Этапы развития государственного строя Англии в ходе буржуазной революции. Изменение в государственном устройстве Англии.
В ходе буржуазных революций XVII столетия сформировалась правовая система Великобритании. В Англии власть находилась в руках феодальногодворянства, интересы которого представлял король. Парламент, хотя и собирался, был подчинен королю.Очень бурно развивались капиталистические отношения. Английская буржуазия выступала против лидерства старой аристократии и нового дворянства,а также господства церкви в союзе с «новым дворянством» (часть земельной аристократии, которая занималась торгово-промышленной деятельностью). Огораживания и обезземеливание успели разложить сельскуюобщину и снизили до предела жизненный уровенькрестьянства. В политической сфере буржуазии приходилось делить власть с новой земельной аристократией. Английская революция на первом этапе развивалась как противостояние короля и парламента. Сформированная оппозиция в парламенте перешла в наступление на политику короля. С парламентской сессии 1628 г. начался новый исторический этап. Едвасобравшись, парламент принимает «Петицию о праве», содержащую идею буржуазной конституционноймонархии. В принципе, на тот момент парламент требовал не введения конституционной монархии, а всеголишь ослабления налогового гнета на деловые круги.Требования парламентской оппозиции привелик роспуску парламента и длительному правлению Карла! (1629-1640). Король не созывал парламент 11 лет, пока ему не стало нужно согласие парламента на введение новыхналогов. Но парламентарии отказывают королю во введении новых налогов.
Король объявляет о роспуске парламента. После долгих раздумий Карл и его советники созывают в ноябре 1640 г. новую сессию парламента. Этот парламент в истории носит название «Долгий». В течение 1 6 4 0 - 1641 гг. парламент добился от короля утверждения целого ряда важных правовых актов. Акты парламента 1641 г. были направлены на ограничение абсолютной власти и означали переход к определенной разновидности конституционной монархии. Отказ короля принять предложения парламента привел к началу непосредственно военных действий. Предвидя гражданскую войну, парламент решил взять на себя командование силовыми структурами королев- ства. Парламентарии объявляют распущенной королев- скую армию и создают армию под командованием парламента. Замещение офицерских постов в парламентской армии стало доступно представителям буржуазии. В 1646 г. Карл I вынужден был сдаться шотландцам, но был выдан парламенту. Сочтя и войну, и революцию оконченными, парламент выразил намерение избавиться от армии, пугавшей растущим.в ее рядах радикализмом. Конфликт аристократической верхушки армии и парламента разрешился государственным переворотом, в результате которого нижняя палата принимает (4 января 1649 г.) резолюцию, суть которой - признание верховенства нижней палаты над верхней и над всеми властями вообще (в том числе королем). Вслед за тем принимается решение о создании особого верховного суда из 135 человек, которому поручается решение судьбы Карла 1.30 января 1649 г. Карл I был казнен. В 1649 г. английская буржуазная революция достигает своей высшей точки. После казни короля королевское звание и верхняя палата были упразднены. Англия становится республикой.
Английский парламент 20-х годов ХVIII в. отразил новое соотношение сил в стране, представленных в палате лордов и в палате общин. Буржуазная оппозиция, которая сформировалась в палате общин, все более настойчиво притязает на право определения внутренней и внешней политики двора. Так классовый конфликт между буржуазией и новым дворянством - с одной стороны, и феодальной монархией - с другой, принимает форму конституционного конфликта между королем и парламентом. Апогеем этого конфликта стала подача в 1628 г. парламентом Карлу 1 "Петиции о праве".
"Петиция о праве" начинается с указания на нарушение прежних законов (Эдуарда I и Эдуарда III) о налогах. Она настаивает на прекращении произвола со стороны королевской власти и администрации, выражающегося:
а) в сборе налогов, не установленных парламентом;
б) в произвольной смене судей;
в) в создании большого числа монополий, ущемляющих свободу торговли.
Острой критике подвергается деятельность "Звездной палаты" и "Высокой комиссии" - чрезвычайных судилищ, утверждавших всевластие короля методами внесудебной расправы.
В ст. 3,4 и 5 "Петиции о праве" говорится о том, что в стране не существует гарантий личной свободы граждан. Попирается закон Эдуарда Ш о защите права частной собственности на землю от покушения на нее со стороны королевских чиновников.
Ст. 6 "Петиции" констатирует, что в стране установлены обременительные для населения военные повинности в виде незаконных постоев солдат.
В "Петиции" выдвигались требования:
а) чтобы никто не принуждался платить налог, сбор или приношение в английскую казну "без общего согласия, данного актом парламента";
б) чтобы ни один человек не заключался в тюрьму за отказ платить незаконные налоги;
в) чтобы солдаты и матросы не размещались на постой в дома граждан;
г) чтобы никакие лица не наделялись особыми полномочиями для придания граждан смерти "противно законам и вольностям страны".
Карл I вынужден был утвердить "Петицию о праве", и она стала законом. Однако в 1629 г. король распускает парламент. Беспарламентское правление осуществлялось до 1640 г. Это было время полного произвола королевской власти. В 1640 г. против королевского деспотизма восстала Шотландия. Английские войска потерпели поражение, война привела к финансовому банкротству. Нуждаясь в субсидиях, король снова созывает парламент, который вошел в историю под названием Короткого (работал с 13 апреля по 5 мая 1640 г.). Однако палата общин отказала королю в деньгах и потребовала проведения реформ, исключающих возможность злоупотребления правами прерогативы. Ответом Карла 1 был новый роспуск парламента, однако, положение королевской власти после этого стало еще более критическим.
В ноябре 1640 г. король был вынужден собрать новый парламент. Он просуществовал до 1653 г. и остался в истории под названием Долгого. С его деятельности начинается первый этап революции - конституционный.
Законодательство Долгого парламента. Чтобы обезопасить себя от неожиданного роспуска, Долгий парламент принимает два важнейших акта:
1. Так называемым Трехгодичным актом (15.02.1641) устанавливается:
а) беспарламентское правление может продолжаться не более трех лет. В случае, если это правило игнорируется королем и его правительством, инициатива выборов переходит к шерифам и лордам, а если и последние бездействуют - к населению;
б) устанавливается также, что никакая власть не может распустить или отсрочить парламент раньше 50 дней после начала сессии (VI).
2. 10 мая 1641 г. палата общин постановляет, что ни роспуск, ни даже отсрочка заседаний существующего Долгого парламента не могут иметь место иначе как с согласия членов парламента и по их собственному постановлению.
Полномочия Долгого парламента становятся бессрочными.
Летом 1641 г. парламент разгоняет политические трибуналы абсолютизма - Звездную палату и Высокую комиссию. Отменяется юрисдикция Тайного совета и ограничивается его компетенция вообще. Узаконивается, что никакой налог и никакие пошлины не могут быть взысканы без согласия парламента (22.06.1641). Провозглашается независимость судей от короны и их несменяемость (01.06.1642).
01.12.1641 парламент принимает "Великую ремонстрацию", в которой излагается революционная программа буржуазии. В "Ремонстрации" выдвигались требования об удалении из палаты лордов епископов и об уменьшении их власти над подданными. С этой целью предлагалось произвести полную реформацию церкви. Многие статьи "Ремонстрации" посвящены вопросам неприкосновенности частной собственности как движимой, так и недвижимой. Говорилось также о незаконности огораживания общинных земель. Ряд статей констатирует факт окончательного уничтожения произвола во взимании налогов со стороны королевской власти. Предъявляется также требование назначения на государственные должности только тех лиц, которым доверяет парламент.
Всеми этими документами, принятыми Долгим парламентом, у королевской власти отнимались основные орудия самодержавия. Англия становилась конституционной монархией.
Отступая под напором палаты общин, король и стоявшая за ним феодальная аристократия не расставались с мыслью о контрреволюционном перевороте и готовили его. Таким образом, конституционный конфликт не только не был исчерпан, но перерос к осени 1642 г. в конфликт вооруженный.
Первая гражданская война и ордонанс о "новой модели". В ходе гражданской войны следует выделить два этапа:
1) когда военное руководство находилось в руках пресвитериан;
2) когда это руководство перешло к индепендентам. На первом этапе войны преимущество оказывается на стороне королевской армии. Под давлением неудач парламент принимает план реорганизации своих войск, предложенный Кромвелем.
Акт о создании "новой модели" (реорганизация армии) 1645 г. предусматривал замену ополченческих отрядов отдельных графств постоянной армией, которая должна была содержаться за счет государства. "Новая модель", как была названа реорганизованная армия, комплектовалась из свободных крестьян (иоменов) и ремесленников. На офицерские должности стали выдвигаться наиболее способные солдаты и унтер-офицеры - выходцы из народа, армия была подчинена единому командованию. Кромвель был индепендентом и обеспечил руководящую роль в армии членам индепендентских общин. Для установления от военного руководства аристократии был принят "Билль о самоотречении", согласно которому члены парламента не могли занимать командные должности в армии (для Кромвеля было сделано исключение).
Демократизация парламентской армии превратила ее в дисциплинированную и боеспособную силу. В 1645 г. королевские войска потерпели поражение, король бежал в Шотландию, но вскоре был выдан парламенту.
К этому моменту все острее становятся расхождения между парламентом и армией. Заседавшие в парламенте пресвитериане не были заинтересованы в продолжение революции. Их устраивала конституционная монархия при верховенстве парламента. Индепенденты и особенно левеллеры требовали более радикальных реформ.
Вторая гражданская война. Весной 1648 г. вспыхнула граждансская война, развязанная королем и пресвитерианским парламентом. Только поддержка левеллеров обеспечила победу индепендентской армии, внутри которой произошел раскол между командующей верхушкой (грандами) и рядовым составом. После победы Кромвель удалил из парламента активных пресвитериан (чистка Прайда), а оставшиеся образовали послушное индепендентам "парламентское охвостье". В 1649 г. король был казнен.
Индепендентская республика. В феврале 1649 г. королевское звание было упразднено. Англия была объявлена республикой. В марте 1649 г. упраздняется палата лордов. Верховным законодательным органом была объявлена палата общин.
Высшим исполнительным органом власти стал Государственный совет, состоявший из 40 человек.
Его задачи: а) противодействовать восстановлению монархии; б) осуществлять управление вооруженными силами; в) устанавливать налоги; г) предпринимать меры для развития торговли; д) руководить внешней политикой государства. Государственный совет отвечал за свою деятельность перед палатой общин.
Протекторат Кромвеля и "Орудие управления". Английское общество ХУП в. еще не созрело для республиканской формы правления. Монархические традиции были слишком сильны. В этом причина слабости и скорой гибели Республики.
В декабре 1653 г. в Англии была введена конституция, разработанная советом офицеров армии. Она получила название "Орудие управления" и закрепила военную диктатуру Кромвеля. Законодательная власть сосредоточивалась в руках лорда-протектора и однопалатного парламента. Имущественный ценз, установленный для участия в выборах, был в 100 раз выше существовавшего до революции.
Высшая исполнительная власть вручалась лорду-протектору совместно с Государственным советом, состоявшим не менее чем из 13 и не более чем из 21 члена. Назначение членов совета зависело от лорда-протектора. В перерывах между сессиями парламента лорд-протектор командовал вооруженными силами, осуществлял дипломатические сношения с другими государствами, назначал высших должностных лиц. Он также обладал правом отлагательного "вето" в отношении законов, принятых парламентом. Конституция прямо объявляла Кромвеля пожизненно лордом-протектором.
Вскоре Кромвель перестал созывать парламент, членов Государственного совета он назначал по своему усмотрению. Местное управление было вверено стоявшим во главе округов генерал-майорам кромвелевской армии.
Следовательно, "Орудие управления" закрепило режим единоличной власти, по широте полномочий соответствующей монархической. С этого времени начинается обратное движение от республики к монархии. После смерти Кромвеля (1658 г.) остаток Долгого парламента объявил себя учредительной властью и возвел в 1660 г. на престол Карла П - сына казненного короля. Представители буржуазии и нового дворянства добились от Карла П подписания "Бредской декларации". В ней король обещал: а) не преследовать никого, кто в годы революции боролся против короля; б) сохранять свободу совести для всех подданных; в) передавать все споры по поводу земли на усмотрение парламента (тем самым ставились под защиту парламента те изменения в землепользовании, которые были проведены во время революции).
Тем не менее данные обещания были нарушены. Восстановление монархии сопровождалось возрождением старых порядков. Были восстановлены в старом виде палата лордов, Тайный совет и англиканская церковь. Участники революции преследовались, а пресвитериане подвергались гонениям.
Аграрное законодательство революции. Буржуазную собственность на землю утвердил Ордонанс от 24 февраля 1646 г. В нем предусматривалась отмена всей системы феодальной опеки в землевладении вместе с осуществлявшим ее органом - Палатой по делам опеки. Ордонанс отменил все обязательства, которые лежали на рыцарских держаниях.
Как держания на правах рыцарской службы, так и держания на правах сонажа превращались в свободное владение землей на правах аренды. Что касается копигольда - земельного держания подавляющей части английского крестьянства, то его юридическое положение не изменилось. Он продолжал оставаться держанием феодальным. Законы, легализовавшие единую капиталистическую собственность, привели к ликвидации юридических прав крестьян на землю и облегчили экспроприацию крестьян, а затем исчезновение и самого копигольда.
Во время английской буржуазной революции были также приняты законы о секуляризации и отчуждении недвижимостей, принадлежавших англиканской церкви, о конфискации и продаже имений сторонников короля и о национализации недвижимостей, принадлежавших короне.
Законодательство о торговле и промышленности. "Акт о поощрении и упорядочении торговли английского государства" 1650 г. предусматривал проведение Англией политики протекционизма для отечественной торговли и промышленности. Пошлины и налоги на ввозимые и вывозимые товары должны были создать наиболее благоприятные условия для английских товаров и ограничить ввоз иностранных. "Навигационный акт" 1651 г. предусматривал создание благоприятных условий для бурного развития английской морской торговли и строительства торгового флота. Согласно этому акту, колониальные товары могли ввозиться в Англию только на английских кораблях, а европейские на кораблях тех стран, где они были произведены. Тем самым наносился удар по Голландии, игравшей роль мирового "извозчика" на морских путях.
Что же касается уголовного, семейного права, законодательства о заработной плате, то здесь не были произведены значительные изменения и действовали средневековые нормы.
Вывод: Таким образом, английская революция носила незавершенный, компромиссный характер, что привело к скорой реставрации монархии и сохранению пережитков феодализма в правовой и политической сферах.
Вопрос 21. Формирование конституционной монархии. Развитие английского парламента в 18-19вв. Формирование правовой системы Англии в Новое время.
B XVIII в. конституционное развитие Англии шло по двум основным направлениям: возвышение парламента и образование правительства (кабинета министров).
Парламент состоял из двух палат: палаты лордов (состояла из лиц, занимающих места по наследству, должности) и палаты общин (формировалась на основе избирательного права). В 1701 г. был установлен имущественный ценз. Заседания парламента проходили тайно.
В XVIII в. сформировался кабинет министров. Парламент стремится ограничить деятельность короля в области исполнительной власти (правило непосещения королем заседаний кабинета). Провозглашается принцип неответственности монарха («король не может быть не прав»). Складывается политическая ответственность кабинета перед парламентом («ответственное правительство»). В случае утраты кабинетом доверия парламента он либо уходил в отставку в полном составе (солидарная ответственность), либо мог распустить палату общин и назначить новые выборы.
Со «Славной революции» до середины XVIII в. в парламенте правили виги. В 1783-1830 гг. у власти находились тори. В народе усиливались волнения, выдвигались требования о введении всеобщего избирательного права. Победу на парламентских выборах 1830 г. одержали сторонники реформ - виги. В 1832 г. палата общин принимает билль об избирательной реформе. Билль лишал права представительства в парламенте 56 «гнилых местечек». Избирательное право получали мужчины с 21 года, уплачивающие налог на бедных и имеющие недвижимость, дающую доход. Голоса получали и земельные арендаторы. Был установлен ценз оседлости в 6 месяцев. Число избирателей было увеличено до 652 тыс. человек. Рабочие и мелкая буржуазия право голоса не получили. После реформы 1832 г. произошло преобразование партии вигов в либеральную партию, а тори - в консервативную. Изменилась структура партий, появилось понятие постоянного партийного членства.
Результатами реформы не были удовлетворены английские рабочие, возникло политическое рабочее движение - чартизм. Чартисты выдвигали требования отмены имущественного ценза, всеобщего избирательного права для мужчин, достигших 21 года, ежегодных выборов в парламент и др.
Чартисты в форме петиции о народной хартии (чартер) выдвигали свои требования в 1838, 1842, 1848 гг. Проводились массовые народные демонстрации, но всякий раз парламент отвергал петиции. Против чартистов начались массовые репрессии. Несмотря на поражение, чартисты вынудили правительство в последующем пойти на изменения.
В 1867 г. была проведена новая избирательная реформа, в результате которой произошло распределение депутатских мест. Произошло увеличение числа избирателей более чем на миллион.
Воспользуйтесь поиском по сайту: