Малые жанры устного народного творчества: классификация и особенности
Цель: рассмотреть классификацию и особенности малых жанров устного народного творчества. План: 1. Определение пословиц и поговорок. 2. Возникновение и развитие пословиц и поговорок, их содержание и художественные особенности. 3. Приговорка, присловье, скороговорка, прибаутка (пустобайка) и их определение и назначение. 4. Определение загадок, их происхождение. 5. Характер и функции загадки в древности. Вопросы для обсуждения: 1. Пословицы и поговорки различных классов и социальных групп населения, различных профессий и родов занятий. 2. Собирание и публикация пословиц русского языка. Наиболле известные сборники пословиц русского народа. 3. Приговорка, присловье, скороговорка, прибаутка (пустобайка), их определение и назначение. 4. Бытование загадок в прошлом и в современности. 5. Современная функция загадки. 6. Сборники загадок. Эл.ссылки: http://zestword.ru/poslovicy-i-pogovorki/ http://modernlib.ru/books/vladimir_ivanovich_dal/1000_russkih_poslovic_i_pogovorok/read/ http://12mesyatcev.ru/russkie-narodnye-poslovicy-i-pogovorki http://rusprogram.ru/f17 http://rusprogram.ru/f15 http://rusprogram.ru/f16 http://rusprogram.ru/f18 http://rusprogram.ru/f19 Список литературы: 1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.,1957. 3. Даль В. Пословицы русского народа (комплект из 3 книг). - Русская книга, 2005
8. Большой толковый словарь. - Феникс, Цитадель-трейд, 2006 - 544 с. 9. Иванкова В. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. - Аквариум-Принт, Дом печати-Вятка, 2006 - 256 с. 12. Кравцов Н. И., Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество / М.: 1977 (и1983). 15. На всякого мудреца довольно простоты. Русские народные пословицы и поговорки. - Центрполиграф, 2006 - 400 с. 16. Пословицы русского народа. Из собрания В.И.Даля. - Эллис Лак 2000, 2005 25. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. Словарик школьника. - Литера, 2005 - 96 с. Тесты. 1. Определите жанр: «Стоит поп на коне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком» А) скороговорка Б) пословица В) загадка Г) прибаутка
Определите жанр: «Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли..» А) поговорка Б) присловье В) приговорка Г) прибаутка Определите жанр: «Стальной конек по белому полю бегает, за собой синие следы оставляет»
А) загадка Б) приговорка В) присловье Г) прибаутка Определите жанр: «Где дым, там и огонь» А) прибаутка Б) присловье В) загадка Г) пословица Определите жанр: «Один как верста в поле» А) поговорка Б) приговорка В) присловье Г) прибаутка Определите жанр: «Рязанцы синебрюхие» А) приговорка Б) присловье В) поговорка Г) прибаутка Определите жанр: «У него не все дома» А) присловье Б) приговорка В) поговорка Г) прибаутка 8. Определите жанр: А) «Он сваливает с больной головы на здоровую» Б) «Сваливать с больной головы на здоровую не накладно» А) А – поговорка, Б - пословица Б) А – пословица, Б - поговорка В) А и Б - пословицы Г) А и Б - поговорки Определите жанр: «От топота копыт пыль по полю летит» А) прибаутка Б) пословица В) загадка Г) скороговорка
Определите жанр: «Лошади чужие, кнут не свой – погоняй, не стой» А) прибаутка Б) приговорка В)присловье Г) поговорка
Определите жанр: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» А) приговорка Б) присловье В) поговорка Г) прибаутка
Определите жанр: «Сидит девица в темнице, а коса на улице» А) присловье Б) приговорка В) загадка Г) прибаутка
Определите жанр: «Не спеши, а то успеешь» А) поговорка Б) приговорка В) присловье Г) прибаутка
Определите жанр: «Цени по заслугам, а не по услугам» А) присловье Б) приговорка В) поговорка Г) прибаутка
15. Поговорка – это: А) окольное выражение, переносная речь, простое иносказание Б) выражение близкое к прозвищу, относящееся к определенной местности В) изречение, часто повторяемое без большого толка, а по местной или личной привычке Г) суждение, приговор, поучение
16. К малым жанрам устного народного творчества относятся: А) легенды, сказания Б) пословицы, поговорки, прибаутки, загадки В) духовные стихи Г) сказки 17. Присловье – это: А) весьма близкое к прозвищу, но относится не к лицу, а к целой местности, в которой жителей дразнят, бранят или чествуют этим словом Б) выражение близкое к прозвищу, относящееся к определенной местности В) изречение, часто повторяемое без большого толка, а по местной или личной привычке
Г) суждение, приговор, поучение
18. Приговорка (пустоговорка) – это: А) суждение, приговор, поучение Б) выражение близкое к прозвищу, относящееся к определенной местности В) весьма близкое к прозвищу, но относится не к лицу, а к целой местности, в которой жителей дразнят, бранят или чествуют этим словом Г) изречение, часто повторяемое без большого толка, а по местной или личной привычке Глоссарий Загадка - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность. Крестьянские обычаи предписывали загадывать загадки в определенное время и при определенных обстоятельствах. В народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда. Владимир Даль записал пословицу, которую приводили в назидание жениху: "Выбирай такого дружку, чтоб загадки разгадывал". Пословица -_коротенькая притча: «голая речь не пословица». Это - суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и отточенное народом. Но «одна речь - не пословица»: как всякая притча, пословица состоит из двух частей: из иносказания (обиняка), картины, общего суждения и из приложения, толкования, поучения. Пословица не сочиняется, а является следствием обстоятельств, как крик или возглас, невольно сорвавшийся с души. Сборник же пословиц -свод народной премудрости и суемудрия; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый. Поговорка - окольное выражение, переносная речь, простое иносказание; обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения; это одна первая половина пословицы. Поговорка заменяет только прямую речь окольною, не договаривает, иногда и не называет вещи, но условно весьма ясно намекает. Приговорка или пустоговорка, которую также иногда зовут поговоркой, — это изречение, иногда одно слово, часто повторяемое, приговариваемое без большого толка и значения, а по местной или личной привычке.
Присловье - весьма близко к прозвищу, но относится не к лицу, а к целой местности, в которой жителей дразнят, бранят или чествуют приложенным к ним присловьем. Оно иногда состоит из одного слова. Скороговорка, чистоговорка — слагается для упражнения в скором и чистом произношении, в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор. Она служит для развития речи, устранения его дефектов (народная логопедия). Прибаутка, пустобайка не совсем ясно определяется; самое название - пустобайка - показывает, что она может быть иногда пустоговоркой, а об остряке говорят, что он знает много прибауток. Иные называют целый ряд поговорок и приговорок, сложенных складно, без большого смысла; сюда относятся прибаутки, ящиков, сбитенщиков, которых теперь уже почти не стало, пирожников и др. Вопросы для самоконтроля: 1.Классификация малых жанров устного народного творчества. 2. Художественные особенности пословиц и поговорок. 3. Определение и назначение приговорки, присловья, скороговорки, прибаутки (пустобайки). 5. Содержание и образы загадок. Семинарское занятие №8 Русская народная игрушка Цель: рассмотреть виды народной игрушки, ее назначение, функции и промыслы. План: 1. Виды народной игрушки: по типу, материалу и технике изготовления, по возрастному, половому, социальному и игровому назначению. 2. Системы художественных образов народной игрушки. 3. Материалы для изготовления русских народных игрушек. 4. Русская матрешка. Происхождение русской матрешки. 5. Утрата игровой функции русской народной игрушки в современном обществе и все более частое ее использование как декоративной скульптуры или сувенира. Вопросы для обсуждения: 1. История игрушки и ее прототипы в древние времена. 2. Местные «школы» в искусстве народной игрушки и их зависимость от природных и исторических условий региона. 3. Наиболее известные промыслы глиняной игрушки. 4. Дидактические игрушки и их функции. Эл.ссылки: http://pogodki.narod.ru/masterigr.htm http://keramika.peterlife.ru/enckeramiki/84100.html http://www.artvek.ru/dekor16.html http://www.talantik.ru/rodclub/kopilka/russkaya-igrushka.php Список литературы: 1. Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы: Рассказы о русской народной игрушке. - М, 1977 4. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. - М, 1993 5. Динцес Л. Русская глиняная игрушка. Происхождение, путь исторического развития / М.; Л.: 1936.
8. Можаева Е., Хейфец А. Матрешка. - М, 1969 11. Попова О.С. Русская народная керамика. - М, 1956 Тесты. 1. Игрушки, способствующие развитию ума, мышления, речи ребенка, дающие ему ряд ценных представлений, знаний, умений и навыков, называются: А) проектирующие игрушки Б) коммуникативные игрушки В) компенсаторные игрушки Г) дидактические игрушки
2. Первоначальное назначение различных фигурок и образов у древних людей было: А) культовым Б) игровым В) дидактическим Г) коммуникативным
3. Самый первый промысел игрушки в России, по упоминаниям летописцев, располагался: А) в Киеве Б) в Москве В) в Новгороде Г) в Твери
4. Центральным образом в народной игрушке и в русском народном искусстве является: А) образ коня Б) образ Солнца В) образ птицы Г) образ женщины-матери Д) образ оленя Е) образ всадника
5. Образ козла в народной игрушке символизирует: А) покровительство урожаю, добрые силы, олицетворение творческих сил весенних гроз Б) небо, силу, удачный брак, обильную жизнь В) связь между землей и солнцем, светом, воздухом, между живыми людьми и их умершими предками Г) землю и ее плодородие
6. Образ женщины-матери в народной игрушке символизирует: А) землю и ее плодородие Б) небо, силу, удачный брак, обильную жизнь В) связь между землей и солнцем, светом, воздухом, между живыми людьми и их умершими предками Г) покровительство урожаю, добрые силы, олицетворение творческих сил весенних гроз
7. Образ птицы в народной игрушке символизирует: А) небо, силу, удачный брак, обильную жизнь Б) связь между землей и солнцем, светом, воздухом, между живыми людьми и их умершими предками В) покровительство урожаю, добрые силы, олицетворение творческих сил весенних гроз Г) землю и ее плодородие
8. Образы оленя и лося в народной игрушке символизирует: А) землю и ее плодородие Б) связь между землей и солнцем, светом, воздухом, между живыми людьми и их умершими предками В) покровительство урожаю, добрые силы, олицетворение творческих сил весенних гроз Г) небо, силу, удачный брак, обильную жизнь
9. Образ народной игрушки в значительной мере связан: А) с материалом, из которого она изготовлена Б) с изготовителем игрушки В) с мифологический картиной мира Г) с формами хозяйствования
10. Наиболее широкое распространение на Руси получили: А) куклы-закрутки Б) деревянные игрушки В) игрушки из папье-маше Г) сшитые куклы Д) глиняные игрушки 11. Народные игрушки с движением (механические) характерны для: А) дымковского промысла Б) каргопольского промысла В) богородского промысла Г) филимоновского промысла
12. Русская народная игрушка «матрешка» появилась: А) в 1890-х годах Б) в 1920-х годах В) в 1790-х годах Г) в 1690-х годах Глоссарий Матрешка - вкладывающаяся одна в другую многочастная игрушка, выточенная на токарном станке. Она возникла в 1890-х гг. на основе традиционной японской токарной игрушки («гоко-да грума») и русской складной посуды в московской мастерской А.И.Мамонтова «Детское воспитание». Авторы этой национальной формы игрушки - сергиево-посадский токарь В.П.Звездочкин и художник С.В.Малютин, создавшие в игрушке образ русской девушки, названной «Матреной» (или «Матрешей»), Производство матрешки началось в конце XIX — начале XX вв. в Сергие-вом Посаде, где их создавали как в учебно-показательной игрушечной мастерской Московского губернского земства, так и в Промышленной игрушечной артели (ныне Фабрика художественных изделий и игрушек) и в частных мастерских. В 1920-х годах матрешечное производство было перенесено в Нижегородскую губ., Семеновский уезд (позже - Полховский Майдан и Крутец). Матрешка стала всемирно знаменитым русским сувениром, выражающим русский национальный тип и характер. При этом она сохранила свое большое дидактическое значение и широко используется в детских играх и в настоящее время. Народная игрушка - синтетический вид народного творчества, в котором соединились средства декоративно-прикладного и изобразительного искусств с театральными и музыкальными элементами. Игрушка обладает обобщенными типическими свойствами воспроизводимого объекта и обеспечивает воспроизведение соответствующих действий с ним. Она может выполнять в процессе игры самостоятельную роль или определять ее играющему. Художественное своеобразие образной игрушки состоит в создании эффекта движущегося, меняющегося, нередко звучащего образа. Народный мастер -это лицо, творческая деятельность которого представляет художественную культурную традицию данной местности, региона, нации, основывается на преемственном профессиональном мастерстве, коллективном художественном опыте, обязательно отвечает нормам и принципам школы. Образ женщины-матери развился из древнего матриархата и культа Великой богини, отложился в славянском родовом почитании Рожаниц, а впоследствии в цикле русских обрядов поклонения Мокоши. Образ женщины-матери выступал символом земли и ее плодородия. Более того, по представлениям крестьян, женщина-мать, как и ее изображения, могли оказывать благотворное продуцирующее воздействие на землю и ее плодородие. Подтверждением этого является типичность для народной игрушки (Орловской, Рязанской, Тамбовской, Курской, Воронежской, Тульской, Калужской областей) культовых по значению глиняных фигурок женщин с обнаженной грудью, держащих на руках детей или птиц. Образ птицы символизировал связь между землей и солнцем, светом, воздухом, между живыми людьми и их умершими предками. Образ птицы, был неотъемлемой частью славянских аграрных обрядов и праздников. Образы оленя и лося - символы неба, силы, удачного брака, обильной жизни - являются отголосками мезолитических охотничьих культов, которые в результате эволюции заменились культом медведя и коня. Медведь из охотничьего тотема постепенно превращался в образ доброго вестника пробуждения природы, сохраняя традиционную символику оберега, силы и могущества. Образ коня - древний символ, связанный с культом солнца и воды, имеющий охранительный смысл и важное значение в продуцирующей магии плодородия. В фольклоре этот образ получил следующие поэтические выражения: конь-время, конь-свет, конь-богатырская сила, конь-птица, конь-туча, конь с золотой лучистой гривой. Образ козла - покровителя урожая, подателя доброй силы, олицетворение творческих сил весенних гроз - относится к числу наиболее распространенных образов русской народной игрушки. На космический характер этого образа указывает, в частности, окраска его рогов в золотой цвет, характерная, например, для абашевской и дымковской народной игрушки. Образ всадника - податель травы, росы, воды, урожая, счастья, олицетворение сказочно могущественного и красивого воина. Постепенно этот образ утрачивал свой магический смысл, сохраняя глубину эстетического воздействия. Системный анализ народной игрушки как произведения искусства предполагает определение ее идейно-образного содержания, характера материала и его обработки, статики и динамики пластики и конструкции, меры условности и конкретности, цветового и орнаментального построения, взаимодействия силуэта игрушки с цветом и орнаментом на ее поверхности, наличия звука (с указанием его характера и возможности изменения в процессе игры), значения игрушки в конкретной социально-бытовой среде. Школа - это исторически сложившаяся уникальная художественная система, творческое содружество индивидов, объединенных общностью нравственных идеалов, определяющих их общие творческие принципы. Источником творческой активности школы, показателем ее художественного уровня является творчество входящих в нее талантливых мастеров, дающих неожиданную интерпретацию известного в границах традиционной художественной системы с позиций коллективно выработанного народом мировоззрения. Вопросы для самоконтроля: 1. Происхождение народной игрушки. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|