Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вторая республика и конституция 1848 г.




Сформированное в результате февральской революции временное правительство, состоявшее в основном из умеренных политических деятелей, под прямым давлением народных масс Парижа 25 февраля 1848 г. провозгласило Францию республикой. Революционная обстановка вынудила временное правительство, которое не склонно было к скоропалительным решениям до выборов Учредительного собрания, пойти на некоторые социальные уступки: принять декрет о сокращении на один час рабочего дня, организовать национальные мастерские для безработных. Из государственного аппарата были удалены откровенные монархисты и реакцио­неры, выведены войска из Парижа. Но в своей основе полицейско-бюрократическая машина Июльской монархии осталась нетронутой. Стремясь сохранить эту машину, не допустить нового революционного обвала государственной власти, временное правительство поспешило провести выборы в Учредительное собрание, призванное разработать конституцию республики.

Принятая 4 ноября 1848 г. Конституция Второй республики была документом, отразившим противоречия своей эпохи. В ней закреплялись интересы не революционной, романтически настроенной буржуазии, а буржуазии уме­ренной и даже консервативной, превратившейся в господствующую силу в обществе и государстве, принявшей на себя ответственность за конституционный порядок.

Основываясь на доктрине народного суверенитета и рассматривая народ в качестве источника власти, конституция совместила эту доктрину с католическими догматами о божественном предопределении. В ней подчеркивалось, что она принята "перед богом и от имени французского народа".

Конституция 1848 г., закреплявшая республиканский строй и систему республиканских институтов, не могла проигнорировать недавнее монархическое прошлое Франции. В ней особо декларировалось, что "публичная власть не может передаваться по наследству" (ст. 18). Она закрепила также всеобщее избирательное право, которое рассматривалось общественным мнением как один из основных показателей демократического характера Второй республики.

Под воздействием революционных событий большинство Учредительного собрания было вынуждено использовать новые конституционные подходы и установки, учитывающие широко распространившиеся среди низших слоев населения эгалитаристские настроения и требования "социальной республики". Конституция уже не делала акцент на естественные права человека и связанный с ними индивидуализм. Но в ней была предпринята попытка дать новую трактовку республики и определить социальное на­значение и ответственность государственной власти. Так, одной из целей республики декларировалось "более свободное шествие по пути прогресса и цивилизации, введение более справедливого распределения общественных повинностей и выгод". Республика принимала на себя обязанность "путем братской помощи" обеспечить существование нуждающимся гражданам, подыскивая работу, соответствующую их способностям, или же поддерживая тех, которые не имеют родных и не в состоянии работать. Конституция 1848 г. сделала первый шаг в признании права на труд. В ней предусматривалось, что общество "организует через посредство государства, департаментов или коммун общественные работы, предназначенные доставлять безработным занятия".

Отдав дань эгалитаристским настроениям широких масс Франции, конституция недвусмысленно и решительно, закрепляла окончательно утвердившийся к середине XIX в. капиталистический строй, прокладывала путь к поискам классовых компромиссов. Семья, труд, собственность и об­щественный порядок объявлялись основой республики. Конституция 1848 г. прямо отвергла революционные методы борьбы, подчеркнув, что республика "стремится без новых потрясений, лишь последовательным и постоянным действием законов и учреждений, поднять граждан на высшую ступень нравственности, просвещения и благосостояния". Декларируемые в конституции демократические права рассматривались как составной элемент республиканского правопорядка. Пользование свободами не должно было выходить за пределы "общественной безопасности" или за рамки, установленные специальным законодательством.

Система государственных органов Второй республики по Конституции 1848 г. строилась на принципе разделения властей ("разделение властей является первейшим условием свободного правления" - ст. 19). Однако центральное место в этой системе было отведено исполнительной власти, которая делегировалась народом "гражданину, который получает звание президента республики". Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением. Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д. Он назначал и смещал министров, а по совету последних - дипломатов, главнокомандующих флота и армии, префектов, правителей Алжира и колоний, а также ряд других должностных лиц. Правда, президент не мог быть переизбран сразу на второй срок, не имел право роспуска Национального собрания, но в силу своей независимости от представительного органа он мог бесконтрольно распоряжаться всеми рычага­ми исполнительной власти: министрами, могущественным полицейско-бюрократическим аппаратом, армией.

Национальное собрание, избираемое на 3 года посредством тайного голосования французами старше 21 года на основе всеобщего избирательного права, т. е. без имущественного ценза, было наделено законодательной властью. Оно насчитывало 750 депутатов, не делилось, как это было предусмотрено большинством предшествующих конституций, на две палаты. Национальное собрание не имело реальных возможностей воздействовать на политику исполнительного аппарата и тем самым было обречено превратиться в орган, не имеющий авторитета и политической силы.

Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием. Создание этого совета также ослабляло позиции парламента. В компетенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих как от правительства, так и от самого Национального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией и разрешение возникающих в ходе ее деятельности административных споров, т. е. функции административной юстиции.

Слабости конституционной системы Второй республики, проистекающие, прежде всего из нереальности ее социальных обещаний и уязвимой организации государственной власти, немедленно обнаружили себя в условиях нового послереволюционного соотношения политических сил, быст­рого распространения консервативных и даже монархических настроений.

Вопрос 28. Государственная власть во Франции в период третьей республики (1871-1940 гг.)

После окончания войны с Пруссией встал вопрос о будущем государственном строе страны. Новую конституцию должно было принять Учредительное собрание. 31 августа 1871 г. Национальное собрание, большинство в котором составляли монархисты, принимает закон, по которому оно приобретает учредительные функции. Однако политика Второй империи развеяла монархические надежды крестьянства (а это 70% населения страны). Рабочие были за республику. Монархическому большинству пришлось отказаться от восстановления монархии. В 1875 г. принимается Конституция Третьей республики. Ее составляли 3 закона: Об организации сената (24 февраля 1875 г.); Об организации государственной власти (25 февраля 1875 г.); Об отношениях между государственными властями (16 июля 1875 г.). Эти акты определяли структуру и компетенцию высших органов государства, Устанавливался республиканский строй.

 

Глава государства - президент избирался на 7 лет абсолютным большинством голосов сената и Палаты депутатов. Он мог переизбираться. Президенту предоставлялось право законодательной инициативы, опубликования законов. Президент являлся главнокомандующим вооруженных сил. С согласия сената он распускал Палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий.

 

Палата депутатов избиралась на 4 года всеобщим голосованием. Сенат состоял из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались на основе косвенного избирательного права особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. Сенат являлся постоянно действующим учреждением. Каждые 3 года он обновлялся на 1/3. Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно.

 

В 1884 г. принимаются поправки к Конституции о запрещении пересматривать республиканскую форму правления; изменении порядка комплектования сената.

 

В начале 30-х годов XX века в ответ на активизацию деятельности партий фашистского толка происходит объединение коммунистических, социалистических, радикальных организаций. Сплотивший антифашистов Народный фронт одерживает победу на выборах 1936 г. С сер. 30-х гг. парламент почти ежегодно наделял правительство чрезвычайными полномочиями. Роль парламента стала заметно снижаться. В сентябре 1939 г. правительство без согласия парламента объявляет войну Германии. В 1940 г. Франция терпит поражение в войне. Управление страной переходит к немецким оккупационным органам. На юге до 1942 г. сохраняются остатки французской власти (правительство Виши).

Вопрос 29. Французская колониальная империя. Виды и формы колониального управления.

Колониальные захваты Францией мира начаты в XVI в. Франции пришлось вести трудную и в общем безуспешную войну с такими ее конкурентами, как Испания и Португалия. В начале XVII в. Франции удается обосноваться в Канаде (Квебек). Вслед за тем она захватывает острова у берегов Америки и среди них Мартинику, Гваделупу, часть Гаити и др.

 

В XVII в. французы делают первую попытку закрепиться в Африке (Сенегале) и Мадагаскаре (отсюда их вскоре же выгнали мальгаши – коренное население Мадагаскара), пробиваются в Индию. Семилетняя война, завершившаяся Парижским миром 1763 г., сокрушила французскую империю. От нее остались жалкие остатки– Мартиника, Гваделупа, клочок земли в Сенегале. Канада, Индия и многие другие территории были потеряны в пользу Англии.

 

Новая активизация колониальной политики Франции приходится на послереволюционный период. В 1830 г. Франция начинает завоевание Алжира, занявшее около 20 лет.

 

В 50—60-х годах XIX в. Франция пробивает себе путь в Индо-Китай, захватывает Кхмер (Камбоджу), расширяет владения в Сенегале, покоряет Мавританию, утверждается на островах Тихого океана (Маркизские, Таити).

 

Крайний размах аннексионистская (колониальная) политика приобретает во Франции с 1881 г. Причины ее заключаются в быстром развитии финансового капитала при ослаблении промышленного. Отсюда неизбежная потребность к вывозу капитала из страны туда, где его приложение может принести наибольшие выгоды (из-за дешевизны сырья и рабочих рук).

 

В 1881 г. французская армия вторгается в Тунис. Продвигаясь в глубь Африки, Франция захватывает ее центральные области, лежащие в бассейнах рек Конго и Нигер, пробирается к истокам Нила. В конце концов, создается огромная колониальная империя Франции в Африке: Сенегал, Гвинея, Западный Судан, Мавритания, Нигер и другие в Западной Африке; Французское Конго, Чад, Габон в Экваториальной Африке; Алжир, Тунис и Марокко в Северной Африке.

 

В 1886 г. завершается завоевание Индо-Китая, в 1895 г. Франция захватывает, наконец, Мадагаскар и т. д. В 1870 г. население французских колоний составляло около 6 млн. человек, к началу первой мировой войны – более 55 млн. человек.

 

Основная масса французских колоний была поделена на четыре генерал-губернаторства: Французской Западной Африки, Французской Экваториальной Африки, Мадагаскара, Индо-Китая.

 

Самым населенным (и самым богатым) среди генерал-губернаторств считался Индо-Китай. Для удобства управления его поделили на несколько частей: Кохинхина (Ю. Вьетнам), Тонкий (Сев. Вьетнам), Аннам (Центральный Вьетнам), Камбоджа, Лаос. Генерал-губернатор Индо-Китая располагал верховной властью в отношении всех местных резидентов. Французские власти управляли Южным Вьетнамом непосредственно. В Камбодже и Аннаме они допустили существование местных династий.

 

В особое положение был поставлен Алжир. Он находился в ведении министерства внутренних дел (а не колоний). Правительственные акты, касающиеся Алжира, чаще всего имели подпись президента республики. Страна делилась на три департамента (Северный Алжир) и южную территорию.

 

Только после первой мировой войны (в 1919 г.) закон предоставил право гражданства тем коренным алжирцам, которые участвовали в войне или имели французские знаки отличия, располагали земельной собственностью, читали и писали по-французски.

 

В Тунисе и Марокко французское правительство сохранило местных монархов. Тунисский бей оставался номинально главой страны, но ни одно его распоряжение не имело силы без визы (согласия) французского резидента. То же было и в Марокко, где сохранялась номинальная власть султана

Вопрос 30. Распад «Священной Римской империи германской нации» и изменение в государственном устройстве. Создание Северо- Германского союза в 19В. Конституция Германской империи 1871г: органы власти и управления.

"Священная римская империя германской нации" лишь формально представляла собой единое государство, включая в себя в XVIII в. помимо непосредственных владений императора 7 курфюршеств, являющихся суверенными государствами, 300 владений имперских князей, епископов, аббатов, территории вольных городов, формально зависимых от императора, а фактически управляемых князьями, епископами, городскими советами, и множество других феодальных владений. Империя скреплялась не столько экономической общностью или общеимперскими органами управления, сколько культурным, языковым и прочим единством ее народов.

 

Фактором, все больше влияющим на внутриполитическую жизнь империи, становится крепнущее монархическое государство Пруссии, достигшее во второй половине XVIII в. ранга крупной европейской державы*. Этому во многом способствовала проводимая при прусском короле Фридрихе II (1740-1786 гг.) прогрессивная по своей сути политика "просвещенного абсолютизма", сопровождаемая упорядочением государственных финансов и судопроизводства, ослаблением внутригосударственных таможенных, цеховых и других феодально-бюрократических ограничений, некоторым улучшением положения крепостных крестьян. Указы 1749-1764 гг. запрещали сгон крестьян с земли, а государственные крестьяне указом 1777 г. получили права наследственного владения на свои земельные участки. Пруссия первая из всех германских государств вводит всеобщее начальное образование (в 1763 г.) и унифицирует свое право. В 1781 г. вводится первый гражданский процессуальный кодекс, в 1793 г. - Судебный устав, в 1794 г. - Всеобщее земское уложение (Прусский ландрехт).

Падение "Священной римской империи германской нации" стало прямым следствием победоносных наполеоновских войн, в ходе которых не только существенно была пе­рекроена политическая карта Европы, но и дальнейший импульс получило развитие Германии по капиталистическому пути. Было ликвидировано множество мелких феодальных владений, которые или слились, или вошли в крупные монархии, при этом наибольшие территориальные приобретения получили непосредственно зависимые от Наполеона го­сударства: Баден, Бавария, Вюртемберг, Саксония. В 1807 г. было создано крупное королевство Вестфалия.

 

В 50-60-х гг. XIX в. Пруссия все явственнее захватывала роль лидера германского объединения В 1861 г. Союзным сеймом Германского союза было принято Общегерманское торговое уложение, разработанное на основе прусского проекта. В 1866 г. Пруссия одержала верх над Австрией в ходе открытого военного противостояния. Германский союз был преобразован в Северо-Германский союз, президентом которого стал прусский король. Законодательный орган – Общесоюзный рейхстаг, формируемый на основе всеобщего избирательного права. В 1871 г. после разгрома Франции Северо-Германский союз был преобразован в Германскую империю, императором которой стал прусский король, в том же году была принята имперская Конституция Германии во многом учитывавшая опыт Франкфуртской Конституции 1849 г.

 

Законодательные полномочия по вопросам армии, флота, внешней политики, таможни и торговли почты, телеграфа, железных дорог, судоходства и некоторые другие были переданы имперскому парламенту, состоявшему из бундесрата и рейхстага. Бундесрат (союзный совет) был призван стоять на страже интересов субъектов федерации, которые, однако, были представлены в нем не одинаково (господствующее положение занимала Пруссия).

 

Президентство в Союзе было закреплено за прусским королем – германским императором. Он назначал должностных лиц империи, прежде всего канцлера; созывал, закрывал и распускал бундесрат и рейхстаг; с согласия бундесрата решал вопросы войны и мира, заключал договоры и пр. Монарх давал согласие бундесрату на роспуск рейхстага.

 

Имперским канцлером обычно был министр-президент Пруссии (в 1862–1890 гг. этот пост занимал Отто фон Бисмарк, бессменный глава прусского правительства). Канцлер был не только единственным имперским министром, но и председателем бундесрата, его полномочия были весьма обширны Имперский канцлер не был подотчетен парламенту, политическую ответственность он нес лишь перед германским императором.

 

Почти самодержавная власть германского императора должна была сдерживаться лишь канцлерской контрасигнатурой (в определенных случаях). Бесконтрольность императора и имперского канцлера опиралась на значительные конституционные полномочия бундесрата (имевшего право законодательного вето) с его прусским большинством.

 

Всеобще избираемый (с существенными ограничениями) рейхстаг в значительной степени находился под контролем императора. Все законы, принятые рейхстагом, должны были утверждаться послушным монарху бундесратом.

 

В Конституции Германской империи 1871 г. не было ни декларации, ни главы, посвященной правам и свободам немцев. Вместе с тем много внимания уделялось «военному делу империи». Верховным главнокомандующим вооруженными силами Германской империи был император (кайзер).

Вопрос 31. Развитие Английской государственности в 20 веке.

История развития Англии в начале 20 века

1.1 Экономическая ситуация

Если в 1870 г. Англия производила примерно половину трех главных на тогдашнем мировом рынка видов промышленной продукции - угля, чугуна и хлопчатобумажных тканей, то в 1913 г. она давала только 22% мировой угледобычи, выплавляла 13% мирового чугуна, потребляла 23% мирового хлопка. Здесь сказалась устаревшая - физически и морально - производственная база английской индустрии. Внедрение новой техники - дело исключительно сложное и дорогостоящее - и проблема дальнейшего экономического развития Англии приобрела характер выбора: вкладывать капитал в стране или вывозить его в колонии, где стоимость рабочей силы ниже, следовательно, прибыли выше. Английские капиталисты пошли по второму пути: вывоз капиталов возрастал, а темпы роста английской промышленности все более снижались. К тому же доставка из заморских стран промышленного сырья - руд цветных металлов, каучука, нефти и т.д. также вела к оттоку капитала из страны. И мировая торговая политика изменилась: все больше стран стало отходить от политики свободной торговли и возвращалось к протекционизму, охраняя свою промышленность от конкуренции английских товаров.

 

Структурные изменения в английской промышленности происходили очень медленно. Наиболее высокими темпами развивались новые для Англии отрасли тяжелой промышленности - сталелитейная, электротехническая, химическая, обгоняя традиционные производства.

 

Демобилизация была проведена быстро и эффективно, но размещение большого количества мужчин в мирном секторе экономики оказалось трудной задачей. Осложнилась ситуация в угольной промышленности, когда более широкое применение нефти снизило потребность в угле. В 1925 правительство выделило отрасли субсидии, но в следующем году прекратило помощь. Тогда началась стачка 1,2 млн. шахтеров, быстро переросшая во всеобщую стачку, которая грозила парализовать экономику. Георг V даже счел себя обязанным предпринять неординарный шаг, обратившись к населению страны с предупреждением об опасности насилия. Шахтеры, в конце концов, вынуждены были вернуться на свои рабочие места, не добившись повышения зарплаты.1.4 Основные направления внутренней политики

 

Многие реформаторы и У. Черчилль в том числе, на наш взгляд, путем реформирования пытались направить рабочее движение в нужное русло: улучшая положение рабочих, избежать возможных социальных катаклизмов. У. Черчилль отстаивал необходимость проведения социальных преобразований правительством, с тем, чтобы не упускать инициативу и не доводить ситуацию до крайности. Д. Ллойд Джордж с пониманием относился к классу радикально настроенной оппозиции, которая смотрела на класс земельных собственников снизу. Здесь необходимо вспомнить и изменение мнения среднего класса, сводившегося к позиции необходимости улучшения жизненного уровня рабочего класса и таким образом необходимости социальных реформ, что так же подтверждается результатами выборов 1905 и 1910 гг., в период проведения реформ. Взгляды Д. Ллойд Джорджа и У. Черчилля базировались на интересах классов, их породивших, которые совпали в данное время, при определенных условиях насущной необходимости социальных перемен.

 

Высадка англо-американского десанта в северо-западной Африке в ноябре 1942, аналогичная операция в Сицилии в июне 1943 и вошедшая в историю десантная операция в Нормандии 6 июня 1944 - все это свидетельствовало об усилении давления союзников на германскую "цитадель". Германия капитулировала в мае 1945, Япония - в сентябре того же года.

 

Наиболее болезненной проблемой стало постепенное сокращение британских обязательств перед Империей. В 1947 Британия предоставила независимость народам полуострова Индостан, что вызвало разделение территорий и ожесточенную гражданскую и религиозную войну между Индией и Пакистаном. Подобно этому потерпели крах надежды на продолжение контроля над Палестиной. Когда выжившие после Холокоста евреи устремились на восток, на свою историческую родину, обещанную им декларацией Бальфура 1917, их ожидало насилие со стороны расположившейся там британской армии. Запрет на въезд в страну вызвал вооруженное сопротивление палестинских евреев, лейбористское правительство было осуждено международным сообществом, единство его партийных рядов было нарушено.Британия была вынуждена передать свои полномочия в Палестине Организации Объединенных Наций. В 1948 независимость обрели Цейлон и Бирма, последняя стал республикой, и вышла из Содружества. В следующем году Ирландия, став республикой, также вышла из Содружества. Однако когда Индия решила упразднить монархию в 1950, ей было разрешено остаться в Содружестве, что создало прецедент для других колоний, стремившихся избавиться от символов зависимости, но сохранить преимущества союза. Во внешней политике Британия продолжала играть важную роль на оккупированной территории Германии, в ООН, в организации региональных военных союзов, таких, как НАТО (учреждена в 1949). Несмотря на то, что Британия признала коммунистический Китай в 1950, она сотрудничала с США в ходе корейской войны 1950-1953, а в 1954 вместе с США и шестью другими государствами вошла в состав Организации договора Юго-Восточной Азии (СЕАТО), аналогичной НАТО. Лейбористское правительство поддержало программу по созданию собственного атомного оружия!?! позднее консерваторы дополнили это решение

 

Заключение

 

В настоящее время Англия значительно больше внимания уделяет сотрудничеству с европейскими странами и, прежде всего, со странами Евросоюза. Прочные торгово-экономические отношения связывают Англию с Германией, Францией, Италией, Нидерландами, которые являются, наряду с США, Канадой и Японией, основными экспортерами своей продукции в Британию и импортерами британских товаров.

 

Тони Блэр огласил в мае 2001 г. предвыборные тезисы о европейском выборе. Он сделал это в Эдинбурге, столице Шотландии, которая не дала на прошлых выборах ни одного мандата консерваторам. Лозунгом "Поставить Британию в сердце Европы" он убеждал избирателей в том, что Британия принадлежит Европе и что выжить в современном мире, оставаясь гордой одиночкой, очень проблематично.

 

Таким образом, несмотря на общепризнанную важность парламентских реформ XX в., они пока не являлись предметом самостоятельного научного исследования. В настоящее время позитивные и негативные итоги проведенных преобразований не только не сопоставлены, но и не изучены в достаточной мере.

Вопрос 32. Распад британской колониальной империи в 20 веке. Британское содружество наций.

Британская империя - обозначение совокупности Великобритании и её колониальных владений. Термин «Б. и.» вошёл в официальный обиход в середине 70-х гг. 19 в.

В особом положении находились переселенческие колонии (Канада, Австралия и Новая Зеландия), большая часть населения которых составляли выходцы из Великобритании (в Канаде — из Великобритании и Франции). Уже в середине 19 в. в ходе упорной борьбы (восстания в Канаде в 1837—38, в Австралии в 1854) эти колонии добились внутреннего самоуправления (в 1867 Канада стала первым британским доминионом) и начали развиваться как заокеанские филиалы английского капитализма, правящие круги которых рассматривали остальные колонии как общую с английской буржуазией собственность.

В конце 19 — начале 20 вв. особое значение приобрели англо-германские империалистические противоречия (в т. ч. их колониальное и морское соперничество), сыгравшие главную роль в возникновении 1-й мировой войны 1914—18 С самого начала Первой мировой войны возник вопрос, насколько Соединенное Королевство может полагаться на поддержку доминионов и колоний. Однако, кроме серьезной оппозиции в отношении войны на юге Ирландии и неудачной попытки небольшой группировки в Южной Африке присоединиться к германским войскам в Юго-Западной Африке, война не повлекла за собой отпадения государств Содружества, которые не только предоставляли Соединенному Королевству оперативные военные базы, но и поддерживали его военным персоналом, деньгами и провиантом. 1-я мировая война нарушила сложившиеся хозяйственные связи в Б. и. Это способствовало ускоренному экономическому развитию доминионов. Великобритания вынуждена была признать их права на ведение самостоятельной внешней политики. Первым выступлением доминионов и Индии на мировой арене было их участие в подписании Версальского мирного договора (1919). В качестве самостоятельных членов доминионы вступили в Лигу Наций.

В результате 1-й мировой войны произошло расширение Б. и. В Б. и. вошли подмандатные территории Великобритании (Ирак, Палестина, Трансиордания, Танганьика, часть Того и Камеруна), Южно-Африканского Союза (Юго-Западная Африка), Австралийского Союза (часть Новой Гвинеи и прилегающие острова Океании), Новой Зеландии (острова Западного Самоа). Английский империализм расширил свои позиции в районе Ближнего и Среднего Востока. Многие государства этого района, формально не входившие в состав Б. и. (например, государства Аравийского полуострова), на деле являлись полуколониями Великобритании.

Под воздействием Великой Октябрьской социалистической революции в колониальных и зависимых странах началось мощное национально-освободительное движение. Развернулся кризис Б. и., ставший проявлением общего кризиса капитализма. В 1918—22, 1928—33 происходили массовые антиколониальные выступления в Индии. Борьба афганского народа вынудила Великобританию в 1919 признать независимость Афганистана. В 1921 после упорной вооруженной борьбы добилась статута доминиона Ирландия [(без северной части — Ольстера, оставшегося в составе Великобритании); в 1949 Ирландия была провозглашена независимой республикой]. В 1922 Великобритания формально признала независимость Египта. В 1930 был прекращен английский мандат над Ираком. Однако Египту и Ираку были навязаны кабальные «союзные договоры», на деле сохранявшие английское господство.

Происходило дальнейшее усиление политической самостоятельности доминионов. Имперская конференция 1926 и т. н. Вестминстерский статут 1931 официально признали их полную самостоятельность во внешней и внутренней политике. Но в экономическом отношении доминионы (кроме Канады, становившейся всё более зависимой от США) в значительной мере оставались агро-сырьевыми придатками метрополии. Страны Б. и. (кроме Канады) вошли в созданный Великобританией в 1931 стерлинговый блок. В 1932 были заключены Оттавские соглашения, установившие систему имперских преференций (предпочтительных пошлин при торговле между странами и территориями Б. и.). Это свидетельствовало о наличии ещё прочных связей между метрополией и доминионами. Несмотря на признание самостоятельности доминионов, метрополия в основном ещё сохраняла контроль над их внешнеполитическими сношениями. Доминионы практически не имели непосредственных дипломатических связей с иностранными государствами. В конце 1933 Ньюфаундленд, экономика которого в результате хозяйничанья английских и американских монополий оказалась на грани краха, был лишён статуса доминиона и перешёл под управление английского губернатора. Мировой экономический кризис 1929—33 значительно обострил противоречия внутри Б. и.

1 июля 1997 закончилась колониальная история Британии, когда колония Гонконг была официально возвращена Китаю. Премьер-министр Блэр присутствовал на этой церемонии и пообещал, что его правительство будет следить за соблюдением прав человека в бывшей колонии. Таким образом ХХ век характеризуется распадом британской империи. В 20 в. в процессе распада колониальной системы вместо понятия Британская империя вошли в употребление понятия Британское содружество наций.

Содружество

После II мировой войны (1939-45) Британская Индия в процессе деколонизации была разделена в 1947 г. на Индийский Союз и Пакистан. Через год была провозглашена независимость Цейлона (сегодня Шри-Ланка) и Бирмы (Мьянмы). В 1946 году название «Британское Содружество» было изменено на «Содружество». Решение Индии, Пакистана и Цейлона остаться членами Содружества означало, что оно вобрало множество разных культур и рас. Бирма и Ирландская Республика решили выйти из Содружества.

Следующая волна деколонизации последовала в конце 50-х - начале 60-х гг. После этого у бывшей Британской империи осталось в подчинении лишь небольшое количество территорий, которые либо были слишком малы, чтобы самоуправление было эффективным, либо находились под угрозой агрессии соседних государств, подобно Британскому Гондурасу (теперь Белиз) и Брунею.

Большинство новообразованных независимых государств стали членами Содружества. Отчасти это было знаком признания относительной «мягкости» британского правления и быстроты процесса отсоединения от Британской империи. Главы государств зачастую получали образование в Великобритании. Так, Джавахарлал Неру, премьер-министр Республики Индии, несмотря на тюремное заключение в период борьбы за независимость страны, во многих отношениях придерживался британской системы ценностей. В большинстве бывших колоний действовала парламентская система британского типа, а также правовые и образовательные системы британского образца. Другим важным фактором было широкое распространение английского языка, который иногда использовался в качестве «нейтрального» в многонациональных регионах.

Членство в Содружестве имело также практическую выгоду. Великобритания все еще была одной из ключевых сил в мире, и ее покровительство значило немало. Вскоре после провозглашения независимости британские войска были отправлены в некоторые африканские и азиатские государства, чтобы подавить попытки военных переворотов или дать отпор агрессивным соседям. Основная часть средств, выделенных Великобританией для развивающихся стран, была направлена членам Содружества. Торговые взаимоотношения между странами Содружества имели большое значение, а существование «стерлинговой зоны» обеспечивало валютную стабильность (что фактически превратило бывшую метрополию в банкира Содружества).

Правила членства в Содружестве стали намного гибче. До 1950 г. все члены Содружества официально оставались монархиями, и английский король Георг VI считался главой каждого из этих государств.

Однако страны, в которых политические и религиозные традиции сильно отличались от британских, не желали признавать власть христианского английского короля. Чтобы избежать конфликтов, были приняты соответствующие законодательные поправки, позволившие Индии и другим странам получить статус республик внутри Содружества.

Вопрос 33. Государственное регулирование экономики США. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта.

Знаменитый биржевой крах 1929 г., последовавшие за ним явления глобального экономического, финансового и торгового кризиса, рост массового общественного недовольства, разорение фермеров, закрытие огромного числа предприятий – все это открыло дорогу новым представлениям о необходимости централизованного и всеохватывающего государственного регулирования социально-хозяйственных связей в стране. Даже в политической позиции президента Г. Гувера (республиканца и поэтому придерживавшегося доктрины «твердого индивидуализма» и невмешательства государства в экономику) к 1931 г. наметились сдвиги: были организованы государственные финансовые корпорации, которые предоставляли бы займы оказавшимся под особым воздействием кризисных явлений. К признанию необходимости более властной роли государства в делах экономики и социально-хозяйственных отношений склонились и представители крупного капитала: в сентябре 1931 г. президент «Дженерал электрик» Своуп предложил план экстренных мер, предусматривающий отказ от антитрестовского законодательства, принудительное государственное регулирование цен и сбыта, изменение политики социальных расходов государства. В декабре 1931 г. эти предложения были поддержаны референдумом Американской торговой палаты – крупнейшего объединения предпринимателей США.

 

На этом фоне развернулась новая избирательная кампания по выборам в президенты и в Конгресс 1932 г; Кандидат Демократической партии Ф. Д. Рузвельт в своей речи на съезде партии обещал дать американскому народу политику нового курса. Смысл его был им раскрыт в другой речи перед избирателями: введение элементов экономического планирования в целях «более справедливого распределения богатств и товаров и приспособления существенных элементов экономической организации к нуждам народа». Определенное влияние на советников Рузвельта оказало и несколько деформированное представление об успехах государственного регулирования хозяйства в СССР в годы первой пятилетки. Под лозунгами обновления и новой социальной политики Рузвельт одержал победу на выборах (23 млн.: 16 млн. при почти 9-кратном превосходстве по голосам выборщиков).

 

Провозглашенный «новый курс» сложился из целого ряда законодательных актов и административных мер. Часть их были рассчитаны только на выход из кризиса, часть – на перспективу. Но в целом они сформировали новую систему регулирования социально-хозяйственных отношений в рамках капиталистической экономики.

 

Первым и самым внеочередным направлением стало установление государственного контроля за финансовой сферой. Толчком стал банковский кризис 2-3 марта 1933 г., когда вкладчики спе

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...