Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система государственного управления.




Сущность государственного управления, его основные черты и функции.

осуществление функций управления государственными органами власти; распространяется на формирование и обеспечение соблюдения законов, выпуск нормативных актов в виде указов, постановлений, принятие стратегических решений в масштабе страны, оперативное регулирование политических, социальных, экономических процессов, отношений с другими странами. Место и роль государственного управления в механизме государственной деятельности определяется следующими характерными чертами: государственное управление — конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющей компетенционную и функциональную направленность;

государственное управление является непосредственно организующей деятельностью. В процессе его осуществления повседневно реализуются функции государства в сферах межотраслевой (финансы, госстандарты, налоги, статистика и т.д.), социально-политической (оборона, внутренние дела, государственная безопасность, юстиция и др.), социально-культурной (образование, наука, культура, здравоохранение и др.), хозяйственной (промышленность, строительство, транспорт, связь и др.) деятельности;

·государственное управление осуществляется специально уполномоченными на то субъектами, которые именуются в законодательстве органами государственного управления (органы исполнительной власти). Именно они непосредственно решают вопросы общего управления, руководят сферами и отраслями, управляют государственными предприятиями, объединениями, учреждениями, организациями, оказывают управленческое воздействие на негосударственные объекты.

Функции государственного управления – это деятельность государственного аппарата по оказанию влияния на общественные процессы для достижения поставленных перед государством целей. Политическая функция государства ориентирована на поддержание государственного суверенитета и защиту государственных интересов в международных отношениях. Экономическая функция государства призвана способствовать экономическому развитию общества. Социальная функция государства предусматривает гармонизацию общественных отношений, предотвращение социальных конфликтов. Военная (оборонительная) функция государства подразумевает создание и развитие необходимых институтов, способных обеспечить защиту суверенитета, безопасности и территориальной целостности государства.

Система государственного управления.

Государственное управление имеет ряд сущностных признаков: ♦ оно имеет практически организующий характер; процесс исполнения закона – это организующие, координирующие и контролирующие действия государства; ♦ все другие виды государственной деятельности носят прерывистый (дискретный) характер; государственное же управление осуществляется постоянно, непрерывно; ♦ оно обладает качеством всеобщности, универсальности во времени и в пространстве, т. е. осуществляется везде, где функционируют человеческие коллективы, где возникает необходимость в обеспечении исполнения законодательных актов, защиты прав и свобод граждан; ♦ государственное управление представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность по применению законов и подзаконных нормативных правовых актов, в процессе которой издаётся огромное количество распоряжений – административных актов; ♦ органы государственного управления самостоятельно разрабатывают и утверждают обязательные для других субъектов социальной жизни правила поведения, контролируют соблюдение этих правил и самостоятельно осуществляют административную юрисдикцию (наказывают, разбирают споры). Государственно-управленческая деятельность, таким образом, – это и правоприменительная, и правотворческая, и правоохранительная деятельность; ♦ важнейшей чертой исполнительной власти является её принудительность, возможность самостоятельно осуществлять меры принуждения в административном (внесудебном) порядке. В непосредственном ведении исполнительной власти находятся Вооружённые Силы, полиция, органы государственной безопасности, специализированные принудительные учреждения; ♦ государственное управление имеет особую организационную форму, осуществляется специальными органами государственной исполнительной власти; ♦ исполнительная власть организационно едина, её нижестоящие звенья подчинены вышестоящим, она делится на иерархические уровни; система государственного управления строится на основе вертикальных (субординационных, иерархических) и горизонтальных связей и отношений; ♦ государственно-управленческая деятельность занимает подчинённое положение, зависимое от законодательной власти, которая определяет структуру исполнительной власти, полномочия органов государственного управления; издаваемые исполнительными органами акты имеют подзаконный характер; ♦ исполнительная власть и реализующее её государственное управление самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ), но имеют подконтрольный характер; их вправе контролировать все существующие виды и органы власти.

Субъектами государственного управления являются физические и юридические лица (организации), которые управляют или участвуют в управлении. В качестве субъектов управления действуют также а) суды общей юрисдикции при рассмотрении дел об административных правонарушениях; б) мировые судьи; в) общественные объединения (организации) и другие субъекты, уполномоченные государством применять меры контроля, а также выполнять другие государственно-управленческие функции.

Объектами государственного управления и административно-правового регулирования могут выступать: а) различные стороны административно-правового статуса граждан и их общественных объединений (действия, бездействие, права, обязанности, ответственность); б) различные стороны деятельности социально-культурных и иных учреждений, предприятий и их объединений; в) отраслевые и межотраслевые комплексы и ассоциации предприятий, учреждений и организаций; г) отрасли и сферы государственного управления, комплексы взаимосвязанных отраслей и целые их области.

Процесс государственного управления включает в себя следующие элементы: функции управления, формы и методы их осуществления, а также стиль управленческой деятельности.

Функции государственного управления – это конкретные направления управляющего воздействия государственного управления на объект управления. Функции управления являются функциями органов исполнительной власти. К ним относятся: 1) информационное обеспечениедеятельности государственных органов; 2) прогнозирование и моделирование развития системы государственного управления, государственных органов, стандартов государственного управления; 3) планирование; 4) организация; 5) распорядительство; 6) руководство; 7) координация; 8) контроль и надзор; 9) регулирование; 10) учёт.

 

3.Социально-правовые и организационные принципы государственного управления.

Классификация принципов: правовые и организационные.

Организационные принципы:

- Принцип плановости и прогнозирования в организации деятельности органов государственного управления. ОГУ должны уметь разрабатывать комплексные федеральные программы по осуществлению устойчивого и динамического развития общественными процессами на основе познанных объективных законов, закономерностей социального управления.

- Принцип объективности тесно связан с плановостью, так как требует анализа и учета фактического состояния и развития состояния процесса управления, его устойчивого и динамического развития, а также определение комплексных мер по поддержанию требуемого уровня процесса управления.

- Принцип дифференциации (разделения) и фиксирования функций и полномочий каждого из органов управления и их должностных лиц, что крайне важно для правильного подбора и расстановки кадров в соответствии с их профессиональной подготовкой и опытом работы, а также разработки и совершенствования организационных структур управления для успешного осуществления объективный функций и поставленных задач.

- Принцип научности в управлении выражается в применении научных методов познания законов и закономерностей процесса управления.

-Принцип рациональности - цели и задачи организации управления органами должны достигаться при наименьших ресурсных затратах.

- Принцип ответственности органов управления и их должностных лиц за результаты своей работы в целом. Это обеспечивается нормативно-правовым закреплением полномочий, задач, функций, форм и методов работы.

- Принцип линейности обеспечивает руководителю по предметам ведения и в пределах компетенции реализовывать все функции и задачи по отношению к своим подчиненным и персонально нести ответственность за их результаты работы органа управления.

-Принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание начал централизации в руководстве с учетом местных усло­вий.

-Организационный принцип единства и централизации характерен, для органов внутренних дел, органов ФСБ, ФСНП РФ и др.

- Специальные принципы организации деятельности органов управления, которые отражают специфику организации и деятельности отдельных государственных органов управления, например, органы ФСБ России, МВД России используют регламентированные федеральным законом принципы конспира­ции, сочетание гласных и негласных форм деятельности, в борьбе с организованной преступностью и другими особо опас­ными преступлениями.

- конституционный принцип организации деятельности исполнительной власти.

К конституционным следует отнести такие принципы:

- Принцип народовластия, закрепленный в ст. 3 Конститу­ции РФ, означает, что народ является носителем суверенитета и единственным источником власти.

- Принцип социальной справедливости(ст. 2, 7 Конститу­ции РФ) закреплен в социальной политике государства, кото­рая направлена на создание условий, обеспечивающих достой­ную жизнь и свободное развитие человека.

- Принцип демократизма отражен в ст. 1, 3, 12, 31, 32 и др. Конституции РФ.

- Принцип верховенства закона(ст. 4, 15 Конституции РФ) означает иерархическую правовую систему в соответствии с юридической значимостью нормативных правовых актов. Высшей юридической силой обладает основной закон государства — Конституция РФ. Все нормативно-правовые акты должны приниматься на основании и во исполнение основного закона.

- Принцип разграничения предметов ведения, функциональной самостоятельности ветвей государственной власти, ее баланса закреплен в ст. 10 и 11 Конституции РФ.

-Принцип законности (ст. 15 Конституции РФ), означает, что органы государственной власти, в том числе исполнительной, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения равны перед законом и обязаны его соблюдать.

- Принцип приоритета прав человека и гражданина(ст. 2,18 Конституции РФ). Для правового государства должно быть характерно то, что права личности являются высшей ценностью, а все государственные органы и, в первую очередь, органы исполнительной власти, несут ответ­ственность за несоблюдение этих прав.

-Принцип легитимности, то есть оказания доверия и поддержки народом орга­нов государственной власти и органов местного самоуправле­ния в соответствии со ст. 32, 33, 130, 131 Конституции РФ.

-Принцип гласности(ст. 24 Конституции РФ) предполагает не только открытость информации и, прежде всего, законода­тельства, но и доступность, и подотчетность государственных учреждений и должностных лиц по вопросам, затрагивающим интересы граждан.

-Принцип федеративного устройства Российской Федерации (ст. 1, 5 Конституции РФ) предполагает государственную целостность, единство государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государствен­ной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов в РФ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...