Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Протокол № 9. Вторая сцена первого действия




Протокол № 9

11 октября 1923 г.

Делают упражнения:

1. «Игра в мяч».

2. «Руки лучи».

3. Найти чувство, что поешь руками ту мелодию, которую в это время играют.

4. Найти чувство, что у рук есть как бы легкие крылья, и с этим чувством искать различные движения руками.

 

Дальнейшая работа над пьесой будет заключаться в том, что мы будем читать по ролям, непременно соблюдая следующие два условия:

1. Как бы в первый раз понимать смысл читаемого.

2. Стремиться выполнить основное положение творчества: имитировать свою фантазию.

Главное при этом — легкость. Нужно перенести центр тяжести[lxxxv]с самого себя на кого-то другого, на какого-то гения театра, искусства, нашей студии в частности. Имитируя, изображая то, что дает мне моя фантазия, не стремиться очутиться внутри этого образа, потому что при этом актер перестает быть художником, а превращается в сумасшедшего. «Изображать» — не значит наигрывать: имитировать свою фантазию можно лишь тогда, когда действительно увидел или услышал (будет и такая стадия, когда будешь слышать образ). «Задачи», конечно, остаются, так как без них получится хаотичность. Если вы будете вспоминать лучшие моменты своего творчества, вы увидите, что творческий процесс так у вас и протекал. Шекспир является таким писателем, образы которого приходят очень скоро; с «Детьми Ванюшина» это сделать очень трудно, а может быть, совсем невозможно. Обращаясь с вопросами к своим образам, мы должны спрашивать о том, как нам играть «стихийно».

М. А. Чехов предостерегает от ошибки, состоящей в том, что, увидев образ, можно сейчас же начать переделывать его по-своему. Поэтому нужна осторожность и послушание, подглядывание и подслушивание образа[lxxxvi].

 

Пробуют так читать первую сцену первого действия Каждое режиссерское замечание передать «ему», тому образу, который подсматриваешь, и стараться не самому осуществлять это {398} задание, а увидеть и услышать, как это задание выполнит образ На спектакле же должно получиться беспрерывное видение этого образа. Вместе с образом может появиться видение и того места, где происходит действие. Образ ответит со временем на все вопросы: какое сквозное действие, какие движения и т. д.? Актер должен прийти к тому, чтобы в своем творческом процессе суметь выключить сознание или, вернее, рассудочность. Не забывать, что при нашей работе главное это легкость.

 

Горацио для Бернардо, Франциско, Марцелле является разгадчиком явлений Духа. Есть действенный ритм в этой сцене смены Бернарде и Франциско.

 

Поскольку режиссер может и обязан делиться своими «ответами», то есть тем, что режиссер подслушал сам?

— Режиссер обязан никак не церемониться; режиссер предъявляет актеру прежние требования. Весь человеческий язык годится: требовать, показывать, добиваться нужно по-прежнему. Все эти требования режиссерские только вдохновить могут актера, заставляя его еще и еще активнее обращаться к образу. Конечно, не может быть и речи о том, что эти останавливания режиссера могут сбить актера: можно сбить человека, сбить же образ невозможно.

Вопрос: «Ждет ли Франциско появления Духа? Не звучат ли его слова как вопрос к Духу? Откуда и с чем приходит Бернарде? » На задаваемый режиссером вопрос актер непременно должен получить ответ у своего образа.

Ожидая каждую секунду появления Духа, Марцелле хочет вовлечь в это ожидание и Горацио. Вот эта задача и лежит под его словами. Бернардо говорит о Духе, потому что он не может не говорить о Духе.

Проводя этот новый способ, мы должны бороться главным образом с опытом халтуры, которая является прямой противоположностью тому, чего мы добиваемся сейчас. Мы идем к сверхэмоциям, эмоциональный театр должен отойти. Благодаря тому, что мы начинаем смотреть настоящими глазами, можно начать читать пьесу, работать над ней с любого момента. Постепенно появится ощущение — может быть, даже после сегодняшней репетиции, — что около вас новое существо — это и есть ваш Марцелло, Горацио, Франциско и т. д. Будет ощущение неразрывной дружбы с ним. Из всех случаев неудач и затруднений выходить одним способом — при помощи смеха: над собой, над другими — это все равно.

Марцелло. У меня беспрерывное ощущение, что я «на страже»: мои «разведывающие лучи» все время ищут, как щупальцы, ждут явления Духа.

 

Упражнение. Слушание музыки, хроматические гаммы: 1. грудью, 2. животом, 3. правой рукой, 4. левой, 5. правой ногой, 6. левой.

Дома: напрягайте и освобождайте левую часть груди, словно превращая ее в мощный проводник. Всего упражнения дома не {399} делать, так же как нельзя делать это упражнение без музыки, потому что существо музыки здесь очень важно.

Продолжается работа над первой сценой

Отметить моменты: 1. появление Духа «Вот оно! », 2. исчезновение Духа — «Был и нет его! ».

Вторая сцена первого действия

Мечтание — это есть стремление самому создать образ, мы же должны уметь отдаваться образу. Когда актер готовит роль в три дня, он не доходит даже до первого проблеска образа, он только организует запасы своего внешнего опыта. Мы же будем в состоянии играть только тогда, когда мы будем видеть образ так ярко, что будем не в состоянии не играть. Образ есть существо, самостоятельно живущее, а никак не мое изобретение, измышление. При работе с образом — не измышления, а получение, принимание свыше. Важно осознать этот процесс и уметь всегда отправляться за ответом к образу[lxxxvii].

Как Полоний относится к королю в данный момент? Есть предчувствие того, что в дальнейшем будет очень легко связываться с образом? Уже ненужным становится этот мучительный вопрос «Вышло или не вышло? ».

Не нужно сейчас пользоваться всем голосом, нужно только намекать, делать рисунок наброском, чтобы не затруднить себя никакой обязанностью. В таком случае, если имеешь право не кричать, будешь орать, когда действительно захочешь. Этот способ работы дает право раскапывать любое место роли. В этом аромат и легкость.

Упражнение. Взять монолог из Шекспира или Гете (в подлиннике). Очень внимательно читайте монолог — через образы. Стараться увидеть, что сделал в это время образ. Замечаете, что на этот процесс ушло, например, две минуты. Затем в течение десяти минут, то есть в пять раз больше, внутренне проигрываете то же самое. Это сделать на ночь перед сном. А утром пройти этот же кусок в обратном порядке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...