Инфодудлинг как искусство вычитания
В этом разделе мы полностью сосредоточимся на управлении информацией. Но для начала я хочу показать вам панорамный вид того, куда эта способность управлять информацией – ценная и полезная сама по себе – в конечном счете вас заведет. После того как мы научимся укрощать информацию, нам предстоит развить в себе еще множество других навыков, и путь наш выглядит примерно так[52].
Чтобы пройти весь этот путь, мы начнем с этапов 1 и 2. Я хочу, чтобы вы понимали, почему овладение информационной составляющей инфодудлинга имеет такое принципиальное значение.
Мысленный эксперимент
Проведем эксперимент в духе Эйнштейна и Теслы. На всякий случай поясню, что мысленный эксперимент – это рассмотрение сценария или гипотезы с точки зрения потенциальных последствий. Вы ставите вопрос «а что, если?» и проводите логическую цепочку до гипотетического умозаключения. Вот этим мы сейчас и займемся.
Мысленный эксперимент инфодудлера
Представьте себе информационную вселенную, мир знания. Она состоит из бесконечного числа крошечных битов информации, которые плавают в бескрайнем и бесформенном интеллектуальном эфире. Это информационное поле существует независимо от того, видим мы его или нет, понимаем или нет. В нашем мысленном эксперименте информация подобна воздуху – она просто есть. Эта бескрайняя бесформенность является первой предпосылкой информационной вселенной.
ПРЕДПОСЫЛКА ИНФОРМАЦИОННОЙ ВСЕЛЕННОЙ: биты информации в бескрайнем бесформенном пространстве
ИНФОРМАЦИОННАЯ ВСЕЛЕННАЯ
ПРЕДПОСЫЛКА ИНФОРМАЦИОННОЙ ВСЕЛЕННОЙ: неравный доступ и разные точки зрения
Вторая предпосылка информационной вселенной возникает тогда, когда в эту систему вводятся индивиды. Она связана с ограниченным доступом к знанию и разными интерпретациями этой информации. Представьте, что часть информации в нашей гипотетической вселенной доступна сразу нескольким людям, которые имеют схожий жизненный опыт и источники знаний. Вы знаете иероглифы, я тоже их знаю. Замечательно. Но представьте также, что есть много знаний сугубо индивидуальных. Какая‑то часть информации доступна только одному человеку и фильтруется через призму его мировоззрения. Модель восприятия мира начинает формироваться в раннем детстве в результате сложного взаимодействия жизненного опыта, убеждений, культурной среды, образования, личностных качеств. Это означает, что приобрести доступ к базе знаний других людей или разделить с ними их интерпретацию информации может быть непростой задачей. Такова вторая предпосылка информационной вселенной – неравный доступ к информации и разные линзы, через которые мы смотрим на мир. Вследствие этого нам, при наших самых лучших намерениях, часто бывает трудно увидеть и понять то, что видят другие.
ПРЕДПОСЫЛКА ИНФОРМАЦИОННОЙ ВСЕЛЕННОЙ: ограниченное индивидуальное знание
Хотя существует огромный мир информации, доступной всем, объем знаний, которые может приобрести каждый отдельно взятый человек, все‑таки ограничен. Другими словами, всегда будет что‑то, чего лично я не знаю. Сколь бы ученой и информированной я ни была, мои знания всегда будут ограниченными, потому что я всего лишь один человек. База знаний каждого человека ограничена, а значит, нам нужны инструменты для ее целенаправленного расширения. На основе этого краткого мысленного эксперимента мы с вами можем предположить, что предпосылки существования информационной вселенной ставят перед инфодудлерами довольно сложные задачи. Если мы возьмемся за решение этих задач, чтобы эффективнее думать и больше знать, а иногда и спасти мир[53], нам понадобятся соответствующие методы и инструменты. Мы должны объяснить тем, кто ставит перед нами такие задачи, кто в доме хозяин.
ЗАДАЧА № 1 Отбор информации
Первая предпосылка информационной вселенной с вызовом бросает нам перчатку: ставит задачу разумно разобраться с тем колоссальным объемом информации, которая окружает нас в любой момент времени. Информационная вселенная безмерна, и во многих случаях нам нужно каким‑то образом этого дикого зверя укротить. Если мы собрались в зале заседаний или в учебной аудитории и на нас обрушиваются потоки информации, инфодудлерам нужно научиться с большой ловкостью и уверенностью отбирать то, что имеет значение, а остальное отбрасывать. Данный процесс я называю то отбором, то вычитанием, потому что это две стороны одной медали. Отбирая информацию, мы включаем ее в свою сферу знаний. Вычитание же подразумевает исключение информации из нашей сферы знаний. Эти активные процессы являются необходимыми в силу беспредельности информационной вселенной и возможными благодаря инфодудлингу. Какой бы термин вы ни выбрали, суть процесса состоит в том, что информация целенаправленно загоняется в бутылочное горло. Инфодудлер неспособен ни писать, ни рисовать со скоростью света, и мы даже не пытаемся запоминать огромные объемы письменного и устного текста. Незачем попусту тратить творческую энергию. Это как попытка покорить Эверест, не имея запасов кислорода. Инфодудлеры вычитают с удовольствием, решимостью и сноровкой. Отчасти этим объясняется то, что они как никто умеют учиться, поскольку отбирают действительно ценное содержание (и делают это очень быстро в условиях презентационного инфодудлинга) и используют отобранную информацию как основу для визуализаций. Инфодудлеры достаточно ловко удаляют ненужную информацию, работая в реальном времени, а уж в более щадящих условиях делают это воистину мастерски. Мы нацеливаемся на информацию, которая имеет прямое отношение к делу и – что очень важно – связана с нашей целью. Знать свою цель – чрезвычайно важно. Когда мы вычитаем информацию, ориентируясь на свою цель, то находимся в гораздо лучшем положении с точки зрения возможности уместить отобранную информацию в заготовленную визуальную структуру. Этапы 3–5, связанные с визуальными структурами, проведут нас еще дальше по пути знаний, но потерпите, всему свое время.
Хотя на этапах 1 и 2 инфодудлеры постоянно сталкиваются с определенными испытаниями, во всех случаях эти препоны оказываются вполне преодолимыми. О необходимых для этого навыках мы поговорим несколько ниже. Но сначала познакомимся с двумя другими задачами, приготовленными для нас бескрайней информационной вселенной. Они будут постоянно поддерживать в вас необходимый уровень мотивации на пути к победе нашей интеллектуальной революции.
ЗАДАЧА № 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|