Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки




ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

______________________________________________________________________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации

по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2021 года

ИСТОРИЯ

 

Москва


 

Автор-составитель: Игорь Анатольевич Артасов

 

Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2021 г. по истории подготовлены в соответствии с Тематическим планом работ Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений». Пособие предназначено для подготовки экспертов по оцениванию выполнения заданий с развёрнутым ответом, которые являются частью контрольных измерительных материалов (КИМ) для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории.

В методических материалах даётся краткое описание структуры контрольных измерительных материалов 2021 г. по истории, характеризуются типы заданий с развёрнутым ответом, используемые в КИМ ЕГЭ по истории, и критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и даются комментарии, объясняющие выставленную оценку.

Автор будет благодарен за замечания и предложения по совершенствованию пособия.

 

© И. А. Артасов, 2021

© Федеральный институт педагогических измерений, 2021

 

Оглавление

1. Задания с развёрнутым ответом в структуре контрольных измерительных материалов
для единого государственного экзамена по истории. 4

2. Общие рекомендации для экспертов
по оцениванию выполнения заданий с развёрнутым ответом.. 5

3. Система оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом
в КИМ ЕГЭ 2021 г. (с примерами заданий) 7

Задания 20–22. 7

Задание 23. 11

Задание 24. 13

Задание 25. 19

4. Примеры выполнения заданий с комментариями для экспертов. 33

Задания 20–22. 33

Задание 23. 44

Задание 24. 49

Задание 25. 62

 


1. Задания с развёрнутым ответом в структуре контрольных измерительных материалов для единого государственного экзамена по истории

 

Контрольные измерительные материалы, используемые при проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ), позволяют установить уровень освоения выпускниками знаний и умений по курсу истории в соответствии с требованиями федерального компонента государственных стандартов среднего общего образования.

Содержание экзаменационной работы определяется на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05. 03. 2004 г. № 1089) и историко-культурного стандарта, являющегося частью Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.

Часть 2 содержит шесть заданий с развёрнутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение выпускниками различных комплексных умений.

Задания 20–22 – комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора).

Задания 23–25 связанны с применением приёмов причинно-следственного, структурно-функционального, временнό го и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений. Задание 23 связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации. Задание 24 – анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса. Задание 25 предполагает написание исторического сочинения. Задание 25 – альтернативное: выпускник имеет возможность выбрать один из трёх исторических процессов или одну их трёх исторических личностей и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Задание 25 оценивается по системе критериев.

Ответы на задания части 2 оцениваются экспертами. Полное правильное выполнение заданий 20, 21, 22 оценивается 2 баллами; задания 23 – 3 баллами, задания 24 – 5 баллами, задания 25 – 11 баллами.

 

В данной таблице представлена информация об удельном весе (в максимально возможных баллах) каждой из трёх частей работы.

Части работы Коли­чество заданий Макси­мальный первичный балл Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 56 Тип заданий
Часть 1 55, 4 С кратким ответом
Часть 2 44, 6 С развёрнутым ответом
Итого  

 

На основе результатов выполнения всех заданий работы определяются первичные баллы, которые затем переводятся в тестовые по 100-балльной шкале.


2. Общие рекомендации для экспертов по оцениванию выполнения заданий с развёрнутым ответом

 

Существует алгоритм действий эксперта при оценивании ответов экзаменуемых. Он включает определённую последовательность действий эксперта, а именно:

1) тщательное ознакомление с текстом задания;

2) формулирование собственного варианта ответа на вопросы задания с учётом возможных направлений рассуждения, круга фактов, которые могут быть привлечены для ответа, предполагаемых высказываний экзаменуемых, в том числе приводимых в качестве аргументов к данным в задании суждениям, мнениям, оценкам и т. п.;

3) ознакомление с предложенной системой оценивания ответов на конкретные задания с развёрнутым ответом;

4) сопоставление собственного варианта ответа с критериями оценивания.

 

Следует помнить, что в системе оценивания предлагается сформулированный для ориентировки эксперта примерный вариант ожидаемого ответа экзаменуемого, поэтому:

1) некоторые положения сформулированы в научном ключе, с дополняющими пояснениями и уточнениями; от экзаменуемых следует ожидать более простых формулировок, соответствующих смыслу указанных в системе оценивания положений ответа;

2) в системе оценивания может содержаться большее количество элементов, чем требуется в формулировке задания, что даёт эксперту возможность заранее представить широкий спектр возможных формулировок ответов в работах выпускников;

3) в системе оценивания большинства заданий невозможно зафиксировать все возможные формулировки ответов выпускников, поэтому возможна ситуация, когда в экзаменационной работе может содержаться верный элемент ответа, «не предусмотренный» примерным перечнем позиций ответа в системе оценивания. Подобный ответ подлежит проверке и оцениванию на общих основаниях.

На основе примерного перечня позиций ответа в системе оценивания, дополненного собственными вариантами ответа, учитывающего возможности экзаменуемых, эксперт обращается к ответам выпускников.

 

При оценивании заданий с развёрнутым ответом эксперт должен помнить о следующем.

1) Необходимо строго следовать предложенным критериям оценивания задания, руководствуясь указанием, какое количество элементов ответа оценивается тем или иным баллом, не пытаясь «додумывать» то, чего нет в реальном ответе экзаменуемого, трактовать в его пользу наличие неправильного ответа и т. д. Следует помнить, что задания с развёрнутым ответом предназначены в первую очередь для дифференциации выпускников с хорошим уровнем исторической подготовки, поэтому во многих случаях недостаточный по полноте ответ оценивается 0 баллов (например, когда приведён один элемент ответа из трёх или четырёх требуемых);

2) Элементы ответа, представляющие собой повторение (в виде какой-либо вариации) уже засчитанного элемента, не учитываются при оценивании.

3) Оцениваются только те положения ответа, которые соответствуют поставленному вопросу; за ответ, не соответствующий заданию, даже при развёрнутом его изложении выставляется 0 баллов.

4) Не предусматривается начисления «поощрительных» или «штрафных» баллов, не указанных в критериях оценивания.

5) Не предусматривается снижения оценки при нарушении последовательности выполнения требований задания.

6) Эксперт оценивает и засчитывает ответ, если он по ошибке был записан под номером другого задания (например, ответ на задание 24 записан под номером задания 25) и может быть идентифицирован.

7) Не предусматривается снижения баллов за орфографические, пунктуационные и другие ошибки в русском языке, допущенные экзаменуемым, кроме случаев, когда ошибки делают невозможным адекватное понимание и оценивание ответа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...