Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание для самостоятельной работы




3. Рассмотрите особенности нравственного воспитания древних славян.

4. Исследуйте разгром крупнейших русских княжеств в 1237-39 гг. и гибель культурных ценностей в период золотоордынского ига.

5. Исследуйте истоки самобытности (факторы формирования) традиций и обрядов славян.

6. Рассмотрите первые три периода зарождения досуговых форм социальной организации человека в древнем мире.

 

Список литературы:

1. Киселева Т.Г. Народное образование и просвещение в России: Реальность и мифы. – М.: МГУКИ, 2002.

2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М.: МГУКИ, 2004.

3. Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945-1985 гг.): Теоретико-методологический и исторический аспекты: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: МГУКИ, 2007.

4. Никитина Г.Я. История культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: МГУК, 1998.

5. Очерки истории досуга / Н.Ф.Максютин. —2-е стер. изд. — Казань: Медицина, 2003.

6. Размышления о России и русских. Штрихи к истории русского национального характера. Далекие предки I - ХVII вв. - М., 1994.

 

Словарь основных терминов

КУЛЬТ - (от лат. cultus - уход, почитание) - совокупность действий, обрядов, ритуалов, связанных с верой в сверхъестественное. Возникает в традиционной культуре. Один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы. Центр отправления культа - храм, молитвенный дом с различными культовыми предметами (иконы, фрески, распятия и т.п.). Кроме того, культ - это преклонение перед кем-либо или чем-либо; почитание кого-либо или чего-либо.

ОБРЯД - различные обязательные действия, установленные церковью, но не имеющие значения таинства, а также такие действия, совершаемые в различных случаях жизни, например, на свадьбах, похоронах, которые освящены только обычаем.

ОБЫЧАИ - унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Термин «О.» часто отождествляется с терминами «традиция» и «обряд» («ритуал»); однако традиции охватывают гораздо больший круг явлений, присущи всем сферам социальной жизни и всем культурам, тогда как сфера О. ограничивается определенными обществами или областями общественной жизни. Обряд же только разновидность О., символ определенных социальных отношений, в то время как О. может быть и средством практического преобразования и использования различных объектов.

 

Тема №1 СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА РУСИ В X -XVII ВЕКА.

Лекция №1

План лекции:

Принятие христианства на Руси в X веке.

2. Роль церкви Древней Руси в нравственном воспитании и просвещении народа.

3. Почитание грамотности на Руси.

4. Кириллица и глаголица - первые славянские азбуки.

Текст лекции №1

Н. Бердяев определяет российскую цивилизацию следующим образом: «Языческая Русь (дохристианская), Киевская Русь IX-XIII вв., монголо-татарский период XIII-XV в.в. Московское государство XV-XVII вв. Петербургская имперская Русь XV1II-XIX в.в, Россия Советов».

Историческая периодизация культуры представляет собой разделение ее на определенные временные отрезки. В этих хронологических рамках качественно-содержательная характеристика культуры остается тождественной самой себе, смысловые изменения, которые в ней происходят, не являются тотальными, кардинально-принципиальными. На определенном временном отрезке культура накапливает некие количественные изменения, но они до поры до времени соответствуют данному качеству или типу культуры. Пока не нарушена мера качественно-количественного соответствия, тип культуры будет неизменен. Протяженность временных отрезков будет зависеть от принципа периодизации. Так, например, цивилизационный принцип (по Бердяеву) дает возможность разделить глобальный культурно-исторический процесс всего на три основных периода: биогенный, духовно-культурный и технотронный. Первый период включает возникновение и развитие пракультуры, а также древнейшие формы существования собственно культуры, когда природный элемент преобладает над человеческим духом, а дух еще не обрел свободу и полностью зависим от природы. Второй - характеризуется обособлением духа от природной зависимости и погружением его в лоно культуры. Именно этот исторический отрезок времени Бердяев именует духовно-культурным. Третий период, по мнению Бердяева, совпадает с активным наступлением цивилизации (прагматического, утилитарного, массового, стандартного... начала) на культуру, когда машина подавляет человека, искусственная технология заменяет культурную органику. Духовное начало все больше оттесняется и заменяется эрзацем.

Формационный принцип членит исторический процесс примерно на шесть сменяющих друг друга этапов развития культуры: первобытный, рабовладельческий, феодальный, буржуазный, индустриальный, постиндустриальный. Собственно к классической формуле относятся первые четыре, которые описаны Марксом в теории общественно-экономических формаций. Пятой, по его гипотезе, должна была стать коммунистическая формация, внедрение которой происходило в нашей стране и окончилось неудачей. Если взять религиозный принцип, то, согласно ему, исторически культуру можно подразделить, о чем уже упоминалось, на два основных этапа: политеистический (языческий) и монотеистический. Первый будет характеризовать культуру биогенного и частично духовно-культурного периода (родовую и рабовладельческую культуру), а второй соответственно большую часть духовно-культурного периода, т.е. и культуру частично позднего рабовладения, феодализма, буржуазного способа производства... Но внутри монотеистического периода могут быть выделены отдельные исторические эпохи, их фрагменты, в которых наиболее важное значение приобретали различные модификации монотеистической веры, а именно: иудаизма, христианства, ислама.

В Европе и России христианство стало доминирующей формой верований, от которой во многом зависели содержательно-смысловые и формально-выразительные стороны культуры. Именно христианство породило целую совокупность культурных ценностей, особую систему религиозных обрядов, ритуалов, церемоний, нравственных максим, обычаев, норм поведения, художественных форм.

Развивается городская культура, взаимообмен, происходит взаимовлияние стилей, традиций, символов, ремесленных товаров, прикладного творчества. С появлением азбуки (IX в.), принятием христианства (X в.), укреплением семьи создаются основы грамотности, трудового, нравственного, религиозного воспитания. Через образовательные, досуговые формы осуществляется усвоение философского, педагогического, художественного, культуротворческого наследия античности, Византии, соседних стран. Развивается письменность, потребность в чтении. Литературные памятники Киевской Руси «Поучение Владимира Мономаха», летописи «Повесть временных лет», «Слово о пол­ку Игореве» (XII в.), «Слово о погибели земли русской» (ХIII в.), «Сказание о граде Китеже» (XIV в.), «Хождение за три моря» Афанасия Никитина» (XV в.). Странствующие волхвы, гусляры, сказатели, бахари, скоморохи как посредники в распространении социо­культурных ценностей.

Чередования будней и праздников характеризовало и быт восточных славян, занимавших обильную территорию - от побережья Финского залива, Ладожского и Онежского озёр до устья рек Дуная, Днепра и верховьев Волги и Оки. К моменту возникновения государственности в конце IX - начала ХХ веков славяне имели достаточно развитую праздничную культуру. Наибольшее количество праздников приходилось на позднюю осень, зиму и раннюю весну, где крестьянин получал некоторую передышку от напряженного труда. В IХ веке происходит повсеместное распространение христианства среди славян, официально введённое в Киевской Руси в 988 году, которое во многом изменило мировоззрение людей на жизнь, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру (в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек). Однако, на Руси долго сохранялось двоеверие с официальной религией в городах и язычестве в сельской местности, существовавшем на северо-востоке и оказывающем глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья. Христианство разобщило народ и жречество, но языческая обрядность продолжала существовать на началах двоеверия.

На начальном этапе развития культурно-досуговая деятельность на Руси в период X- XII веках основывалась на календарных обычаях и обрядах годичного цикла, сохраняя сущность язычества, отражая социальный, культурный и духовный мир человека. Со временем, приобретая новые религиозные каноны, праздники обогащались культурным содержанием (песнями, плясками, музыкой, сказаниями, играми).

Следует отметить, что около середины XI века стало распространенным женское пение, так как их затворничество, кротость и послушание не позволяли участвовать в собраниях с мужчинами. Русский народ в проведении своего досуга продолжал следовать патриархальным традициям, где отличительной чертой быта знатных и зажиточных россиян было "затворничество" женщин, досуг которых ограничивался небольшим кругом родственников и только с укреплением позиций церкви храмы становятся местом общественных собраний, проведения свободного времени. [3] Девушки учились пению, грамоте, шитью. Приезд к князю Ярославу греческих певцов во многом способствовал научению русских пению на восемь голосов, что было одобрено церковью как услаждение слуха молящихся. Прогоняя скуку, женщины имели право петь и качаться на качелях дома и не имели права выходить на улицу. Лишь в праздничные дни разрешалось прогуляться по лугу закрытой вуалью, проехать в гости к родственникам в закрытых каретах, возках, дабы никто не увидел лица, даже близкий родственник. Великокняжеские семейства придерживались древним обычаям: «Среди знатных господ существовало разделение. Государевых сыновей обучали чтению, письму, математике, шахматной игре, истории, географии и закону Божьему, затем стали учить греческому, латинскому и немецкому языкам. Женщины вели скучную, сидячую жизнь, которую разнообразили своим пением и играми сенные девушки. Кроме свойственных женскому полу занятий, их ничему не учили; они любили заниматься приготовлением притиранья; ежедневно посещали церковь, не показываясь при этом народу».

К началу XI века и второй половины XII века развивается письменность, создаются книги религиозного содержания, которые переводятся и переписываются с греческих оригиналов и хранятся в библиотеках при монастырях (Софийском соборе в Киеве, Киево-Печерском монастыре, Софийском соборе Великого Новгорода).

Проведение досуга населения связано и с появлением скоморошества. Население приветствует на праздниках скоморохов, которые выступают на улицах и площадях, в царских палатах, театре. В XI - XVI веках происходит постепенная своеобразная «замена» языческих праздников христианскими.

Скоморохи значительную часть своего репертуара создавали сами с присущим самостоятельным репертуаром, не зависящем от игрищ и обрядов и зачастую с представлением медведя или куклы. «Скомороший» период, как называют его историки, по их представлению и является становлением и развитием социально-культурной деятельности, а скоморохи – первые организаторы данного направления. В эти годы появляются и художественные школы в Москве, Новгороде, Пскове, Владимире. В конце XIV-XV веков образуются населенные пункты - деревни (от слова «драть» - пахать целину), которые не превышают 10 дворов. В эти годы усиливается семейный уклад с сильной властью отца и высоким нравственным авторитетом матери, ставится вопрос о наследовании имущества – завещании и поощрении затворничества женщин.

Ко второй половине ХV в. в Москве развивается торговля книгами светского и религиозного характера. В 1564 году возрастает количество книг написанных отечественными авторами и связано это с зарождением книгопечатания при поддержке царя Ивана Грозного и митрополита Макария, а также заменой в XIV веке пергамента на бумагу. Выходит первая печатная книга "Апостол", а затем тексты и сборники, посвященные вопросам просвещения, нравственности, семейных взаимоотношений, религиозной тематики, воспитания детей ("Златая цепь"; "Домострой" и другие.). В XVII веке в Москве распространяются собрания иностранных сочинений, которые имеются в частных библиотеках богатых вельмож, церквах и монастырях.

Так, для использования в быту был издан свод правил и советов, содержащих признаки патриархальной культуры Руси. Сборник "Домострой" был выпущен для представителей различных сословий населения России, так как с расширением функции семьи необходимы были наставления в духовной, социальной и семейной жизни, где в сочинениях различных просветителей стояло научение о добродетели, о религии, домашней работе. Социальный статус постоянно сказывался на способах, формах досуговых занятий, где большая роль отводилась церкви, особо в проведение больших праздников, где переплетались христианские и языческие обряды, влияя на настроение и воспитывая патриотизм у населения.

Особо церковь обращала внимание на просвещение, для чего повсеместно обустраивала училища, которые были аналогичны по своей сути с византийскими учреждениями. Церковь первоочередной обязанностью населения считала воспитание нравственности, чему явилась забота о сиротах, бесприютных, бедных. Влияние церкви сказалось и в культурно-просветительной сфере, чему способствовал созданный в 1551 году церковно-земской Стоглавый собор. Впоследствии при поддержке церкви открываются академии (1687 г. - в Москве Славяно-греко-латинская академия, Киевская академия).

Культурно-просветительная сфера Руси развивалась и при внесении быта и нравов западных соседей (Франция, Испания, Китай), с которыми с ХVII века установились дипломатические отношения. Досуговое времяпрепровождение представителей высшей аристократии проходило в игре в шахматы, чтении. Из-за границы присылали архитекторов и художников. Однако большинство зажиточного населения, так и русский народ следовали патриархальным традициям.

Мужчины до конца XVII века увлекались охотой на зверя и птицу. Так, великий князь Владимир проводил медвежьи бои, на которых в специально отведенное место выпускали дикого зверя и смельчака с рогатиной – охотника, который после боя получал награду из рук царя, а в случае гибели смельчака, его семья содержалась на царском иждивении.

Церковь, являясь для средневекового русского человека своеобразным культурным центром, предоставляет городским и сельским жителям возможность приобщения к культурным ценностям того времени - зодчеству, живописи, музыке, пению, литературой.

Таким образом, с принятием христианства в Русском государстве начало развиваться искусство, стали проникать новейшие научные знания, появляться при монастырях в XI - XII веках первые библиотеки и школы. Позднее развивается книжное чтение («мирская» литература), которой, к сожалению, могли воспользоваться представители высшей аристократии. Распространяется грамотность с появлением книгопечатания и первой «Азбуки» Ивана Федорова (1 апреля 1564 года). Досуг и связанная с ним деятельность имеет непосредственное отношение от семейно-бытового уклада населения, результатом которого являются понятия «досуг», «досужество», «досужность», «досужий», «просуг». «На протяжении обозначенного периода в российском обществе досуг носил в основном коллективный, общественный характер. Индивидуальные формы досуговой деятельности были выражены слабо, находились в зачаточном состоянии: российское общество не достигло еще той степени цивилизованности и образованности, когда человек ощущает самоценность своей личности и полагается на свой собственный выбор в проведении свободного времени. Этому предстояло состояться уже в последующие столетия».

 

Эл. ссылки:

http://yaro-nik.narod.ru/index/0-3

http://www.twirpx.com/file/445637/

Список литературы:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...