Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Право Древней Индии. Законы Ману и Артхашастра.




Государственный строй Древней Месопотамии

В Месопотамии наиболее ранняя форма государственной организации – города-государства. Во главе – правитель-царь энси (“возглавляющий род”, “закладывающий храм”) или лугаль (“большой человек”, “хозяин”). Созывались общинные собрания и советы старейшин. Эти органы избирали и низвергали правителей, определяли объем их полномочий. У собраний финансовые, законодательные и судебные функции. Правитель – глава культа, ведал ирригацией, строительством, хозяйством, предводитель войска, председатель собраний и советов.

В результате победоносных войн роль правителей усиливалась и их власть выходила за пределы отдельных городов и общин. Создается административный аппарат и храмовая администрация. Происходит передача власти по наследству. Формируется представление о божественном происхождении царской власти. Наибольшей концентрации власть достигает в Древневавилонском царстве при Хаммурапи – древневосточная деспотия.

Формально у царя неограниченные законодательные полномочия. Он глава большого управленческого аппарата (наместники в городах и областях, военачальники, послы), смещает и назначает чиновников, отдает распоряжения по самым различным вопросам. У царя обширные хозяйственные функции: ирригация, строительство, цены, зарплата.

Страна была разделена на области, которые находились под управлением царских чиновников, ответственных за сбор налогов, поддержание порядка и созыв ополчения. Также они контролировали назначение глав общин.

Вместе с тем у деспотии в Месопотамии имелись особенности: наличие общинных органов управления, которые сохраняли ряд административных, судебных и хозяйственных функций; некоторые города имели особый юридический статус и могли освобождаться от налогов и повинностей. Храмы также пользовались определенной самостоятельностью из-за крупного землевладения и большого количества подневольных лиц. Только Хаммурапи удалось подчинить их в административном и хозяйственном отношении. Хаммурапи назывался “богом царей”, его имя писалось со словом “бог”, но он не был ни самим божеством, ни верховным жрецом. Религия подчеркивала человеческую природу царя.

Армия первоначально набиралась из лиц, зависимых от храма или лично от правителя. При Саргоне появилось постоянное войско из 5400 чел., сформированное из малоимущих земледельцев-общинников, получавших земельный надел. При Хаммурапи происходит отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воинам предоставляли наделы из царской земли, которая исключалась из оборота. Служба была “вечной”. Профессиональные воины исполняли и полицейские функции. Во время крупных походов созывалось общинное ополчение.

Суд. До Хаммурапи главную роль играли общинные и храмовые суды, но уже в Шумере появились царские суды и должность верховного судьи. С усилением царской власти появляются коллегиальные общинные суды из старейшин, которые действовали под руководством царского чиновника. Этим судам оставались неподсудны дела, касающиеся царских людей и царского имущества.

При Хаммурапи царские суды действовали во всех больших городах. Судьи несли ответственность за изменение решения вплоть до лишения права отправлять правосудие. Царь не являлся высшей апелляционной инстанцией – он обладал правом помилования приговоренных к смерти. Но царь принимал жалобы, которые передавал в соответствующие инстанции. Царские наместники пользовались правом вызова в суд, ареста и розыска преступников. Наряду с профессиональными царскими судьями существовали должности глашатаев, судебных исполнителей, судебных гонцов и писцов.

В судопроизводстве участвовали храмы: принимали клятвы, свидетельствовали сделки, творили “божий” суд (ордалия).

 

Право по Законам Хаммурапи:

Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием сборников законов. Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Текст делится на три части. Во введении Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого". Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь, заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи, деление на которые было осуществлено учеными в наше время (в оригинале текст сплошной).

При составлении кодекса было использовано обычное право, шумерийские судебники, текущее законодательство. Тексты составлены в основном в казуистической форме, и почти все статьи начинаются со слова "если". Законы не содержат общих принципов права, нет системы и в изложении, хотя известная логика присутствует. Законы Хаммурапи в отличие от других восточных кодификаций не содержат религиозного и морализаторского элемента. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладение и частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалии.

 

Вопрос 7. Государственный строй Древней Индии. Его особенность. Источники права Древней Индии.

Государственный строй.

Империя Маурьев возникла в результате войн, и централизация основывалась как на силе, так и на политике. В составе империи находились полуавтономный государства, сохранившие свои обычаи, традиции, органы самоуправления. Они лишь платили дань и оказывали военную помощь центральной власти. Центральная власть не была достаточно сильной и большая роль уделялась общинному самоуправлению.

Религия в Индии исключала законодательную власть царей. Дхарма царя-охрана подданных, и налог царю-плата за охрану. Царь осуществлял правосудие, считался опекуном больных, вдов и детей. Царь не считался богом, а «милый богам». Обожествлялась сама власть данная от богов, а не сам человек.

Народ поклонялся Богам: доарийский период – Брахма, Вишну, Кришна, Шива, Калиб. Ведический период – Индра, Агни, Варун. Буддизм – Будда (цель жизни – достижение нирваны). Джайнизм – Ахимса-отказ от насилия. Индуизм – учение о переселении душ, закон воздаяния (кармы).

Совет царских сановников – Паришад. Среди высших государственных чиновников были: главный сборщик налогов, главный казначей и главнокомандующий. Важную руль играл придворный жрец и астролог. Существовала практика передачи власти по наследству. Система местного самоуправления предполагала различные административные единицы и уровни. Высшими были провинции – «Джанапад» во главе с «раджуком». Низшей единицей была сельская община – деревня (грама).

Судебная система состояла из царских и внутри-общинных судов. Высшей судебной инстанцией был суд царя и брахманов – «Сабха».

Армия состояла из наследственных войнов, наемников и войск, поставляемых отдельными объединениями (гильдиями, союзниками, вассалами). Армия была кастовой – только кшатрии (войны) могли носить оружие. Армия выполняла и функции поддержания общественного порядка.

Источники права:

• Обычное право (обычаи)

• Дхармашастры – сборники норм

• Архашастра Каутильи – рассказывается о расширении земель, о доходах и расходах царской казны.

• Законы Ману (мифического «прародителя людей»)

Архашастра-наука о политике, написанная придворным чиновником Каутильей. Является политическим трактатом, но содержит разделы, посвященные вопросам государственного строя, процесса, гражданского и уголовного права.

Правильный брак по Архашастре:

1. Брахману подарили девушку с украшениями

2. Брак со словом «исполняйте вместе Тхарму» благословение родителей

3. Брас с принятием от жениха 2 коров

4. Дарение девушки жрецу перед алтарем

5. Брак по обоюдному желанию

6. Брак асура, выкуп за невесту

7. Брак ракшаса, похищение невесты

8. Похищение спящей или опьяненной невесты

 

По Архашасте мужчина мог делать подарки жене только на отпределенную сумму 20 тысяч пан. Украшения не считались.

Женщина не имела права не впускать мужа в дом.

Мужу было дозволительно бить жену 3 раза в день бамбуковой палкой.

Если женщина не рожала ему детей, то он мог расстаться с ней через 10 лет, если только девочек, то через 11, а если жена сварлива, то через год.

При измене жены убивали ее и любовника.

Заложник долгового рабства должен хорошо содержаться, в рабстве не более 8 лет

Сделки должны заключаться в городах.

За оскорбления идут штрафы – 3 и 6 пан.

 

Законы Ману- представляют собой объемный свод религиозных, этических и юридических норм. Делиться на 12 глав, каждая которая состоит из стихов. Основу составляли нормы поведения и описание образа жизни для представителей разных варн. Сборник содержит нормы, регулирующие организацию государственной власти, нормы гражданского и уголовного законодательства.

 

• Глава 1 –о миро-создании мира богом Ману

• Глава 2 – об изучении веды (гуру-учитель. В присутствии гуру нельзя гоорить стоя, лежа, отвернувшись)

• Глава 3 – правильный и неправильный брак.

(онумона – либо своей касты, либо на кату ниже для мужчин) – правильный. (протилоша – женщина высшей касты выходит за мужчину ниже кастой) – неправ.

• Глава 4 – о повседневной жизни человека (на сына или ученика можно поднять палку)

• Глава 5 – о положении женщины

В детстве подчиняется отцу, в молодости мужу, в старости сыну

• Глава 6 – о пути аскета (седина на голову, увидел детей детей = должен уйти в лес и отказаться от мясной пищи. Постигнуть гармонию в лесу наедине с природой.

• Глава 7 – о тхарме царя (царь должен быть справедливым, спать 4-5 часов в день)

• Глава 8 – собственно- правовой характер. Судебные дела. (18 поводов обращения в суд: неуплата долга, захват имущества, неуплата жалования, хозяйственные споры, насилие, прелюбодеяние, раздел наследства, игра в кости)

Суд состязательный. Опрашивают свидетелей-только равные касты (женщина не может давать показания). Суд Ордалий: огонь, вода(если тонет, то не виноват), клятва здоровьем жены, сына, близкого человека. Принцип Талиона за преступления против личности: ударил палкой – отрубание руки, плюнул – губы.

• Глава 9 – семейно-брачные отношения (женщина всегда рядом с мужем, брак с равными кастами, если не рожает – развод на 8 году, рожает мертвыми на 10, рожает девочек на 11 году. Брачный возраст мужчины-24 года, девушки – 8 лет)

• Глава 10 – 7 способов приобретения имущества (наследование, дар, находка, покупка, завоевание, работа, милостыня) купля-продажа осуществлялась при свидетелях и предусматривалось 10 дней на расторжение договора.

• Глава 11 – жизнь «неприкасаемых»(детей от неправильных браков)

• Глава 12 – ритуалы и правила их выполнения, проведения.

 

Империя Маурьев возникла в результате войн, и централизация основывалась как на силе, так и на политике. В составе империи находился ряд полуавтономных государств, сохранивших свои обычаи, традиции, органы управления. Они лишь платили дань и оказывали военную помощь центральной власти. Поэтому в империи 2 тенденции – центростремительная и сепаратизм, который возобладал и привел к распаду государства в II в. до н. э. Центральная власть была недостаточно сильной, и большая роль отводилась общинному самоуправлению.

Религия в Индии исключала законодательную власть царей, утверждала незыблемость норм права. Дхарма царя – охрана подданных, и налог царю – плата за эту охрану. Царь также осуществлял правосудие, считался опекуном больных, вдов и детей, важной его функцией была организация общественных работ и ирригация. Царь не считался богом, а был «милый богам», т. е. обожествлялась царская власть, а не персона. На царя оказывали влияние брахманы. Как и везде, царь – глава административного аппарата, у него - право назначения на должности и контроль за их исполнением.

Все чиновники в государстве делились на центральных и местных. Высшие сановники – мантрины составляли государственный совет – мантрипаришад, состав которого не был строго установлен, и в него могли входить, например, также представители крупных городов. Среди высших чиновников государства были: главный сборщик налогов, главный казначей и главнокомандующий (сенапати). Важную роль играли придворный жрец (пурохита) и астролог. Существовала практика передачи должностей по наследству. В государстве действовала также сеть контрольных, надзорных и инспектирующих чиновников-шпионов, которых царь принимал в любое время суток.

Система местного управления предполагала различные административные единицы и уровни. Высшими административными единицами были провинции, которые управлялись царевичами. Далее следовали округа и 4 вида сельских областей. Самой низшей единицей была сельская община - деревня (грама), в дела которой государство не вмешивалось и которая была замкнутым мирком, сохраняясь почти в неизменном виде не протяжении многих столетий.

Судебная система состояла из двух категорий судов – царских и внутриобщинных. Высшей судебной инстанцией был суд царя вместе с брахманами или его судебная коллегия – сабха. Царь имел право ежегодных амнистий. Во всех административных единицах, начиная с 10 деревень, действовали царские судебные коллегии из 3 судей.

Армия состояла из наследственных воинов, наемников и войск, поставляемых отдельными объединениями (гильдиями, союзниками, вассалами). Армия была кастовой – только кшатрии могли носить оружие. Армия выполняла и функции поддержания общественного порядка.

Право Древней Индии. Законы Ману и Артхашастра.

Древнейшим источником права в Индии был обычай. С развитием государства все большее значение приобретают законы, издаваемые царями. Отличительной особенностью древнеиндийского права является огромное влияние религии. Древнейшие индийские сборники законов представляли творчество различных школ брахманов и служили учебными руководствами.

Наиболее известный из них сборник - Законы Ману (мифического «прародителя людей»). Они составлялись на протяжении нескольких веков и в основном были завершены к началу нашей эры. Законы Ману представляют собой объемный свод религиозных, этических и юридических норм. Сборник делится на 12 глав, каждая из которых состоит из стихов. Основное содержание законов Ману составляли нормы поведения и описание образа жизни для представителей разных варн (дхарма – жизненный путь). Наряду с этим сборник содержит нормы, регулирующие организацию государственной власти, а также нормы гражданского и уголовного законодательства.

Широко был распространен и другой сборник - Артхашастра ("Наука о политике"), составление которого приписывали Каутилье – советнику царя Чандрагупты, основателя империи Маурьев. По форме Артхашастра является политическим трактатом, но она содержит разделы, посвященные вопросам государственного строя, процесса, гражданского и уголовного права.

Право собственности. Индийское право знало 7 способов возникновения собственности: наследование, дар или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, работа, милостыня. Существовал институт давности владения (срок – 10 лет). Тщательно регламентировалась земельная собственность, которая делилась на царскую, общинную и частную. Право запрещало вмешиваться в дела собственника.

Обязательственное право было тщательно разработано, особенно в отношении договоров найма. В Индии были распространены наемные работники по договору (кармакары). Купля-продажа осуществлялась при свидетелях, и предусматривалось 10 дней на расторжение договора.

Семейное право. В основе – патриархальная семья. Женщина находилась в приниженном положении. Один из принципов такого положения выражен в индийских источниках фразой «женщина никогда не пригодна для самостоятельности», поэтому она всегда должна находиться под властью мужчины – отца, мужа или даже сына. Женщина имела очень ограниченную правоспособность и не обладала почти никакими имущественными правами. Брачный возраст для мужчины был установлен в 24 года, для женщин с 8 лет.

Уголовное право имело высокий для своего времени уровень развития. Подробно рассматриваются преступления против личности и против собственности. Особое внимание уделено наказаниям: они трактуются как сила, которая правит людьми и охраняет их. Применять наказания следует с учетом всех обстоятельств, так как несправедливое наказание «лишает неба в другом мире». Виды наказаний разнообразны: смертная казнь, тюрьма, изгнание, штраф. В особую категорию выделялись семейные преступления. Так, преступлениями против семьи считались:

беседа с замужней женщиной (наказывалось штрафом);

встреча с девушкой из высшей варны (человек низшей варны подлежал телесному наказанию);

связь с охраняемой брахманской (вайшья лишался имущества, кшатрий подвергался штрафу в 100 пан);

неверность жены (виновная затравливалась собаками);

связь с замужней женщиной (каралось в зависимости от принадлежности к варне).

Процесс. В праве выделяются 18 поводов судебного разбирательства. Источником доказательств являются свидетельские показания. Ценность показаний зависела от принадлежности к варне. Не могли быть свидетелями женщины «вследствие непостоянства женского ума». В процессе использовались ордалии. В Индии существовало 5 видов ордалий:

испытание весами (обвиняемые взвешивались дважды, вероятно до и после допроса, если во второй раз он был легче - считался не виновным);

испытание огнем (обвиняемый брал раскаленный предмет в руку и при отсутствии следов ожога считался невиновным);

испытание водой;

испытание ядом;

клятва (если после клятвы с обвиняемым происходила какая-то неприятность, то вина его считалась доказанной).

 

Вопрос 8. Государственный строй Древнего Китая. Источники права Древнего Китая.

Китай развивался изолировано. Наибольшего рассвета получил при династии Цинь. Сначала не существовало строго порядка престолонаследия- наследовали братья, сыновья, племянники. В конце Инь престол стал передаваться старшему сыну. Чиновники из поколения в поколение занимали одни и те же должности, передаваемые по наследству, однако с соизволения вана. Ван носит титул «сына Неба» он – первосвященник. Центром управления сначала был двор вана. Близко к вану стоял дзай-управитель. Существовали такие люди во дворе, которые обслуживали личные дела вана. Леса, воды, пастбища были объектами особых забот чиновников. Администрация в уделах возглавлялась удельными правителями – чжоу. Проходило множество междоусобных войн «война всех против всех». Была необходима объединения. Произошло распространение идеологии легистов(законников). Были сторонниками бюрократического государства, строгих и обязательных законов, лежащих в основе государственного управления. Одним из идеологов был Шан Ян. Легисты считали, что человек по своей природе порочен и править должны законы. Проведены реформы, при которых разрешена свободная купля-продажа земли, введен налог на землю. С налогом на землю было введено четкое административно-территориальное деление. была запрещена кровная месть. Введены единые меры и веса.

Политика легистов нанесла сильный удар потомственной титулованной аристократии. По новому положению о рангах знатности она присваивалась не с связи с происхождением, а за заслуги перед правителем. Была создана система 20 чиновничьих рангов.

Власть монарха обожествлялась. Император выступал в качестве символа «связывающего единства» страны. Важными являлись органы, которые были связаны с ритуалами и обрядами. Император был высшим судьей, был обладателем военной и законодательной власти.

Источники права

Первые писанные законы появились в государстве Шань. Китайский уголовный кодекс. В нем насчитывалось 3 тысячи статей. Он был данью традиций, конфуцианскому учению. В нем не было суда Ордалий. Уголовный процесс был розыскным, а наказаний существовало 5 видов: принудительное татуирование всего тела, отрезание носа, отрубание ноги, кастрация, смертная казнь через удушение на публике (Чиновников казнили дома).

Циньское уложение о наказании ввело наказание за кражи, избиения, тяжелые телесные повреждения – штрафы. Было введено подробное расследование дел. Для расследования было необходимо 2-ое понятых, осмотр места преступления, опрос хозяина дома, соседей и составлялся письменный протокол. При самоубийстве опрашивали жену, соседей, либо искали очевидцев.

Законодательные акты династии Хань смягчали наказания путем замены их другими: татуирование - роспись, отрубание носа – жилет, отрубание ноги – ее окраска. Битье палками заменяют с 20сот до сотни ударов бамбуковой палкой.

 

Деспотические черты правления стали складываться еще в иньском Китае, где сначала не существовало строгого порядка престолонаследия - наследовали братья, сыновья, племянники. В конце Инь престол стал передаваться старшему сыну. В это время складывался и административный аппарат, в котором чиновники из поколения в поколение занимали одни и те же должности, передаваемые по наследству, однако с соизволения вана.
В раннечжоусском Китае власть и личность вана окончательно сакрализуется. Он носит титул "сына Неба", который "управляется Небом", его называют "отцом и матерью" своих подданных. Ван - первосвященник.
Центром управления в чжоусском Китае был двор вана. Дворцовая система управления замыкала на дворце всю деятельность по обслуживанию самого вана и по управлению государственными делами. Близко к вану стоял цзай -управитель, который вместе с подчиненными ему чиновниками был глашатаем воли вана внутри дворца, ведал дворцовыми ремесленниками, следил за храмами предков вана и пр. Особое место при дворе занимали шаньфу (стольники), обслуживающие личные нужды вана, выполняющие универсальную и особо доверительную работу по выполнению его различных административных и военных поручений. Ряд должностей был связан с функциями контроля над государственной хозяйственной деятельностью. Леса, воды, пастбища, например, были объектом забот особых чиновников, подчиненных "надзирателю земель".
По образцу двора вана строилось управление и в автономных уделах. Администрация в уделах возглавлялась удельными правителями - чжухоу, они опирались на советников и помощников. Правителей уделов собирал ван для обсуждения вопросов о "наказаниях, о ритуале, о справедливости". В VII-VI вв. до н.э. чжухоу, вышедшие из подчинения вана, стали заключать на своих съездах "клятвенные договоры" между собой, ставшие основной формой их взаимоотношений.


В циньско-ханьском Китае складываются централизованные деспотические империи. Победу централизации в Древнем Китае можно объяснить рядом причин, в частности этнической, духовной, культурной общностью населения Китая. Не последнюю роль сыграло и осознание наиболее дальновидными представителями правящих слоев Китая необходимости объединения, прекращения междуусобной борьбы "всех против всех". Эти стремления выразились в распространении в эпоху Чжаньго идеологии логистов*.

* Легисты (законники) - сторонники сильного бюрократического государства, строгих, обязательных для всех законов, лежащих в основе государственного управления.
"Власть - это то, чем располагает лишь правитель", - писал Шан Ян, один из идеологов легизма и государственный деятель Циньской империи. Деятельность легистов, отстаивающих в качестве главных интересы правителя, государства, казны, была ответом на развитие частной земельной собственности, угрожавшей традиционной системе эксплуатации податного крестьянства.
Шан Ян в IV в. до н.э. провел серию реформ, которые привели к централизации царства Цинь и его последующему усилению, завершившемуся созданием Циньской империи. На основании этих реформ была разрешена свободная купля-продажа земли, введен налог на землю, который взимался с каждого землевладельца в зависимости от размеров его земельного владения. С налогом на землю было введено четкое административно-территориальное деление, а также круговая порука в десяти-, пятидворках, призванных на основе взаимной слежки охранять порядок на своих территориях. В целях предотвращения длительных распрей семейных кланов была запрещена кровная месть. Введены единые мера и вес и др.


Политика легистов в царстве Цинь нанесла сильный удар главному противнику централизации - потомственной титулованной аристократии. По новому положению о рангах знатности они присваивались не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. В конце III в. до н.э. в империи Хань была создана система 20 чиновничьих рангов, соответственно которым чиновники занимали должности и получали жалованье. Последнее означало выплату от 10 тыс. даней** зерна в год обладателю 1-го ранга, до 100 даней - обладателю 20-го ранга.

** 1 дань - 103,5 литра зерна. Часть жалования выплачивалась деньгами.
Власть монарха в циньско-ханьском Китае обожествлялась. Правитель царства Цинь, объединивший в границах Циньской империи обширные территории, принял титул императора (ди). Император выступал в качестве символа, олицетворения "связывающего единства" страны. Важное место в государственном аппарате занимали органы, которые были связаны с ритуалом и обрядами, призванными поддерживать миф о божественном происхождении "сына Неба". В руках китайского деспота сосредоточивалась полнота военной и законодательной власти. Он был высшим судьей, стоял во главе многоступенчатого военно-бюрократического аппарата, назначал всех высших чиновников центрального и местного аппаратов.
Центральный аппарат империи включал в себя ряд ведомств: финансовое, военное, судебное, обрядов, сельского хозяйства, ведомство императорского двора, дворцовой стражи. Главы ведущих ведомств приглашались на совещания к императору, на которых обсуждались важные вопросы государственной жизни.
По сравнению с государственным аппаратом других древневосточных государств этот аппарат отличался и многочисленностью, и большим объемом полномочий, что в свою очередь определяло социальную значимость, престиж чиновничества.
Финансовое ведомство вместе с военным ведомством сложились еще в VII-IV вв. до н.э. в царстве Лу. Во главе его в Ханьской империи стоял канцлер (чэнсян), выполнявший обязанности первого министра, главного помощника правителя (вначале их было два - "левый" и "правый"). Он разрабатывал финансовую политику, определял суммы налоговых и других поступлений в доход казны, государственные расходы и пр.
Со временем вместе с усложнением функций государственного аппарата стала больше разграничиваться деятельность отдельных ведомств, но это был длительный и незавершенный в Древнем Китае процесс. Командующим армией, например, считался сам император, но положение канцлера как первого помощника и главы административного аппарата делало его ответственным за все военные приготовления.
Финансовое ведомство осуществляло свои функции вместе с ведомством императорского двора, которое выполняло и некоторые функции организатора общественных работ.
Ведомство императорского двора сложилось в Ханьской империи, когда содержание императора и придворных стало требовать много денег и за правителем была закреплена часть налоговых поступлений, идущих на его личные нужды. Налоговые функции финансового ведомства и ведомства императорского двора, располагавших значительным штатом, делились в соответствии с характером налога и его назначением. Ведомству императорского двора шли налоги в основном от эксплуатации водных сооружений и горных разработок. В этом ведомстве существовала должность особого чиновника (душуйя), руководящего строительством и эксплуатацией оросительных сооружений. Сам факт взимания налогов за пользование оросительными сооружениями для личных нужд правителя свидетельствует о том, что верховная собственность на воду сосредоточивалась в руках императора.
Особая роль отводилась военному ведомству, возглавляемому тайвэем, к ведению которого относились комплектование армии, назначение военных чинов и пр. О его важной роли свидетельствовало, в частности, то, что тайвэй наряду с первым министром (чэн-сяном) и верховным цензором (юйшидафу) входил в высшую, наиболее привилегированную категорию чиновников - "трех гунов".
В империи существовало особое ведомство обрядов, руководимое верховным жрецом. Унифицированный ритуал должен был служить социальному сплочению, воспитанию населения в духе признания незыблемости и святости существующих порядков. Характерно, что верховный жрец осуществлял надзор за созданной в 124 году до н.э. императорской академией, готовящей высокопоставленных чиновников. Он тем самым выступал в роли "министра образования".
Цензорские органы возглавлялись верховным цензором. Чиновники этого ведомства, доверенные лица и личные представители императора стояли на страже существующих порядков как в центре, так и на местах. Они были "глазами и ушами" императора в каждом округе, контролировали работу всех его должностных лиц, следили за их благонадежностью, расследовали по прямому поручению императора заговоры и другие государственные преступления.
Глава ведомства сельского хозяйства был своеобразным верховным казначеем, ответственным за поступления в государственную казну налогов, откупных платежей за трудовые повинности, доходов от государственных монополий на соль и железо. Он контролировал также расходы на содержание чиновничества и армии.

 

Источники права

Согласно исторической традиции первые писаные законы в Китае появились в государстве Шань, а в Х в. до н.э. в Чжоу якобы существовал Уголовный кодекс, насчитывающий 3 тысячи статей. Ссылки на исключительную давность китайских кодексов - дань традиции, конфуцианскому учению, что правитель "не создает право, а передает его, доверяя древним и любя их".
Появление писаных законов в Китае фактически относится к VI-V вв. до н.э., что было связано с усилением социального расслоения китайского общества. Не случайно одним из первых писаных законов был Закон о поземельном налоге, принятый в VI в. до н.э. в царстве Лу, закрепивший ликвидацию общинного и установление частного землевладения.
Усиление законодательной деятельности в период Чжаньго "Воюющих царств", в V-III вв. до н.э., было связано также с необходимостью использования закона в целях стабилизации политической обстановки в условиях изнурительной, непрекращающейся борьбы отдельных китайских княжеств между собой.
Одним из первых материальных свидетельств писаных законов в Древнем Китае стал найденный бронзовый треножник с текстом "Обозрения законов", относящийся к 536 году до н.э., основой которого стало понятие "у син" - пяти видов наказаний за преступления: клеймение, отрезание носа, отрубание одной или обеих ног, кастрация и смертная казнь, ставшая наиболее распространенным наказанием. Лишь на рубеже V - IV вв. до н.э. появился один из первых сводов законов "Книга законов царства Вэй", составленная Ли Фуем на основе правовых положений, принятых в отдельных княжествах и по традиции считающихся законами предков. Он состоял из 6 глав: законы о ворах, о разбойниках, о заключении в темницу, о поимке преступников, об орудиях казни и пытки.
Этот сборник положил начало последующей практике разработки сборников законов. В ханьском Китае в III - II вв. до н.э. проводилась огромная работа по описанию, переписке, комментированию и восстановлению древних законов. "Книга законов царства Вэй" была в это время дополнена еще рядом глав, в частности нормами права о военном деле, о государственном коневодстве и о финансах.
Появление писаных законов не могло изменить свойственный всему древнему праву Китая порядок, при котором непосредственному приказу вышестоящего лица, вплоть до правителя, или правилам нравственности, возведенным в ранг общепринятых установлении Конфуцием или его последователями, отводилось главное место в регулировании жизнедеятельности китайского общества. Законы не вытеснили и широко распространенных во все времена на общинном уровне норм обычного права, регулирующих многие стороны общественных отношений, в частности поземельных.

 

Вопрос 9. Государственный строй Древней Греции. Полисная организация. Источники права Древней Греции.

Выбор религии народом всегда определяется его правителями. Истинной религией всегда оказывается та, которую исповедует государь. Период упадка, наступившего в 11-9 в до нашей эры – Эллада вынесла семена нового государственного устройства. От первых царств остались россыпи деревень. Вместе они составляли государство-город (ПОЛИС). Крупнейшими городами были Афины, Спарта, Коринф и Фивы.

Афины и Спарта

Если Афины можно назвать оплотом демократии, то Спарта по праву считалась центром олигархии. В большинстве греческих государств процентное отношение рабов к свободны гражданам было достаточно низким. Для поддержания своего господства весь народ Спарты был превращен касту воинов, которых с самого детства обучали терпеть боль и жить в казарменных условиях древней Греции. Греки были ярыми патриотами своих городов, но признавали, что являются одним народом – эллинами. Их объединяла поэзия Гомера, вера во всемогущего Зевса и других олимпийских богов. Греки высоко почтили верховенство права, все остальные народы чтили «варварами». Неминуемым оказалось нападение тех самых варваров – персов. Персы не особо интересовались землями греков, пока Греция не поддержала азиатских греков, взбунтовавшихся против персидского правления. Восстание было подавлено и спустя время персидский царь отправил войско отомстить Афинам. Афиняне одержали победу. Но сын и приемник предыдущего правителя персов собрал более масштабное войско. Нападение осуществлялось с кораблей, образовав мост через нынешней пролив Дарданеллы. Греческое войско объединилось. Они поставили заслон – 300 спартанцев и царь Леонид. Гибель спартанцев была напрасной, Др. Греция не выдержала натиска. Жителей Афин эвакуировали и захватчики сожгли все храмы в Акрополе.

Ареопаг – совет старейшин из 30 человек. «совет 500»- 5 человек от каждой фивы. Суд состязательный. До 12 часов дня стороны могли решить вопрос сами путем договоренности. По простым делам 500 судей, по более тяжким 1000+1. Голосование проходила с помощью шариков: белый/черный, складываемые в железную вазу. Если одинаковое количество – невиновен, если белых – невиновен, если черных – виновен и будет наказан. «Эклессия»- народное собрание мужчин по наиболее важным вопросам.

Причины образования полиса:

1. Железо. Освоение и широкое распространение. Усложнение экономики, динамичного товарного производства. Усиление мощь в военном деле.

2. Внешний фактор. Столкновения между державами.

3. Социальная мудрость. Борьба общинников с родовой аристократией. Достигнул социальный компромисс.

Право древней Греции

Источником права Древних Афин были обычаи, законотворчество верховных органов власти полиса, законы Драконта, реформы Солона, Гортинские законы.

Законы Драконта. Считается законы были первое письменное законодательство Афин, как дошедшие до нас. Более или менее четко были прописаны функции государственных чиновников, принципы их избрания. Главным было прописывание штрафных санкций за те или иные правонарушения. Уголовные законы Драконта на первый взгляд выглядят исключительно жестокими. Даже за самые невинные проступки человек мог быть наказан смертной казнью (кража овощей). Не считалось за преступление убийство вора, если оно был

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...