Таблица 3.1. Таблица 3.2 (начало)
Таблица 3. 1
Допустим, в следующем году намечается 10%-ный рост продаж, который ассоциируется с ростом выручки от продаж; согласно прогнозу выручка должна составить 5500 у. е. Чтобы спланировать расходы по обычным видам деятельности, затраты обычно разделяют на условно-переменные и условно-постоянные [3, 4, 18]. Если фирма увеличивает объем реализации, часть расходов по необходимости возрастает: примером являются затраты на сырье и материалы, а также часть фонда оплаты труда, «привязанная» к объему реализации. Такие затраты называют условно-переменными. Другая же часть расходов, несмотря на рост выпуска, может быть оставлена на прежнем уровне: во многих случаях к этой части расходов относятся арендные платежи, амортизация основных средств и пр.; эту часть расходов называют условно-постоянными затратами. Вообще говоря, не существует общего правила для отнесения определенного вида затрат к переменным и постоянным; в зависимости от ситуации одни и те же издержки могут выступать и в роли переменных, и в роли постоянных затрат. Если, например, для увеличения выпуска необходимы дополнительные складские помещения, которые необходимо арендовать, арендные платежи уже не будут постоянными затратами – они возрастают вместе с объемом производства. Аналогично обстоит дело и с заработной платой персонала, если она фиксирована (имеет характер оклада), но для наращивания производства приходится принимать в штат дополнительные единицы работников.
Допустим, с учетом разделения затрат на постоянные и переменные принято решение о том, что для 10%-ного увеличения выпуска необходимо увеличить расходы по обычным видам деятельности на 300 у. е. [3]; в таком случае плановые расходы составят 4500 у. е. [4] При этом финансовые результаты Х+1-го года будут следующими (в у. е. ):
Таблица 3. 2 (начало)
Прежде чем продолжить составление плана, полезно сравнить тенденцию изменения доходов и расходов (а следовательно, и прибыли) в новом (планируемом) году. Такое сравнение проводится в рамках изучения операционной зависимости (операционного левереджа [4, 14]) предприятия[5] и тесно связано с исследованием динамики его рентабельности. Согласно плану, чистая прибыль в новом году должна возрасти на , что в относительном выражении (по сравнению с прибылью в базисном году) составляет . Таким образом, 10%-ный прирост продаж по нашим оценкам приводит к 25%-ному приросту чистой прибыли. Как следует расценивать полученный результат? То обстоятельство, что прибыль при увеличении продаж растет опережающими темпами по сравнению с выручкой, известно в финансовом менеджменте [4, 14] как операционная зависимость. Очевидно, при этом возрастает и рентабельность продаж (доля чистой прибыли в выручке: ) предприятия: если в отчетном году она составляла 12, 2%, то в планируемом году должна достигнуть 13, 8%. Не останавливаясь здесь на деталях вопроса, заметим, что слишком сильная операционная зависимость (показателем величины которой служит отношение , имеющее смысл эластичности прибыли по выручке; в нашем случае оно, очевидно, равно 2, 5) означает высокий деловой риск предприятия [4] и сигнализирует о недостаточном запасе финансовой прочности (близости объема реализации к порогу рентабельности, что создает угрозу для обеспечения безубыточности бизнеса).
Далее, важным вопросом, касающимся распределения чистой прибыли, является выплата дивидендов по акциям в плановом году[6]. Предположим, при разработке финансового плана признано целесообразным рекомендовать собранию акционеров оставить дивиденды на уровне прошлого года[7]; это позволяет спланировать нераспределенную прибыль следующего года (часть прибыли, которая, согласно прогнозу, должна пополнить капитал предприятия в Х+1-ом году и, наряду с амортизационными отчислениями, является собственным источником финансирования капитальных вложений и прироста оборотных активов [4]):
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|