Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие Парламента 18-19вв.




Парламент 18-19вв. полностью воспринял организацию исторического английского парламента, но в деятельности его сложилось много новых конституционных обычаев - в особенности связанных с законодательством и взаимоотношениями с короной. Конституционные обычаи стали играть важнейшую роль среди источников парламентского права.

Парламент стал более многочисленным и представительным органом. В состав Верхней палаты лордов к середине 19в. входило 465 светских и духовных аристократов (в т.ч. 207 епископов). В 17в. членство в Палате лордов допускалось для наследственных аристократов с 16 лет, в 19в. установился возрастной ценз в 21 год (тождественный гражданской правоспособности). Члены верхней палаты имели значительные государственные привилегии: судиться только в самой палате, не подлежали аресту за долги. Любой билль, касающийся статуса Палаты лордов и ее прав, обязательно вначале обсуждался в ней. Несмотря на значительный количественный состав, традиционно для принятия решения достаточно было присутствие трех лордов.

Палата общин избиралась на 7 лет (с 1714г.) населением королевства по избирательным округам и особым корпорациям на основе избирательного права, существенные изменения, в котором произошли только к середине 19в. К 18в. количественный состав палаты был постоянным (в 558 мест), в 19в. он вырос до 658 за счет Ирландии. В середине 19в. 656 депутатов представляли 1.250 тыс. избирателей (на всего 29 млн. населения королевства). Членство в Палате общин предполагало более высокий имущественный ценз (в 600 фунтов для графств, 300 - местечек) и статус free holder'a в течение всей жизни. Только в начале 19в. в парламент получили доступ католики. В 1858г. избран первый еврей - барон Ротшильд. С 1858г. любой избиратель старше 21 года и отвечавший избирательным ограничениям мог и быть избранным в палату (т.е. активное и пассивное избирательное право отождествилось). Не могли быть избранными в палату иностранцы, судьи высших судов, духовенство, находящиеся под следствием, чиновники графств, лица, получавшие жалование от короны и даже пенсии от нее (с 1718г.).

Палата общин самостоятельно избирала своего спикера; кроме него, был и секретарь палаты - чиновник, ведавший протоколами и актами. В 17-18вв. содержание парламентских дискуссий формально оглашению не подлежало, и парламент нередко возбуждал преследования по обвинению в клевете против высказывавшихся о его деятельности. С 1771г. вошло в практику печатанье отчетов о заседаниях палат. Текущая деятельность палат определялась конституционными обычаями и статусами, многие из которых восходили к 14в. К 1854г. был кодифицирован и опубликован Регламент Палаты общин. Заседания первоначально проходили с 8 часов утра, в 19в. - вечером (с 5 час. вечера для Палаты лордов, с 4ч. 15м. - для Палаты общин).

Полномочия парламента определялись конституционным принципом его абсолютного верховенства и охватывали практически любые вопросы: "Парламент имеет суверенную и неподконтрольную власть создавать законы, распространять их или ограничивать, отменять, отзывать и оживлять. Эта законодательная власть применяется ко всем объектам духовным и временным, гражданским и военным, подлежащим морскому или уголовному праву. Парламент есть место, которое британской конституцией помечено как место власти абсолютной, даже деспотической, отчасти должной существовать во всяком государстве с необходимостью. Парламент может менять конституцию империи, обновлять ее, так же как и пересоздавать самого себя на иной основе. Он может любую не возможную вещь, и то, что делает парламент, не может делать никакая земная власть" Крупнейший английский правовед 18в. У. Блэкстон здесь выделил качественные важнейшие характеристики власти парламента: суверенность, неограниченность, не подконтрольность, сочетание текущей законодательной и конституционной власти. Вместе с тем считалось, что постановления и билли парламента не должны противоречить справедливости - в той форме, которая была зафиксирована правом.

Основной формой деятельности парламента было законодательство. С середины 18в. принималось в среднем по 250 биллей в год. В законодательной процедуре первое место принадлежало Палате общин. В частности, только она могла инициировать финансовые билли (связанные с налогообложением и расходованием государственных средств). В остальном процедура различалась в зависимости от того, относился ли законопроект к категории частных или публичных биллей.

Частный билль был самым многочисленным типом закона. Предложение о таком мог внести любой избиратель, заручившийся поддержкой хотя бы одного (своего) депутата. Он касался местных дел, требующих государственного вмешательства. Частный билль представлялся в виде петиции (и был как бы продолжением этого права) и далее обсуждался в трех по-особому составленных комитетах: постоянном из 11 депутатов, комитете отбора из 6 депутатов, прохождения. Затем он вносился на усмотрение Палаты общин и голосовался, как правило, без детальных прений.

Публичный билль представлял, собственно, в широком смысле закон. Его вносило правительство. Предварительное обсуждение проводили специально созданные депутатские комиссии - как правило, по 5 депутатов. Каждый билль должен был пройти три чтения - разного значения и определенности. Первое было формальным и не имело содержательного значения, т.е. палата просто извещалась о проекте. Второе было концепционным, и после него отмеченный проект (до 1849г, - переписанный на парламенте -!) направлялся в комиссию. Только в третьем чтении собственно утверждался или отклонялся законопроект. Публичные билли должны были пройти рассмотрение обязательно в каждой палате парламента в течение одной сессии. Голосование в Палате общин проводилось по принципу "Да" - "Нет", в Палате лордов - "Согласны" - "Не согласны". Затем законопроект поступал через канцлера на утверждение монарху.

Со второй половины 19в. правительство стало оказывать все более определяющее воздействие на законодательную процедуру. С 1881г. вошло в обиход (в 1882г. закреплено в Регламенте) "правило спешности", согласно которому премьер-министр бал в праве предложить Палате общин обсудить билль вне установленной очередности в силу особой государственной важности. Депутаты получили право требовать прекращение прений (с 1887г.), и такая резолюция обязательно должна была голосоваться. До этого ход прений никак не регламентировался, и их продолжительность бала произвольной. Говорить депутаты парламента могли только без каких-либо записок. Тогда же вошло в практику правило "гильотины": на обсуждение законопроекта заранее отводилось определенное время, и если билль не был обсужден полностью, не обсужденные части ставились на голосование без дальнейших прений.

Помимо законодательной деятельности, депутаты парламента имели полномочия запроса к правительству. С начало 18в. они были формальны и сводились к праву задавать вопросы несодержательного свойства члену кабинета (т.е. известно ли происшествие или явление правительству). С 1783г. оно было признано официально. Однако за членами кабинета также было признано право, отвечать или не отвечать на запросы. Только в 1869г. право парламентского запроса стало важным конституционным обычаем, и судьба запроса была взаимосвязана с доверием членам кабинета или всему правительству.
Формально оно дополняло «общее право», восполняло его пробелы. Однако к ХVI Веку оно получило такое развитие и влияние, что стало угрожать существованию «общего права». В результате в начале ХVII века, при правлении Якова 1, было принято решение, что в случае конфликта между «общим правом» и «правом справедливости» последнее будет иметь преимущество, но оно не должно далее расширяться за счет «общего права» и должно соответствовать прецедентам. Существование «общего права» и «права справедливости», основанных на прецедентах, и составляет характерную черту англосаксонской системы права. 3. Регулирование прав собственности. Траст Английскому средневековому вещному праву известно деление имущества на движимое и недвижимое, но более распространенным и традиционным было деление вещей на реальную собственность и персональную собственность: реальная собственность защищалась реальными исками (в случае успеха которых утраченная вещь возвращалась владельцу). К реальной собственности относились родовая недвижимость, а также такие права на землю, которые носили характер свободного держания, феодального владения от короля или от другого лорда, персональная собственность защищалась персональными исками. К ней относились все прочие вещи. Центральное место в «общем праве» Англии этого периода занимали нормы, регулировавшие феодальную собственность на землю. Землевладение составлявшее основу богатства в феодальном обществе, определяло положение человека в обществе и его обязанности перед государством. Поэтому поземельные отношения определяли характер и содержание не только права собственности, но и наследственного и семейного права. Земельные права определялись двумя главными понятиями: владение, держание (e a cy); объем владельческих прав, правовых интересов (es a e). Владение могло быть или свободным (фригольд) – владение землей, полученной на условиях несения рыцарской службы или по праву личной службы, а также землевладение свободного крестьянина (сокаж), или несвободным (копигольд) – владение землей на условиях исполнения личных и поземельных повинностей крестьянина в пользу лорда со временем превратилось в наследственное право феодальной аренды. Понятие объема владельческих прав на недвижимость (es a e) включает права лиц, которые участвуют в отношениях владения, пользования, распоряжения и контроля над собственностью. Es a e также дает представление о наборе технических средств для передачи собственности. Исторически развиваясь, право владения недвижимостью имело следующие формы: получение лордами права продажи земли при условии, что на нового ее держателя переходят все служебные повинности прежнего; владении, близкое к частной собственности, с тем лишь отличием, что при отсутствии наследников земля не становилась выморочной; заповедные прав на землю (права «заповедных земель»); пожизненное владение; владение на определенный срок. Сугубо английским институтом вещного права стал оригинальный правовой институт доверительной собственности (траст): одно лицо передает другому в собственность свое имущество или его часть с тем, чтобы получатель, став формально собственником, управлял имуществом и использовал его в интересах прежнего собственника или по его указанию.

Это объясняется прежде всего тем, что Англия не знала феодальной раздробленности и представляла собой централизованное феодальное государство с сильной властью. Большую роль в судебной системе Англии играл институт разъездных судей. При рассмотрении споров на местах разъездные королевские судьи руководствовались не только законодательными актами королей, но и местными обычаями и практикой местных судов. Возвращаясь в свою резиденцию, они в процессе обобщения судебной практики вырабатывали общие нормы права, которыми руководствовались королевские судьи при рассмотрении дел как в центре, так и во время выездов на места. Так постепенно из практики королевских судов сложились единообразные нормы права, применявшиеся по всей стране, так называемое «общее право». Начиная с ХIII века в королевских судах стали составлять протоколы, отражавшие ход судебного заседания и решения суда. Эти протоколы назывались «свитками тяжб». С середины ХIII века до середины ХVI Века отчеты о наиболее важных судебных делах печатались в «ежегодниках», которые затем сменили сборники судебных отчетов. Именно в это время зарождается основной принцип «общего права»: решение вышестоящего суда, записанное в «свитки тяжб», является обязательным при рассмотрении аналогичного дела этим же судом или нижестоящим судом. Принцип позже получил название судебного прецедента. Судебный прецедент – это устойчивая судебная практика. Но иногда это может быть и единичное решение суда высшей инстанции (в том числе для себя самого) по сходному делу. В прецеденте необходимо выделять общую норму – «основание решение» (ra io decide di). Собственно это и будет прецедентом. Помимо ra io в прецедент входит и obi er dic um – «попутно сказанное». Обычно ra io отграничивается от obi er dic um следующим образом: если после изменения какой-либо части прецедента изменилась и суть вынесенного решения, это было ra io. Источником английского феодального права являются также статуты – законодательные акты центральной власти. Первоначально акты королевской власти назывались по-разному: статуты, ассизы, провизии, хартии. С оформлением законодательных полномочий парламента под статутами стали также понимать законодательные акты, принятые королем и парламентом. Акты, принятые парламентом и утвержденные королем, считались высшим правом страны, способным изменять и дополнять «общее право», однако суды имели право толкования этих законов. Совокупность законодательных актов короля и актов, принятых совместно королем и парламентом, получила название «статутного права». Источником феодального права Англии являлось также и каноническое право. Его нормы применялись при решении споров по делам, относящимся к браку, разводу, завещаниям и к управлению имуществом лиц, не оставивших завещания. 2. Общее право и его принципы, право справедливости «Общее право», в противовес местным обычаям, - это право, общее для всей Англии. В 1066 году оно еще не существовало. «Общее право» не было кодифицированным. Его материальные правила большей частью включались в процессуальную систему, которая в то время состояла из нескольких сотен различных типов процессов.

Вопрос 22. Британская колониальная империя. Высшие органы управления колониями. Виды колониального управления.

Британская империя (British Empire), обозначение совокупности Великобритании и её колониальных владений. Термин «Британская империя» вошёл
в официальный обиход в середине 70-х гг. 19-го в.

Первые колониальные захваты Англии относятся
к эпохе феодализма. В 12-м в. началось завоевание Ирландии. В более поздний период, с вызреванием в недрах английского феодализма капиталистических отношений, было положено начало собственно колониальной политике Англии. В 1583 был захвачен о. Ньюфаундленд, а в 1607 основана первая английская колония
в Северной Америке (Виргиния).

В войнах конца 16-го — начала 17-го вв. Англия нанесла ряд тяжёлых ударов Испании, своей главной сопернице на море и крупнейшей колониальной державе того времени. В Англии возникли крупные монопольные торговые компании, в том числе Ост-Индская компания
(1600 г.). Эти компании не только вели торговлю с «заморскими» странами, но и начали захват опорных пунктов в Азии и Африке. В этот период английская политика колониальных захватов, хотя и была непосредственно связана с развитием торговли и промышленности, определялась главным образом интересами аристократии, стремившейся к приобретению заокеанских территорий для укрепления своей феодальной земляной монополии.

С утверждением капиталистического строя в Англии в результате буржуазной революции
17-го в. английских колониях экспансия усилилась. В войнах 1652–54 гг., 1665–67 гг. и 1672 г. Англия одержала победу над Голландией и захватила ряд территорий в Северной Америке.
С середины 17-го в. в зависимость от Англии попала Португалия и её большая колониальная империя. В ходе войны за Испанское наследство Великобритания (название, утвердившееся после 1707 г. за объединённым королевством Англии и Шотландии) захватила Гибралтар и новые территории в Северной Америке.

В Семилетней войне 1756–63 гг. Великобритания нанесла тяжёлый удар феодально-абсолютистской Франции, ставшей к этому времени её главной соперницей в борьбе
за торговую и колониальную гегемонию, и окончательно подорвала колониальную мощь Испании. Англичане захватили французскую Канаду и установили своё господство в Северной Америке. Развернулось завоевание Индии — Ост-Индская компания овладела Бенгалией (1757 г.). «События Семилетней войны превратили Ост-Индскую компанию из торговой державы в державу военную и территориальную. Именно тогда было заложено основание нынешней Британской империи на Востоке», — писал К. Маркс в 1853 г.

 

В XVII—XVIII вв. на Атлантическом побережье Северной Америки были основаны тринадцать английских колоний. Королевские грамоты, изданные в разное время, предоставляли известную автономию во внутренних делах, но неизменно подчеркивали, что колонисты остаются подданными короны. В северных колониях Новой Англии преимущественное распространение получило мелкое фермерское хозяйство. Росла связанная с ним домашняя промышленность, а во второй половине XVII в. появилась капиталистическая мануфактура. Быстро шло формирование новых экономических отношений - буржуазии и наемных работников. Население первых британских колоний, основанных торговыми компаниями, состояло из законтрактованных сервентов, т. е. лиц, обязанных в течение трех-четырех лет оплачивать компаниям их «управляющих» проезд в Новый свет. Из-за недостатка рабочей силы в Америку стали ввозить рабов-негров. Такая практика получила распространение в южных штатах, где рабы трудились на плантациях. Колонии основывались на буржуазных началах, но английский король и земельная аристократия старались насаждать в них феодальные порядки. Собственники земли пытались ввести феодальные повинности. Но наличие «свободных земель» обрекло эту политику на неудачу. Поселенцы сопротивлялись и уходили на запад, становились свободными фермерами. Управление колониями осуществлялось из Англии. Король назначал губернаторов большинства колоний. В их руках была сосредоточена вся судебная, исполнительная и высшая законодательная власть. В промышленных районах Севера получают важное развитие органы самоуправления, чаще всего сосредоточенные в церковном приходе. Колониальные ассамблеи состояли из двух палат: верней палаты - Совета, члены которого назначались губернатором из числа аристократии, и нижней палаты, избиравшейся населением. Для избирателей существовал высокий имущественный ценз. Выборы проводились открытым голосованием. Уполномоченные от городов и поселков представляют общественное собрание колонии. Эта система ценностей играла охранительную роль при формировании политической системы. Таким образом, налицо как политические противоречия, так и экономическая специализация штатов: Север - развитый промышленный регион, а Юг - преимущественно аграрный. Мысль об объединении колоний в единую федерацию возникла в середине XVIII столетия. Первый проект федерации был выработан знаменитым Франклином в 1748 г. Однако правительство Англии отклонило эту идею. В Англии прекрасно понимали, что объединение штатов приблизит борьбу колоний против метрополии. Американские штаты не имели своих представителей в английском парламенте, но тем не менее были обязаны платить высокие налоги. Это не могло не вызывать возмущения колонистов. Данному процессу присущи некоторые особенности, которые отличают ее как от английской буржуазной революции, так и от Великой французской буржуазной революции: во-первых, она произошла на территории, где преобладание феодализма как общественно экономической формации не было существенным; во-вторых, английские колонии на американском континенте боролись за достижение государственного суверенитета.

Вопрос 23. Война английских колоний за независимость. Образование США. Законодательная и президентская власти по Конституции США.

Зимой 1774/75 г. в колониях стали стихийно возникать вооруженные отряды, участники которых называли себя «людьми минуты» или «парнями свободы». Они сами избирали из своей среды командиров, доставали оружие, вели неустанное наблюдение за действиями британских войск.

Возглавляемая гравером Полем Ривери разведка успела предупредить С. Адамса и Дж. Хэнкока о грозящем им аресте. Прискакав ночью в Лексингтон, Ривери успел также предупредить «людей минуты» о предстоящем захвате британцами складов оружия. Прибывший туда утром отряд английских солдат был встречен партизанами в полной боевой готовности.

В первых сражениях у Лексингтона и Конкорда 19 апреля 1775 г. английские войска столкнулись с тактикой рассыпного строя. Партизаны метко стреляли из-за деревьев и строений и оставались сами неуязвимыми; англичане потеряли треть своих солдат. Эти события послужили сигналом к повсеместному захвату оружия народом. Восстание против Британии началось.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...