Метафорическое отображение абстрактных понятий
Когда я обучаю людей инфодудлингу – персональному, презентационному и коллективному, – неизбежно возникает вопрос о наглядном отображении абстрактных понятий. Я очень хорошо помню, как сама пребывала в растерянности по этому поводу. Как дудлить идею, которой невозможно сопоставить какой‑то конкретный объект? Как визуализировать такие существительные, как «справедливость» и «стратегия», или такие прилагательные, как «скрипучий» или «манипуляционный»? Хорошо, такие абстрактные понятия, как любовь и счастье, мир и бесконечность, имеют свою символику, но как быть со словами, которые не ассоциируются с объектами или символами? Что делать с такими сугубо абстрактными понятиями, как «неудача» или «трансцендентность»? Было время, когда я затруднилась бы ответить на этот вопрос. А теперь знаю, что я, как и многие из моих учеников, делали много шуму из ничего. Вспомните, о чем мы до сих пор говорили: 1) лица окружают нас повсюду; 2) грамматические ошибки значения не имеют; 3) смысл есть у всего. Если эти идеи объединить, то получается вот что – мы хотим, чтобы все было взаимосвязано. Мы ищем связи между разными единицами информации. Нас утешает тот факт, что мир узнаваем и нам не приходится бродить в растерянности, ничего не зная и не понимая. Мы постоянно что‑то переживаем и хотим придать смысл вещам. Именно этот поведенческий принцип позволяет нам воображать и визуализировать абстрактные понятия. А теперь конкретно обратимся к дудлингу абстрактных понятий. Представьте, что вы участвуете в создании коллективного инфодудла и вам поручено наглядно изобразить, о чем говорят люди, чтобы планирование в вашей команде было более эффективным. Вы в курсе дела, потому что это ваша команда, и знаете, о каких концепциях может идти речь. Вы работаете в фирме, занимающейся организацией и проведением пиар‑кампаний, и ваш нынешний заказчик баллотируется в законодательное собрание. Именно этому вопросу посвящено нынешнее совещание. Какие идеи носятся в воздухе? «Стратегия», «избиратели», «избирательный цикл», «сексуальный скандал», «сбор средств»… Вы как инфодудлер должны отобразить эти понятия в визуально‑буквенной форме для поддержания дискуссии. С тестом проблем нет, а как быть с наглядными образами?
Слово «стратегия» вы изображаете в виде шахматной фигуры. Отлично. «Избиратели» даются легко – линейный человечек с избирательным бюллетенем в руке. «Избирательный цикл»? А как насчет буквы e в круге со стрелочкой? Должно сработать. «Сексуальный скандал». Гм… Запрещающий знак с пенисом? Нет, не пойдет. Вы же на работе. А если пенис заменить заглавной буквой S? Сгодится! Наконец, последнее – сбор средств. Знак доллара – и никаких проблем! Для новичка в инфодудлинге вы справились отлично. Что только что произошло? Во‑первых, вы сумели изобразить абстрактные понятия в форме дудла. Во‑вторых, другие участники процесса, сами того не сознавая, согласились с вашим символическим языком. Они в реальном времени наблюдали за тем, как вы отображали информацию, и правильно ассоциировали нужные слова с нужными образами. Вам даже не пришлось прибегать ни к каким словесным пояснениям. Ваши дудлы были достаточно красноречивы сами по себе. Самое главное – помните о принципе, который мы обсудили выше: участникам совещания нужно, чтобы дудлы были понятными, никакой двусмысленности и споров о толкованиях. Им нужен символ, с которым все согласны, чтобы можно было продолжать обсуждение. В этом смысле коллеги на вашей стороне. Если бы вы нарисовали военный корабль с подписью «стратегия», они безоговорочно приняли бы корабль в качестве символа стратегии. Нарисуй вы ботинок с подписью «избиратели», они, пусть с некоторым скрипом, но согласились бы и на это. (В конце концов, избиратели на участки ногами приходят.) Разумеется, терпимость имеет свои пределы. Если для обозначения «сексуального скандала» вы нарисуете холодильник, это наверняка вызовет вопросы, но все‑таки это гибкость, которую вы можете проявлять для визуализации особо трудных для наглядного представления абстрактных понятий. Чтобы идею закрепить, сыграйте, пожалуйста, в следующую игру.
УПРАЖНЕНИЕ «Графические импровизации»
Эта игра гарантирует отличное времяпрепровождение. Играть в нее можно в одиночку или в группе, но во втором случае она проходит живее и интереснее. Групповая версия выглядит так. Вы как ведущий выбираете наугад 7–10 слов. Выдайте каждому участнику писчебумажные принадлежности и заведите таймер на 10 секунд. (Для каждого раунда таймер устанавливается заново.) Скажите участникам, что у них есть 10 секунд для дудлинга в каждом раунде, после чего сообщите им первое слово. Они должны визуально отобразить это слово за отведенное время. Когда время истечет, попросите участников пустить свои дудлы по кругу, чтобы каждый мог увидеть, как много можно придумать разных графических интерпретаций одного и того же понятия. Используйте также последовательности слов, переходя от легких для визуального отображения слов ко все более трудным. Начав со слов «бабочка» и «подушка», переходите к «легкомысленный» и «двусмысленный». Вы услышите, как будут вздыхать участники, сталкиваясь со все более абстрактными понятиями, но в этом‑то и состоит настоящий урок. Вы явите «победителя» и вручите ему приз. Чтобы поучиться, повторяйте игру время от времени.
Надеюсь, вы усвоили из этого раздела, что дудлинг абстрактных понятий (как и придание смысла дудлу) может быть весьма пластичным процессом. Изображение кофейной чашки может иметь дюжину смыслов – пробуждение, бодрость, утро, кофеин, наркомания, работа, промышленность, сельское хозяйство, отпуск, релакс, аромат, привычка, рутина… С другой стороны, любое из перечисленных понятий можно изобразить, не используя рисунок чашки. Говорят, картинка стоит тысячи слов, но теперь вы знаете, что и слово стоит тысячи картинок.
Инструмент № 4
Вы уже избавились от страха, что никогда научитесь адекватно изображать абстрактные понятия, а сейчас я хочу снабдить вас еще одной страховочной сеткой – подрисуночными подписями. Подпись содержит поясняющий текст, который не оставляет сомнений в отношении того, что изображено на картинке. Режиссер‑документалист и писатель Эррол Моррис очень интересно высказался насчет подписей, поддерживая идею о вечном поиске смысла, высказанную мной выше: «Без подписи, без контекста, без какого‑то представления о том, что же хотел сказать фотограф… невозможно даже понять, является ли снимок подлинным или фальшивым. Фотографии, лишенные подписей и рассматриваемые вне контекста, практически лишаются смысла». Или, если говорить проще, «картинка, не сопровождаемая текстом, может ничего не означать». И в этом, мои дорогие революционеры, отчасти причина того, зачем мы занимаемся инфодудлингом. Вот почему мы используем слова и образы, а не просто образы или просто слова. Нам не нужно, чтобы рисунок нес в себе всю смысловую нагрузку или чтобы она ложилась на текст. Добавляя подписи, снабжая картинки кратким текстовым контекстом, мы избавляемся от всякой двусмысленности, всякой возможности неоднозначного толкования – а это, вспомним, является одной из наших главных целей[49]. Отчасти именно благодаря этому инфодудлинг оказывается настолько полезным. Инфодудлеры умеют так визуализировать содержание, чтобы это оставило отпечаток на зрительной коре наблюдателей, но в нашем распоряжении есть еще и слова. У нас есть доступ к обоим мирам, и мы знаем, как добиться их полноценного сотрудничества. Оттачивание этих навыков позволяет пролить более яркий свет на информацию, которая пробивается на поверхность.
Какова же функция подрисуночных подписей в мире инфодудлинга? Вы уже видели множество иллюстраций с подписями в этой книге и, надеюсь, понимаете, что я использую подписи для более четкого прояснения дудлов. Вы будете использовать их с той же целью, и это будет для вас совершенно естественно. Стремление внести ясность, не допустить недоразумений отнюдь не выглядит чем‑то необычным. Этот мотив применения подписей особенно характерен для начинающего инфодудлера, который еще не совсем уверен в своих силах.
Но, даже став опытным инфодудлером, вы неизбежно будете сталкиваться с ситуациями, когда созданное вами изображение окажется не очень похожим на то, что вы собирались нарисовать. Вы хотели изобразить цепочку поставок, а получились волосы Медузы. Вы хотели изобразить лицо, выражающее разочарование, а получилось лицо задумчивое. Вы рисовали вомбата, а получился скорее медоед.
Вомбат (будем так считать)
В таких ситуациях – а без них не обойдется – просто признайте свое несовершенство… и добавьте подпись. Тогда ни у кого не возникнет сомнений, что именно вы хотели изобразить. Любой человек просто примет предложенное вами сочетание картинки и подписи как должное и удовольствуется этим.
Инструменты № 5 и 6
С→ О→ Е→ Д→ И→ Н→ И→ Т→ Е→ Л→ И и Р/ А/ З/ Д/ Е/ Л/ И/ Т/ Е/ Л/ И
Важны не только факты, но и их соотношение между собой. Больше того, мир так тесно взаимосвязан, что часто бывает невозможно отделить одно от другого. По мнению социолога и философа Теда Нельсона, существующие знания следует считать «поперечным разрезом мириадов тем и вопросов, которые попросту невозможно аккуратно разъединить между собой». Сколь бы убедительно ни уверял нас Тед Нельсон в невозможности разделить знания иерархически, последовательно и по категориям, я нахожу, что сами наши попытки сделать это немало способствуют лучшему пониманию вещей. С чисто философской точки зрения я хочу познакомить вас со следующими двумя инструментами инфодудлинга: соединителями и разделителями.
УПРАЖНЕНИЕ
Большинство людей интуитивно понимают, как подпись может изменить восприятие рисунка или фотографии. Но ничто так не открывает глаза, как практическое применение подписей к разным картинкам. Поэкспериментировать в этом позволяет следующая игра. Начертите на листе бумаги рамку и нарисуйте в ней фигурку человека, который что‑то делает: копается в огороде, бежит, падает, гладит ребенка по голове – что угодно. Можете нарисовать пейзажную сцену, если хотите. Затем напишите под дудлом, что именно вы изобразили, – одной фразой. Теперь согните лист так, чтобы подпись была не видна, и попросите окружающих предложить свои версии подрисуночной подписи. Сравните их предложение с собственной подписью. Подумайте над тем, как меняется ваше восприятие нарисованной сцены под влиянием других интерпретаций.
В качестве варианта можно использовать готовые комиксы. Вырвите лист из книжки (журнала) с комиксами и заклейте диалоги (и мысли) персонажей. Сделайте достаточно ксерокопий комикса, чтобы раздать участникам игры. Попросите их воспроизвести заклеенные диалоги от начала до конца. Этот эксперимент наглядно покажет, как сильно слова и изображения нуждаются друг в друге, чтобы читателю было все ясно и понятно.
Если вы хотите создать жизнеспособную визуальную презентацию, без соединителей и разделителей вам не обойтись. В самой простой форме речь идет о линиях, которые используются для соединения или разграничения элементов информации. Они применяются во всех интеллект‑картах и в любых других разновидностях инфографики. Вы видите их в генеалогических деревьях и электрических микросхемах. В некотором смысле соединители и разделители представляют собой ДНК любой схемы и инфодудла. Они почти всегда бывают необходимы в какой‑то момент, чтобы отобразить сколько‑нибудь сложную систему. К счастью, сами они изображаются очень легко и могут быть весьма разнообразными – толстыми и тонкими, точечными или пунктирными, серыми или цветными, прямыми или ломаными. Соединители и разделители сами по себе могут визуально кодироваться, делая более наглядной связь, которую они подтверждают или отменяют. Они могут указывать не просто на наличие связи, но также на ее тип, продолжительность, силу и т. д. Эти инструменты зачастую образуют скелет той самой структуры, которую вам и вашей команде нужно обнаружить и суметь показать.
Инструмент № 7
Рамки – предельно простые, но при этом чрезвычайно полезные инструменты инфодудлинга. Никакого художественного таланта они не требуют и представляют собой именно то, что вы подумали, – рамки в форме квадратов, кругов, прямоугольников, облаков, выносок и т. д. Рамка любой геометрической формы ограничивает какой‑то блок информации, чтобы выделить его из окружающей информации. Если вы пожелаете, то можете создать весьма изощренный инфодудл, используя исключительно слова, рамки и соединители. Эти инструменты, используемые сообща, позволяют вычленить отдельные компоненты процесса или системы, создавая достаточно живую и энергичную композицию. Несколько примеров рамок представлены на иллюстрации ниже.
Инструмент № 8
Если вы никогда не учились рисовать человеческие фигуры и лица, если вы не умеете или не хотите рисовать какие‑то объекты или пейзажные сцены, если вам не даются слова‑картинки, если вы не любите работать со шрифтами, а соединители просто всем сердцем ненавидите, тогда, хотя бы ради любви к ясности, пользуйтесь маркерами списков. Речь идет о значках, отмечающих элементы текста. Эти самые маркеры, или буллеты, как их еще называют, служат своего рода кнопками, якорями, прикрепляющими текст к странице. Они не дают словам рассеяться в пространстве, сообщая нашей визуальной коре, что вся эта страница текста не является одним бесконечным предложением. Буллеты обладают многими полезными качествами, и одно из них требует особого разговора. В графическом плане маркеры могут иметь произвольную форму и размер. А если вы еще сделаете их разноцветными или добавите тени, это может сделать презентацию очень интересной – без особых усилий с вашей стороны. Существует также возможность визуально ассоциировать буллеты с определенной тематикой или, например, с логотипом компании, на которую вы работаете. Например, если ваша группа занята проблемой создания деликатесов для кошек, в качестве маркера можно использовать отпечаток кошачьей лапы. А если вашим партнером является некая компания, в качестве буллета можно взять логотип, если он хорошо подходит для этой роли. Сравните представленные ниже списки. Справа вы видите немаркированный список, а слева – маркированный рисованными буллетами. Какой из двух списков вы предпочли бы видеть на доске? Ответ очевиден. Говоря в общем и целом, наши глаза тянутся к тексту, маркированному буллетами. Поэтому буллеты – это ваши друзья, ваши недооцениваемые компаньоны по инфодудлингу.
Инструменты № 9 и 10
Я знаю, о чем вы думаете. О том же, о чем и я, когда заговорила о типографике. Здесь не художественная школа, поэтому мы не будем разбирать методы художественного творчества, включая придание объектам глубины и объема. От вас не требуется слишком многое. Однако упомянуть об этих инструментах важно, потому что они могут здорово помочь украсить инфодудлы. В чем разница между тенью и затенением? Тень образуется в результате того, что объект закрывает собой свет. Представьте себе тень, отбрасываемую грабителем, приближающимся к вам на безлюдной улочке. Нет, не надо это представлять. Лучше представьте тень, отбрасываемую смеющимся ребенком, бегущим через брызги дождевальной установки в 5 часов вечера в субботу. Да, так будет лучше. Затенение отличается от тени тем, что предполагает создание иллюзии глубины на самой поверхности объекта. Затенение используется для придания объема изображаемому объекту посредством наложения более или менее темного тона на разные стороны объекта. Причина, по которой я предлагаю вам обратить внимание на эти инструменты, заключается в том, что наличие теней и затенения делает рисунки более интересными для зрителей, которые биологически настроены на восприятие глубины. Хоть нам нет необходимости беспокоиться о кажущихся бесконечными нюансах светотени, даже самое элементарное, примитивное применение теней и затенения значительно улучшит восприятие вашего инфодудла. Ниже я привожу примеры теней и затенения, чтобы вы лучше поняли, что я имею в виду. Вы увидите, что есть много более или менее быстрых способов изобразить тени и затенение[50].
Из всех инструментов, с которыми вы познакомились, считайте тени и затенение самыми необязательными. Рисунки, лишенные глубины, все равно обеспечивают вам высокофункциональный подход к решению проблем, а в этом революционеры нуждаются больше всего. Все равно процессы мышления происходят довольно быстро, и вполне можно обойтись без малейшего исследования глубины. Однако при всем том вы легко могли бы разучить простые и быстрые методы создания иллюзии объема при помощи теней и затенения, и вы не пожалеете, если освоите их. Нижеследующее упражнение поможет вам попрактиковаться в этом без особых усилий.
УПРАЖНЕНИЕ
Найдите помещение, погруженное в полумрак, куда не попадают прямые лучи солнца и нет яркого верхнего света. Разложите перед собой на столе 5 предметов – не в ряд, вразброс. (Если у вас нет ваз и фруктов, которые раньше рисовали в натюрмортах, можете использовать какие‑нибудь канцелярские принадлежности или электронные приборы. Например, положите на стол степлер, сотовый телефон, ноутбук, ручку и чашку, или такие предметы, которые, как вы предвидите, в скором времени вам придется рисовать.) Затем найдите источник света: зажигалку, фонарик, лампу с направленным светом, свечу… Ваша задача – сначала нарисовать объект без света – двумерный, плоский, как блин, который как будто висит в пространстве. Теперь еще раз нарисуйте ту же версию объекта рядом с первоначальным дудлом. Затем поднесите источник света к предмету и внимательно рассмотрите игру светотени. Нанесите на второй рисунок те изменения, которые наблюдаете благодаря источнику света. Сравните получившиеся рисунки. Повторите упражнение с другими предметами, стараясь каждый раз менять технику затенения. Попробуйте накладывать тени и затенение при помощи темного тона, штриховки, точек, коротких линий. Задумайтесь над тем, как наличие или отсутствие теней и затенения влияет на ваше желание рассматривать рисунок, а потом решите, являются ли эти инструменты полезными для вас или вы легко можете без них обойтись. Если вы найдете их ценными, обращайте внимание на тени и затенение повсюду вокруг себя. Со временем это изменит ваш взгляд на мир – и ваши дудлы.
Возможно, вы заметили, что я упоминала 12 инструментов. В этой главе мы рассмотрели только 10 из них, потому что 2 других вы уже знаете – фигуры и лица. Рисование фигур и лиц я включила в главу «Университет дудлинга», потому что считаю их фундаментальными для базового дудлинга, тогда как остальные 10 инструментов ориентированы уже на более сложное ремесло инфодудлинга. Так или иначе теперь вы познакомились со всеми инструментами, которые могут вам понадобиться для визуального самовыражения в отсутствие художественных талантов. Мы достигли важной вехи. Это настоящий поворотный пункт в жизни любого инфодудлера. Можете от всей души поздравить себя. Если вам нужна памятка, напоминающая обо всех 12 визуальных инструментах, имеющихся в вашем распоряжении, загните уголок этой страницы. Теперь вам известны все инструменты, но, возможно, иногда нужно будет освежить память о них.
Прежде чем мы завершим раздел, посвященный инструментам инфодудлинга, есть еще один аспект визуального языка, о котором нельзя не упомянуть. Я сознательно не включила этот вопрос в тему об инструментах, потому что речь идет о такой вещи, которая широко используется в инфодудлинге, но совершенно не является обязательной. Я знаю многих людей, которые весьма удивились бы, если бы я обошла этот вопрос молчанием, поэтому все‑таки выскажусь.
Цвет
В отношении использования разных цветов в инфодудлинге очень важно понимать следующее – без них вполне можно обойтись. Монохромная визуальная презентация является абсолютно приемлемой. Кто‑то скажет, что черно‑белый мир ужасен, но это не так. Инфодудлеры могут создавать прекрасные презентации, пользуясь только одним цветом. Судите сами.
Есть еще два момента, которые вам надо знать, потому что они объясняют мою позицию в отношении использования цвета в визуальных презентациях. Во‑первых, в большинстве ситуаций (особенно в рабочей обстановке) доступная цветовая палитра весьма ограничена. Обычно она включает в себя черный, синий, красный, да еще светящийся неон мар керов. По этой причине нет большого смысла долго рассказывать об использовании цвета людям, которые все равно не имеют нужных художественных принадлежностей на рабочем месте (да и не особо в этом нуждаются). Учащиеся и учителя тоже не всегда обеспечены такими принадлежностями. Поэтому приходится работать с тем, что есть. Во‑вторых, излишняя сосредоточенность на использовании разных цветов в презентациях, где содержание и структура почти всегда важнее, может привести к тому, что в погоне за красотой вы растеряете суть. Цвет может так сильно увлечь, что инфодудлер рискует потерять голову, в то время как ему нужно гораздо больше внимания уделять той информации, которую он отображает[51]. Я люблю пестроту красок и всегда держу под рукой заряженные разными чернилами ручки, но при всем том я не считаю цвет необходимым инструментом повышения эффективности мышления, хотя нахожу его чрезвычайно полезным с точки зрения подчеркивания смысла и значения изображаемых элементов. Можете называть меня Брутом, предавшим цвет. Будучи предательницей, я все же хочу дать несколько советов тем, кто решит‑таки пользоваться разными цветами в своих инфодудлах. Ясно, что степень и характер используемого цвета сильно зависят от категории инфодудлинга, которым вы занимаетесь, а категорий этих, как вы помните, три – персональный, презентационный и коллективный инфодудлинг. Чтобы охватить максимально возможный круг инфодудлеров и снабдить их наиболее полезной информацией, я ограничу свои рекомендации тремя универсальными правилами, даже скорее заповедями, которые касаются всех категорий инфодудлинга. И на этом разговор об использовании цвета закончим.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|