Задание для самостоятельной работы
Вопросы к обсуждению: Личностные и деловые качества, необходимые менеджера социально-культурной деятельности. Профессиональный статус и основные объекты деятельности работника социально-культурной сферы. Должностные обязанности работника социально-культурной сферы. Перспективы предпринимательской деятельности в сфере досуга. Проблема и перспективы подготовки специалистов для сферы досуга. Словарь основных терминов МАСТЕРСТВО - дело, занятие, умение, искусство; мастеровитость, умелость, сноровка, высокая квалификация, профессионализм, класс, навык, артистичность, промысел, специальность, ремесло, рукомесло, виртуозность, техника, квалификация, артистизм, наука, искусность ТВОРЧЕСТВО —процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. Раздел № 2 ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема № 1. РОЛЬ И МЕСТО СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ ПРОЦЕССЕ Лекция №1 ЗАРОЖДЕНИЕ ДОСУГОВЫХ ФОРМ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ДРЕВНЕМ МИРЕ
План лекции: 1. Особенности нравственного воспитания древних славян. 2. Периоды зарождения досуговых форм социальной организации человека в древнем мире. 3. Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период. 4. Появление разновидности клубных форм первобытной эпохи в виде мужских и женских домов. 5. Педагогические воззрения восточных славян. 6. Воспитывающая роль устного народного творчества. Текст лекции №1
Досуговые формы социальной организации человека создавались на основе различных культурных влияний. Обращаясь в летописи прошлого, мы находим, что Древнюю Русь населяли германцы и славяне. В приморских областях Анатолии проживали славяне на первое место ставившие силу, мужество и ловкость. Еще в VI веке превозносили византийские летописцы выносливость и достоинства наших прародителей. Балтийские, дунайские славяне, поляне, имели свой уклад жизни, свой нрав и обычаи, но равно любили песни и музыку, пляски и забавы. Празднества славян проходили в душевном веселье, где каждый мог проявить себя в кулачных боях, борьбе. Проживали и древляне, отличавшиеся от других славян своей разнузданностью выражавшейся неразборчивостью в еде, и не соблюдением браков. Нравы вятичей, северян и радимичей значительно усугублялись сквернословием, игрищами с буйными плясками и не соблюдением брака как у древлян. Характерной чертой славян была смесь грубости и добродушия. Выдающийся знаток русской жизни, автор многочисленных трудов о народной культуре А.В. Терещенко отмечал, что «Жизнерадостность, гостеприимство и храбрость – отличительные черты русских. …Набожный князь Владимир ценил гостеприимство и пировал по неделям. Однажды он сказал: «Веселие русского – питье, без него мы не можем». Общинный уклад древних славян стал основой воспитания и просвещения для подрастающего поколения в догосударственный период. Он был связан с поддержанием традиционных обрядовых элементов трудового, нравственного, эстетического, физического и религиозного воспитания на базе языческих верований. Подрастающее поколение обучалось грамоте и навыкам ремесла, земледелия и военного дела. В тоже время среди славян зарождаются формы помощи и поддержки внутриродового характера. Это и совместная обработка земли, формы складчины, оказание помощи детям-сиротам и поддержка стариков.
Самобытность народа складывается на протяжении многих лет и древние народные обычаи, искусства и художества, зарождение и развитие наук совершались не вдруг. Русь, оставаясь цельной, впитывает и поглощает в себе новое и сохраняя при этом свою самобытность. В процессе развития, человека сопровождают три основных вида жизнедеятельности - труд - познание – отдых. Еще наши праотцы перенимали заповеди наших предков, которые передавались от поколения к поколению, закреплялись в обычаях, традициях. Наши предки жили в параллели чередования будней и праздников, войн и побед. В страданиях и праздных весельях народ и безмолвствовал и самоотверженно воспламенялся, задумывался о продолжении жизни. Старинные рукописи и наскальные рисунки, дошедшие до наших времен, свидетельствуют о жизнедеятельности человека, труде и досуге, вероисповедании. Происходила организация взаимодействия традиционного общества с миром природы, в котором человек защищает, расширяет границы своего освоенного пространства, а также совершает агрессивные вторжения на чужую территорию. Неизменной чертой традиционной культуры каждого народа был труд и досуг, при симбиозе, которого рождались традиционные виды досуга - созерцание, фольклор, игра, общение, чтение, любительская деятельность (художественная, прикладная, социально-культурная, общественно-политическая), искусство, спорт, развлечение, зрелище. На протяжении многого времени созидались понятия «культурное наследие», «культурное достояние», «культурные ценности». На протяжении всех веков зарождается значимость понятий «рабочее время», «социальное время», «свободное время», «рациональный досуг», «социальный досуг», «социально-культурная деятельность», «культурно-досуговая деятельность».
Культурное наследие наших предков и их повседневный опыт рождал комплекс сохраненного наследия – суеверия, отразившиеся в страхах к силе природе и духам; приметы и неразгаданные закономерности жизнедеятельности человека; формировании особого уклада народной жизни; обычаи и праздники, церковные обряды, основанные на строго определенных ритуально-зрелищных действах, нравственных и поведенческих нормах, этнических обычаях. В язычестве существует несколько древних пластов исторических эпох: одухотворение природы; вера в добрых и злых духов (леших, водяных, русалок и т.п.); культ предков, а позднее племенные культы (существование своих богов и покровителей), которые мешали реальному объединению племен. В 867 году во времена правления князя Игоря и княгини Ольги на Руси кроме язычества существовало и мусульманство и католическая концессия. Принятие христианства, рост культурных связей с Византией и другими соседними странами способствовали, обогащению педагогической мысли Древней Руси. Языческое мироощущение, сочетающееся с миропониманием христианства – гуманизма и человеколюбия, способствовали трансформировать суровое аскетическое христианство Византии на русской почве с привнесением жизнерадостности и жизнелюбия. Во многом этому способствовало принятие христианства и усвоение философского и педагогического наследия античности. Важно, что в этот год была открыта патриархом Константинопольским Фотием первая русская епархия. После принятия христианства, политическая жизнь древнерусского государства значительно меняется. Церковь играет важную роль в государстве, меняя устоявшиеся языческие нравы поведения. Она выступает посредником между князьями, вершит суд над всеми христианами за преступления против ереси и идолослужения, вносит новое понятие семьи как пожизненного союза жены и мужа, считает кровную месть грехом и многое другое. Влияние церкви и религиозная картина мира становится естественными для средневекового человека.
Культура Руси, при ее многоэтнической основе обуславливалась быстрым подъемом и развитием, чему предшествовало формирование традиций восточного славянства при активном взаимодействии с культурой других стран и народов. Культурные связи с Византией, способствовали многогранному развитию Руси как следствие развития древнерусской культуры. Общество готово было к восприятию более высокоразвитой культуры, так как Русь играла активную роль в восприятии византийских ценностей культуры – это заимствование и трансформация достояний самобытной древнерусской культуры под воздействием местных традиций. Особый интерес к византийской культуре чувствовался среди высших слоев общества. Влияние проявлялось в церковной идеологии, каноническом праве, культовом изобразительном искусстве и лишь светская культура коснулась только распространением переводной литературой. В домонгольский период Русь не уступала в своем культурном развитии странам Центральной и Западной Европы и русская церковь не проявляла открытое противостояние католическому миру, так как не была еще настолько сильна. В X – XIV веках происходит быстрый рост духовного развития славян. Это связано с принятием христианства, формирование семьи как социального института и созданием в X веке кириллицы проповедниками – братьями Кириллом и Мефодием. Нравственное совершенство населения постепенно формируется в XII веке на Руси, чему свидетельствует «Поучение Владимира Мономаха» как памятника развития просветительно-воспитательной мысли времен Киевской Руси. В эти годы история развития государства подтверждает факт возникновения благотворительности, хотя с X века начинается разрушение родоплеменных отношений, и тенденции помощи переходят на уровень попечительства и княжеской защиты. Данная благотворительность проходит под покровительством церкви и через приходы (более открытая помощь). При всех монастырях имелись отдельные помещения для кормления нищих и убогих, оказывали помощь и население, помощь выражалась и в постройке жилья, обучении ремеслу и выкупе пленных. В X – XIII века выдавались суды из церковной казны под залог имущества или для оказания помощи нуждающимся. Особый подъем культурных связей Руси и Западной Европы приходится на конец XII – начало XIII в.в, период ослабевания Византийского влияния и расцвета романского искусства на западе, выраженного в архитектурном стиле, технике, литературе. При этом, культура Древней Руси обогащается нововведениями и становится одним из звеньев средневекового мира, вносящего свое новое в культуру соседних стран.
Преображение, происходящее постепенно, позволяет Древней Руси преодолеть множество войн, приобретая и пополняя свои традиции нововведениями, в том числе и монголо-татарскими. История гласит, что в 1237-1239 годах разрушались многие княжества из-за неумения быть воедино, чему свидетельствует гибель культурных ценностей и святынь. Период засилий на Руси татаро-монгольского ига славился атмосферой угнетения, страха и обмана, оказывающего на население негативное влияние и формирующего нравственные чувства. «Все трепетали пред именем хана, все повиновались раболепно. Только говорили: «Царь велит, царь приказывает, да будет его воля!» От этих слов произошла древняя пословица: «Близ царя, близ смерти». Князья наши ездили в Орду, как на Страшный Суд. Обласканные и угощаемые ханом, не были уверены, что их отпустят живыми. Нередко после милостивого приема следовала смерть». Не случайно, этот период славится старинными русскими песнями, былинами, передающими настроение грусти преобладающей на Руси. Во многих легендах описывается воинственный дух предков, которые вынуждены были защищаться от нападения, грабежей не только вследствие раздоров удельных князей, но и всеобщего бедствия – татар. В противоборстве с неравным и опасным противником, русский народ не искал славы, а был верен чести. Его вера в победу, в мирное существование на земле, где побеждает добро и справедливость, выливалось в сохранение народности в древних сочинениях, таких как «Слово о полку Игореве». Описание в фольклорной традиции активной деятельности часто содержит стереотипный набор правил поведения, который обеспечит герою успешное завершение борьбы. Всякое действие требует определенного рода подготовки – подготовки к вступлению в противоборство с неравным и опасным противником. Так, во многих сказках и былинах описываются приготовления героя к дороге. Так, Илья Муромец в былине "Илья Муромец и Соловей разбойник" перед путешествием в Киев стоит заутреню, берет благословение, даёт обещание "во чистом поле не делать боя-драки кровопролития"; былина подробным образом описывает его вооружение, одежду, процесс седлания коня. Как подготовка к акту деятельности часто рассматривается опьянение: в былинах герой выпивает из рук князя "не малую стопу-полтора ведра"; большинство колдунов пьют много водки. Человек со временем приобретает различные свойства и качества, которые соответствуют его новому активному статусу и защищают его. Так, В.И. Даль прекрасно описывает разрыв социальных связей и переход к активной деятельности. Данную позицию мы можем увидеть у колдунов или например: «С колдовством нераздельно понятие о превращениях. Вера в превращения или оборотничество принадлежит глубочайшей древности. Источник ее таится в метафорическом языке первобытных племен. Уподобляя явления природы различным животным, называя те и другие тождественными именами, древний человек должен был, наконец, уверовать в действенность своих поэтических представлений, так как скоро обозначающие их слова и выражения потеряли для него свою прозрачность. Вначале способность превращений исключительно связывалась с существами стихийными, принадлежащими миру фантазий и мифа». Во многих легендах и преданиях, сказаниях, орудие деятельности рассматривается как предмет, наделенный особой сакральной силой и охраняющий владельца. Наделение ясновиденьем или волшебными способностями героев – неотъемлемый атрибут легенд и былин. Здесь подчеркивается значимость сверхчеловеческих способностей, в которые верил человек и стремился к знаниям. Именно знания, дают человеку право на распоряжение всеми природными силами. Настоящая сакральная сила - правильнее сказать, могущество - порождено знанием и ценится меньше. Чудище проклятое может "Илью Муромца на долонь посадить, другой расхлопнуть", но Илья Муромец ударил шапкой по его голове, и покатилась голова, как пивной котел". Герой легенд, сказок, всегда стремиться вернуться с победой домой. Пир, описываемый в сказках и преданиях, всегда является празднованием победы добра над злом как своеобразное очищение, возрождение социальных связей. Поэтому не случайно среди славян поддерживались народные традиции семейного воспитания (обычаи, обряды, ритуалы), но первоосновой считалось уважение к матери. В связи с этим, следует отметить, что нравственное поведение подрастающего поколения формировалось на основе просветительно-педагогических функций воспитательных средств: колыбельных песен, поговорок, частушек, сказок, легенд, преданий, плясок. Песни, как и сказки в Древней Руси повествуют о злых силах и борьбе с ним. Подобная образность играет роль своеобразной прививки, так как лучше испытать зло сказочное (песенное). Безусловно, предрассудки и суеверия главенствовали в древнем мире, но плоды образования уже настойчиво внедряются в жизнь человека и становятся даром переходящим к поколениям. Любить святыню древних нравов, обычаев и простоту жизни – все это передавалось, и хорошее, и полезное. «Предки наши и в неволе не утрачивали природного оптимизма. Горе их искало выражения и отразилось в тихих протяжных песнях, напевающих доныне грусть и тоску. От этого напев и музыка русского народа – большей частью заунывные. Предрассудки и суеверия владели умами; искусства и художества начали распространяться только со времен Иоанна III. Тогда стали уважать плоды образования, но любили святыню древних нравов и простоту жизни, отдавая справедливость разуму и просвещению; перенимали все, что было хорошее и полезное от иностранцев. Древние народные обычаи мало изменялись до конца XVII века». Культура русского народа, начиная с языческой Руси, вплоть до XVIII века развивалась в параллели с повседневным трудом и календарными праздниками. Характерные черты русского народа, славившегося хлебосольством и гостеприимством, укрепляли границы селений. Русичи были чистоплотны и поэтому обычай ходить в баню исходит из многих языческих правил и поверий. И это не случайно, так как в бане происходило рождение ребенка, там гадали и лечили больных. Купаться любили прямо во дворе, на улице не опасаясь посторонних глаз. Труд, сопровождавший славян, вознаграждался вечерним сложным драматическим действием – хороводом, в котором принимали участие все, но открывали его дети. Разыгрывание полушуточных выяснений между молодыми девушками и ребятами сопровождались всеобщим весельем с играми и танцами. Цель хороводных игр – образование новых семейных пар и при всем этом данные игры выполняли три основные функции, такие как развитие силы и ловкости, снятие напряжения трудового дня и помощь при создании новых семейных пар. Становление иерархии отношений в первобытном обществе можно рассмотреть на основе свидетельств географов, этнографов, которые изучают различные формы древности в жизнедеятельности человека. Многие из них отмечают, что существовали женские и мужские дома, которые возникали для самоутверждения "особости" племени-рода, его неповторимости и превосходства. Истоки их зарождения можно найти в письменных источниках древних цивилизаций, которые посвящены правлениям фараонов, царей, рассуждениям о философии жизни, войнам, верованиям, обрядам, богам, дипломатической переписке, истории рода, торговым сделкам. Таким образом, культура Руси изначально складывается как синтетическая, состоящая из идей, принадлежавших различным культурным направлениям, стилям, традициям. К началу феодальной раздробленности на Руси сложилась своя, индивидуальная культура, которая с трудом поддавалась вычленению из социального целого. Русь выходит из под влияния Византии и становится самостоятельным государством, равноправным партнером всех европейских стран. Стремительный подъем культуры Древней Руси мог бы продолжиться и вывести страну в число первейших, но нашествие татаро-монгольского ига на много затормозило развитие государства. В связи с этим, следует отметить, что зарождение досуговых форм социальной организации человека в древнем мире происходило в течение первых трех периодов из восьми, предложенных ученым Е.В. Литовкиным. Это фольклорный досуг (до X века), религиозно-фольклорный досуг (X – XVII века) и светско-религиозный досуг (XVII век – вторая половина XIX века). Автор отметил, что в качестве критериев для периодизации явилась «смена досуговых ориентаций государства, общества, индивидов под воздействием культурных, социально-экономических и политических факторов; изменение содержания и форм досуговой деятельности сословий, классов, общества, досуговых учреждений, индивидов».
Эл. ссылки:
http://yaro-nik.narod.ru/index/0-3 http://www.twirpx.com/file/445637/
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|