Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предпосылки и условия формирования полисного строя




Процесс формирования полиса растянулся в общей сложности на полтысячелетия. Не менее длительным был и период распада этого организма. Таким образом, история полиса по сути и являет собой историю всей античности. И хотя полису предшествовали определенные старые общественные структуры, а его распад вызвал к жизни новые - все они так или иначе имели либо своим конечным результатом, либо исходной точкой все тот же полис.

Формирование полиса было результатом длительного развития греческой цивилизации, и истоки этого феномена следует искать в глубокой древности - еще в крито-микенской эпохе. Корни полисного строя исследователи находят в исходной социальной ячейке древности – сельской общине и в главном принципе ее развития на западе - взаимодействии общинного и частновладельческого начал. Рациональным импульсом последующего оформления этой общины была эпическая мудрость, а носителями этого импульса стали представители старинной знати, уходящей корнями в героическое микенское время.

Основными причинами, вызвавшими к жизни полис, и одновременно факторами его первоначального развития и становления были:

1. Железо. Его освоение и широкое распространение как раз приходится на обозначенный период становления полиса. Использование железа создавало предпосылки для появления более сложной экономики, динамичного товарного производства, которое задавало более быстрый темп хозяйственного и общественного развития, чем консервативное натуральное хозяйство. Железо буквально революционизировало весь экономический и социальный быт в сторону индивидуализации и демократии: в экономике - в сторону развития жизнеспособного хозяйства мелких и средних крестьян и ремесленников, а в социально-политической сфере - в сторону усиления военной мощи и политической роли ополчения вооруженных железным оружием земледельцев-гоплитов, которые пришли на смену аристократической коннице.

2. Внешний фактор. Развитие Греции в это время происходило без вмешательства извне: столкновения между древневосточными державами, которыми так изобилует первая половина I тыс. до н.э., отдалили на длительное время вмешательство восточной деспотии в греческие дела.

3. Природные условия. Ландшафт Греции и отсутствие на Балканском полуострове больших рек не требовали создания сильной центральной власти с большим аппаратом управления, руководящим всей хозяйственной жизнью. Микенские дворцы с их бюрократией остались лишь эпизодом и были сметены дорийским нашествием, поэтому общины в Греции развивались самостоятельно, без давления и вмешательства в их хозяйственную, социальную и общественную жизнь.

4. Социальная мудрость древних греков, выразившаяся в своеобразии борьбы основной части общинников (демоса) с родовой знатью (аристократией). В этой борьбе в принципе не оказалось победителей и побежденных, но был достигнут уникальный социальный компромисс, по которому обе стороны согласились на новый общественный порядок, обеспечиваемый рабами-чужеземцами. Хотя демос сокрушил господство аристократии, он и сам пошел на уступки носителям начал знатности и богатства, благодаря чему в обществе утвердились принципы законности и согласия.

5. Великая греческая колонизация. Это своеобразное историческое явление было порождено развитием формирующегося полиса и стало одним из важнейших факторов распространения полиса по всему миру, а также одним из способов разрешения внутриполисных проблем. Благодаря колонизации грекам удавалось разряжать накаляющуюся социальную обстановку и обеспечивать баланс между количеством населения и размером территории, на которой это население могло существовать.

Переход греческого общества от родового строя к полисному происходил по трем основным линиям, которые находились в тесной взаимосвязи:

от сельского общинного поселка к городу, как торгово-ремесленному, административному, культурному и религиозному центру;

от разлагавшегося позднеродового общества к классовому обществу античного типа, в котором гражданский коллектив был четко отграничен от массы бесправных рабов и неполноправных чужеземцев;

от власти местных царьков-басилевсов, опиравшихся на узкий слой родовой аристократии, к правильному демократическому государству, управляемому непосредственно суверенным народом - гражданами.

В историографии нового и новейшего времени учеными высказывались самые различные взгляды на происхождение полиса, его природу и сущность. В XX в. тема полиса стала по существу ведущей в исследовании античности.

Основными чертами полиса как исторического феномена принято считать:

1. Двойственный, противоречивый характер собственности, когда в рамках одной структуры сосуществуют общественная (полисная) и частная (индивидуальная) собственность, причем, как замечал еще Аристотель, общественный принцип должен обладать относительным значением, а частный - безусловным. Полис, как коллектив граждан, будучи верховным собственником, тщательно наблюдал за перемещением земельной собственности: он мог устанавливать земельный максимум, осуществлять надзор за наследованием земли, ограничивать права собственников на распоряжение ею. Полис выступал не только как верховный собственник, имеющий право вмешиваться в отношения собственности, но и как гарант земельной собственности отдельных граждан вплоть до наделения землей безземельных граждан из общественного фонда.

2. Совпадение в принципе политического коллектива с коллективом земельных собственников, то есть взаимная обусловленность гражданского статуса и права собственности на землю. это означало, что только граждане полиса имели право на участок земли в пределах полисной территории. Таким образом, в античности наблюдается совпадение территории полиса с землей, принадлежащей гражданам. Утрата в силу тех или иных причин участка земли нередко приводила к утрате гражданских прав. Поэтому гражданин полиса был готов лишиться всего в случае нужды, но только не своего участка. К тому же владение участком земли являлось непременным условием социального престижа. Следует отметить, что в некоторых полисах существовала зависимость между размером земельного участка и объемом политических прав. Такую зависимость установил, например, Солон в Афинах, определяя степень полноправия гражданина размером дохода с его земельного участка.

3. Резкое противопоставление граждан полиса негражданам (чужеземцам) и рабам, которые формально находились за пределами полисного организма, но реально обеспечивали его существование и благосостояние. Политико-правовая черта между членами полиса и лицами, находящимися за его пределами, подкреплялась в некоторых полисах запрещением порабощать граждан.

4. Общая тенденция античных полисов в сторону демократии, которая определялась взаимной обусловленностью права собственности и гражданского статуса и совпадением в принципе социальной и политической структур. Это приводило к тому, что сограждане являлись (в идеале) абсолютно равными соучастниками политической жизни и суверенитет принадлежал народному собранию полноправных граждан (они же были и земельными собственниками с вытекающим отсюда чувством равного друг к другу отношения). Связь между гражданином и государством была непосредственной, и это вело либо к отсутствию бюрократического аппарата, либо к сведению бюрократических структур к минимуму.

5. Более или менее полное совпадение политической и военной организации. Гражданин-собственник являлся одновременно и воином, обеспечивающим неприкосновенность собственности полиса и, тем самым, своей собственности. Армия полиса в принципе являлась всенародным ополчением, служить в котором было долгом и привилегией гражданина.

6. Тенденция к простому воспроизводству полиса как в экономическом, так и в социальном плане, в силу чего полис был заинтересован в том, чтобы поддерживать хотя бы относительную однородность гражданского коллектива, в котором были нежелательны ни чрезмерное богатство, ни крайняя бедность. Стремясь к сохранению стабильности, полис ориентировался на "средний класс" и регулярно производил определенное перераспределение богатств внутри гражданского коллектива, облагая повинностями (литургиями) богатых и "подкармливая" путем раздач продовольствия и организации зрелищ и общественных мероприятий бедных.

7. Наличие особой полисной идеологии, в которой высшей ценностью является сам полис и которая имеет определенную традиционную и консервативную направленность.

8. Сравнительно небольшие размеры гражданского коллектива и территории. Так, Платон подсчитал, что в идеальном полисе должно быть 5040 граждан, а Аристотель отмечал, что как население, так и территория полиса должны быть "легко обозримы".

 

Право в Древней Греции.

Обычно рассматривается на примере Афин, по которым больше всего письменных источников.

Источниками права в Древних Афинах были обычаи, законотворчество верховных органов власти полиса, законы Драконта, реформы Солона. В V-IV вв. до н.э.главный источник - законы, принятые народным собранием.

Право собственности и обязательства. Cобственность делилась на полисную и частную. Владение рассматривалось как фактическое обладание имуществом и владение с правом распоряжения. Также греки делили имущество на “видимое”(земля) и “невидимое”(деньги). “Невидимое” было выгоднее, т.к. богатые с “видимым” имуществом несли литургии в пользу полиса.

Существовали обязательства из договоров и из причинения вреда (“вольные” и “невольные”). Исполнение договора предполагало задаток (при нарушении покупатель свой задаток терял, а продавец должен был в случае нарушения договора заплатить двойную сумму). Договор поручительства обеспечивался материальными гарантиями. В Афинах был распространен Залог земли в форме ипотеки: земля находилась в пользовании должника, но при неуплате долга он ее терял.

Существовали договоры займа (под 20%), имущественного найма (движимости и недвижимости, особенно среди метеков), личного найма. Договор товарищества предполагал разделение всех доходов и убытков по договору и пропорционально взносу.

Обязательства из причинения вреда возникали при нанесении ущерба имуществу и предполагали возмещение убытков. Если вред наносился умышленно требовалась уплата убытка в двойном размере. Ответственность наступала и тогда, когда вред имуществу был нанесен в результате действий подвластных лиц (рабов). Раб мог быть отдан новому владельцу в качестве компенсации за ущерб. Если вред причинялся личности, то ответственность как за преступление.

Семейное право. Безбрачие морально осуждалось. Брак заключался по договору, при этом обычно предполагалась плата за невесту. Приданое считалось собственностью жены не во всех случаях. Многоженство не допускалось. Женщина находилась под властью отца и мужа и находилась в приниженном положении. Развод был свободным для мужа и был затруднен для жены. Власть отца над детьми была абсолютной вплоть до реформ Солона, но и потом значительна. Отец имел право лишить сына наследства.

Уголовное право. Выделялись преступления против личности и против государства. Обвинение возбуждалось или потерпевшим или заинтересованными лицами. Существовал перечень преступлений. Наказание в большинстве случаев предполагало возмещение вреда или штраф в двойном размере. Наиболее тяжкие преступления влекли смертную казнь. За отдельные преступления возможным было наказание в виде обращения в рабство (в т.ч. вор-рецедивист). В качестве наказаний фигурируют также конфискация имущества, изгнание. Телесные наказания применялись по отношению к рабам. Существовало специфическое наказание - атимия (бесчестье) - лишение политических прав. Несмотря на демократическое устройство в Афинах было распространены сикофанты - доносчики, но за ложное обвинение могли отдать под суд.

Вопрос 10. Государственный строй Древнего Рима. Общее и особенное. Источники права Древнего Рима. Особенности и значение римского законодательства.

Время основания связывают с именами Ромула и Рэма. Характеризуется процессами разложения перво-общинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Патрийцы – члены общины. Патриархальное общество. Вело войны с соседями. Стали происходить разделения общества. Плебеи-пришлые люди.

Политическая история Древнего Рима делиться на 2 крупных периода: республику и империю.

Римская республика просуществовала около 5 столетий. Центральными органами республики являлся Сенат (сначала их было 300, к концу республиканского периода 900). Сенату принадлежало право утверждать постановления народного собрания, право на введение чрезвычайного положения, право на высшее руководство военными делами, право на управление внешней политикой, управление финансами и гос. имуществом, высший надзор за культом, утверждал праздники, устанавливал благодарственные и очистительные жертвоприношения, толковал знамения богов.

Народное собрание – считались законодательными органами. Один решали вопросы о войне и мире, принимали или отклоняли законы, даровали гражданство, другие являлись плебейскими, выдвигали из числа плебеев на высшие должности магистратов, и третьи играли огромную роль при родовом строе, они решали вопросы брачно-семейных отношений.

Магистраты- избирались на 5 лет и были исполнительно-распорядительной властью. Распоряжения являлись обязательными для исполнения всех горожан. Всю систему магистратур возглавляли консулы (2), у них имелись помощники – Преторы (2-8), которые руководили городом и судопроизводством. Составляли списки горожан и распределяли их по трибам Цензоры (2), помощники консулов, которые ведали финансовыми расходами и расследовали некоторые уголовные дела- Квесторы (20), наблюдали за общественным порядком на рынке, организовывали праздники и зрелища – Эдилы (2).

Существовала коллегия пантификов. Высший институт царского и республиканского периода. Римские юристы:

1. Гай – один из влиятельных юристов древнего Рима. Император Валентиан 3 признал егоо мнения источником римского права, которым надлежало пользоваться судьям при вынесении решений. Гай написал комментарий к законам 12 таблиц, трактат о преторском праве и институции.

2. Эмилий Папиниан – юрист и государственный деятель, оказавший огромное влияние на последующее развитие правоведения. Трудам Папиниана была придана обязательная юридическая сила. Важнейшими его трудами были 19 книг «Responsa» и 87 книг «Questions».

3. Модестин Герений – учился у известного римского юриста Ульпиана. В Риме занимал высшие государственные должности. Был префектом (министром) выступал как респондент по юридическим делам, давал уроки права римскому императору Максимиану. Получил право «jus respondendi» в качестве привилегии давать свои решения от имени императора.

4. Юстиниан – приказал полностью пересмотреть римское право, поставив цель сделать его таким же непревзойденным в формально-юридическом плане, каким оно было 3 столетия назад. 3 основные составляющие римского права были Дигесты, Кодексы и институции Юстиниана.

Дигесты Юстиниана содержали фрагменты, относящиеся к частному праву, но многие места относятся к публичному праву, а также к общей теории права. Дается определение правосудия, предписания права, определение науки права или юриспруденции. Разграничение частного и публичного права, цивильное и право народов.

 

Политическая история Древнего Рима делится на два самых крупных периода:

республику;

империю.

Римская республика просуществовала около пяти столетий, с VI до I в. до н. э. Центральными органами республики были следующие органы.

1. Сенат – высшее правительственное и административное учреждение. Формально он не имел законодательных прав. По любому вопросу сенат выносил свое суждение, мнение. Юридически его решения не являлись обязательными для магистратов и народных собраний. На практике он имел огромный авторитет. Он мог объявить чрезвычайное положение в стране. Класс рабовладельцев видел в нем наиболее важное учреждение государства, призванное охранять их интересы.

2. Народные собрания – считались законодательными органами. Они были трех видов:

собрания по центуриям – решали вопрос о войне и мире, избирали высших магистратов, принимали или отклоняли законы, даровали гражданство, являлись высшей апелляционной инстанцией для приговоренных к смертной казни;

собрания по территориальным трибам — здесь преобладало влияние плебеев. Такие собрания назывались плебейскими сходками. Со временем роль этих собраний возросла, особенно в области законодательства, так как их решения не нуждались в утверждении сенатом. Плебейские сходки решали вопросы о допуске на высшие должности магистратов из числа плебеев. Позднее эти собрания стали издавать законы, обязательные для всех граждан;

куриатные комиции – при родовом строе они играли важную роль, но после возникновения государства ее утратили. Они решали вопросы брачно-семейных отношений, наследства, совершения религиозных обрядов.

3. Магистраты. Повседневная исполнительно-распорядительная власть находилась в руках магистратов. Распоряжения магистратов считались обязательными для всех граждан. Они могли наложить вето на решения коллег. Должности магистрата были выборными, срочными и безвозмездными. К магистратам относились цензоры, избиравшиеся на 5 лет. Они составляли списки граждан по имущественному цензу, на основании которых производилось налоговое обложение.

Высшие должности занимались представителями узкого круга знатных фамилий. Им же принадлежали крупные земельные угодья.

В период империи начальный период монархии назывался принципатом, последующий – доминатом. Характерными чертами являлось то, что множилась армия чиновников – военных, гражданских, придворных. Действовал разветвленный аппарат тайной полиции. Доносчики по политическим делам получали четвертую часть имущества осужденных. Роль народных собраний уменьшилась. Магистраты фактически стали чиновниками принцепса. В руках императора сосредоточилась необъятная власть: издание законов, командование войском, высшая административная и судебная власть. Он считался главным блюстителем религии. Доминат – эпоха абсолютно неограниченной власти одного человека, выражавшего интересы крупнейших рабовладельцев. В период империи была реорганизована полиция. Если раньше она подчинялась консулам и эдилам, то принцепсы учредили должность префекта города, наделенного широкими полномочиями по охране общественного порядка. Ему подчинялись полицейские когорты, обязанные осуществлять надзор за рабами. Особый префект возглавлял городскую пожарную команду. Во главе провинциальной полиции стоял легат. Следует отметить, что Римская империя погибла из-за кризиса ее экономической основы, процесса децентрализации, сепаратизма, а также восстаний рабов и нападений германских племен.

Источники римского права

Источники римского права: понятие и виды. В юридической и историко-правовой литературе применительно к римскому праву «источник права» употребляется в различных значениях:

как источник содержания правовых норм;

как способ (форма) образования норм права;

как источник познания права.

Институции Гая к источникам права относят: законы, сенатусконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов, деятельность юристов. В этом перечне указанные источники раскрывают способ (форму) возникновения норм права. Следовательно, источник права понимался в Риме как способ (форма) образования права.

В Институциях Юстиниана упоминается два вида источников:

закон и другие нормы, исходящие от государственных органов и зафиксированные ими в письменной форме;

нормы, складывающиеся в практике (имеются в виду правовые обычаи).

По признаку письменной и устной формы источников римляне разделяли право на писаное (jus scriptum) и неписаное (jus non scriptum): «Наше право является или писаным, или неписаным...» (D. I. I. 1. 6).

В более широком смысле к источникам права относятся многочисленные правовые и другие памятники, содержащие юридические нормы и иные данные о праве. В первую очередь к ним можно отнести кодификацию Юстиниана, произведения римских юристов, историков, философов, ораторов, поэтов и др. К источникам права в широком смысле причисляют также папирусы с текстами отдельных договоров и надписи на дереве, камне и т. д.

Обычное право и закон. Самым древним неписаным источником права Рима было обычное право как совокупность правовых обычаев. В современной теории права под правовым обычаем понимается правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое государством и качестве общеобязательного правила.

Отмеченные признаки характеризовали правовой обычай в Риме. Римский юрист Юлиан говорит о давности (длительности) применения обычая и молчаливом согласии общества (считаем признание его государством в качестве общеобязательного правила) на его применение.

Нормы обычного права включали обычаи предков (mo res maiorum); обычную практику (usus); обычаи жрецов (com mentarii pontificum); обычаи, сложившиеся в практике магистратов (commentarii magistratuum). В императорский период обычное право именуется термином «consuetude».

Обычное право в течение длительного времени играло существенную роль в регулировании разнообразных общественных отношений. Даже в эпоху принципата за правовыми обычаями признавалась такая же сила, как и за законами.

Наряду с обычным правом уже в древний период в Риме в качестве источника права применялись законы (leges). Первыми законами в Риме были законодательные акты, принимаемые народными собраниями и утверждаемые Сенатом.

В 451–450 гг. до н. э. была сделана запись обычаев, получившая название Законов XII таблиц (leges duodecim tabularum). В 326 г. до н. э. был принят Петелиев закон, отменивший долговое рабство и убийство должника за неуплату долга. Примерно в III в. до н. э. появился закон Аквилия (об ответственности за уничтожение и повреждение чужих вещей). Позднее был принят ряд других законов. В период принципата, когда роль народных собраний понизилась, они уже не принимали законы. Последним был аграрный закон I в. н. э.

При одновременном сосуществовании в Риме в течение длительного времени правовых обычаев и законов возникает вопрос: как соотносились друг с другом эти источники права?

У римлян не вызывало сомнения, что закон мог отменить правовой обычай. Римские юристы также считали, что правовой обычай может отменить закон (в этом случае говорили, что закон вышел из употребления). От классических юристов на сей счет сохранилось высказывание: «...Законы могут быть отменены не только вследствие выраженной воли законодателя, но и по молчаливому соглашению всех, путем обычая» (D. 1. 3. 32. 1). Этот вывод делался на основании того, что не существовало различия в том, как народ выразит свое согласие с той или иной нормой права: подачей голосов или своими поступками.

Законы XII таблиц. В 451–450 гг. до н. э. была сделана запись обычаев, получившая название Законов XII таблиц.

В значительной своей части Законы XII таблиц фиксируют письменно давно сложившуюся практику взаимоотношений различных лиц, т. е. право обычное. В этом смысле, как ни странно, их можно было бы назвать варварской правдой (как именуются первые юридические кодексы государств раннего Средневековья), если забыть о том, что само понятие «варвары» применялось в античности ко всем людям, кроме греков и римлян.

В тексте таблиц заметно влияние греческого права, а конкретно – афинского законодательства Солона. В двух случаях на это прямо указывает античный юрист Гай. Так подтверждается сообщение источника о том, что на подготовительном этапе для работы коллегии были привлечены греческие законы. Но очевидно и то, что использовались они спорадически, и получившийся свод в основном отражал римские реалии.

Законы XII таблиц закрепили уже сформировавшееся к этому времени право частной собственности (dominium), которое в Риме вытекало из высшего права собственности гражданской общины, т. е. государства, и потому принадлежало только гражданам. В них еще отсутствует универсальная формула, позднее выработанная римскими юристами: «Собственность на вещь есть право по своей воле ее использовать, изменять, отчуждать и передавать по наследству». Однако трактовка этого правоотношения в отдельных статьях таблиц уже приближается к классической.

В таблицах юридически оформлено социальное неравенство между свободными и рабами, патронами и клиентами, патрициями и плебеями. Первое различие просуществует еще два тысячелетия, второе доживет до падения Римской империи, а третье исчезнет сравнительно скоро, и принад лежность к патрицианскому или плебейскому роду не будет иметь в Риме никакого значения.

В наше время даже образованные люди – не специалисты по античности – убеждены, будто на всем протяжении римской истории, в том числе в эпоху империи, патриции составляли в Риме привилегированное сословие, угнетавшее плебеев. В действительности патриции, представлявшие собой старую знать родового общества, вели с плебеями борьбу за сохранение своих привилегий в течение первых столетий истории Римской республики и к III в. до н. э. потерпели полное поражение. Во время империи принадлежность к патрицианскому роду была не более важна для римлянина, чем для нашего современника – боярское происхождение его предков.

Законы XII таблиц содержат множество конкретных положений, которые были развиты впоследствии в западноевропейском и позднеримском праве. Заслуга их составителей состоит в том, что они заложили основы правотворческого процесса на будущее и сформулировали нормы, позволившие молодому классовому обществу достаточно эффективно функционировать.

Прежде всего составители таблиц установили определенный порядок судебных процедур, т. е., говоря профессиональным языком, зафиксировали нормы процессуального права.

Законы XII таблиц охраняют устои древней патриархальной семьи.

Законы XII стали первым древнеримским судебником: многие их положения относятся к сфере уголовного права.

Законы ХII таблиц были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах и были выставлены для всеобщего обозрения на главной площади Рима, отсюда и пошло их название.

Таким образом, Законы ХII таблиц регулировали семейные, наследственные отношения, займовые операции и частично уголовные преступления. Постепенно, в связи с развитием новых экономических отношений, вызванных ростом товарного производства, товарообмена и банковских операций, Законы ХII таблиц стали корректироваться новым источником права – преторскими эдиктами.

Дигесты Юстиниана. В 533 г. был обнародован результат работы комиссии в виде Дигест (digesta – упорядоченное) или Пандект (pandectae – все в себе вмещающее). Комиссия использовала около 2000 книг, написанных 39 юристами. Наибольшее количество отрывков заимствовано из сочинений Ульпиана – до [1] / 3 всего объема Дигест и Павла – около 1 / 6. Кроме того, сочинения Папиниана составили 1 / 18 часть, Юлиана – 1 / 20, Помпония и Сервия Сцеволы – 1 / 25, Гая – 1 / 30, Модестина – 1 / 45, Марцелла – 1 / 60 и т. д. Почти все из цитируемых юристов, кроме трех (Квинт Муций Сцевола, Алфен Вар, Элий Галл), жили в период империи и большинство – в период принципата. Дигесты состоят из 50 книг. Книги (кроме 30 и 32) делятся на титулы, числом 432. Титулы – на фрагменты, числом 9123. А фрагменты в новейших изданиях Дигест – на параграфы. Комиссии было предписано воспользоваться сочинениями только тех юристов, которые обладали ius respondendi, однако она в этом случае такой строгости не проявила. Основным содержанием Дигест являются фрагменты, относящиеся к частному праву, но многие места Дигест относятся к публичному праву, а также к тому, что мы назвали бы общей теорией права. Так, уже в первом титуле первой книги Дигест дан ряд общих определений, ставших хрестоматийными: определение правосудия, предписания права, определение науки права или юриспруденции. Здесь же говорится о разделении права на частное и публичное, цивильное и право народов. Большой интерес представляет фрагмент из Помпония о происхождении и развитии римского права. В третьем титуле речь идет о законах, сенатусконсультах и длительном обычае, а в четвертом – о конституциях принцепсов. К публичному же праву относятся книги 47, 48 и отчасти 49 (Уголовное право и процесс). Кроме того, вопросы публичного права включены в титулы 11 (о праве фиска) и 14 (о военном или лагерном пекулии), а также в книгу 49 и в книгу 50 в титул 6 (об иммунитетах). Наконец, в различных книгах Дигест встречаются положения, которые по современной юридической систематике относятся к международному праву.

Институции и новеллы. В 533 г. профессорами-юристами Феофилом и Дорофеем под руководством Трибониана был составлен элементарный учебник гражданского права – Институции (institutiones). Институции были изданы в учебных целях для начинающих юристов, но они получили официальный характер, т. е. приобрели силу закона. В основу этого официального руководства комиссия положила институции Гая, дополнив их сочинениями некоторых других авторов и некоторыми конституциями. Материалы она расположила по той же системе, что и в институциях Гая. А именно: personae, res, actiones (лица, вещи, иски). Институции Юстиниана состояли из четырех книг: первая – лица и семейное право; вторая – вещи и права на вещи, а также завещания; третья – наследование по закону и обязательства; четвертая – обязательства по деликтам и искам.

После смерти Юстиниана издаются так называемые Новеллы (novellae), т. е. конституции самого Юстиниана, составленные позже Кодекса и Дигест. Юстиниан намеревался собрать эти Новеллы в единый сборник. Но, очевидно, не успел этого сделать. До нас дошли только три частных сборника Новелл, по большей части на греческом языке. Самый большой из упомянутых сборников состоит из 168 новелл. Новеллы относятся главным образом к публичному и церковному праву, но есть и нормы частного права – они толкуют о браке и наследовании.

Вопрос 11. Общее и особенное в развитии средневекового мира.

После падения Римской империи означало окончательное крушение античных политико-правовых порядков и гибель цивилизации. На смену приходят средние века. Развал римской империи дал возможность выхода на политическую арену новых этносов и народов. Они уступали римлянам, но сумели в средние века создать свои, независимые страны.

Влияние античных традиций в средневековой Европе с большой силой проявилось в эпоху Ренессанса, когда в рамках феодального общества быстро складываются материальные и духовные предпосылки капитализма. Периодизация средневековья соответственно сочетается с развитием феодализма: раннее средневековье- становление феодализма, развитое средневековье – расцвет феодализма, позднее средневековье- развал феодализма. В период ранних (варварских) государств – развитие феодальных поземельных отношений, базировались на натуральном хозяйстве и на эксплуатации феодального крестьянства, появлялись взаимоотношения разного ранга. Условиях феодальной раздробленности, более менее отношения удавалось урегулировать с помощью новой системы договоренности «сюзеренитета-вассалитета». Средневековое государство приняло форму сеньориальной монархии.

Экономический подъем, связанный с ростом городов и накоплением капитала, породил новое сословное деление общества. В новых условиях стали возможны объединения государств на национальной основе, усиление королевской власти, этот период назван сословно-представительной монархией.

В позднем средневековье полным хором идет разложение феодализма и формируются основные элементы капиталистической системы. Только сильная королевская власть была способна укрепить и поддержать общественное сознание. Наступает абсолютная монархия. Падение в дальнейшем абсолютизма означало конец всего старого режима и начало Новой (современной) истории в демократии.

Власть, как характерное явление, переходила от короля в руки отдельных светских и духовных магнатов. Политическая власть дающая право управлять вассалами, крепостными и лично свободными крестьянами, горожанами, становится неотъемлемым атрибутом земельной собственности.

Взаимоотношения государственной власти и христианской церкви были неоднозначными и сложными. Они нередко порождали острые конфликты, приводили к прямому противоборству. «Варварские» короли в раннем средневековье, принимая христианство, преподносили церкви большие дары в виде обширных земельных владений. Церковь превратилась тем самым в крупного землевладельца, сохраняли все свои земли от дробления и возврата в мирской земельный фонд. Церковь до 11 века находилась не под контролем римского папского престола. Произошло деление церкви на восточную (православную) и западную (католическую). Поводом для конфликта стал догмат о происхождении Святого духа. Церковный трибунал создал суд инквизиции. Суд был розыскной. Проводилось следствие для того, что бы добиться признания обвиняемого. Нет презумпции невиновности. Основным средством наказания были пытки. Суд инквизиции был прогрессом по сравнению с судом Ордалий. Все рассматривалось в совокупности, если не было достаточно оснований, то пытки и наказания не применялись.

Источники права

· Правовые обычаи. Сборники обычного права «саксонское зерцало», «Кутюмы Бовези»

· Городское право

· Каноническое право: писания отцов церкви, буллы римских пап, священные предания.

12-13 век – папская революция:

Рецепция римского права (восстановление, введение в действие). Школа глоссаторов. Глосса – восстановление текстов и добавление своих комментарий= восстановлено римское право.

 

 

Средневековые государства появились в Западной Европе в IXXIII вв. и приняли форму сеньоральной монархии. Они отличались крайней степенью экономической и политической децентрализации. Для XIII—XV вв. характерно становление сословно-представительных монархий. Это связано с экономическим подъемом, с ростом городов и развитием торгового оборота, а также со стадией первоначального накопления капитала. В течение XIIXIV вв. существенным образом меняется экономический облик западноевропейских государств. Большая часть городов находилась на земле феодальных сеньоров.

Специфические черты средневекового государства:

1) последовательность смены его форм (раннее Средневековье, развитое Средневековье, позднее Средневековье);

2) политическая власть переходит от короля в руки отдельных светских и духовных магнатов;

3) крестьянская община, являющаяся исторически обусловленной формой объединения крестьян, ведет индивидуальное хозяйство и обладает минимальными административными и судебными функциями;

4) сложность взаимоотношений светских владык и христианской церкви, которая постепенно превращалась в крупнейшего земельного собственника. В 1054 г. произошел раздел христианской церкви на восточную (грекокатолическую) и западную (римско-католическую);

5) важность роли средневековых городов в формировании политического и правового сознания в Западной Европе. История средневековых городов - это борьба городского населения за личную свободу, иные вольности и привилегии, за политическое самоуправление, а в ряде случаев и за экономическую автономию;

6) главным институтом в политической системе оставалось государство. Средневековое государство, закрепляя феодальные формы собственности на землю и средства п

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...