4. Примеры выполнения заданий с комментариями для экспертов
Модель 2, задание Вам необходимо написать последовательный связный текст (историческое сочинение) об ОДНОМ из исторических деятелей: 1) Ярослав Мудрый; 2) А. Д. Меншиков; 3) Г. К. Жуков. В сочинении необходимо: – указать не менее двух событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель; – назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах);
В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений). – указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторической(-их) личности(-ей) (указанной в задании и (или) названной Вами); – используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти. В ходе изложения постарайтесь не допускать фактических ошибок.
Проверка и оценка результатов выполнения задания осуществляется по шести критериям: К1 – указание событий (явлений, процессов), К2 – историческая личность, роли личностей в указанных событиях (явлениях, процессах), К3 – причинно-следственные связи, К4 – указание влияния событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России, К5 – наличие фактических ошибок (по критериям К1 – К4 фактические ошибки не учитываются, эксперт засчитывает только правильные элементы), К6 – форма изложения. По критериям К5 и К6 баллы могут быть выставлены только в том случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов.
Большинство требований, представленных в данной модели задания, совпадают с требованиями, представленными в модели задания, где требуется написать сочинение по историческим процессам. Это же относится к ошибкам, допускаемым экзаменуемыми, и рекомендациям для экспертов по проверке ответов экзаменуемых. Поэтому остановимся только на особенностях проверки ответов по данной модели задания.
По критерию К1 оцениваются события (явления, процессы), в которых участвовал выбранный исторический деятель. Всего необходимо указать два события (явления, процесса). Например, при выборе А. Д. Меншикова можно указать Северную войну (или сражение этой войны, в котором участвовал А. Д. Меншиков) и учреждение Верховного тайного совета. В отличие от модели, предполагающей написание текста по историческим процессам, в данном случае не принимаются события (явления, процессы), участником которых не был выбранный исторический деятель, но косвенно связанные с теми, в которых он участвовал. Например, не будет принято положение «Меншиков был участником Гангутского сражения», несмотря на то, что оно произошло в ходе Северной войны, участником которой был А. Д. Меншиков. По критерию К2 оценивается указание ещё одной исторической личности, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность, и характеристика ролей этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах). При характеристике роли каждой личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений). Например, при выборе А. Д. Меншикова и указании, что он участвовал в Полтавской битве и в учреждении Верховного тайного совета, можно охарактеризовать роль А. Д. Меншикова в Полтавской битве (указать конкретное действие, повлиявшее на её ход или результат), а затем раскрыть роль Екатерины I в учреждении Верховного тайного совета (конкретное действие). При этом от выпускника не требуется характеристика роли Меншикова (указания конкретного действия) в учреждении Верховного тайного совета. Процессы, в которых участвовала выбранная историческая личность, могут быть весьма продолжительными. Например, при выборе Ярослава Мудрого можно указать процесс, в котором участвовал Ярослав Мудрый, – «борьба Древнерусского государства с кочевниками» (конкретное действие Ярослава Мудрого можно указать в другом процессе (событии)). Этот процесс охватывает X, XI, первую треть XII в., поэтому в качестве второй личности может быть назван участник этого процесса, деятельность которого по времени не совпала с деятельностью Ярослава Мудрого, например Владимир Мономах. Необходимо охарактеризовать роль (указать конкретное действие) Владимира Мономаха в этом процессе. Возможность экзаменуемого указывать продолжительные процессы, в которых участвовала выбранная историческая личность, определяет необходимость указать максимальную степень обобщения процессов, превышение которой приведёт к тому, указанное положение не будет засчитано в качестве процесса. Не принимаются такие максимально обобщённые положения, которые из-за отсутствия необходимой конкретизации предполагают участие практически всех людей. Например, положение «он участвовал в развитии человечества» не принимается, так как предполагает участие практически любого человека. То же самое можно сказать о таких процессах, как «развитие культуры» (развитие культуры включает создание и потребление духовных ценностей, с чем связаны практически все люди), «внутриполитическое развитие России», «развитие экономики» и т. п. Но конкретизация подобных положений в форме указания сферы деятельности («развитие иконописи», «развитие архитектуры») или периода («внутриполитическое развитие России в период дворцовых переворотов») позволит принять данные положения.
Если ответ содержит конкретное действие второй (названной) личности, но из сочинения не понятно, в каком событии (процессе) сыграла роль этим действием названная личность и участвовала ли в данном событии выбранная личность, это положение по К2 не принимается. Например, если при выборе Ярослава Мудрого экзаменуемый не указывает, что он участвовал в борьбе с кочевниками, но пишет «Владимир Мономах выступил с инициативой созыва Любечского съезда князей, на котором было решено прекратить усобицы для совместной борьбы с кочевниками», то это положение не будет принято по К2, несмотря на то, что содержит конкретное действие. Экзаменуемый не показал, что оно было предпринято в рамках того же процесса, в котором участвовал Ярослав Мудрый, да и процесс, в котором названной инициативой принял участие Владимир Мономах, не указан (можно предположить, например, что экзаменуемый имел в виду процесс «междоусобные войны князей во второй половине XI – начале XII в. »). Принципы оценивания по критерию К3 данной модели сочинения в целом совпадают с принципами оценивания сочинения по историческим процессам. Особенность состоит в том, что экзаменуемому необходимо указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторической(-их) личности(-ей) (указанной в задании и (или) второй – названной экзаменуемым). Это означает, что экзаменуемый не обязательно должен указать причины тех событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная или названная экзаменуемым историческая личность, а может указать причины других событий (даже событий истории зарубежных стран). Важно, чтобы события (явления, процессы), причины которых указывает экзаменуемый, относились к периоду жизни исторической личности (выбранной или названной экзаменуемым по принципу участия в одних и тех же событиях с выбранной личностью). Положение «в период жизни» означает допустимость указания причин тех событий, которые произошли в период жизни, но не в период активной деятельности исторической личности. Приведём пример. Экзаменуемый выбрал Ярослава Мудрого и указал в качестве второй личности, участвовавшей в тех же событиях (явлениях, процессах) Владимира Мономаха (см. пример, приведённый выше). В период жизни Владимира Мономаха начались европейские крестовые походы с целью захвата Иерусалима, находившегося в руках у мусульман, а также мест, считавшихся священными для христиан. Экзаменуемый может написать об этом и указать причины этих крестовых походов, например: стремление католической церкви распространить влияние на Восток и увеличить богатства; желание европейских монархов и знати расширить территории; надежды европейских крестьян на получение земли и свободы. И хотя сам Владимир Мономах не был участником указанных крестовых походов (можно говорить только о его крестовых походах против половцев), указанные причины должны быть приняты. По критерию К4 оценивается указание влияния событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, необходимо указать влияние любого из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти. В критерии оценивания внесено положение, в соответствии с которым принимается влияние событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, не только на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, но и на произошедшие в тот период, когда этот исторический деятель в последние годы жизни «отошёл от дел», не принимал активного участия в событиях (явлениях, процессах) в той сфере, к которой относятся указанные в сочинении события (явления, процессы) с его участием. «Отойти от дел» исторические личности могли по причине ухода на пенсию, ссылки, назначения на незначительную должность, исключающую возможность принимать важные политические решения и т. п. Например, А. Д. Меншиков участвовал в учреждении Верховного тайного совета, который стал настолько влиятельным органом, что в 1730 г. его члены попытались ограничить власть вступавшей на престол Анны Иоанновны. В данном случае важно, что карьера А. Д. Меншикова как государственного деятеля завершилась в 1727 г., когда он был арестован и сослан, а значит, уже не принимал активного участия в политической деятельности, и «затейка» верховников состоялась уже после того, как он «отошёл от дел». В критерии К4 данной модели указано, что по данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, засчитанные по критерию К3. Ситуация, на урегулирование которой нацелено данное положение, встречается крайне редко, но она может возникнуть в случае, когда периоды жизни и деятельности исторических деятелей (выбранного и названного выпускником) хронологически не совпадают, и в сочинении указана причинно-следственная связь, в которой событие-причина связано с участием выбранной исторической личности, а событие-следствие относится к периоду жизни другой исторической личности. В этом случае причинно-следственная связь может быть принята и по К3, так как характеризует причину события, произошедшего в период жизни одной из исторических личностей, и по К4, так как содержит влияние события, в котором участвовала выбранная историческая личность, на дальнейшую историю России. Эта причинно-следственная связь принимается по К3, если в сочинении нет двух других причинно-следственных связей. В таком случае она уже не принимается по К4. Но если в сочинении, кроме этой, представлены две другие причинно-следственные связи, которые могут быть приняты по К3, то они должны быть засчитаны по этому критерию, а указанная причинно-следственная связь должна быть засчитана по К4. Приведём пример. Экзаменуемый, выбравший Ярослава Мудрого, написал: «Разгром печенегов дружиной Ярослава Мудрого привёл к новой проблеме для Руси: внуку Ярослава Мудрого Владимиру Мономаху приходилось совершать походы в степи, чтобы отражать натиск половцев, сменивших ослабленных печенегов в южных степях». В приведённом случае причинно-следственная связь засчитывается по К3 (указана причина походов Владимира Мономаха в степи), если в сочинении нет других причинно-следственных связей, которые можно засчитать по данному критерию. Если же две другие причинно-следственные связи в сочинении представлены, то данное положение может быть принято по К4. Представленные в задании исторические деятели всегда являются деятелями истории России. Поэтому по К4 принимается влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России, что и отражено в критериях. Однако в случае верного указания экзаменуемым влияния события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю зарубежных стран необходимо принимать это положение в качестве верного по К4. Принципы оценивания ответов на задания данной модели по критериям К5 и К6 совпадают с принципами оценивания по указанным критериям ответов на модель задания, предполагающую написание исторического сочинения по историческим процессам. Обратите внимание на то, что эксперт должен последовательно оценивать работу, начиная с критерия К1 и заканчивая критерием К6. Оценивание работы в другом порядке недопустимо. Если выпускник написал сочинения не по одному, а по двум или трём историческим процессам / историческим личностям, то оценивается только первый текст, выбирать лучшее сочинение нельзя. 4. Примеры выполнения заданий с комментариями для экспертов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|