Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономика знаний. Рынок информации и знаний и его роль в управлении экономикой и в развитии общества




УПРАВЛЕНИЕ

ИНФОРМАЦИОННЫМИ

РЕСУРСАМИ

Под редакцией профессора А.В.Хорошилова

 

Допущено

Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по направлению подготовки и специальности "Прикладная информатика (по областям)"

 

МОСКВА

«ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА»

 

УДК 005.94

ББК 65ф1

Х82

 

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра информационных технологий

Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (СПбГУЭФ);

К. К. Колин,

доктор технических наук, профессор,

главный научный сотрудник Института проблем информатики Российской академии наук (ИПИ РАН)

 

Хорошилов А.В.

Управление информационными ресурсами: учебник / А.В. Хорошилов, С.Н. Селетков, Н.В. Днепровская; под ред. А.В. Хорошилова. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 272 с.: ил.

ISBN 5-279-03168-2

Посвящен оценке состояния мирового и российского рынков информации, вопросам использования ресурсов знаний в экономике и развитии общества. Особое внимание уделено рынку электронной информации: профессиональным базам данных и деловым ресурсам сети Интернет, технологиям доступа к этим ресурсам. Впервые системно рассматриваются вопросы управления информацией и ресурсами знаний. Исследуется российский рынок знаний: библиотечная сеть, электронные библиотеки, система научно-технической информации.

Для подготовки специалистов в области мировых информационных ресурсов, информационного менеджмента, а также для специалистов-практиков.

 

 

ISBN 5-279-03168-2

УДК 005.94 ББК 65ф1

©Хорошилов А.В., Селетков С.Н., Днепровская Н.В., 2006

 

Оглавление

Предисловие............................................................................................................. 7

Глава 1. Экономика знаний. Рынок информации и знаний и его роль в управлении экономикой и в развитии общества.................................................. 9

1.1. Основные понятия................................................. ……………………………… 9

1.2. Роль информации в развитии общества............................................. 13

1.3. Роль информации в экономике............................................................ 18

1.4. Государственное управление информационными ресурсами....................................................................................................... 20

1.4.1. Государственные информационные ресурсы…………………… 21

1.4.2. Представление информации в государственные информационные ресурсы.............. ………………………………………………. 24

1.4.3. Категории доступа к информации........................................... 26

1.4.4. Ограничения на содержимое средств массовой информации......................................................................................... 30

1.4.5. Авторское право......................................................................... 30

1.5. Управление информационными ресурсами на предприятии, фирме.......................................................................................................................... 32

1.5.1. Информационные потребности при планировании деятельности предприятия........................................................................................ 34

1.5.2. Бизнес-план и выявление требований к информационному обеспечению..................... ………………………………………………………………. 37

1.5.3. Внешнеэкономическая деятельность и выявление требований к информационному обеспечению.................................................. ….. 39

1.5.4. Методика решения задач кредитования в банке и выявление требований к информационному обеспечению.............................. 41

Выводы.................................................................... …………………………. 45

Вопросы для самопроверки................................................................ 45

 

Глава 2. Состояние мирового рынка информации............................................. 47

2.1. Этапы развития мирового рынка информации.................................. 47

2.2. Профессиональные базы..................................................................... 54

2.3. Деловые ресурсы Интернета............................................................... 64

2.4. Виды информации в Интернете и профессиональных базах.............................................................................................................. 67

Выводы.......................................................................................................... 71

Вопросы для самопроверки....................................................................... 72

 

Г л а в а 3. Состояние российского рынка информации.................................... 73

3.1. Справочная правовая информация.................................................... 73

3.1.1. Государственные системы справочной правовой информации...................................................................................... 73

3.1.2. Коммерческие системы справочной правовой информации...................................................................................... 75

3.2. Биржевая и финансовая информация................................................ 81

3.2.1. Основные зарубежные производители информационных продуктов и услуг на биржевом и финансовом рынках.............. 82

3.2.2. Российские информационные агентства и службы в сфере биржевой и финансовой информации.......................................... 88

3.3. Коммерческая информация................................................................ 125

Выводы........................................................................................................ 135

Вопросы для самопроверки...................................................................... 136

Глава 4. Информационные образовательные ресурсы.................................. 137

4.1. Виды информационных образовательных ресурсов...................... 137

4.2. Уровни интеграции информационных ресурсов в образовании................................................................................................ 143

4.3. Использование электронных информационных ресурсов в

учебном процессе...................................................................................... 144

4.3.1. Информационная грамотность............................................. 146

4.3.2. Обучение на базе мировых информационных ресурсов..... 148

Выводы.............................................................................................. 150

Вопросы для самопроверки............................................................. 151

Глава 5. Международные и российские

статистические ресурсы.......................................................................................... 152

5.1. Система международной статистики.....................…………………………… 152

5.2. Национальные системы статистики...................................................... 160

5.3. Использование статистической информации

в экономике и социологии............................................................................ 166

5.4. Федеральная служба государственной статистики

(Росстат)…………………………………………………………………………………………………….. 170

5.5. Статистические ресурсы в Интернете................................................... 175

Выводы................................................................................................ 178

Вопросы для самопроверки............................................................... 179

 

 

Глава 6. Зарубежный и российский рынки знаний............................................. 180

6.1. Зарубежный рынок знаний................................................................... 180

6.2. Российский рынок знаний..................................................................... 184

6.2.1. Библиотечная сеть.................................................................... 185

6.2.2. Электронные библиотеки........................................................ 192

6.2.3. Система научно-технической информации………………………… 195

6.2.4. Система патентной информации............................................ 204

Выводы................................................................................................ 208

Вопросы для самопроверки............................................................... 209

Глава 7. Технологии доступа к информационным

ресурсам и ресурсам знаний................................................................................. 210

7.1. Выбор информационных ресурсов..................................................... 211

7.2. Поиск информации в профессиональных базах ……………………………. 214

7.3. Технологии доступа к деловым ресурсам Интернета....................................................................................................... 218

7.3.1. Поисковые машины.................................................................. 219

7.3.2. Каталоги в Интернете............................................................... 222

7.4. Технологии доступа к информации в электронных библиотеках................................................................................................... 224

7.5. Сравнительные характеристики эффективности поиска в различных системах и оценка достоверности............................................................... 230

Выводы........................................................................................................... 235

Вопросы для самопроверки......................................................................... 236

 


Предисловие

Роль информации в развитии общества всегда была значительной, а прорыв, совершенный в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, позволил объединить компьютеры, находящиеся в различных точках мира, в единую Сеть. В результате общество приступило к созданию единого мирового информационного пространства, или мировых информационных ресурсов. Важнейшими элементами электронной части мирового информационного пространства являются профессиональные базы, деловые ресурсы Интернета и электронные библиотеки. В настоящее время предприятия и фирмы получают из мировых информационных ресурсов до 80% необходимой информации. Умение находить нужную информацию и использовать ее в своей деятельности — обязательное требование, предъявляемое к специалисту в развитых странах.

Работа с мировыми информационными ресурсами предусматривает владение компьютерной и информационной грамотностью. В российских вузах традиционно большее внимание уделяется компьютерной грамотности, т. е. умению работать с компьютером и прикладными программами, а за рубежом основной акцент сделан на овладение информационной грамотностью.

Анализ требований практики в области информационной грамотности и результаты исследований методики подготовки специалистов по информационной грамотности в ведущих университетах США (Гарвардский, Массачусетсский, Калифорнийский и др.) выявили знания и навыки, которыми должен владеть современный высококвалифицированный специалист. Человек, владеющий этими навыками, должен уметь:

•определять информационные потребности для решения конкретной задачи;

•работать на рынке информации с учетом существующих законодательных и этических норм;

•получать доступ к информационным ресурсам;

•давать профессиональную оценку информации;

•использовать найденную в мировых ресурсах информацию при решении практических задач.

В данном учебнике предпринята попытка охватить важнейшие вопросы, связанные с работой на мировом рынке информации. Более детально представлены такие секторы информационного рынка, как сектор биржевой и финансовой информации, статистической информации, сектор информации о фирмах, товарах, ценах; сектор правовой информации. Освещаются проблемы управления информацией, которое осуществляет государство, и управления информацией на предприятии (фирме) в интересах совершенствования экономической деятельности.

При исследовании мирового рынка знаний более глубокий анализ проведен по российскому рынку знаний: библиотечной сети, электронным библиотекам, системе научно-технической информации.

Специальная глава посвящена использованию мирового рынка информации и знаний в российской системе образования.

Ряд вопросов излагается в систематизированном виде впервые, например состояние мирового рынка информации. Намечены перспективы развития мирового рынка информатизации и знаний.

Все семь глав учебника заканчиваются выводами и контрольными вопросами, имеются тестовые задания для самостоятельной проверки знаний. В приложении представлен список деловых ресурсов Интернета, характеризующих мировой и российский рынки информации.

Благодаря обширному статистическому материалу, методическому подходу к его изложению авторы надеются, что данное издание будет не только служить учебником для студентов, но и окажется полезным для специалистов в области информационного обеспечения различных видов деятельности.

Данное издание подготовлено с учетом результатов научно-исследовательских работ, выполненных на кафедре сетевой экономики и мировых информационных ресурсов Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), а также десятилетнего опыта преподавания соответствующих дисциплин.


Глава 1

ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ. РЫНОК ИНФОРМАЦИИ И ЗНАНИЙ И ЕГО РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИКОЙ И В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

В данной главе рассматриваются основные понятия, относящиеся к информации, информационным ресурсам, ресурсам знаний и экономике знаний. Проводится анализ роли информации в экономике и развитии общества. Раскрывается содержание деятельности по управлению информационными ресурсами и ресурсами знаний на примере экономики, приводятся требования к информации при решении задач менеджмента в фирме, организации.

 

Основные понятия

 

Рынок информационных услуг может быть определен как совокупность экономических, правовых и информационных отношений по торговле (продаже и покупке услуг) между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями). Он характеризуется определенной номенклатурой услуг, условиями и механизмами их предоставления и ценами.

Товаром на рынке информационных услуг является информация.

В настоящее время существуют два общих понятия: информационные ресурсы и ресурсы знаний.

Понятие "информационные ресурсы" появилось более 30 лет па тд и прочно вошло в мировую и российскую практику информационной работы; его содержание отражено в российском законодательстве [4].

Для того чтобы уточнить содержание этих понятий, рассмотрим следующие определения.

Информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Теория познания утверждает, что человек познает реальный мир через объекты, свойства и отношения [52]. В каждом виде деятельности человека существует свой набор объектов и свойств, которые составляют предметную область данного вида деятельности. Учитывая этот фактор, а также дух закона [4], следовало бы в определение понятия "информация" после перечисления "...сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах" добавить "и других объектах предметных областей".

Документированная информация (документ) — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Информационная система — организационно-упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Информационные процессы — процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.

Сегодня широко употребляется термин "информационные и телекоммуникационные технологии", под которым понимаются технологии реализации информационных процессов и процессов обмена информацией с помощью телекоммуникаций.

Информация, зафиксированная на материальном носителе и хранящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других информационных системах), образует информационные ресурсы [4].

Из определения понятия "информационные ресурсы" следует, во-первых, что существуют средства их обновления и доступа в интересах пользователя, т. е. средства поиска, обработки и выдачи; во-вторых, информация должна быть зафиксирована на каком-либо материальном носителе. Необходимо обратить также внимание на то, что информационные ресурсы — это документированная информация, содержащаяся не только в базах данных, но и в библиотеках, архивах и др.

В последнее время появились публикации, в которых встречаются термины "ресурсы знаний", "управление ресурсами знаний", "управление знаниями", "экономика знаний" и ряд схожих терминов. Эти термины в области информатики и информационной работы в настоящее время в законодательстве не нормированы. Раскроем их содержание и будем употреблять в данном учебнике в указанной трактовке.

Рассмотрим понятие "ресурс знаний" в сравнении с понятием "информационный ресурс".

Под понятием "знание" обычно подразумевается проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека. Специалисты в области теории познания отмечают многоуровневый характер отношения знания к действительности. Знания различных уровней обладают различной степенью достоверности. Мышление движется от поверхностного знания достоверных фактов к более глубоким научным знаниям, являющимся обобщением достоверных фактов. Первичные факты, или первичные знания, сводятся к констатации фактов и их описанию. Научные знания поднимаются до уровня объяснения фактов.

Мы будем понимать под знаниями всю совокупность знаний — от описаний фактов (первичных знаний) до научных знаний.

Гигантский объем знаний, накопленных человечеством, доходит до нас потому, что они документированы, т.е. хранятся на каких-либо носителях.

Документированные знания в информационных системах являются по аналогии с содержанием термина "информационный ресурс" ресурсом знаний, и в этом смысле термины "ресурсы знаний" и "информационный ресурс" - синонимы. Данный вывод необходимо сделать в интересах практики, так как значительное количество фактов уже являются знаниями. Человечеству для развития должна быть представлена информация от первичных знаний до научных, и специалист самостоятельно определит, какую степень обобщения имеет полученная информация. Иногда по очевидно — открытие нового небесного светила, географическое открытие и т.д.

Важным в практической деятельности являются знания в головах людей. Организация, фирма имеет специалистов, от знаний которых и возможностей использования этих знаний на практике зависит успех фирмы или организации. Естественно, что знания специалистов не могут быть отнесены к ресурсам знаний в связи с определением термина "ресурс".

Проблематика совершенствования и применения знаний специалистов (недокументированная информация) в данном учебнике не рассматривается несмотря на ее важность.

Важнейшей задачей управления в области информационных ресурсов является формирование их и использование.

Информационные ресурсы и ресурсы знаний делятся на государственные и негосударственные. По отношению к государственным информационным ресурсам государство выполняет функции управления в полном объеме. В отношении негосударственных информационных ресурсов государственное управление осуществляется в основном правовыми методами и включает регулирование по следующим вопросам [11]:

•владение и распоряжение;

•формирование;

•использование;

•защита и сохранность информации;

•права граждан по вопросам создания и использования информационных ресурсов;

•государственный надзор за деятельностью в области информационных ресурсов.

Экономика знаний — это экономика, при функционировании и развитии которой неизмеримо возрастает роль знаний и информации за счет возможностей доступа к мировым ресурсам и ресурсам знаний, созданных человечеством, на базе современных информационных технологий.

Виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов и ресурсов знаний, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием средств обработки, связи и копирования информации, объединяют в понятие информационная индустрия. Под средствами обработки наряду с вычислительной техникой понимается и программное обеспечение. Информационный бизнес — это бизнес, где товаром является информация. Бизнес в сфере информационной индустрии - это бизнес, где товаром является информация, компьютерная техника, программное обеспечение, оргтехника и др.

Способность решать задачи информационного обслуживания на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием развития вычислительной техники и связи, называют информационным потенциалом. Информатизация определяется как организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

В качестве поставщиков информации на рынке информационных услуг выступают коммерческие структуры, государственные и общественные организации, частные лица. Обычно они именуются информационными корпорациями, информационными агентствами, информационными службами, информационными центрами.

Информация служит основой принятия решений во всех сферах человеческой деятельности, способствует повышению эффективности труда в различных областях. Это обстоятельство определяет тот факт, что пользователями услуг выступают специалисты, работающие почти во всех сферах производства.

Пользователи могут быть разделены на следующие группы:

•специалисты промышленных предприятий, фирм и предприятий торговли;

•специалисты консалтинговых и маркетинговых информационных агентств;

•работники научно-исследовательских учреждений и учебных заведений;

•работники государственных учреждений;

•работники общественных организаций;

•индивидуальные пользователи.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...