Мифологические божества древних славян
Цель: рассмотреть многообразие образов древнеславянской мифологии. План: 1. Классификация мифологических образов. 2. Божества, связанные с праздничной обрядностью. 3. Духи природы. 4. Домашние духи.
Вопросы для обсуждения: 1. Связь мифов древних славян с «язычеством». 2. Условное разделение на высшую и низшую мифологию.
Эл.ссылки: http://www.antiqueonline.ru/ http://myth.slovaronline.com/ http://www.bogi-i-bogini.com/index.php?option=com_content&view=article&id=205&Itemid=324 http://www.bogi-i-bogini.com/index.php?option=com_content&view=article&id=108:2011-08-14-22-08-19&Itemid=227 http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/3865/%D0%A1%D0%9B%D0%90%D0%92%D0%AF%D0%9D%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF Список литературы: 1. Народная художественная культура: Учебник/Под ред.Баклановой Т.И., Стрельцовой Е.Ю. - М.:МГУКИ, 2000. - 344 с.
Тесты. 1. Первичное религиозное верование в одушевленность мира и его объектов: А) анимизм Б) тотемизм В) шаманизм Г) фетишизм
2. Этиологизм мифа заключается: А) в замене некоторых предметов или явлений знаками других предметов или явлений Б) в слитности мифологического мышления с природой В) в объяснении причины происхождения окружающих предметов и явлений
3. Язычество – это: А) олицетворение человека с образами животных и растений Б) вера в множество богов В) система сопротивления потусторонним силам Г) принцип мифологического мышления, согласно которому все в мире уподобляется человеку 4. Вера древних народов в то, что они происходят от какого –либо животного, растения, предмета: А) магия Б) антропоцентризм В) анимизм Г) тотемизм 5. Первопредком древних славян и творцом всего, что их окружало, считался: А) Род Б) Сварог В) Велес Г) Перун 6. Ритуалы поклонения богам у древних славян обычно проводились: А) в храмах Б) в церквях В) в капищах Г) в пещерах
7. Самые древние мифы -: А) этиологические Б) эсхатонические В) космогонические Г) архаические 8. Календарные мифы обычно связаны: А) с хозяйственной деятельностью людей Б) с происхождением космоса и его частей В) с происхождением звезд и планет Г) с темой катастроф и возмездия 9. Мифы, повествующие о происхождении самого первого человека, который стал первопредком всех существующих людей: А) солярные Б) антропогонические В) этиологические
10. «Мифология» в переводе с греческого -: А) «логическое познание» Б) «картина мира» В) «фантастический рассказ»
Г) «изложение преданий»
11. Совокупность обрядов и верований, связанных с культом животных: А) зоолатрия Б) фитолатрия В) тотемизм Г) магия
12. Магия в языческой религии: А) была запрещена Б) была абсолютно вседозволенной и необходимой В) применялась только в праздничные дни
13. Во главе исполнения ритуала поклонения богам в языческой религии стоял: А) жрец Б) заклинатель В) старец Г) старейшина племени
14. Антропогонические мифы повествуют: А) о происхождении космоса и его частей Б) о происхождении Солнца и Луны В) о движении небесных светил Г) о происхождении самого первого человека, который стал первопредком всех существующих людей 15. В основу эпоса легли: А) героические мифы Б) эсхатонические мифы В) тотемические мифы Г) этиологические мифы
16. Верховный бог древних славян, сын Рода, Небесный отец, бог огня: А) Перун Б) Сварог В) Велес Г) Зевс
17. Велес -: А) бог грозы (грома) Б) бог Солнца В) покровитель домашних животных Г) бог плодородия
18. Мифическое время – это: А) самая начальная, исходная точка, когда время только зародилось Б) космическое время В) время от роджества Христова Г) время рождения Солнца
19. Выберите правильное суждение: А) Древний человек выделял себя из окружающего мира Б) В мифологии отсутствовала иерархия среди богов В) В мифах между богами, духами и героями царят чисто человеческие семейно-родовые связи Г) Мифы не были связаны с религиозными верованиями древних людей
20. Общепринятая теория мифа: А) до сих пор не существует Б) утверждена в начале 20 века В) утверждена в конце 18 века Г) утверждена в начале 19 века
21. Вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов: А) тотемизм Б) анимизм В) магия Г) фетишизм 22. Рожаницы, древнейшие женские божества, были связаны: А) с культом плодородия Б) с культом Солнца В) с культом дождя Г) с деторождением 23.«Первобытный синкретизм» - это: А) взаимосвязь различных видов первобытного искусства, их взаимопроникновение и взаимодополнение друг друга как элементов целого Б) вера первобытных людей в сверхъестественное В) особые религиозные, исторические и мифологические представления первобытных людей
Г) различные заклинания, заговоры, обращения к силам природы Глоссарий Белбог — воплощение света, бог добра, удачи, счастья, блага, олицетворение дневного и весеннего неба. Святилище его было на холме, открытом солнцу, а многочисленные золотые и серебряные украшения Белбога отражали игру лучей и даже ночью озаряли храм, где не было ни единой тени, ни единого мрачного уголка. Велес — один из величайших богов древнего мира, сын Рода, брат Сварога. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. Велес - "скотий бог" - хозяин дикой природы, хозяин Нави, могучий волшебник и оборотень, толкователь законов, учитель искусствам, покровитель путешественников и тоговцев, бог удачи. Даждьбог — бог Солнца, податель тепла и света, бог плодородия и живительной силы. Его имя слышится в краткой, дожившей до наших дней, молитве - «Дай, Боже!» Догода — бог тихого, приятного ветра и ясной погоды, полная противоположность своему свирепому брату, покровителю ветров Позвизду. Коляда — древний бог веселых застолий, считается что имя его образовано от слова «коло» (круг). Учитель Третьего закона жизни. Он поведал людям о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый календарь Крышень — сын Всевышнего и богини Майи, доводился братом самому первотворцу мира Роду, хотя был значительно младше его. Вернул людям огонь, сразился на берегу Ледовитого океана с Чернобогом и победил его. Лель — в мифологии древних славян бог любовной страсти, сын богини красоты и любви Лады. О Леле - этом веселом, легкомысленном боге страсти - до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить. Овсень — младший брат-близнец Коляды. Ему досталась роль на практике осуществлять те божественные знания, которым учил людей Коляда. Перун — бог грозовых туч, грома и молнии, самый знаменитый из братьев Сварожичей. Перун - покровитель воинов и княжеской дружины, бог-управитель, бог карающий за неисполнение законов, защитник Яви, податель мужской силы.
Род — бог-создатель видимого мира. Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя: природа, родина, родители, родственники. Род родил Сварога — великого бога, который довершил творение мира. Сварог — бог-создатель земли и небес. Сварог - источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир. Он дал людям Солнце-Ра и огонь. Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного напитка. Святобор — бог лесов и лесных угодий. Он предопределяет участь, жизнь и судьбу всех обитателей леса, обеспечивая гармонию и согласие в природе. Святовит — божество, тождественное Сварогу у западных славян. Семаргл — бог огня и луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранитель семян и посевов. Мог оборачиваться священным крылатым псом. Стрибог — в восточнославянской мифологии бог ветра. Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океяна. Триглав — в древнеславянской мифологии это единение трех главных сущностей-ипостасей богов: Сварога (творение), Перуна (закон Прави) и Святовита (свет). У арийцев идея триединого божества воплощалась в Тримурти (Брахма, Вишну и Шива). Хорс — древнеславянский бог Солнца - светила, сын Рода, брат Велеса. Чернобог — бог холода, уничтожения, смерти, зла; бог безумия и воплощения всего плохого и черного. Чернобог - повелитель Нави, Тьмы и Пекельного царства. Ярило — бог весны, весеннего света и тепла; юная, стремительная и неуправляемая сила; божество страсти и плодородия. Символ праздника возрождения жизни. Вопросы для самоконтроля: 1. Образы древнеславянской мифологии в произведениях русского классического искусства (классической музыке, живописи, хореографии, литературе). 2. Классификация мифологических образов. 3. Божества, связанные с праздничной обрядностью. 4. Духи природы. 5. Домашние духи. Семинарское занятие №3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|