Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Малые жанры устного народного творчества: классификация и особенности




Цель: рассмотреть классификацию и особенности малых жанров устного народного творчества.

План:

1. Определение пословиц и поговорок.

2. Возникновение и развитие пословиц и поговорок, их содержание и художественные особенности.

3. Приговорка, присловье, скороговорка, прибаутка (пустобайка) и их определение и назначение.

4. Определение загадок, их происхождение.

5. Характер и функции загадки в древности.

Вопросы для обсуждения:

1. Пословицы и поговорки различных классов и социальных групп населения, различных профессий и родов занятий.

2. Собирание и публикация пословиц русского языка. Наиболле известные сборники пословиц русского народа.

3. Приговорка, присловье, скороговорка, прибаутка (пустобайка), их определение и назначение.

4. Бытование загадок в прошлом и в современности.

5. Современная функция загадки.

6. Сборники загадок.

Эл.ссылки:

http://zestword.ru/poslovicy-i-pogovorki/

http://modernlib.ru/books/vladimir_ivanovich_dal/1000_russkih_poslovic_i_pogovorok/read/

http://12mesyatcev.ru/russkie-narodnye-poslovicy-i-pogovorki

http://rusprogram.ru/f17

http://rusprogram.ru/f15

http://rusprogram.ru/f16

http://rusprogram.ru/f18

http://rusprogram.ru/f19

Список литературы:

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.,1957.
2. Даль В. Пословицы русского народа. Современная версия. - Рипол, Престиж Книга, 2006

3. Даль В. Пословицы русского народа (комплект из 3 книг). - Русская книга, 2005
4. Даль В.И. 500 русских пословиц о муже и жене, детях и родне. - Астрель, АСТ, 2004
5. Долженкова М.И. Устное народное творчество Тамбовской губернии. В кн. Долженкова М.И. Традиционная тамбовская народная художественная культура: Учебное пособие по курсам "Регионоведение" и "Теория и история народной художественной культуры". - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2000, С.23-32
6. Загадки, пословицы, скороговорки. - АСТ, Астрель, 2004
7. Зимин В.И., Спирин А.С. Пословицы и поговорки русского народа.

8. Большой толковый словарь. - Феникс, Цитадель-трейд, 2006 - 544 с.

9. Иванкова В. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. - Аквариум-Принт, Дом печати-Вятка, 2006 - 256 с.
10. Ковалева С. 7000 золотых пословиц и поговорок. - АСТ, Астрель, 2006
11. Комарова И.И. Бизнес-пословицы. - Игра слов, 2006 - 288 с.

12. Кравцов Н. И., Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество / М.: 1977 (и1983).
13. Мокиенко В.М. В глубь поговорки. Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. - Азбука-классика, Авалон, 2007
14. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. - Азбука-классика, Авалон, 2005

15. На всякого мудреца довольно простоты. Русские народные пословицы и поговорки. - Центрполиграф, 2006 - 400 с.

16. Пословицы русского народа. Из собрания В.И.Даля. - Эллис Лак 2000, 2005
17. Пословицы, поговорки, загадки в рукописных сборниках ХVIII - XX веков. М.,1961.
18. Психология в пословицах и поговорках с комментариями. - Содействие, 2006
19. Русские пословицы и поговорки. - Центрполиграф, 2007 - 383 с.
20. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике. М.,1986.
21. Русское устное народное творчество. Хрестоматия. -Высшая школа, 2006
22. Словарь русских пословиц. - АСТ, Астрель, 2007
23. Старая пословица не даром молвится. - Авалон, Азбука-классика, 2007
24. Шейко Н.И. Пословицы и поговорки русского народа. - Вече, 2006 - 304 с.

25. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. Словарик школьника. - Литера, 2005 - 96 с.

Тесты.

1. Определите жанр: «Стоит поп на коне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком»

А) скороговорка

Б) пословица

В) загадка

Г) прибаутка

 

Определите жанр: «Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли..»

А) поговорка

Б) присловье

В) приговорка

Г) прибаутка

Определите жанр: «Стальной конек по белому полю бегает, за собой синие следы оставляет»

А) загадка

Б) приговорка

В) присловье

Г) прибаутка

Определите жанр: «Где дым, там и огонь»

А) прибаутка

Б) присловье

В) загадка

Г) пословица

Определите жанр: «Один как верста в поле»

А) поговорка

Б) приговорка

В) присловье

Г) прибаутка

Определите жанр: «Рязанцы синебрюхие»

А) приговорка

Б) присловье

В) поговорка

Г) прибаутка

Определите жанр: «У него не все дома»

А) присловье

Б) приговорка

В) поговорка

Г) прибаутка

8. Определите жанр:

А) «Он сваливает с больной головы на здоровую»

Б) «Сваливать с больной головы на здоровую не накладно»

А) А – поговорка, Б - пословица

Б) А – пословица, Б - поговорка

В) А и Б - пословицы

Г) А и Б - поговорки

Определите жанр: «От топота копыт пыль по полю летит»

А) прибаутка

Б) пословица

В) загадка

Г) скороговорка

 

Определите жанр: «Лошади чужие, кнут не свой – погоняй, не стой»

А) прибаутка

Б) приговорка

В)присловье

Г) поговорка

 

Определите жанр: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»

А) приговорка

Б) присловье

В) поговорка

Г) прибаутка

 

Определите жанр: «Сидит девица в темнице, а коса на улице»

А) присловье

Б) приговорка

В) загадка

Г) прибаутка

 

Определите жанр: «Не спеши, а то успеешь»

А) поговорка

Б) приговорка

В) присловье

Г) прибаутка

 

Определите жанр: «Цени по заслугам, а не по услугам»

А) присловье

Б) приговорка

В) поговорка

Г) прибаутка

 

15. Поговорка – это:

А) окольное выражение, переносная речь, простое иносказание

Б) выражение близкое к прозвищу, относящееся к определенной местности

В) изречение, часто повторяемое без большого толка, а по местной или личной привычке

Г) суждение, приговор, поучение

 

16. К малым жанрам устного народного творчества относятся:

А) легенды, сказания

Б) пословицы, поговорки, прибаутки, загадки

В) духовные стихи

Г) сказки

17. Присловье – это:

А) весьма близкое к прозвищу, но относится не к лицу, а к целой местности, в которой жителей дразнят, бранят или чествуют этим словом

Б) выражение близкое к прозвищу, относящееся к определенной местности

В) изречение, часто повторяемое без большого толка, а по местной или личной привычке

Г) суждение, приговор, поучение

 

18. Приговорка (пустоговорка) – это:

А) суждение, приговор, поучение

Б) выражение близкое к прозвищу, относящееся к определенной местности

В) весьма близкое к прозвищу, но относится не к лицу, а к целой местности, в которой жителей дразнят, бранят или чествуют этим словом

Г) изречение, часто повторяемое без большого толка, а по местной или личной привычке

Глоссарий

Загадка - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность. Крестьянские обычаи предписывали загадывать загадки в определенное время и при определенных обстоятельствах. В народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда. Владимир Даль записал пословицу, которую приводили в назидание жениху: "Выбирай такого дружку, чтоб загадки разгадывал".

Пословица -_коротенькая притча: «голая речь не по­словица». Это - суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и отточенное народом. Но «одна речь - не посло­вица»: как всякая притча, пословица состоит из двух частей: из иносказания (обиняка), картины, общего суждения и из приложения, толкования, поучения. Пословица не сочиняет­ся, а является следствием обстоятельств, как крик или воз­глас, невольно сорвавшийся с души. Сборник же пословиц -свод народной премудрости и суемудрия; это житейская на­родная правда, своего рода судебник, никем не судимый.

Поговорка - окольное выражение, переносная речь, простое иносказание; обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения; это одна первая половина пословицы. Поговорка заменяет только прямую речь окольною, не договаривает, иногда и не называет вещи, но условно весьма ясно намекает.

Приговорка или пустоговорка, которую также иногда зовут поговоркой, — это изречение, иногда одно слово, часто повторяемое, приговариваемое без большого толка и значе­ния, а по местной или личной привычке.

Присловье - весьма близко к прозвищу, но относится не к лицу, а к целой местности, в которой жителей дразнят, бранят или чествуют приложенным к ним присловьем. Оно иногда состоит из одного слова.

Скороговорка, чистоговорка — слагается для упражне­ния в скором и чистом произношении, в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор. Она служит для разви­тия речи, устранения его дефектов (народная логопедия).

Прибаутка, пустобайка не совсем ясно определяется; самое название - пустобайка - показывает, что она может быть иногда пустоговоркой, а об остряке говорят, что он зна­ет много прибауток. Иные называют целый ряд поговорок и приговорок, сложенных складно, без большого смысла; сюда относятся прибаутки, ящиков, сбитенщиков, которых теперь уже почти не стало, пирожников и др.

Вопросы для самоконтроля:

1.Классификация малых жанров устного народного творчества.

2. Художественные особенности пословиц и поговорок.

3. Определение и назначение приговорки, присловья, скороговорки, прибаутки (пустобайки).
4. Определение загадок, их происхождение.

5. Содержание и образы загадок.
5. Сборники пословиц и загадок русского народа.

Семинарское занятие №8

Русская народная игрушка

Цель: рассмотреть виды народной игрушки, ее назначение, функции и промыслы.

План:

1. Виды народной игрушки: по типу, материалу и технике изготовления, по возрастному, половому, социальному и игровому назначению.

2. Системы художественных образов народной игрушки.

3. Материалы для изготовления русских народных игрушек.

4. Русская матрешка. Происхождение русской матрешки.

5. Утрата игровой функции русской народной игрушки в современном обществе и все более частое ее использование как декоративной скульптуры или сувенира.

Вопросы для обсуждения:

1. История игрушки и ее прототипы в древние времена.

2. Местные «школы» в искусстве народной игрушки и их зависимость от природных и исторических условий региона.

3. Наиболее известные промыслы глиняной игрушки.

4. Дидактические игрушки и их функции.

Эл.ссылки:

http://pogodki.narod.ru/masterigr.htm

http://keramika.peterlife.ru/enckeramiki/84100.html

http://www.artvek.ru/dekor16.html

http://www.talantik.ru/rodclub/kopilka/russkaya-igrushka.php

Список литературы:

1. Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы: Рассказы о русской народной игрушке. - М, 1977
2. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. - Л, 1975
3. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. - М, 1981

4. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. - М, 1993

5. Динцес Л. Русская глиняная игрушка. Происхождение, путь исторического развития / М.; Л.: 1936.
6. Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. - Л. 1986
7. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И. Н. Котова, А. С. Котова СПб.: Паритет, 2003 (ГПП Печ. Двор)

8. Можаева Е., Хейфец А. Матрешка. - М, 1969
9. Можаева Е.М. Русские игрушечные кони. - М, 1976
10. Народная художественная культура: Учебник/Под ред.Баклановой Т.И., Стрельцовой Е.Ю. - М.:МГУКИ, 2000. - 344 с.

11. Попова О.С. Русская народная керамика. - М, 1956
12. Розова Л.К. Богородская игрушка и скульптура. - М, 1970
13.Сорокина А.И. Игры с народными дидактическими игрушками. - М, 1950
14. Церетели Н. Русская крестьянская игрушка / М.: 1933.

Тесты.

1. Игрушки, способствующие развитию ума, мышления, речи ребенка, дающие ему ряд ценных представлений, знаний, умений и навыков, называются:

А) проектирующие игрушки

Б) коммуникативные игрушки

В) компенсаторные игрушки

Г) дидактические игрушки

 

2. Первоначальное назначение различных фигурок и образов у древних людей было:

А) культовым

Б) игровым

В) дидактическим

Г) коммуникативным

 

3. Самый первый промысел игрушки в России, по упоминаниям летописцев, располагался:

А) в Киеве

Б) в Москве

В) в Новгороде

Г) в Твери

 

4. Центральным образом в народной игрушке и в русском народном искусстве является:

А) образ коня

Б) образ Солнца

В) образ птицы

Г) образ женщины-матери

Д) образ оленя

Е) образ всадника

 

5. Образ козла в народной игрушке символизирует:

А) покровительство урожаю, добрые силы, олицетворение творческих сил весенних гроз

Б) небо, силу, удачный брак, обильную жизнь

В) связь между землей и солнцем, светом, воздухом, между живыми людьми и их умершими предками

Г) землю и ее плодородие

 

6. Образ женщины-матери в народной игрушке символизирует:

А) землю и ее плодородие

Б) небо, силу, удачный брак, обильную жизнь

В) связь между землей и солнцем, светом, воздухом, между живыми людьми и их умершими предками

Г) покровительство урожаю, добрые силы, олицетворение творческих сил весенних гроз

 

7. Образ птицы в народной игрушке символизирует:

А) небо, силу, удачный брак, обильную жизнь

Б) связь между землей и солнцем, светом, воздухом, между живыми людьми и их умершими предками

В) покровительство урожаю, добрые силы, олицетворение творческих сил весенних гроз

Г) землю и ее плодородие

 

8. Образы оленя и лося в народной игрушке символизирует:

А) землю и ее плодородие

Б) связь между землей и солнцем, светом, воздухом, между живыми людьми и их умершими предками

В) покровительство урожаю, добрые силы, олицетворение творческих сил весенних гроз

Г) небо, силу, удачный брак, обильную жизнь

 

9. Образ народной игрушки в значительной мере связан:

А) с материалом, из которого она изготовлена

Б) с изготовителем игрушки

В) с мифологический картиной мира

Г) с формами хозяйствования

 

10. Наиболее широкое распространение на Руси получили:

А) куклы-закрутки

Б) деревянные игрушки

В) игрушки из папье-маше

Г) сшитые куклы

Д) глиняные игрушки

11. Народные игрушки с движением (механические) характерны для:

А) дымковского промысла

Б) каргопольского промысла

В) богородского промысла

Г) филимоновского промысла

 

12. Русская народная игрушка «матрешка» появилась:

А) в 1890-х годах

Б) в 1920-х годах

В) в 1790-х годах

Г) в 1690-х годах

Глоссарий

Матрешка - вкладывающаяся одна в другую многочастная игрушка, выточенная на токарном станке. Она возникла в 1890-х гг. на основе традиционной японской то­карной игрушки («гоко-да грума») и русской складной посу­ды в московской мастерской А.И.Мамонтова «Детское вос­питание». Авторы этой национальной формы игрушки - сергиево-посадский токарь В.П.Звездочкин и художник С.В.Малютин, создавшие в игрушке образ русской девушки, названной «Матреной» (или «Матрешей»), Производство матрешки началось в конце XIX — начале XX вв. в Сергие-вом Посаде, где их создавали как в учебно-показательной иг­рушечной мастерской Московского губернского земства, так и в Промышленной игрушечной артели (ныне Фабрика художественных изделий и игрушек) и в частных мастерских. В 1920-х годах матрешечное производство было перенесено в Нижегородскую губ., Семеновский уезд (позже - Полховский Майдан и Крутец). Матрешка стала всемирно знаменитым русским сувениром, выражающим русский национальный тип и характер. При этом она сохранила свое большое дидак­тическое значение и широко используется в детских играх и в настоящее время.

Народная игрушка - синтетический вид народного творчества, в котором соединились средства декоративно-прикладного и изобразительного искусств с театральными и музыкальными элементами. Игрушка обладает обобщенными типическими свойствами воспроизводимого объекта и обес­печивает воспроизведение соответствующих действий с ним. Она может выполнять в процессе игры самостоятельную роль или определять ее играющему. Художественное своеобразие образной игрушки состоит в создании эффекта движущегося, меняющегося, нередко звучащего образа.

Народный мастер -это лицо, творческая деятельность которого представляет художест­венную культурную традицию данной местности, региона, нации, основывается на преемственном профессиональном мастерстве, коллективном художественном опыте, обязатель­но отвечает нормам и принципам школы.

Образ женщины-матери развился из древнего матриархата и культа Вели­кой богини, отложился в славянском родовом почитании Ро­жаниц, а впоследствии в цикле русских обрядов поклонения Мокоши. Образ женщины-матери выступал символом земли и ее плодородия. Более того, по представлениям крестьян, женщина-мать, как и ее изображения, могли оказывать благо­творное продуцирующее воздействие на землю и ее плодоро­дие. Подтверждением этого является типичность для народ­ной игрушки (Орловской, Рязанской, Тамбовской, Курской, Воронежской, Тульской, Калужской областей) культовых по значению глиняных фигурок женщин с обнаженной грудью, держащих на руках детей или птиц.

Образ птицы символизировал связь между землей и солнцем, све­том, воздухом, между живыми людьми и их умершими пред­ками. Образ птицы, был неотъемлемой частью славянских аг­рарных обрядов и праздников.

Образы оленя и лося - символы неба, силы, удачного брака, обильной жизни - являются отголосками мезолитиче­ских охотничьих культов, которые в результате эволюции заменились культом медведя и коня. Медведь из охотничье­го тотема постепенно превращался в образ доброго вестника пробуждения природы, сохраняя традиционную символику оберега, силы и могущества.

Образ коня - древний символ, связанный с культом солнца и воды, имеющий охранитель­ный смысл и важное значение в продуцирующей магии пло­дородия. В фольклоре этот образ получил следующие поэти­ческие выражения: конь-время, конь-свет, конь-богатырская сила, конь-птица, конь-туча, конь с золотой лучистой гривой.

Образ козла - покровителя урожая, подателя доброй силы, олицетворение творческих сил весенних гроз - отно­сится к числу наиболее распространенных образов русской народной игрушки. На космический характер этого образа указывает, в частности, окраска его рогов в золотой цвет, ха­рактерная, например, для абашевской и дымковской народ­ной игрушки.

Образ всадника - податель травы, росы, воды, урожая, счастья, олицетворение сказочно могущественного и красивого воина. Постепенно этот образ утрачивал свой магический смысл, сохраняя глубину эстетического воздействия.

Системный анализ народной игрушки как произве­дения искусства предполагает определение ее идейно-образного содержания, характера материала и его обработки, статики и динамики пластики и конструкции, меры условно­сти и конкретности, цветового и орнаментального построе­ния, взаимодействия силуэта игрушки с цветом и орнаментом на ее поверхности, наличия звука (с указанием его характера и возможности изменения в процессе игры), значения игруш­ки в конкретной социально-бытовой среде.

Школа - это исторически сложившаяся уникальная ху­дожественная система, творческое содружество индивидов, объединенных общностью нравственных идеалов, опреде­ляющих их общие творческие принципы. Источником твор­ческой активности школы, показателем ее художественного уровня является творчество входящих в нее талантливых мастеров, дающих неожиданную интерпретацию известного в границах традиционной художественной системы с позиций коллективно выработанного народом мировоззрения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Происхождение народной игрушки.
2. Виды народной игрушки.
3. Образы народных игрушек.
4. Наиболее известные промыслы глиняной игрушки.
5. Деревянная резная игрушка.
6. Русская матрешка как образец промысловой игрушки.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...