Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 Дидона и Эней.  Отрывок.  Из «Школьной антологии».  1. Э. Ларионова.  2. О. Поддобрый.  3. Т. Зимина




 Дидона и Эней

 

 

Великий человек смотрел в окно,

а для нее весь мир кончался краем

его широкой, греческой туники,

обильем складок походившей на

остановившееся море.

Он же

смотрел в окно, и взгляд его сейчас

был так далек от этих мест, что губы

застыли, точно раковина, где

таится гул, и горизонт в бокале

был неподвижен.

А ее любовь

была лишь рыбой – может и способной

пуститься в море вслед за кораблем

и, рассекая волны гибким телом,

возможно, обогнать его... но он ‑

он мысленно уже ступил на сушу.

И море обернулось морем слез.

Но, как известно, именно в минуту

отчаянья и начинает дуть

попутный ветер. И великий муж

покинул Карфаген.

Она стояла

перед костром, который разожгли

под городской стеной ее солдаты,

и видела, как в мареве костра,

дрожавшем между пламенем и дымом,

беззвучно рассыпался Карфаген

 

задолго до пророчества Катона.

 

 1969

 

 Отрывок

 

 

Из слез, дистиллированных зрачком,

гортань мне омывающих, наружу

не пущенных и там, под мозжечком,

образовавших ледяную лужу,

из ночи, перепачканной трубой,

превосходящей мужеский капризнак,

из крови, столь испорченной тобой,

– и тем верней – я создаю твой призрак,

и мне, как псу, не оторвать глаза

от перекрестка, где многоголосо

остервенело лают тормоза,

когда в толпу сбиваются колеса

троллейбусов, когда на красный свет

бежит твой призрак, страх перед которым

присущ скорее глохнущим моторам,

чем шоферам. И если это бред,

ночной мой бред, тогда – сожми виски.

Но тяжкий бред ночной непрерываем

будильником, грохочущим трамваем,

огромный город рвущим на куски,

как белый лист, где сказано «прощай».

Но уничтожив адрес на конверте,

ты входишь в дом, чьи комнаты лишай

забвения стрижет, и мысль о смерти

приюта ищет в меркнущем уме

на ощупь, как случайный обитатель

чужой квартиры пальцами во тьме

по стенам шарит в страхе выключатель.

 

 1969

 

 Из «Школьной антологии»

 

 1. Э. Ларионова

 

 

Э. Ларионова. Брюнетка. Дочь

полковника и машинистки. Взглядом

напоминала взгляд на циферблат.

Она стремилась каждому помочь.

Однажды мы лежали рядом

на пляже и крошили шоколад.

Она сказала, поглядев вперед,

туда, где яхты не меняли галса,

что если я хочу, то я могу.

Она любила целоваться. Рот

напоминал мне о пещерах Карса.

Но я не испугался.

Берегу

воспоминанье это, как трофей,

уж на каком‑ то непонятном фронте

отбитый у неведомых врагов.

Любитель сдобных баб, запечный котофей,

Д. Куликов возник на горизонте,

на ней женился Дима Куликов.

Она пошла работать в женский хор,

а он трубит на номерном заводе.

Он – этакий костистый инженер...

А я все помню длинный коридор

и нашу свалку с нею на комоде.

И Дима – некрасивый пионер.

 

Куда все делось? Где ориентир?

И как сегодня обнаружить то, чем

их ипостаси преображены?

В ее глазах таился странный мир,

еще самой ей непонятный. Впрочем,

не понятый и в качестве жены.

Жив Куликов. Я жив. Она – жива.

А этот мир – куда он подевался?

А может, он их будит по ночам?..

И я все бормочу свои слова.

Из‑ за стены несутся клочья вальса,

и дождь шумит по битым кирпичам...

 

 

 2. О. Поддобрый

 

 

Олег Поддобрый. У него отец

был тренером по фехтованью. Твердо

он знал все это: выпады, укол.

Он не был пожирателем сердец.

Но, как это бывает в мире спорта,

он из офсайда забивал свой гол.

Офсайд был ночью. Мать была больна,

и младший брат вопил из колыбели.

Олег вооружился топором.

Вошел отец, и началась война.

Но вовремя соседи подоспели

и сына одолели вчетвером.

 

Я помню его руки и лицо,

потом – рапиру с ручкой деревянной:

мы фехтовали в кухне иногда.

Он раздобыл поддельное кольцо,

плескался в нашей коммунальной ванной...

Мы бросили с ним школу, и тогда

он поступил на курсы поваров,

а я фрезеровал на «Арсенале».

Он пек блины в Таврическом саду.

Мы развлекались переноской дров

и продавали елки на вокзале

под Новый Год.

Потом он, на беду,

в компании с какой‑ то шантрапой

взял магазин и получил три года.

Он жарил свою пайку на костре.

Освободился. Пережил запой.

Работал на строительстве завода.

Был, кажется, женат на медсестре.

Стал рисовать. И будто бы хотел

учиться на художника. Местами

его пейзажи походили на ‑

на натюрморт. Потом он залетел

за фокусы с больничными листами.

И вот теперь – настала тишина.

Я много лет его не вижу. Сам

сидел в тюрьме, но там его не встретил.

Теперь я на свободе. Но и тут

нигде его не вижу.

По лесам

он где‑ то бродит и вдыхает ветер.

Ни кухня, ни тюрьма, ни институт

не приняли его, и он исчез.

Как Дед Мороз, успев переодеться.

Надеюсь, что он жив и невредим.

И вот он возбуждает интерес,

как остальные персонажи детства.

Но больше, чем они, невозвратим.

 

 

 3. Т. Зимина

 

 

Т. Зимина, прелестное дитя.

Мать – инженер, а батюшка – учетчик.

Я, впрочем, их не видел никогда.

Была невпечатлительна. Хотя

на ней женился пограничный летчик.

Но это было после. А беда

с ней раньше приключилась. У нее

был родственник. Какой‑ то из райкома.

С машиною. А предки жили врозь.

У них там было, видимо, свое.

Машина – это было незнакомо.

Ну, с этого там все и началось.

Она переживала. Но потом

дела пошли как будто на поправку.

Вдали маячил сумрачный грузин.

Но вдруг он угодил в казенный дом.

Она же – отдала себя прилавку

в большой галантерейный магазин.

Белье, одеколоны, полотно

– ей нравилась вся эта атмосфера,

секреты и поклонники подруг.

Прохожие таращатся в окно.

Вдали – Дом Офицеров. Офицеры,

как птицы, с массой пуговиц, вокруг.

 

Тот летчик, возвратившись из небес,

приветствовал ее за миловидность.

Он сделал из шампанского салют.

Замужество. Однако в ВВС

ужасно уважается невинность,

возводится в какой‑ то абсолют.

И этот род схоластики виной

тому, что она чуть не утопилась.

Нашла уж мост, но грянула зима.

Канал покрылся коркой ледяной.

И вновь она к прилавку торопилась.

Ресницы опушила бахрома.

На пепельные волосы струит

сияние неоновая люстра.

Весна – и у распахнутых дверей

поток из покупателей бурлит.

Она стоит и в сумрачное русло

глядит из‑ за белья, как Лорелей.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...