Урок № 1. Остальные не грамотнее вас
Число людей, умеющих грамотно писать, сокращается из года в год. Миллениалы вообще пользуются своими собственными правилами орфографии, превращая слова и целые фразы в странные наборы букв и цифр. В культуре хип‑хопа с согласными обращаются так, словно это какие‑то вирусы[43]. Чрезвычайную популярность получили автоматические системы проверки орфографии, а гласные в век интернета вообще стали рассматриваться многими как нечто совершенно ненужное. Поэтому не паникуйте, если не можете правильно написать нужное слово с первого раза (или вообще). Поверьте: те, кто вас видит, либо сами не смогут написать это слово правильно, либо не решатся перед всеми поправить вас, рискуя сесть в лужу. Если вы в процессе инфодудлинга не знаете, как правильно пишется какое‑то слово, есть два хороших способа безболезненно выйти из этой ситуации. 1. Спросите у кого‑нибудь в пределах досягаемости, как пишется слово, поставившее вас в тупик. Просто наклонитесь к человеку и спросите его: «Как пишется “этимология”?» Если этот человек может помочь, тогда и вам хорошо, и ему есть чем гордиться. 2. Запишите первые 2–3 буквы затруднившего вас слова и оставьте так, чтобы потом посмотреть в словаре, как оно пишется. Когда вы занимаетесь инфодудлингом, необязательно все слова фиксировать в тот самый момент, когда они произносятся. Просто сделайте узелок на память, чтобы вернуться в нужное место позднее. (Узелком могут служить начальные буквы или какое‑то символическое обозначение слова – просто чтобы вы потом вспомнили, какое слово вам надо записать.) После того как вы посмотрите слово в словаре (или запишете его в нескольких вариантах, пока не наткнетесь на тот, который вспомнится вам как правильный, – я так часто делаю), вернитесь к своему инфодудлу и заполните пропуск. Миссия выполнена. И никто не заметил.
Урок № 2. Окружающие (если этот язык для них родной) наверняка поймут, что вы имели в виду, даже если напишете слово неправильно
Как бы вы ни исказили какие‑то слова, в большинстве случаев те, кто будет их читать, легко вас поймут. В этом им помогает контекст. Если грамматическая структура и порядок букв большей частью сохранены, мозгу удается угадать, какое слово вы подразумевали. Поэтому на всякий случай имейте в виду, что необязательно быть грамотеем, чтобы вас понимали.
Урок № 3. Грамотность не связана с уровнем интеллекта
Иначе говоря, не существует предсказуемой взаимосвязи между коэффициентом интеллекта и уровнем грамотности[44]. Умение (или неумение) грамотно писать ничего не говорит о ваших умственных способностях в целом. Поэтому, если кто‑то будет утверждать обратное (а вам наверняка такие люди повстречаются), сразу же отсылайте их ко мне. Они сами не ведают, что говорят. Если вы переживаете из‑за своей неграмотности (потому что в коллективе наверняка найдутся люди, которые будут вас поправлять или даже насмехаться над вами), пожалуйста, вспомните эти уроки. А потом сделайте глубокий вдох и подумайте о том, что у нашей революции может быть много трудных испытаний, но грамматическим ошибкам совсем необязательно быть в их числе.
Инструментов инфодудлинга как основа революционной визуальной презентации
Инструменты № 1, 2 и 3: типографика, шрифты и слова‑картинки
Пусть слово «типографика» не отпугнет вас. Несмотря на налет значительности, присущий ему, я не собираюсь пускаться в дебри профессионального графического дизайна. Мы постараемся упростить все до такого уровня, чтобы мог справиться и ребенок. Поскольку в инфодудлинге всегда применяются слова, исследование возможностей, связанных с типографикой, шрифтовым дизайном и использованием слов‑картинок, очень помогает придать б о льшую визуальную выразительность вашей работе. И может показаться странным, но те самые люди, которые испытывают проблемы с почерком, в этих вещах могут проявлять себя на отлично, потому что здесь требуется совершенно другой набор навыков. Но прежде, чем мы углубимся в эти элементы инфодудлинга, давайте разберемся, что они из себя представляют.
Инструмент № 1
Под типографикой понимается художественное оформление текста средствами графического дизайна. Оформление текста складывается из следующих факторов: выбор гарнитуры, размер букв, длина строки, расстояние между строками[45], пробелы между буквами[46]и между группами букв[47]. Всеми этими компонентами можно манипулировать, воздействуя на восприятие и понимание текста зрителями. Даже в отсутствие картинок есть масса возможностей украсить инфодудл за счет одной только работы с буквами. Ниже представлены несколько примеров того, как с помощью одной только типографики можно влиять на смысл, эмфазу и эмоциональный заряд текста. Как вы можете видеть, само расположение букв может намекать на их смысл. Текст становится более богатым в когнитивном и информационном смысле даже в отсутствие картинок и пиктограмм.
И опять же, если вы экспериментируете с элементами типографики и вас не устраивает собственный почерк, рекомендации остаются те же: пишите стоя, пишите медленнее, пишите крупнее. Эти советы помогут вам сделать свой замысел понятным для зрителя. Но главная цель этого «урока» в том, чтобы вы поняли, какого существенного влияния на восприятие информации можно добиться за счет удачного оформления текста. В этом аспекте инфодудлинга скрывается целый мир возможностей. Называйте это чтением между строк. А теперь попробуйте сами. Для начала предлагаю оформить 4 фразы. Поэкспериментируйте и разберитесь, каким образом расположение слов влияет на восприятие их смысла.
Я ощущаю себя двух дюймов роста. Единение душ прекрасно. Оставь меня в покое.
Она мечтает о высоком.
Надеюсь, это было не слишком сложно. Изучение типографики, особенно если вы занимаетесь обеспечением качества продукции или анализом данных, может показаться не самым естественным занятием на свете. Но, по крайней мере, пусть такой инструмент будет в вашем арсенале, чтобы вы могли воспользоваться им в случае необходимости. Вас ждет еще долгий путь, и кто знает, что вам пригодится.
Инструмент № 2
Шрифты, называемые также гарнитурой, составляют важную подкатегорию типографики. Под гарнитурой понимается полный набор букв и символов, выполненных в одном графическом стиле. Существуют тысячи шрифтов, и каждый день появляются новые. Причина подобного внимания к шрифтам – они открывают массу возможностей сделать визуальную презентацию еще более интересной и привлекательной. Они также могут прийти на выручку тем дудлерам, которые не очень хотят учиться рисовать, а удачный выбор шрифтов способен украсить серый массив текста, придать ему смысл и при этом не требует от вас ни умения рисовать, ни хорошего почерка. Каким же образом, спросите вы, выбор шрифта способен передавать смысл текста? Ситуация такая: мы ищем смысл повсюду. Человек – это машина по поиску смысла. Мы постоянно ищем и находим смысл в своей жизни, придаем смысл всяким визуальным сигналам. И шрифты, с их бесконечными вариациями, служат инструментом передачи смысла. Мы можем выбирать форму, размер, цвет, текстуру букв так, чтобы они наилучшим образом соответствовали тому смыслу, который мы вкладываем в текст. Вот несколько примеров, иллюстрирующих эту идею.
Вы видите, как шрифт доносит до читателя (зрителя) эмоциональный и метафорический подтекст. Слово «война» составлено из букв черных, тяжелых, твердых, вызывающих ассоциацию с буквами на ящиках с боеприпасами. Словосочетание «милая женщина» написано буквами легкими, плавными, «женственными», вызывающими в памяти мириады ассоциаций с женской натурой, включая нежность[48]. Слово «робот» написано буквами, которые ассоциируются с дисплеем электронных часов. Фраза «тянись к цели» в своем написании ассоциируется с растянутой эластичной лентой, а «острословы», написанное буквами с острыми краями и углами, помогает нам почувствовать его смысл. Все эти ассоциации рождаются автоматически, при первом взгляде на слова. Поэтому пользуйтесь разными гарнитурами, если хотите привнести больше выразительности в свой инфодудл. Больше того, вы можете вообще отказаться от картинок, и у зрителя все равно останется впечатление, что он именно «увидел», а не «прочитал» ваше творение. Если рисование вас никоим образом не привлекает (хотя к концу книги ваше отношение к этому вопросу может измениться), эксперименты со шрифтами могут быть неплохой альтернативой рисункам и наброскам.
Пока мы говорим о шрифтах, хочу затронуть еще один немаловажный вопрос. Есть данные, указывающие на то, что так называемые креативные шрифты – нестандартные, обладающие яркой индивидуальностью – способствуют успехам в учебе. В исследовании с участием 222 старшеклассников, перед которыми была поставлена задача выучить информацию, относящуюся к разным предметам (включая английский язык, физику, историю и химию), те, кто учил текст, напечатанный нестандартными, более трудными для чтения шрифтами, показали лучшую успеваемость по сравнению с теми, кому достался текст с более «легкими» шрифтами. Исследователи пришли к выводу, что нестандартные шрифты порождают «желательные затруднения», которые заставляют учащихся внимательнее читать текст, что способствует его лучшему усвоению и запоминанию. Креативные шрифты соединяют приятное с полезным. Поэтому экспериментируйте с ними в своих инфодудлах. По части внимания и запоминания информации ваши коллеги едва ли сильно отличаются от школьников. Попробуйте начать со следующих фраз.
Любовь – это ураган. Эта стратегия – сумасшествие. Тенденция к росту. Не борись со своими чувствами.
Инструмент № 3
Мы уже затрагивали тему слов‑картинок в главе 2, когда обсуждали категорию дудлеров, которым наиболее близка работа со шрифтами. Сейчас поговорим об этом подробнее, чтобы вы узнали обо всех потенциальных возможностях использования слов‑картинок в инфодудлинге. Вспомним, что слова‑картинки – это слова, которые создаются с использованием картинок или букв, образованных узнаваемыми объектами. А еще это могут быть слова или фразы, из которых складывается некая картинка. Это не просто игра со шрифтами, потому что здесь обязательно так или иначе используются или обыгрываются рисунки. Слова‑картинки очень сильно оживляют инфодудл. Самое сложное здесь – определить, какие именно слова вы хотите сформировать, какие картинки использовать и как их разместить. При всем том слова‑картинки притягивают к себе многих новичков в инфодудлинге. Новички находят в словах‑картинках своего рода мост между словами и картинками, гибрид, который, казалось бы, не требует значительного мастерства в рисовании. Они могут быть привлекательны и для тех, кто не любит свой почерк, – это дает им шанс сосредоточиться на центральном визуальном образе вместо многословия, – и для тех, кто рисовать не любит, но хотел бы включить в свою презентацию наглядные элементы.
Слова‑картинки представляют собой преимущественно имена существительные, которые легче поддаются такому наглядному оформлению, нежели абстрактные понятия. (О визуализации абстрактных понятий мы поговорим в следующем разделе.) Как правило, буквы формируют образ самого слова.
Идею, думаю, вы уловили. Слова‑картинки могут быть разного уровня сложности, но в одном важном аспекте олицетворяют саму фундаментальную идею нашей революции – они представляют собой целенаправленное слияние слов и образов, тем самым позволяя создателям и зрителям наглядной презентации глубже проникнуться их смыслом и содержанием. Слова‑картинки пытаются что‑то сообщить и одновременно показать! Ну, а теперь сами попробуйте.
кофейные зерна цепочка поставок реактивный истребитель менеджмент социальные сети
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|