Экономика знаний. Рынок информации и знаний и его роль в управлении экономикой и в развитии общества
Стр 1 из 25Следующая ⇒ УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ Под редакцией профессора А.В.Хорошилова
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальности "Прикладная информатика (по областям)"
МОСКВА «ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА»
УДК 005.94 ББК 65ф1 Х82
РЕЦЕНЗЕНТЫ: Кафедра информационных технологий Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (СПбГУЭФ); К. К. Колин, доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник Института проблем информатики Российской академии наук (ИПИ РАН)
Хорошилов А.В. Управление информационными ресурсами: учебник / А.В. Хорошилов, С.Н. Селетков, Н.В. Днепровская; под ред. А.В. Хорошилова. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 272 с.: ил. ISBN 5-279-03168-2 Посвящен оценке состояния мирового и российского рынков информации, вопросам использования ресурсов знаний в экономике и развитии общества. Особое внимание уделено рынку электронной информации: профессиональным базам данных и деловым ресурсам сети Интернет, технологиям доступа к этим ресурсам. Впервые системно рассматриваются вопросы управления информацией и ресурсами знаний. Исследуется российский рынок знаний: библиотечная сеть, электронные библиотеки, система научно-технической информации. Для подготовки специалистов в области мировых информационных ресурсов, информационного менеджмента, а также для специалистов-практиков.
ISBN 5-279-03168-2 УДК 005.94 ББК 65ф1 ©Хорошилов А.В., Селетков С.Н., Днепровская Н.В., 2006
Оглавление Предисловие............................................................................................................. 7 Глава 1. Экономика знаний. Рынок информации и знаний и его роль в управлении экономикой и в развитии общества.................................................. 9 1.1. Основные понятия................................................. ……………………………… 9 1.2. Роль информации в развитии общества............................................. 13 1.3. Роль информации в экономике............................................................ 18 1.4. Государственное управление информационными ресурсами....................................................................................................... 20 1.4.1. Государственные информационные ресурсы…………………… 21 1.4.2. Представление информации в государственные информационные ресурсы.............. ………………………………………………. 24 1.4.3. Категории доступа к информации........................................... 26 1.4.4. Ограничения на содержимое средств массовой информации......................................................................................... 30 1.4.5. Авторское право......................................................................... 30 1.5. Управление информационными ресурсами на предприятии, фирме.......................................................................................................................... 32 1.5.1. Информационные потребности при планировании деятельности предприятия........................................................................................ 34 1.5.2. Бизнес-план и выявление требований к информационному обеспечению..................... ………………………………………………………………. 37 1.5.3. Внешнеэкономическая деятельность и выявление требований к информационному обеспечению.................................................. ….. 39 1.5.4. Методика решения задач кредитования в банке и выявление требований к информационному обеспечению.............................. 41 Выводы.................................................................... …………………………. 45 Вопросы для самопроверки................................................................ 45
Глава 2. Состояние мирового рынка информации............................................. 47 2.1. Этапы развития мирового рынка информации.................................. 47
2.2. Профессиональные базы..................................................................... 54 2.3. Деловые ресурсы Интернета............................................................... 64 2.4. Виды информации в Интернете и профессиональных базах.............................................................................................................. 67 Выводы.......................................................................................................... 71 Вопросы для самопроверки....................................................................... 72
Г л а в а 3. Состояние российского рынка информации.................................... 73 3.1. Справочная правовая информация.................................................... 73 3.1.1. Государственные системы справочной правовой информации...................................................................................... 73 3.1.2. Коммерческие системы справочной правовой информации...................................................................................... 75 3.2. Биржевая и финансовая информация................................................ 81 3.2.1. Основные зарубежные производители информационных продуктов и услуг на биржевом и финансовом рынках.............. 82 3.2.2. Российские информационные агентства и службы в сфере биржевой и финансовой информации.......................................... 88 3.3. Коммерческая информация................................................................ 125 Выводы........................................................................................................ 135 Вопросы для самопроверки...................................................................... 136 Глава 4. Информационные образовательные ресурсы.................................. 137 4.1. Виды информационных образовательных ресурсов...................... 137 4.2. Уровни интеграции информационных ресурсов в образовании................................................................................................ 143 4.3. Использование электронных информационных ресурсов в учебном процессе...................................................................................... 144 4.3.1. Информационная грамотность............................................. 146 4.3.2. Обучение на базе мировых информационных ресурсов..... 148 Выводы.............................................................................................. 150 Вопросы для самопроверки............................................................. 151 Глава 5. Международные и российские статистические ресурсы.......................................................................................... 152 5.1. Система международной статистики.....................…………………………… 152 5.2. Национальные системы статистики...................................................... 160 5.3. Использование статистической информации
в экономике и социологии............................................................................ 166 5.4. Федеральная служба государственной статистики (Росстат)…………………………………………………………………………………………………….. 170 5.5. Статистические ресурсы в Интернете................................................... 175 Выводы................................................................................................ 178 Вопросы для самопроверки............................................................... 179
Глава 6. Зарубежный и российский рынки знаний............................................. 180 6.1. Зарубежный рынок знаний................................................................... 180 6.2. Российский рынок знаний..................................................................... 184 6.2.1. Библиотечная сеть.................................................................... 185 6.2.2. Электронные библиотеки........................................................ 192 6.2.3. Система научно-технической информации………………………… 195 6.2.4. Система патентной информации............................................ 204 Выводы................................................................................................ 208 Вопросы для самопроверки............................................................... 209 Глава 7. Технологии доступа к информационным ресурсам и ресурсам знаний................................................................................. 210 7.1. Выбор информационных ресурсов..................................................... 211 7.2. Поиск информации в профессиональных базах ……………………………. 214 7.3. Технологии доступа к деловым ресурсам Интернета....................................................................................................... 218 7.3.1. Поисковые машины.................................................................. 219 7.3.2. Каталоги в Интернете............................................................... 222 7.4. Технологии доступа к информации в электронных библиотеках................................................................................................... 224 7.5. Сравнительные характеристики эффективности поиска в различных системах и оценка достоверности............................................................... 230 Выводы........................................................................................................... 235 Вопросы для самопроверки......................................................................... 236
Предисловие Роль информации в развитии общества всегда была значительной, а прорыв, совершенный в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, позволил объединить компьютеры, находящиеся в различных точках мира, в единую Сеть. В результате общество приступило к созданию единого мирового информационного пространства, или мировых информационных ресурсов. Важнейшими элементами электронной части мирового информационного пространства являются профессиональные базы, деловые ресурсы Интернета и электронные библиотеки. В настоящее время предприятия и фирмы получают из мировых информационных ресурсов до 80% необходимой информации. Умение находить нужную информацию и использовать ее в своей деятельности — обязательное требование, предъявляемое к специалисту в развитых странах.
Работа с мировыми информационными ресурсами предусматривает владение компьютерной и информационной грамотностью. В российских вузах традиционно большее внимание уделяется компьютерной грамотности, т. е. умению работать с компьютером и прикладными программами, а за рубежом основной акцент сделан на овладение информационной грамотностью. Анализ требований практики в области информационной грамотности и результаты исследований методики подготовки специалистов по информационной грамотности в ведущих университетах США (Гарвардский, Массачусетсский, Калифорнийский и др.) выявили знания и навыки, которыми должен владеть современный высококвалифицированный специалист. Человек, владеющий этими навыками, должен уметь: •определять информационные потребности для решения конкретной задачи; •работать на рынке информации с учетом существующих законодательных и этических норм; •получать доступ к информационным ресурсам; •давать профессиональную оценку информации; •использовать найденную в мировых ресурсах информацию при решении практических задач. В данном учебнике предпринята попытка охватить важнейшие вопросы, связанные с работой на мировом рынке информации. Более детально представлены такие секторы информационного рынка, как сектор биржевой и финансовой информации, статистической информации, сектор информации о фирмах, товарах, ценах; сектор правовой информации. Освещаются проблемы управления информацией, которое осуществляет государство, и управления информацией на предприятии (фирме) в интересах совершенствования экономической деятельности. При исследовании мирового рынка знаний более глубокий анализ проведен по российскому рынку знаний: библиотечной сети, электронным библиотекам, системе научно-технической информации. Специальная глава посвящена использованию мирового рынка информации и знаний в российской системе образования.
Ряд вопросов излагается в систематизированном виде впервые, например состояние мирового рынка информации. Намечены перспективы развития мирового рынка информатизации и знаний. Все семь глав учебника заканчиваются выводами и контрольными вопросами, имеются тестовые задания для самостоятельной проверки знаний. В приложении представлен список деловых ресурсов Интернета, характеризующих мировой и российский рынки информации. Благодаря обширному статистическому материалу, методическому подходу к его изложению авторы надеются, что данное издание будет не только служить учебником для студентов, но и окажется полезным для специалистов в области информационного обеспечения различных видов деятельности. Данное издание подготовлено с учетом результатов научно-исследовательских работ, выполненных на кафедре сетевой экономики и мировых информационных ресурсов Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), а также десятилетнего опыта преподавания соответствующих дисциплин. Глава 1 ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ. РЫНОК ИНФОРМАЦИИ И ЗНАНИЙ И ЕГО РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИКОЙ И В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА В данной главе рассматриваются основные понятия, относящиеся к информации, информационным ресурсам, ресурсам знаний и экономике знаний. Проводится анализ роли информации в экономике и развитии общества. Раскрывается содержание деятельности по управлению информационными ресурсами и ресурсами знаний на примере экономики, приводятся требования к информации при решении задач менеджмента в фирме, организации.
Основные понятия
Рынок информационных услуг может быть определен как совокупность экономических, правовых и информационных отношений по торговле (продаже и покупке услуг) между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями). Он характеризуется определенной номенклатурой услуг, условиями и механизмами их предоставления и ценами. Товаром на рынке информационных услуг является информация. В настоящее время существуют два общих понятия: информационные ресурсы и ресурсы знаний. Понятие "информационные ресурсы" появилось более 30 лет па тд и прочно вошло в мировую и российскую практику информационной работы; его содержание отражено в российском законодательстве [4]. Для того чтобы уточнить содержание этих понятий, рассмотрим следующие определения. Информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Теория познания утверждает, что человек познает реальный мир через объекты, свойства и отношения [52]. В каждом виде деятельности человека существует свой набор объектов и свойств, которые составляют предметную область данного вида деятельности. Учитывая этот фактор, а также дух закона [4], следовало бы в определение понятия "информация" после перечисления "...сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах" добавить "и других объектах предметных областей". Документированная информация (документ) — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Информационная система — организационно-упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Информационные процессы — процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. Сегодня широко употребляется термин "информационные и телекоммуникационные технологии", под которым понимаются технологии реализации информационных процессов и процессов обмена информацией с помощью телекоммуникаций. Информация, зафиксированная на материальном носителе и хранящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других информационных системах), образует информационные ресурсы [4]. Из определения понятия "информационные ресурсы" следует, во-первых, что существуют средства их обновления и доступа в интересах пользователя, т. е. средства поиска, обработки и выдачи; во-вторых, информация должна быть зафиксирована на каком-либо материальном носителе. Необходимо обратить также внимание на то, что информационные ресурсы — это документированная информация, содержащаяся не только в базах данных, но и в библиотеках, архивах и др. В последнее время появились публикации, в которых встречаются термины "ресурсы знаний", "управление ресурсами знаний", "управление знаниями", "экономика знаний" и ряд схожих терминов. Эти термины в области информатики и информационной работы в настоящее время в законодательстве не нормированы. Раскроем их содержание и будем употреблять в данном учебнике в указанной трактовке. Рассмотрим понятие "ресурс знаний" в сравнении с понятием "информационный ресурс". Под понятием "знание" обычно подразумевается проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека. Специалисты в области теории познания отмечают многоуровневый характер отношения знания к действительности. Знания различных уровней обладают различной степенью достоверности. Мышление движется от поверхностного знания достоверных фактов к более глубоким научным знаниям, являющимся обобщением достоверных фактов. Первичные факты, или первичные знания, сводятся к констатации фактов и их описанию. Научные знания поднимаются до уровня объяснения фактов. Мы будем понимать под знаниями всю совокупность знаний — от описаний фактов (первичных знаний) до научных знаний. Гигантский объем знаний, накопленных человечеством, доходит до нас потому, что они документированы, т.е. хранятся на каких-либо носителях. Документированные знания в информационных системах являются по аналогии с содержанием термина "информационный ресурс" ресурсом знаний, и в этом смысле термины "ресурсы знаний" и "информационный ресурс" - синонимы. Данный вывод необходимо сделать в интересах практики, так как значительное количество фактов уже являются знаниями. Человечеству для развития должна быть представлена информация от первичных знаний до научных, и специалист самостоятельно определит, какую степень обобщения имеет полученная информация. Иногда по очевидно — открытие нового небесного светила, географическое открытие и т.д. Важным в практической деятельности являются знания в головах людей. Организация, фирма имеет специалистов, от знаний которых и возможностей использования этих знаний на практике зависит успех фирмы или организации. Естественно, что знания специалистов не могут быть отнесены к ресурсам знаний в связи с определением термина "ресурс". Проблематика совершенствования и применения знаний специалистов (недокументированная информация) в данном учебнике не рассматривается несмотря на ее важность. Важнейшей задачей управления в области информационных ресурсов является формирование их и использование. Информационные ресурсы и ресурсы знаний делятся на государственные и негосударственные. По отношению к государственным информационным ресурсам государство выполняет функции управления в полном объеме. В отношении негосударственных информационных ресурсов государственное управление осуществляется в основном правовыми методами и включает регулирование по следующим вопросам [11]: •владение и распоряжение; •формирование; •использование; •защита и сохранность информации; •права граждан по вопросам создания и использования информационных ресурсов; •государственный надзор за деятельностью в области информационных ресурсов. Экономика знаний — это экономика, при функционировании и развитии которой неизмеримо возрастает роль знаний и информации за счет возможностей доступа к мировым ресурсам и ресурсам знаний, созданных человечеством, на базе современных информационных технологий. Виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов и ресурсов знаний, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием средств обработки, связи и копирования информации, объединяют в понятие информационная индустрия. Под средствами обработки наряду с вычислительной техникой понимается и программное обеспечение. Информационный бизнес — это бизнес, где товаром является информация. Бизнес в сфере информационной индустрии - это бизнес, где товаром является информация, компьютерная техника, программное обеспечение, оргтехника и др. Способность решать задачи информационного обслуживания на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием развития вычислительной техники и связи, называют информационным потенциалом. Информатизация определяется как организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. В качестве поставщиков информации на рынке информационных услуг выступают коммерческие структуры, государственные и общественные организации, частные лица. Обычно они именуются информационными корпорациями, информационными агентствами, информационными службами, информационными центрами. Информация служит основой принятия решений во всех сферах человеческой деятельности, способствует повышению эффективности труда в различных областях. Это обстоятельство определяет тот факт, что пользователями услуг выступают специалисты, работающие почти во всех сферах производства. Пользователи могут быть разделены на следующие группы: •специалисты промышленных предприятий, фирм и предприятий торговли; •специалисты консалтинговых и маркетинговых информационных агентств; •работники научно-исследовательских учреждений и учебных заведений; •работники государственных учреждений; •работники общественных организаций; •индивидуальные пользователи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|