XII Горбунов и Горчаков. XIII Разговоры о море
XII Горбунов и Горчаков
«Ты ужинал? » «Я ужинал. А ты? » «Я ужинал». «И как тебе капуста? » " Щи оставляют в смысле густоты желать, конечно, лучшего: не густо". " А щи вообще, как правило, пусты. Есть даже поговорка". " Это грустно. Хоть уксуса чуть‑ чуть для остроты! " «Все – пусто». " Отличается на вкус‑ то, наверно, пустота от пустоты". «Не жвачки мне хотелось бы, а хруста».
" В такие нас забросило места, что ничего не остается, кроме как постничать задолго до Поста". «Ты говоришь о сумасшедшем доме? » «Да, наша география проста». «А что потом? » " Ты вечно о потоме! Когда – потом? " «По снятии с креста». «О чем ты?! » «Отнесись как к идиоме». «Положат хоть лаврового листа». «А разведут по‑ прежнему на броме».
" Да, все это не кончится добром. Бром вреден – так я думаю – здоровью". " И волосы вылазят. Это – бром! Ты приглядись к любому изголовью: Бабанов расстается с сербром, Мицкевич – с высыпающейся бровью. И у меня на темени разгром. Он медленно приводит к малокровью". " Бром – стенка между бесом и ребром, чтоб мы мозги не портили любовью.
Я в армии глотал его". «Один? » " Всей армией. Мы выдумали слово. Он назывался «противостоин». Какая с ним Уланова‑ Орлова! " " Я был брюнет, а делаюсь блондин. Пробор разрушен! Жалкая основа... А ткани нет... не вышло до седин дожить... " «Не забывай же основного». «Чего не забывать мне, господин? » «Быть может, не потребуются снова».
«Кто? » «Кудри». «Вероятно». «Не дрожи». «Мне холодно». " Засунул бы ты руки под одеяло". «Правильно». " Скажи, что есть любовь? " «Сказал... » " Но в каждом звуке
другие рубежи и этажи". «Любовь есть предисловие к разлуке». «Не может быть! » " Я памятником лжи согласен стать, чтоб правнуки и внуки мне на голову клали! " «Не блажи». «Я это, как и прочее, от скуки».
«Проклятие, как дует от окна». «Залеплено замазкой». " Безобразно. Смотри, и батарея холодна! " " Здесь вообще и холодно и грязно... Смотри, звезда над деревом видна ‑ без телескопа". " Видно и на глаз, но звезда не появляется одна". " Я вдруг подумал – но, конечно, праздно ‑ что если крест да распилить бы на дрова, взойдет ли дым крестообразно? "
«Ты спятил! » " Я не спятил, а блюду твой интерес". " Похвальная сердечность. Но что имеешь, собственно, ввиду? " «Согреть окоченевшую конечность». " «Да, все мои конечности во льду». «Я прав». " Но в этом есть бесчеловечность. Сложи поленья лучше как звезду". " Звезда, ты прав, напоминает вечность; не то, что крест, к великому стыду". «Не вечность, а дурную бесконечность».
«Который час? » «По‑ видимому, ночь». «Молю, не начинай о Зодиаке». " Снаружи и жена моя, и дочь. Что о любви, то верно и о браке". " Я тоже поджениться бы непрочь. А вот тебе не следовало". " Паки и паки, я гляжу, тебе невмочь, что я женат". «Женился бы на мраке! » " Ну, я к однообразью неохоч. В семье есть ямы, есть и буераки".
«Который час? » «Да около ноля». «О, это поздно». " Не имея вкуса к цифири, я скажу тебе, что для меня все " о" – предшественницы плюса". " Ну, дали мои губы кругаля... То ж следствие зевоты и прикуса. Чего ты добиваешься, валя все в кучу? " «Недоступности Эльбруса». " А соразмерной впадины Земля не создала? " «Отпраздновала труса».
" Уж если размышляешь о горе, то думай о Голгофе, по причине
того, что март уже в календаре, и я исчезну где‑ нибудь в лощине". " Иль в облаке сокрывшись, как в чадре, сыграешь духа в этой чертовщине". " На свой аршин ты меряшь, тире, твоей двуглавой снеговой вершине не уместиться ввек в моем аршине, сжимающем сугробы во дворе".
XIII Разговоры о море
" Твой довод мне бессмертие сулит. Но я, твоим пророчествам на горе, уже наполовину инвалид. Как снов моих прожектор в коридоре, твой светоч мою тьму не веселит... Но это не в укор, и не в укоре все дело. То есть, пусть его горит!.. В открытом и в смежающемся взоре все время что‑ то мощное бурлит, как будто море. Думаю, что море".
" Больница. Ночь. Враждебная среда. Внимать я не могу тебе без дрожи от холода, но также от стыда за светоч. Ибо море – это все же есть впадина. Однако же туда я не сойду, хоть истина дороже... Но я не причиню тебе вреда! Куда уж больше! Видимо, ты тоже не столь уверен, море ли... Беда. На что все это, Господи, похоже? "
" Пожалуй, море... Чайки на молу над бабой, в них швыряющейся коркой. И ветер треплет драную полу, хлеща волнообразною оборкой ей туфли... И стоит она в пылу визгливой битвы, с выбившейся челкой, швыряет хлеб и пялится во мглу... Как будто став внезапно дальнозоркой, высматривает в Турции пчелу".
" Да, это море. Именно оно. Пучина бытия, откуда все мы, как витязи, явились так давно, что, не коснись ты снова этой темы, забыл бы я, что существует дно и горизонт, и прочие системы пространства, кроме той, где суждено нам видеть только крашеные стены с лиловыми их полосами; но умеющие слышати, да немы".
" Есть в жизни нечто большее, чем мы, что греет нас, само себя не грея, что громоздит на впадины холмы – хотя бы и при помощи Борея, друг другу их несущего взаймы. Я чувствую, что шествую во сне я ступеньками, ведущими из тьмы то в бездну, то в преддверье эмпирея, один, среди цветущей бахромы ‑ бессонным эскалатором Нерея".
" Но море слишком чуждая среда, чтоб верить в чьи‑ то странствия по водам. Конечно, если не было там льда. Похоже, Горбунов, твоим невзгодам конца не видно. Видно, на года,
как вся эта история с исходом, рассчитаны они... Невесть куда все дальше побредешь ты с каждым годом, туда, где с морем соткана вода. К кому воззвать под этим небосводом? "
" Для этого душа моя слаба. Я – волны, а не крашеные наши простенки узрю всюду, где судьба прибьет меня – от Рая до параши. И это, Горчаков, не похвальба: в таком водонебесном ералаше, о чем бы и была моя мольба? Для слышати умеющего краше валов артиллерийская пальба, чем слезное моление о чаше".
" Но это – грех!... да что же я? Браня тебя, забыл о выходке с дровами... Мне помнится, ты спрашивал меня, что снится мне. Я выразил словами, и я сказал, что сон – наследье дня, а ты назвал лисички островами. Я это говорю тебе, клоня к тому, что жестко нам под головами. Теперь ты видишь море – трепотня! И тот же сон, хоть с большими правами".
«А что есть сон? » «Основа всех основ». «И мы в него впадаем, словно реки». " Мы в темноту впадаем, и хренов твой вымысел. Что спрашивать с калеки! " «Сон – выход из потемок». " Горбунов! В каком живешь, ты забываешь, веке. Твой сон не нов! " «И человек не нов». «Зачем ты говоришь о человеке? » «А человек есть выходец из снов». «А что же в нем решающее? » " Веки.
Закроешь их и видишь темноту". «Хотя бы и при свете? » " И при свете... И вдруг заметишь первую черту. Одна, другая... третья на примете. В ушах шумит и холодно во рту. Потом бегут по набережной дети, и чайки хлеб хватают на лету... " «А нет ли там меня, на парапете? » " И все, что вижу я в минуту ту, реальнее, чем ты на табурете".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|