Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Примеры выполнения заданий с комментариями для экспертов




Модель 2, задание

Вам необходимо написать последовательный связный текст (историческое сочинение) об ОДНОМ из исторических деятелей:

1) Ярослав Мудрый; 2) А. Д. Меншиков; 3) Г. К. Жуков.

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель;

– назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах);

 

В н и м а н и е!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторической(-их) личности(-ей) (указанной в задании и (или) названной Вами);

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.

В ходе изложения постарайтесь не допускать фактических ошибок.

 

Проверка и оценка результатов выполнения задания осуществляется по шести критериям: К1 – указание событий (явлений, процессов), К2 – историческая личность, роли личностей в указанных событиях (явлениях, процессах), К3 – причинно-следственные связи, К4 – указание влияния событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России, К5 – наличие фактических ошибок (по критериям К1 – К4 фактические ошибки не учитываются, эксперт засчитывает только правильные элементы), К6 – форма изложения. По критериям К5 и К6 баллы могут быть выставлены только в том случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов.

 

В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или во всех указанных исторических событиях (явлениях, процессах) не участвовал выбранный исторический деятель, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К6 выставляется 0 баллов).

 

Критерии оценивания Баллы

К1

Указание событий (явлений, процессов)
Правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель
Правильно указано одно событие (явление, процесс), в котором участвовал выбранный исторический деятель
События (явления, процессы), в которых участвовал выбранный исторический деятель, не указаны или указаны неверно

К2

Историческая личность, роли личностей в указанных событиях (явлениях, процессах)
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов)
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов)
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно. ИЛИ Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов). ИЛИ Историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность, не названа / названа неверно

К3

Причинно-следственные связи По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторической(-их) личности(-ей) (указанной в задании и (или) названной участником экзамена)
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину события (явления, процесса), которое произошло в период жизни исторической(-их) личности(-ей) (указанной в задании и (или) названной участником экзамена)
Причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторической(-их) личности(-ей) (указанной в задании и (или) названной участником экзамена), указаны неверно / не указаны

К4

Указание влияния событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, засчитанные по критерию К3
Указано влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти. В случае, если выбранный исторический деятель в последние годы жизни «отошёл от дел», не принимал активного участия в событиях (явлениях, процессах) в той сфере, к которой относятся указанные в сочинении события (явления, процессы) с его участием, то по критерию К4 может быть зачтено указанное участником ЕГЭ влияние на события (явления, процессы), произошедшие в последние годы жизни этого исторического деятеля
Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России не указано

К5

Наличие фактических ошибок 1, 2 или 3 балла по критерию К5 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки
Допущена одна фактическая ошибка
Допущены две фактические ошибки
Допущены три или более фактические ошибки

К6

Форма изложения 1 балл по критерию К6 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала)
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений

Максимальный балл

 

Большинство требований, представленных в данной модели задания, совпадают с требованиями, представленными в модели задания, где требуется написать сочинение по историческим процессам. Это же относится к ошибкам, допускаемым экзаменуемыми, и рекомендациям для экспертов по проверке ответов экзаменуемых. Поэтому остановимся только на особенностях проверки ответов по данной модели задания.

По критерию К1 оцениваются события (явления, процессы), в которых участвовал выбранный исторический деятель. Всего необходимо указать два события (явления, процесса). Например, при выборе А. Д. Меншикова можно указать Северную войну (или сражение этой войны, в котором участвовал А. Д. Меншиков) и учреждение Верховного тайного совета. В отличие от модели, предполагающей написание текста по историческим процессам, в данном случае не принимаются события (явления, процессы), участником которых не был выбранный исторический деятель, но косвенно связанные с теми, в которых он участвовал. Например, не будет принято положение «Меншиков был участником Гангутского сражения», несмотря на то, что оно произошло в ходе Северной войны, участником которой был А. Д. Меншиков.

По критерию К2 оценивается указание ещё одной исторической личности, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность, и характеристика ролей этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах). При характеристике роли каждой личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений). Например, при выборе А. Д. Меншикова и указании, что он участвовал в Полтавской битве и в учреждении Верховного тайного совета, можно охарактеризовать роль А. Д. Меншикова в Полтавской битве (указать конкретное действие, повлиявшее на её ход или результат), а затем раскрыть роль Екатерины I в учреждении Верховного тайного совета (конкретное действие). При этом от выпускника не требуется характеристика роли Меншикова (указания конкретного действия) в учреждении Верховного тайного совета.

Процессы, в которых участвовала выбранная историческая личность, могут быть весьма продолжительными. Например, при выборе Ярослава Мудрого можно указать процесс, в котором участвовал Ярослав Мудрый, – «борьба Древнерусского государства с кочевниками» (конкретное действие Ярослава Мудрого можно указать в другом процессе (событии)). Этот процесс охватывает X, XI, первую треть XII в., поэтому в качестве второй личности может быть назван участник этого процесса, деятельность которого по времени не совпала с деятельностью Ярослава Мудрого, например Владимир Мономах. Необходимо охарактеризовать роль (указать конкретное действие) Владимира Мономаха в этом процессе.

Возможность экзаменуемого указывать продолжительные процессы, в которых участвовала выбранная историческая личность, определяет необходимость указать максимальную степень обобщения процессов, превышение которой приведёт к тому, указанное положение не будет засчитано в качестве процесса. Не принимаются такие максимально обобщённые положения, которые из-за отсутствия необходимой конкретизации предполагают участие практически всех людей. Например, положение «он участвовал в развитии человечества» не принимается, так как предполагает участие практически любого человека. То же самое можно сказать о таких процессах, как «развитие культуры» (развитие культуры включает создание и потребление духовных ценностей, с чем связаны практически все люди), «внутриполитическое развитие России», «развитие экономики» и т. п. Но конкретизация подобных положений в форме указания сферы деятельности («развитие иконописи», «развитие архитектуры») или периода («внутриполитическое развитие России в период дворцовых переворотов») позволит принять данные положения.

Если ответ содержит конкретное действие второй (названной) личности, но из сочинения не понятно, в каком событии (процессе) сыграла роль этим действием названная личность и участвовала ли в данном событии выбранная личность, это положение по К2 не принимается. Например, если при выборе Ярослава Мудрого экзаменуемый не указывает, что он участвовал в борьбе с кочевниками, но пишет «Владимир Мономах выступил с инициативой созыва Любечского съезда князей, на котором было решено прекратить усобицы для совместной борьбы с кочевниками», то это положение не будет принято по К2, несмотря на то, что содержит конкретное действие. Экзаменуемый не показал, что оно было предпринято в рамках того же процесса, в котором участвовал Ярослав Мудрый, да и процесс, в котором названной инициативой принял участие Владимир Мономах, не указан (можно предположить, например, что экзаменуемый имел в виду процесс «междоусобные войны князей во второй половине XI – начале XII в. »).

Принципы оценивания по критерию К3 данной модели сочинения в целом совпадают с принципами оценивания сочинения по историческим процессам. Особенность состоит в том, что экзаменуемому необходимо указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторической(-их) личности(-ей) (указанной в задании и (или) второй – названной экзаменуемым). Это означает, что экзаменуемый не обязательно должен указать причины тех событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная или названная экзаменуемым историческая личность, а может указать причины других событий (даже событий истории зарубежных стран). Важно, чтобы события (явления, процессы), причины которых указывает экзаменуемый, относились к периоду жизни исторической личности (выбранной или названной экзаменуемым по принципу участия в одних и тех же событиях с выбранной личностью). Положение «в период жизни» означает допустимость указания причин тех событий, которые произошли в период жизни, но не в период активной деятельности исторической личности. Приведём пример. Экзаменуемый выбрал Ярослава Мудрого и указал в качестве второй личности, участвовавшей в тех же событиях (явлениях, процессах) Владимира Мономаха (см. пример, приведённый выше). В период жизни Владимира Мономаха начались европейские крестовые походы с целью захвата Иерусалима, находившегося в руках у мусульман, а также мест, считавшихся священными для христиан. Экзаменуемый может написать об этом и указать причины этих крестовых походов, например: стремление католической церкви распространить влияние на Восток и увеличить богатства; желание европейских монархов и знати расширить территории; надежды европейских крестьян на получение земли и свободы. И хотя сам Владимир Мономах не был участником указанных крестовых походов (можно говорить только о его крестовых походах против половцев), указанные причины должны быть приняты.

По критерию К4 оценивается указание влияния событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, необходимо указать влияние любого из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти. В критерии оценивания внесено положение, в соответствии с которым принимается влияние событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, не только на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, но и на произошедшие в тот период, когда этот исторический деятель в последние годы жизни «отошёл от дел», не принимал активного участия в событиях (явлениях, процессах) в той сфере, к которой относятся указанные в сочинении события (явления, процессы) с его участием. «Отойти от дел» исторические личности могли по причине ухода на пенсию, ссылки, назначения на незначительную должность, исключающую возможность принимать важные политические решения и т. п. Например, А. Д. Меншиков участвовал в учреждении Верховного тайного совета, который стал настолько влиятельным органом, что в 1730 г. его члены попытались ограничить власть вступавшей на престол Анны Иоанновны. В данном случае важно, что карьера А. Д. Меншикова как государственного деятеля завершилась в 1727 г., когда он был арестован и сослан, а значит, уже не принимал активного участия в политической деятельности, и «затейка» верховников состоялась уже после того, как он «отошёл от дел».

В критерии К4 данной модели указано, что по данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, засчитанные по критерию К3. Ситуация, на урегулирование которой нацелено данное положение, встречается крайне редко, но она может возникнуть в случае, когда периоды жизни и деятельности исторических деятелей (выбранного и названного выпускником) хронологически не совпадают, и в сочинении указана причинно-следственная связь, в которой событие-причина связано с участием выбранной исторической личности, а событие-следствие относится к периоду жизни другой исторической личности. В этом случае причинно-следственная связь может быть принята и по К3, так как характеризует причину события, произошедшего в период жизни одной из исторических личностей, и по К4, так как содержит влияние события, в котором участвовала выбранная историческая личность, на дальнейшую историю России. Эта причинно-следственная связь принимается по К3, если в сочинении нет двух других причинно-следственных связей. В таком случае она уже не принимается по К4. Но если в сочинении, кроме этой, представлены две другие причинно-следственные связи, которые могут быть приняты по К3, то они должны быть засчитаны по этому критерию, а указанная причинно-следственная связь должна быть засчитана по К4. Приведём пример. Экзаменуемый, выбравший Ярослава Мудрого, написал: «Разгром печенегов дружиной Ярослава Мудрого привёл к новой проблеме для Руси: внуку Ярослава Мудрого Владимиру Мономаху приходилось совершать походы в степи, чтобы отражать натиск половцев, сменивших ослабленных печенегов в южных степях». В приведённом случае причинно-следственная связь засчитывается по К3 (указана причина походов Владимира Мономаха в степи), если в сочинении нет других причинно-следственных связей, которые можно засчитать по данному критерию. Если же две другие причинно-следственные связи в сочинении представлены, то данное положение может быть принято по К4.

Представленные в задании исторические деятели всегда являются деятелями истории России. Поэтому по К4 принимается влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России, что и отражено в критериях. Однако в случае верного указания экзаменуемым влияния события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю зарубежных стран необходимо принимать это положение в качестве верного по К4.

Принципы оценивания ответов на задания данной модели по критериям К5 и К6 совпадают с принципами оценивания по указанным критериям ответов на модель задания, предполагающую написание исторического сочинения по историческим процессам.

Обратите внимание на то, что эксперт должен последовательно оценивать работу, начиная с критерия К1 и заканчивая критерием К6. Оценивание работы в другом порядке недопустимо.

Если выпускник написал сочинения не по одному, а по двум или трём историческим процессам / историческим личностям, то оценивается только первый текст, выбирать лучшее сочинение нельзя.


4. Примеры выполнения заданий с комментариями для экспертов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...