Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы
План лекции: 1. Общественные организации, фонды и движения как субъекты социально-культурной деятельности. 2. Типология общественных фондов и движений. 3. Социально-культурная деятельность профсоюзов; государственные и общественные службы социальной защиты и социальной помощи семье, материнству, детству; центры и службы социально-медицинской реабилитации и психологической помощи; государственно-общественная система содержания и воспитания детей-сирот; неформальные группы и объединения различных социальных возрастных категорий населения; общества и ассоциации работников сферы социальной помощи и защиты разнообразные учебно-развивающие и социально-просветительные центры и институты. 4. Научно-просветительные общества и формы их работы. 5. Формы взаимодействия общественных организаций, фондов и движений на региональном уровне: совместные социально-культурные инициативы по рациональному использованию свободного времени; проведение совместных мероприятий; представительство в государственных, муниципальных структурах, органах управления социально-культурной сферой; помощь общественным формированиям со стороны государственных органов и учреждений в реализации их социально-культурных функций.
Текст лекции №1 В сфере организации социально-культурной, в частности досуговой деятельности в последние годы появилось множество однородных, параллельных структурных элементов - институтов, действующих автономно и самостоятельно. Особенно это относится к многочисленным общественно-добровольным формированиям типа социально-культурных фондов, движений, инициатив. При этом многочисленность организационных субъектов не всегда приводит к адекватному качественному обогащению и многообразию досуга и видов досуговой деятельности, не способствует ощутимым переменам в структуре и технологиях социально-культурной сферы.
Общественно-добровольные движения, инициативы и начинания, непрерывно возникающие в рамках свободного времени людей, сегодня один из самых привычных, постоянных элементов культурной среды каждого города и села. Они являются результатом, и необходимым условием непосредственного общения разных поколений, детей, подростков, взрослых. Их возникновение обусловлено живой потребностью человека участвовать в общественно-полезных делах. Массовые общественные формирования (фонды, движения и объединения) тесно связаны с политической, экономической, духовной жизнью людей. Одной из наиболее массовых общественных организаций, объединяющей многочисленные слои трудящихся, являются профсоюзы. Профсоюзные организации проводят работу по созданию необходимых условий для развития уровня культуры трудящихся, по эффективному использованию материально-технического и кадрового потенциала культурно-досуговой сферы. Для большинства общественных формирований характерно активное сотрудничество в социально-культурной сфере. Пожелания и предложения, своего рода «социально-культурный заказ» различных инициатив, движений, фондов, ассоциаций диктуются местными условиями, программными трубованиями каждой организации, их конкретным отношением к путям выхода общества из серьезного политического, экономического и духовного кризиса. Эти формирования, без которых нельзя представит себе полноценную организацию социально-культурной деятельности в регионе, можно классифицировать главным образом по функциональному признаку. Первую группу составляют государственные и общественные службы социальной защиты и социальной помощи семье, материнству, детству: соответствующие структуры (отделы, управления) муниципальных органов; координационные общественные советы содействия семье, материнству, детству; государственно-общественные центры (комплексы) социальной помощи детям, подросткам, семьям, инвалидам, престарелым; благотворительные фонды и движения, фонды социализации, попечительские организации; городские консультации и службы по вопросам семьи и брака; региональные союзы родителей, подростков, детей - инвалидов и т.д.
Вторая группа объединяет многочисленную сеть центров и служб социально-медицинской реабилитации, включающую: центры социального выживания, социально-медицинские центры, комплексы, консультации; социальные и семейные гостиные; наркологические службы и центры; социально-педагогические центры адаптации, реадаптации и реабилитации воспитанников и выпускников детских домов и школ - интернатов. В третьей группе представлены центры и службы психологической помощи детям, подросткам, семьям, одиноким престарелым, инвалидам; центры психологического здоровья; психодиагностические кабинеты; телефоны и службы доверия; центры психокоординации и др. Четвертая группа - государственно-общественная система содержания и воспитания детей - сирот. Она включает в себя различные учреждения интернатного типа (интернатуры): детские дома, школы - интернаты и специальные интернаты, социальные (в том числе детские) приюты, дома ребенка, приюты - убежища для бездомных детей, семейные детдома, спецприемники - распределители с реабилитационными функциями, центры усыновления для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, центры здоровья для детей - сирот и т.д. В пятую группу входят неформальные группы и объединения, в которых ассоциируются различные социальные и возрастные категории населения: объединения социальной инициативы (политические, экологические, национально-культурные, культурозащитные и т.п.); объединения, отличающиеся демонстративным характером и эпатажным поведением (металлисты, фанаты, хиппи, панки, рокеры, люберы, качки, мажоры и др.);объединения любительские и клубы по интересам (спорт, оздоровление, восточные единоборства, народная медицина, йога, авторская песня, филателия и т.д.).
К шестой группе относятся общества и ассоциации, объединяющие профессиональных работников, занятых в сфере социальной защиты и социальной помощи: Всероссийская ассоциация работников социальных служб; ассоциация социальных педагогов; Российская ассоциация школ социальных работников; Всероссийское общество Красного Креста; ассоциация «Семья и здоровье» и др. Седьмую группу образуют общества и объединения лиц, нуждающихся в социальной помощи и социальной защите: Всероссийское общество инвалидов; Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество трезвости и здоровья; Союз женщин - инвалидов и т.д. Наконец, в восьмой группе представлены разнообразные учебно-развивающие и социально-просветительные центры и институты: государственные и коммерческие учебные центры социального развития и творчества; социально-педагогические и психокоординационные колледжи и лицеи; очно-заочные и экстернатные формы подготовки и переподготовки кадров социальных работников и педагогов - организаторов досуговой деятельности. Классификация добровольных обществ, фондов, движений и творческих союзов основана на специфических особенностях профиля и содержания работы, состава участников, форм и методов деятельности. Многие из общественных формирований имеют сеть собственных культурных центров и филиалов, клубов, библиотек, выпускают свои периодические издания, активно сотрудничают с государственными и общественными структурами. Среди них, прежде всего, выделяются научные, научно-технические и научно-просветительные общества и объединения. Научные общества являются добровольными объединениями ученых, специалистов и других лиц, ведущих большую исследовательскую и популяризаторскую работу. Тесно связана с социально-культурной сферой и общественная организация «За социальную экологию человека через массовое творчество», более известная как «синее движение». С социально-культурной сферой активно взаимодействует и сотрудничает Общество охраны природы. Основное назначение это старейшее в России общество видит в том, чтобы содействовать государственным и общественным организациям в рациональном исследовании и воспроизводстве природных ресурсов, защите окружающей среды от загрязнений и нарушений экологического равновесия, контроле за соблюдением законодательства об охране природы.
Еще один влиятельный социально-культурный институт - Общество охраны памятников истории и культуры - ведет активную работу по защите, ремонту, реставрации памятников, выявляет их и проводит первичный учет. Его местные организации руководят общественной инспекцией, оказывают большую помощь в финансировании реставрационных работ, издают тематические сборники, журналы, информационные бюллетени. Члены Общества выступают с лекциями и докладами в учреждениях культуры, участвуют в организации праздников, обрядов, ритуалов, концертов фольклорных самодеятельных коллективов. В России действует широкая сеть добровольных физкультурно-спортивных клубов и обществ, деятельность которых сосредоточена на подготовке талантливых спортсменов в рамках единой государственной спортивной классификации и осуществлении многопрофильной программы массовой физкультурно-оздоровительной работы среди различных возрастных, социальных, профессиональных и других групп населения. Вместе с учреждениями культуры физкультурно-спортивные общества и клубы ведут пропагандистскую работу. Многочисленна сеть и других общественных формирований социально-культурного профиля. Это общества книголюбов, филателистов, кино- и фотолюбителей, охотников и рыболовов, автолюбителей, туристов, творческие союзы и организации, объединяющие различные слои художественной интеллигенции: писателей, художников, архитекторов, кинематографистов, журналистов, театральных и музыкальных деятелей. Просветительными функциями обладает одна из старейших творческих организаций России - Союз театральных деятелей (бывшее Всероссийское театральное общество). Созданное в 1983 г. оно в настоящее время объединяет многотысячную армию деятелей профессионального и самодеятельного театра и ставит своей целью всемерно содействовать развитию театрального искусства, оказывать всестороннюю помощь профессиональным и самодеятельным театральным коллективам, вести широкую театрально-просветительную деятельность. В СТД работают творческие советы, секции, методические кабинеты и лаборатории, библиотеки. Союз имеет Дома актеров, Дома ветеранов сцены, базы отдыха.
Следует отметить формы взаимодействия общественных организаций, фондов и движений на региональном уровне: совместные социально-культурные инициативы по рациональному использованию свободного времени; проведение совместных мероприятий; представительство в государственных, муниципальных структурах, органах управления социально-культурной сферой; помощь общественным формированиям со стороны государственных органов и учреждений в реализации их социально-культурных функций.
Эл. ссылки: http://www.moluch.ru/archive/34/3836/ http://yaro-nik.narod.ru/ http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-paradigmy-teorii-sotsialno-kulturnoi-deyatelnosti http://www.dissercat.com/content/istoriografiya-pedagogicheskoi-teorii-sotsialno-kulturnoi-deyatelnosti-vtoraya-polovina-khkh http://www.twirpx.com/file/445637/
Список литературы: 1. Киселева, Т. Г. Социально - культурная деятельность: учеб. / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с. 2. Рябушев В.Н. Теория социально-культурной деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. – Улан-Удэ, ИПК ВСГАКИ, 1999. – 172 с. 3. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие для вузов / ред. Е. И. Григорьева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Тамбов: Издательство ООО «Наука-бизнес-общество», 2011. – 512 с. 4. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга: учеб. пособие / Ю. А. Стрельцов. - 2-е изд. - М.: МГУКИ, 2003. - 296 с. 5. Стрельцов, Ю. А., Стрельцова Е.Ю. Педагогика досуга: учеб. пособие/Ю. А. Стрельцов, Е. Ю. Стрельцова; Московский государственный университет культуры и искусств. - М., 2008. - 272 с. 6. Ярошенко, Н.Н. История и методология социально-культурной деятельности: учебник /Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - 360 с. 7. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория: Монография. - М.: МГУКИ, 2000. - 204 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|