Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Календарные народные праздники: обычаи, обряды, художественные элементы праздников




Цель: рассмотреть зимние, весенние, летние, осенние календарные народные праздники, их обычаи, обряды и художественные элементы.

План:

1. Зимние праздники. (Рождество. Крещение. Масленица.)

2. Весенне-летние праздники. (Сороки. Благовещение. Пасха. Радуница. Красная горка. Семик (Зеленые святки). Троица (Пятидесятница). Иван Купала. Ильин день. Три Спаса.

3. Осенние праздники. (Семенов день. Осенины. Зажинки и дожинки. Покров Пресвятой Богородицы.)

Вопросы для обсуждения:

1. Отражение древних обычаев празднования календарно- земледельческих праздников в русском классическом искусстве.

2. Основные художественные элементы календарно-земледельческих праздников.

3. Особенности празднования Рождества и зимних святок в современных условиях.

Эл.ссылки:

http://www.pr-j.ru/kraevedenie-i-etnografiya/kalendarnye-prazdniki-i-obryady-na-rusi.html

http://webmusik.ru/rus_kult/04.htm

http://slavakazakam.ru/tradkazakov/1337-2011-03-19-17-04-32

http://www.ozon.ru/context/detail/id/4915770/

http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092.htm

Список литературы:

1. Народная художественная культура: Учебник/Под ред.Баклановой Т.И., Стрельцовой Е.Ю. - М.:МГУКИ, 2000. - 344 с.
2. Алмазов С.Ф., Питерский П. Я. Праздники православной церкви. М., 1962
3. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. - М, 1978
4. Забылин М. Праздники, обряды и обычаи русского народа, 2007
5. Забелин И. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М., 1992
6. Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост. А. Ф. Некрылова. М., 1989

Тесты.

1. 40-дневный пост предшествует празднику:

А) Рождество

Б) Красная горка

В) Крещение

 

2. Поговорка «Птица гнезда не вьет, девица косы не плетет» относится к празднику:

А) Красная горка

Б) Пасха

В) Благовещение

 

3. К подвижным праздникам относится:

А) Рождество

Б) Вербное воскресенье

В) Крещение

Г) Иван Купала

 

4. «Жаворонков» выпекают на праздник:

А) Сороки

Б) Масленица

В) Троица

 

5. С Фомина воскресенья начинается праздник:

А) Красная горка

Б) Иван Купала

В) Семик

 

6. Весенние поминки относятся к:

А) Страстной неделе

Б) Троице

В) Радунице

 

7. Вифлиемская звезда – символ праздника:

А) Радуница

Б) Рождество

В) Крещение

 

8. С началом весеннего сева по времени совпадает праздник:

А) Благовещение

Б) Сороки

В) Красная горка

 

9. Начало астрономической весны на Руси совпадало с праздником:

А) Сороки

Б) Пасха

В) Семик

Г) Зажинки

 

10. Русская береза – символ праздников:

А) Семик

Б) Троица

В) Красная горка

Г) Сороки

Д) Иван Купала

 

11. Библейское сказание о сошествии Святого духа апостолов на 50-й день после Воскресения Христова, после чего они стали понимать все языки, относится к празднику:

А)Благовещение

Б) Покров Пресвятой Богородицы

В) Семенов День

Г) Троица

 

12. С молитвой о женихе девушки обращались в праздник:

А) Крещение

Б) Покров Пресвятой Богородицы

В) Иван Купала

13. Крестные ходы с мольбами о дожде совершались в праздник:

А) Ильин день

Б) Семик

В) Красная горка

Г) Семенов день

 

14. 6 (19) августа отмечается:

А) Медовый Спас

Б) Ореховый Спас

В) Яблочный Спас

 

15. Праздник, знаменующий прощание с зимой и встречу весны:

А) Масленица

Б) Сороки

В) Красная горка

 

16. Водосвятие – главное событие праздника:

А) Крещение

Б) Иван Купала

В) Троица

 

17. День осеннего равноденствия приходится на:

А) 22 октября

Б) 22 сентября

В) 22 ноября

 

18. «Страшные вечера» относятся к:

А) Пасхе

Б) Масленице

В) Зимним святкам

 

19. «Целовник» - последний день:

А) Масленицы

Б) Страстной недели

В) Зимних святок

 

20. В первое воскресенье после первого полнолуния, последовавшего за днем весеннего равноденствия отмечается праздник:

А) Вербное воскресенье

Б) Троица

В) Пасха

Г) Масленица

 

21. «Зеленые святки» - это праздник:

А) Семик

Б) Иван Купала

В) Троица

 

22. Целебные травы обычно собирали на праздник:

А) Ильин день

Б) Иван Купала

В) Семик

Глоссарий

КАЛЕНДАРЬ. Исчисление времени на Руси до принятия христианства велось по лунно-солнечному календарю, что нашло отражение в названиях месяцев (см.: Январь. Февраль... Декабрь) в древних летописях и славянских языках.

В X в. вместе с христианством Русь принимает юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев, семидневной неделей и византийской эрой. Последняя была установлена в годах от Сотворения мира еще в VI в. Христианские богословы путем сложных расчетов в связи с пасхальным циклом определяли ее в 5509 лет. Согласно этому исчислению христианская Пасха никогда не совпадала с иудейской.

До 1492 год начинался и с 1 сентября, и с 1 марта, с 1492 началом года согласно церковной традиции официально становится 1 сентября. Петр I указом от 15 декабря 1699 постановил началом года считать 1 января и вести летосчисление от Рождества Христова. Вслед за 31 декабря 7208 от Сотворения мира наступило 1 января 1700 христианской эры. Календарь этот просуществовал в России вплоть до 26 января 1918. С приходом к власти еврейских большевиков он был заменен западноевропейским григорианским календарем, согласно которому в отдельные годы христианская Пасха совпадала с иудейской и нарушались многие вековые традиции Православия. Русская Православная Церковь не приняла этого кощунственного календаря и до сих пор продолжает отмечать свои праздники и знаменательные даты по старому стилю.

Народный календарь охватывал весь год крестьянской жизни, описывая по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Цикличность календаря напоминает человеческую жизнь, где весна – это молодость, лето – расцвет, осень – время сбора плодов (хорошо, если они есть, а то можно жизнь прожить, а плодов не собрать), зима – время мудрости и покоя. Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Для этого каждый народ и создал свою систему предсказания событий и примет.

Обряд — форма культурно-досуговой работы; совокупность установленных обычаем действий людей, связанных с общественными или бытовыми традициями, выступающая как символическая, эмоциональная форма выражения общественного мнения.

Обычай – то, что принято («обычно») делать в той или иной ситуации, у того или иного народа

Ритуал - церемонии, действия преимущественно религиозного назначения, носящие символический характер; обеспечивает сплоченность общества, предотвращает конфликты и нейтрализует агрессивность; более строгая форма регуляции поведения, чем обычай.

Вопросы для самоконтроля:

1. Зимние календарно-земледельческие праздники и их особенности.

2. Осенне-летние календарно-земледельческие праздники и их особенности.
3. Летние календарно-земледельческие праздники и их особенности.

4. Празднование календарно-земледельческих праздников в современных условиях.

Семинарское занятие №5

Фольклорный театр

Цель: рассмотреть жанровое своеобразие фольклорного театра.

План:

1. Обрядовые и ритуальные истоки фольклорного театра.

2. Скоморошьи "потехи" и "игрища". "Медвежьи комедии".

3. Театр Петрушки. Балаганные представления. Прибаутки балаганных и карусельных "дедов".

4. Раёк как разновидность фольклорного театра.

5. Вертепные представления.

6. Разновидности народных драм и художественные средства драматических произведений (монологи, диалоги, хоровые сцены).

 

Вопросы для обсуждения:

1. Народные драмы "Лодка", "Царь Максимилиан" и их популярность в народе.

2. Литургические действа, проходившие в дни церковных праздников в православных храмах и их сюжеты.

3. Особенности подготовки и проведения в старину представлений фольклорного театра.

4. Оригинальные черты, отличающие народный театр от профессионального.

Эл.ссылки:

http://cyberleninka.ru/article/n/folklornyy-teatr-kak-osobaya-zrelischnaya-forma-v-kulture-rossii

http://www.russianplanet.ru/filolog/ruslit/druzhina3.htm

http://www.slavyanskaya-kultura.ru/slavic/tradition/skomorohi-na-rusi.html

http://www.licey.net/lit/istok/teatrPetrushka

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%91%D0%BA

http://bruma.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/RAEK.html

http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/20987/%D0%92%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BF

http://www.booth.ru/vertep/vert_yasch.shtml

http://www.colombina.ru/russkoe-narodnoe-tvorchestvo/narodnaya-drama.html

http://literatura5.narod.ru/drama_narodny.html

Список литературы:

1. Авдеев А. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе / М.; Л.: 1959.
2. Асеев Б.Н. Русский драматический театр (от его истоков до конца XVIII в.) - М, 1977
3. Богатырев П.Г. Народный театр. В кн.: Русское народное творчество. Изд.: "Высшая школа", М, 1966, С.97-119
4. Гусев В. Е. Русский фольклорный театр XVIII - начала ХХ в. / Л.: 1980.
5. Гусев В.Е. Истоки русского народного театра: Учеб.пособие. - Л. 1977
6. Дмитриев Ю.А., Хайченко Г.А. История русского театра. - М, 1986

7. Савушкина Н. И. Русский народный театр / М.: 1976.

 
 

Тесты.

1. Разыгрывание библейских сюжетов относится к следующему виду народного театра:

А)вертеп

Б) раек

В) балаган

Г) театр Петрушки

2. «Медвежьи комедии» разыгрывались:

А) в театре Петрушки

Б) в балагане

В) на представлениях скоморохов

Г) в народных драмах

 

3. Интермедии, фокусы, клоунады зрители могли увидеть:

А) в вертепе

Б) на представлениях скоморохов

В) в театре Петрушки

Г) в балагане

 

4. Лубочные картинки являлись основой:

А)райка

Б) вертепа

В) балагана

Г) театр Петрушки

5. Символический образ непобедимого героя представлял:

А)театр Петрушки

Б) раек

В) вертеп

Г) балаган

6. Первыми актерами на Руси считаются:

А)актеры театра Петрушки

Б) кукольники

В) раешники

Г) скоморохи

 

7. Раек просуществовал:

А)до конца 17 века

Б) до конца 18 века

В) до конца 19 века

Г) до начала 20 века

 

8. «Царь Ирод» был одним из полярных спектаклей:

А)вертепа

Б) райка

В) народных драм

Г) скоморошьих представлений

Д) балаганов

9. Специальный переносной деревянный ящик, в котором могли передвигаться изготовленные из дерева и других материалов куклы называется:

А)лубок

Б) раек

В) вертеп

Г) потешная панорама

 

10. «Царь Максимилиан» был одним из полярных спектаклей:

А)балаганов

Б) райка

В) вертепа

Г) скоморошьих представлений

Д) народных драм

11. В 18 веке ни одна ярмарка не обходилась без:

А)вертепа

Б) райка

В) балаганов

Г) представления народных драм

 

12. Способствовали расширению кругозора зрителей в занимательной форме:

А)кукольники

Б) раешники

В) скоморохи

Г) актеры театра Петрушки

 

13. Выражение социального протеста проявлялось:

А) в театре Петрушки

Б) на представлениях скоморохов

В) в представлениях раешников

Г) в вертепе

 

14. Народный театр отличался от профессионального:

А) сюжетами представлений

Б) отсутствием декораций

В) игрой актеров

Г) отсутствием занавеса

Д) наличием ведущего

Глоссарий

Вертеп - специальный переносной деревянный ящик, в котором могли передвигаться изготовленные из дерева или других материалов куклы.

Народные драмы ставились на праздники в деревнях и городах. Это были своеобразные спектакли на исторические, бытовые, религиозные темы и сюжеты. Они разыгрывались обычно в избе, в просторных сараях или под открытым небом. Их тексты, которые как правило относят к произведениям устного народного творчества, были созданы неизвестными авторами. Эти тексты, как и все остальные элементы постановок, варьировались исполнителями из простонародной среды - крестьянами, ремесленниками, и другими.

До наших дней сохранились тексты таких народных драм, как «Лодка», «Царь Максимилиан», и другие.

Раек — это небольшой аршинный во все стороны ящик с двумя увеличительными стеклами впереди. Внутри его перематывается с одного катка на другой длинная полоса с доморощенным изображением разных городов, великих людей и событий. Зрители глядят в стекло. Раешник передвигает картинки и рассказывает присказки к каждому новому номеру, часто очень замысловатые».

Скоморохи делились на оседлых и прохожих (бродячих), были и скоморохи-одиночки, скоморохи-кукольники, скоморохи с медведем и т.д. Группы бродячих скоморохов разносили по стране народное искусство, распевали озорные песни, разыгрывали «небывальщины», исполняли «скоморошины». В репертуаре некоторых из них были также былины.

Вопросы для самоконтроля:

1. Обрядовые и ритуальные истоки фольклорного театра.

2. Жанровое своеобразие фольклорного театра.

3. Разновидности народных драм.

4. Отличие народного театра от профессионального.

5. Современное состояние и тенденции развития любительских театров и студий.

Семинарское занятие №6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...