и слово предоставляется желающему.

5. Если и он не сумел исчерпывающе ответить на поставленный вопрос, то выступления будут продолжаться о тех пор, пока не будет получен ответ на вопрос по существу рассматриваемой темы.

Если ответы полностью не удовлетворили преподавателя, то он сам дает полный, правильный ответ.

Подводит итог занятию:

-оценивает степень обсуждения вопросов и глубину их уяснения и усвоения; качество выступления студентов; дает задание для дальнейшей самостоятельной работы по неусвоенным вопросам.

Литература

Основная:

1. Экология: учебник / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. - 12-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 602 с. - (Высшее образование)

2. Алишева К, Экология, Алматы.,2006

3. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Устойчивое развитие: вводный курс: Учеб.

пособие. — М.: Университетская книга. — 312 с. 2006 г

4. Кенесариев У.И., Жакакшов Н.Ж.»Экология и здоровье населения» Алматы,2012 г

Дополнительная:

1. Доклады Министерства охраны окружающсй среды РК «О состоянии природой среды РК» 2000-2007 гг.

2.Концепция экологической безопасности РК, Астана, 2002.

3.Доклад конференции 00Н по окружающей среде и устойчивому развитию, Рио-де-Жанейро, 1992. Том 1, Нью_Йорк,1993.

4.Экологический кодекс РК, Астана 2007.

5. Шилов И.А. Экология: учебное пособие / И. А. Шилов. - 4-е изд., стериотип. - М.: Высшая школа, 2003. - 512 с.

6. Алибеков А.С. Токмолдаева З.К., Алибеков С.С., Краткий словарь по общей экологии,Алматы,Эверо,2010г,144 стр.

7. Экология и гигиена жилой среды: для специалистов Роспотребнадзора Губернский Ю.Д., Иванов С.И., Рахманин Ю.А.М., 2008

8. Атчабаров, Бахия Атчабарович. Заблуждения, ложь и истина по вопросу оценки влияния на здоровье людей испытания атомного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне: научное издание / Б. А. Атчабаров. - Алматы, 2012. - 279 с.:

9. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М., «ФАИР-ПР Е С С»,20 0 3

10.Ю.П.Пивоваров, В.В.Кролик, Л.С.Зиневич.,Гигиена и основы экологии человека. Серия «Учебники и учебные пособия».Ростов на Дону:Феникс, 2002 –512 с.

11. Марфенин Н.Н. Концепция устойчивого развития» в развитии / Россия в окружающем мире: 2002 (Аналитич кий ежегодник) /1 Под общей редакцией: Данилова-Данильян ВИ., Степанов С.А. - М.:Изд-во МНЭПУ, 2002.

13. Л.С.Зиневич.,Гигиена и основы экологии человека. Серия «Учебники и учебные пособия».Ростов на Дону:Феникс, 2008 –512 с.

14. Иванов В.П. Общая и медицинская экология.: учебник / В. П. Иванов, О. В. Васильева, Н. В. Иванова; ред. В. П. Иванова. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 507 с.: ил

15. Экология человека Ю.А. Габов Караганда,

7. Контроль:

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение понятия «устойчивое развитие».
  2. Что является объектом изучения экологии.
  3. Роль экологии в решении практических задач.

 

1.Тема№2: Экология особи-аутэкология. Организм и условия его обитания. Экологические факторы и их классификация. Основные среды жизни и их характеристика.

2. Цель: Познакомить студентов уровнями организации живых систем, основными средами жизни.

3.Задачи обучения:

Студент должен знать: Основные закономерности, определяющие взаимоотношения живых организмов со средой обитания.

Студент должен уметь:

Выявлять факторы окружающей среды, оказывающие влияние на здоровье населения.

4.Основные вопросы темы:

1. Уровни организации живых веществ.

2. Организм и условия его обитания.

3.Среды жизни их характеристика.

4.Экологические факторы, их классификация.

5.Лимитирующие факторы.

Методы обучения и преподавания: работа в малых группах с применением инновационной технологии (командо- ориентированное обучение)ТВL

Вступительное слово преподавателя:

1.преподаватель знакомит с темой занятия и целью, которую и преподаватель и студенты должны достичь, знакомит с распределением времени и оценкой в процентном соотношении за каждый вид деятельности.

Вид деятельности Время в минутах Вид оценки
1. Организационная часть    
2. Входное индивидуальное тестирование   IRAT- 10%  
3. Тестирование в группе   TRAT- 20%
4. Разбор клинических случаев в группе    
5. Перерыв    
6. Обсуждение клинического случая   Оценка за разбор – 30%
7. Закрепление материала    
9. Практические навыки   Оценка за практические навыки – 30%
10. Итоговое индивидуальное тестирование   IRAT- 10%  
11. Подведение итогов   Итоговая оценка
  Итого    

 

2.Делит студентов на 2 группы и проводит занятие строго по распределенному времени в соответствии с видом деятельности.

1. В Каждой группе проводится индивидуальное тестирование, затем тестирование в команде. После каждой выполненной работы преподаватель заполняет вариант электронного журнала.

2.Преподаватель раздает каждой группе ситуационную задачу и дает время на подготовку. Затем каждая группа обсуждает свою задачу. Вторая группа активно участвует в обсуждении.

3. Преподаватель внимательно слушает ответ студента, следит за содержанием и логикой его построения. Если по содержанию речь отходит в сторону от поставленного вопроса или декларативна (бездоказательна, описательна, «книжна»), не содержит собственных размышлений студента, а является только пересказом прочитанного в книге или услышанного на лекции, то преподаватель задает вопрос. Например: «Почему вы так думаете?, Какое отношение ваши слова имеют к теме?, Что из этого следует? Высказана следующая мысль…Все ли с этим согласны или есть другие мнения?, У кого есть дополнения или уточнения? И т.д.».

4.Если выступающий не находит ответа, то вопрос адресуется ко всей группе и слово предоставляется желающему, если группа не отвечает, то вторая группа дополняет ответ, или выражает согласие с обоснованием.

5. Если и он не сумел исчерпывающе ответить на поставленный вопрос, то выступления будут продолжаться о тех пор, пока не будет получен ответ на вопрос по существу рассматриваемой темы.

Если ответы полностью не удовлетворили преподавателя, то он сам дает полный, правильный ответ.

В конце занятия, для контроля усвоенного материала проводится индивидуальное тестирование.

Преподаватель подводит итог занятию:

-оценивает степень обсуждения вопросов и глубину их уяснения и усвоения; качество выступления студентов; знакомит с итоговой оценкой в электронном варианте журнала, дает задание для дальнейшей самостоятельной работы по неусвоенным вопросам.

Литература

Основная:

1. Экология: учебник / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. - 12-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 602 с. - (Высшее образование)

2. Алишева К, Экология, Алматы.,2006

3. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Устойчивое развитие: вводный курс: Учеб.

пособие. — М.: Университетская книга. — 312 с. 2006 г

4. Кенесариев У.И., Жакакшов Н.Ж.»Экология и здоровье населения» Алматы,2012 г

Дополнительная:

1. Доклады Министерства охраны окружающсй среды РК «О состоянии природой среды РК» 2000-2007 гг.

2.Концепция экологической безопасности РК, Астана, 2002.

3.Доклад конференции 00Н по окружающей среде и устойчивому развитию, Рио-де-Жанейро, 1992. Том 1, Нью_Йорк,1993.

4.Экологический кодекс РК, Астана 2007.

5. Шилов И.А. Экология: учебное пособие / И. А. Шилов. - 4-е изд., стериотип. - М.: Высшая школа, 2003. - 512 с.

6. Алибеков А.С. Токмолдаева З.К., Алибеков С.С., Краткий словарь по общей экологии,Алматы,Эверо,2010г,144 стр.

7. Экология и гигиена жилой среды: для специалистов Роспотребнадзора Губернский Ю.Д., Иванов С.И., Рахманин Ю.А.М., 2008

8. Атчабаров, Бахия Атчабарович. Заблуждения, ложь и истина по вопросу оценки влияния на здоровье людей испытания атомного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне: научное издание / Б. А. Атчабаров. - Алматы, 2012. - 279 с.:

9. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М., «ФАИР-ПР Е С С»,20 0 3

10.Ю.П.Пивоваров, В.В.Кролик, Л.С.Зиневич.,Гигиена и основы экологии человека. Серия «Учебники и учебные пособия».Ростов на Дону:Феникс, 2002 –512 с.

11. Марфенин Н.Н. Концепция устойчивого развития» в развитии / Россия в окружающем мире: 2002 (Аналитич кий ежегодник) /1 Под общей редакцией: Данилова-Данильян ВИ., Степанов С.А. - М.:Изд-во МНЭПУ, 2002.

13. Л.С.Зиневич.,Гигиена и основы экологии человека. Серия «Учебники и учебные пособия».Ростов на Дону:Феникс, 2008 –512 с.

14. Иванов В.П. Общая и медицинская экология.: учебник / В. П. Иванов, О. В. Васильева, Н. В. Иванова; ред. В. П. Иванова. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 507 с.: ил

15. Экология человека Ю.А. Габов Караганда,

7. Контроль:

Тест-контроль:

1. Что относится к главным уровням биологической организации?

1. ген, клетка

3. орган, организм,

4. популяция, сообщество

5. все перечисленное

2. Наличие у системного целого особых свойств, не присущих его подсистемам и блокам называется…

1. биоценозом

2. онтогенезом

3.индивидууом

4.эмерджентностью

5. онтогенезом

3.Сколько сред жизни вы знаете?

1. 1

2. 3

3. 2

4. 4

5. 5

4.Выберите биологический фактор окружающей среды?

  1. минеральные удобрения
  2. синтетические моющие средства
  3. нефтепродукты
  4. растительные волокна
  5. окислы азота и серы

5. Назовите химический фактор окружающей среды?

1. протозойные инвазии

  1. синтетические моющие средства
  2. цветочная пыльца
  3. растительные волокна
  4. патогенные вирусы

6.Какой из факторов окружающей среды не относится к физическому?

1.электромагнитные поля

2.радиоактивное излучение

3.УФО-излучение

4.барометрическое давление

5.окислы азота и серы

7.Выберите, что относится к понятию мутуализма?

1. оба вида не могут существовать друг без друга

2.не оказывают друг на друга влияния

3. тормозит рост другого организма

4.оказвают друг на друга неблагоприятное воздействие

5.питается свой жертвой

8.Выберите, какими могут быть антропогенные воздействия на природную среду?

1. целенаправленные

2.стихийные

3.прямые

4.косвенные

5. все перечисленное

9.Выберите главнейшее и наиболее распространенное отрицательное антропогенное воздействие на природу?

1.загрязнение окружающей среды

2.рост потребления природных ресурсов

3.сокращение биоразнообразия

4.изменение климата

5.рост населения планеты

10.Назовите природные физические факторы, оказывающие влияние на здоровье населения?

1. шум

2. тепло

3. холод-тепло

4. свет

5. все перечисленное

 

 

1.Тема№3: Экология популяций - демэкология. Статические и динамические показатели популяции.

2.Цель занятия: Дать общее представление о демэкологии, показателях популяции.

3.Задачи обучения:

Студент должен знать:

распространенность и динамику численности организмов, структуру сообществ и их динамику;

Студент должен уметь:

использовать полученные знания о закономерностях взаимодействия живых организмов и окружающей среды в практической деятельности для сохранения устойчивого развития..

4.Основные вопросы темы:

1.Понятие о популяции.

2. Статические характеристики популяции: численность, плотность, показатели структуры (возрастной и половой, размерный состав).

3.Динамические показатели (рождаемость, смертность, скорость роста) популяции.

4. Пространственное размещение и его характер: случайное, равномерное и групповое.

скорость роста.

5.Кривые выживания.

6.Экологическая стратегия выживания (r-стратегия, к-стратегия).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...