Методы государственного управления.
Методы государственного управления - способы, приемы воздействия субъекта управления на объект управления в рамках управленческих отношений, которые используются для достижения целей и задач управления, реализации функций управления. Основные черты методов государственного управления: - реализуются в процессе управленческой деятельности; - органически связаны с целевым назначением определенного вида управленческой деятельности; - выражают управленческое воздействие субъекта государственного управления на объект управления; - выступают средством реализации субъектом управления своих полномочий в рамках компетенции; - адресованы конкретному объекту управления; - связаны с характеристикой (состоянием) объекта управленческого воздействия; - являются оптимальным способом достижения поставленных управленческих целей в сложившихся условиях; - нуждаются в правовом опосредовании; - имеют масштабную (территориальную и временную) привязку. По характеру воздействия бывают прямые (административные) и косвенные (неадминистративные) методы государственного управления. Универсальными методами государственного управления признаются убеждение, поощрение и принуждение. По юридическим свойствам: нормативные и индивидуальные. По содержанию предписания: обязывающие, управомочивающие, запрещающие, поощряющие. По способу регулирования: императивные (категорические), поручительные и рекомендательные.
Понятие и юридическое значение правового акта управления (административного акта). Правовой акт управления (административный акт) - основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности.
Правовой акт управления представляет юридический вариант управленческого решения. Путем его издания субъект системы исполнительной власти (орган или должностное лицо) решает возникающие в процессе управленческой деятельности общие или индивидуальные вопросы с целью реализации поставленных задач. При этом правовой акт управления издается только полномочным субъектом системы исполнительной власти в пределах его компетенции. Будучи подзаконным актом, правовой акт управления может быть издан полномочным субъектом исполнительной власти лишь в соответствии с Конституцией РФ, другими законодательными актами. В правовых актах управления решаются многие вопросы детализации и конкретизации общих правовых норм, содержащихся в правовых актах законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления. Правовой акт управления - это юридически-властное, одностороннее волеизъявление соответствующего субъекта исполнительной власти, в котором находит свое выражение властная природа государственно-управленческой деятельности. Определяя правила поведения в сфере государственного управления, он содержит юридически-властное предписание субъекта исполнительной власти, обязательное для адресата. Несоблюдение содержащихся в правовом акте управления юридически-властных (императивных) предписаний вызывает особое юридическое последствие правоохранительного характера, а именно наступление ответственности виновной стороны (как правило, наступает дисциплинарная или административная ответственность). При этом правовой акт управления либо создает юридическую основу для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений (содержит соответствующие административно-правовые нормы), либо служит юридическим фактом, непосредственно порождающим, изменяющим или прекращающим конкретные правовые отношения подобного типа.
Правовой акт управления, как правило, издается в качестве письменного юридического документа, что требует соблюдения определенных, официально установленных правил (процедур), предусматривающих порядок подготовки проекта, его обсуждения, экспертизы, утверждения и. т.д. Но правовой акт управления может быть выражен и устно (например, в рамках служебных отношений между руководителем и непосредственно подчиненными ему работниками аппарата управления). Правовые акты управления по масштабности их действия не ограничиваются сферой государственного управления. В ряде случаев с их помощью регламентируются отдельные стороны общественных отношений, составляющих предмет не административного, а иных отраслей российского права.
Виды правовых актов управления, основания (критерии) их Классификации. По юридическим свойствам правовые акты подразделяют на нормативные, индивидуальные, общие и акты смешанного характера. Нормативные акты содержат в себе нормы права, общие правила, не имеющие конкретного адресата, рассчитаны на длительный срок действия (например, правила дорожного движения). Индивидуальные акты управления не содержат в себе норм права. Это решения субъектов исполнительной власти по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам. Они являются актами применения норм права к конкретным случаям. Общие акты представляют собой кратковременные предписания (о переносе выходного дня), либо общие требования (экономить ресурсы, усилить требования и т.п.) В смешанных актах содержатся как нормы права, так и правоприменительные акты. По сроку действия правовые акты управления подразделяются на бессрочные, срочные и временные. Бессрочные действуют неопределенный срок, т.е. до тех, пока не будут отменены. Срочные действуют в течение срока, указанного в акте. Временные - это акты, в наименовании которых указывается на их временный характер (временное положение и т.д.)
По характеру компетенции органов, издающих акты, последние подразделяются на акты общего, межотраслевого и отраслевого значения. Акты общего значения издают органы управления общей компетенции (Правительство РФ, глава администрации субъекта РФ - постановления). Акты межотраслевого значения принимаются органами межотраслевой компетенции (Министерство здравоохранения и социального развития – постановления, инструкции). Акты отраслевого значения регулируют управленческие отношения в рамках одной отрасли. Они издаются министерством, государственными комитетами и др. (приказы, указания и др.) По органам, издающим акты управления, их подразделяют на указы и распоряжения Президента РФ; постановления и распоряжения Правительства РФ, глав администрации субъектов РФ; приказы, распоряжения, указания, инструкции министров, председателей государственных комитетов, руководителей федеральных служб, агентств, отделов управлений и т.п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|