Традиционные ресурсы Новые ресурсы
Книги Базы данных Учебники Электронные библиотеки Методические материалы Ресурсы Интернета Практикумы Обучающие компьютерные программы Видеофильмы Конспекты лекций и др.
Интернет как глобальная сеть позволяет создавать единую информационную образовательную среду для всех категорий пользователей (рис. 4.1). Интернет дает возможность студентам в процессе обучения обращаться к таким ранее не использовавшимся (или использовавшимся в малой степени) в обучении ресурсам, как оперативная деловая информация, новости о политике, экономике и других событиях, разнообразные статистические данные и финансовые отчеты фирм, онлайновые карты, изображения, видео- и звуковые файлы, обучающие программы и др.
Интернет предоставляет дополнительные возможности для получения современного образования. Через Интернет возмо-
жен доступ не только к массивам неструктурированной информации, но и к ресурсам более высокого уровня, таким, как профессиональные базы, электронные журналы и электронные библиотеки. Преимуществами профессиональных баз перед ресурсами Интернета свободного доступа являются гарантии полноты информации, ее достоверности и оперативности, а также возможность проведения эффективного информационного поиска. Рассмотрим основные виды новых образовательных ресурсов. Деловые ресурсы Интернета имеют огромное значение для информационного обеспечения образовательных программ. Интернет как глобальная сеть объединяет ресурсы свободного доступа со всего мира, среди которых важное место занимают государственные ресурсы разных стран, межправительственных и международных организаций, а также сектор коммерческой информации, а именно справочная и статистическая информация, сектор научно-технической информации.
Образовательные интернет-порталы имеют большое значение для обеспечения единой информационной образовательной среды. В настоящее время создается система образовательных интернет-порталов, состоящая из взаимосвязанных веб-сайтов, посвященных различным сферам образования. К образовательным порталам предъявляются высокие требования [32]. Они должны постоянно функционировать, эффективно обеспечивать образовательное сообщество качественными образовательными ресурсами для соответствующих уровней образования, а также быть функционально и информационно связанными со всей системой образовательных порталов. Образовательные порталы Дополнительное образование детей http://www.vidod.edu.ru Естественно-научный образовательный http://www.en.edu.ru портал Здоровье и образование http://www.valeo.edu.ru Инженерное образование http://www.techno.edu.ru Информационно-коммуникационные тех- http://www.ict.edu.ru нологии в образовании Непрерывное образование преподавателей http://www.neo.edu.ru Образовательный портал по поддержке http://www.sng.edu.ru процессов обучения в странах СНГ
Образовательные порталы
Большинство стран с развитой системой образования имеют свои образовательные веб-ресурсы. Основным хранилищем информационных ресурсов в сети европейской системы образования является портал проекта SchoolNet (www.eun.org). Этот проект объединяет усилия национальных органов управления образованием более чем в 20 странах Европы.
Электронная библиотека — это тематически ориентированная (или структурированная иным образом) система доступа к удаленным или локальным ресурсам, способная обслуживать электронными ресурсами локальных или удаленных пользователей [19|. Неоспоримым преимуществом электронных библиотек является сокращение времени и других затрат на поиск необходимой публикации, а также возможность одновременного обслуживания большого количества пользователей. Электронные библиотеки широко распространены в отдельных вузах. На протяжении долгого времени собирая и генерируя информационные ресурсы, вузы расширили базу знаний для своих студентов. К настоящему времени создано большое количество электронных учебных материалов и обучающих программ, однако информация о них практически неизвестна широкому кругу пользователей. Сейчас предпринимаются шаги по организации этих ресурсов и их поддержке. В настоящее время общее количество общедоступных науч- но-образовательных электронных библиотек и коллекций документов в российском сегменте Интернета составляет около 400 [37]. В это число не входят небольшие полнотекстовые коллекции, создаваемые частными лицами, а также тематические сайты организаций, встроенные или объединенные в разные порталы. Для скорейшего решения задачи обеспечения доступа к учебной литературе высшей школы была создана Центральная библиотека образовательных ресурсов (ЦБОР, www.edulib.ru). В качестве приоритетной была поставлена задача создания аппаратной, программной и технологической платформ библиотеки и обеспечения ее функционирования на начальном этапе, включающая вопросы комплектования фондов, взаимодействия с вузами и правообладателями. В качестве ближайшей перспективы рассматривались задачи интегрирования образовательных полнотекстовых ресурсов на основе единых стандартов обмена данными и унификации процедуры доступа.к ним. На отдаленную перспективу относились аналитические задачи, связанные с обработкой статистики. Основные направления работы библиотеки: • комплектование фондов печатными изданиями, рекомендованными для использования в учебном процессе высшей школы;
• создание электронных копий изданий, полностью идентичных печатным версиям; • библиографическая и аналитико-тематическая обработка единиц хранения; • организация удаленного доступа к электронным фондам для широкого круга пользователей; • комплексное автоматизированное информационное и биб- лиотечно-библиографическое обслуживание пользователей, включая различные типы поддержки пользователей; • разработка программных средств, обеспечивающих внутренние технологические процессы; • сбор индивидуальной статистики и ее обработка в интересах корпоративных пользователей: вузов и Министерства образования и науки РФ; • консультирование и обучение пользователей. Примеры удачных электронных библиотек есть за рубежом. Корнелльский университет (г. Итака, США) создал Базовую электронную библиотеку литературы по сельскому хозяйству, представляющую собой собрание компакт-дисков, на которых записаны тексты работ из 140 научных журналов по сельскому хозяйству начиная с 1993 г. (http://teeal.Cornell.edu/#TEEAL). Этими компакт-дисками пользуются библиотеки в 115 странах. Они предоставляются за сравнительно низкую плату — 22500 долл. США. Стоимость печатных журналов, включенных в базу данных на компакт-дисках, ориентировочно составляет 375 тыс. долл. [61]. Электронные учебники в настоящее время уже получили широкое распространение и доказали свою эффективность в преподавании некоторых дисциплин, например иностранного языка. Образовательным электронным изданием, или электронным учебником, является электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение пользователями знаниями, умениями и навыками в этой области [35]. В целом электронное издание представляет собой совокупность графической, текстовой, цифровой, звуковой, музыкальной и другой информации. Электронное издание может содержать информационные источники, инструменты создания и обработки информации, может быть исполнено на любом электронном носителе или опубликовано в сети |35].
Экспертные обучающие системы реализуются на базе идей и технологий искусственного интеллекта. Такие системы моделируют деятельность экспертов при решении достаточно сложных задач, т.е. способны приобретать новые знания, обеспечивать ответ на запрос обучаемого и решение задач из определенной предметной области. При этом экспертная система обеспечивает пояснение стратегии и тактики решения задач в ходе диалоговой поддержки процесса решения [35]. Сетевые ресурсы — ресурсы удаленного доступа, такие, как профессиональные базы данных, радикально отличаются от традиционных образовательных ресурсов, делая возможным развитие новых направлений в обучении. В результате влияния информационных ресурсов нового типа на роли студента и преподавателя в учебном процессе их отношения в педагогических коммуникациях трансформируются. И для преподавателя, и для студента ресурсы удаленного доступа становятся источниками новых креативных форм обучения. Доступность огромного объема информации предоставляет студентам возможность равноправно участвовать в решении практических задач, например в проведении аналитического исследования. Новые типы ресурсов обостряют проблему информационной культуры как студентов, так и преподавателей: адаптация к современному информационному пространству обретает первостепенную важность для качества образования, определяя процессы профессионального становления и развития человека, его самореализацию. 4.2. Уровни интеграции информационных ресурсов в образовании Современные компьютерные и телекоммуникационные технологии позволяют применять в образовании инновационные методы обучения. Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создает возможности повышения качества образовательных услуг, но в то же время требует изменения содержания и методов обучения. Степень интеграции новых информационных технологий в учебный процесс условно можно разделить на три уровня. Первый уровень. Разработка и предоставление учебного материала на базе новых технологий и их использование в отдельных учебных дисциплинах, т.е. использование средств представления учебной информации. Например, создание электронных учебных пособий и практикумов, применение новых технологий для проведения очных (традиционных) лекций и семинаров с использованием презентаций и т.д.
Второй уровень. Реализация учебного процесса с использованием интерактивных средств взаимодействия участников образовательного процесса (технологии дистанционного или открытого обучения в глобальной сети). На данном уровне используются веб-конференции, форумы, электронные учебно-методические материалы и др. Третий уровень. Использование интегрированных образовательных сред, где главной составляющей являются не только применяемые технологии, но и содержательная часть, т.е. информационные ресурсы. Сочетание современных средств информатики и информационных ресурсов позволяет создавать учебные дисциплины на базе деловых ресурсов Интернета, профессиональных баз данных. На данном уровне новые информационные технологии используются как средство доступа к мировым информационным ресурсам, на базе которых строится учебный процесс. Обучение с использованием деловых ресурсов Интернета и профессиональных баз наполняет учебную программу качественно новым содержанием, позволяет использовать в учебном процессе профессиональные информационные ресурсы, которые доступны специалистам для решения реальных практических задач. 4.3. Использование электронных информационных ресурсов в учебном процессе Информационные ресурсы удаленного доступа используются в учебном процессе вузов многих стран мира. Опираясь на практический опыт в использовании информационных технологий и ресурсов в учебном процессе, можно выделить два направления: обучение информационной грамотности; обучение на базе информационных ресурсов. Это разделение носит условный характер, так как оба направления в учебном процессе являются взаимодополняющими и провести между ними четкую границу невозможно. Информационное обучение как новая образовательная технология позволит решить некоторые противоречия, возникающие при традиционном образовании. Среди них можно выделить [9]: • высокую степень нормативности теоретического знания, потенциальную опасность формирования догматичности в суждениях и оценках, потерю гибкости мышления; • высокую скорость обновления предметного знания и его низкую актуализацию в практической деятельности; • отсутствие четко определенной ориентации на творчество и инновации. Традиционное образование доказало свою эффективность в обучении фундаментальным знаниям, образующим основу профессионального развития специалиста. Развитие общества, в котором доминируют информационные технологии и информация, требует новых подходов к обучению. По типу информационных ресурсов, используемых в учебной программе, можно условно выделить несколько образовательных технологий (рис. 4.2). В понятие традиционных информационных ресурсов входят книги, учебники и т.п., электронные ресурсы — электронные учебники, обучающие компьютерные программы и т.п.; электронные сетевые ресурсы — профессиональные базы данных, ресурсы Интернета, ресурсы удаленного доступа и т.п.
Традиционно информационные ресурсы образования в форме книг, учебных пособий используются для закрепления и углубления полученного на занятиях материала, знаний. Основным элементом обучения в данном случае является знание как проверенный практикой результат познания действительности, основные характеристики которого — систематичность, непротиворечивость, объективность и независимость от желаний и воли людей. В современном образовании информация является также основным элементом учебного процесса. В учебном процессе, построенном на электронных информационных ресурсах, повышается роль студента, так как он усваивает не готовые представления и понятия, а из множества фактов, сведений, мнений делает свои выводы. Таким образом, процесс систематизации и сопоставления информации возлагается не только на преподавателя, но и на студента. 4.3.1. Информационная грамотность При изучении возможностей информационного обучения встает вопрос о возможностях студентов и преподавателей эффективно использовать различные информационные ресурсы. Эффективность новых информационных ресурсов прямо зависит от уровня компьютерной грамотности как студентов, так и преподавателей. Но владение компьютерной грамотностью не является достаточным для эффективной работы с информационными ресурсами. Для работы с информационными ресурсами, такими, как профессиональные базы, Интернет, необходимы специализированные знания и умения в этой области. Пользователи, не прошедшие соответствующего обучения, не могут полностью и эффективно использовать возможности информационного ресурса, базы данных. Это подтверждено исследованием |59], в результате которого были выявлены основные трудности, с которыми сталкиваются пользователи при работе с информационными ресурсами. Эти трудности выражаются в следующем. 1. Использование ограниченного набора информационных ресурсов, несмотря на свободный доступ к другим ресурсам. Как правило, пользователи используют только хорошо знакомые им ресурсы. 2. При поиске информации в Интернете пользователи чаще опираются на веб-сайты, отражающие содержание печатных бумажных изданий, или на ссылки, найденные в книгах, библиотечных материалах. 3. Пользователи гораздо лучше справляются с поиском информации по хорошо знакомой области знаний и испытывают значительные трудности при поиске информации по малознакомой теме. 4. При решении задач пользователи пытаются получить информацию из вторичных источников информации и не прилагают никаких усилий, чтобы найти первоисточник информации. 5. Пользователи испытывают трудности с построением поискового запроса, недостаточно уделяют внимания вопросу выбора информационной системы, где может находиться нужная им информация, строят запрос слишком буквально, применяя поиск по ключевым словам, имеющимся в самом вопросе. В итоге возникает неудовлетворенность пользователей от работы информационных ресурсов. На практике чаще всего отрицательный результат поиска необходимой информации не означает ее отсутствие в базе данных, а свидетельствует о неверно построенном запросе. Перечисленные выше проблемы могут быть решены путем обучения пользователя информационной грамотности. Понятие информационной грамотности появилось в результате быстро развивающейся информационной среды: новые технологии быстро сменяют друг друга, информация становится все более разнообразной и сложной. Таким образом, для решения прикладных задач с использованием новых информационных ресурсов необходимо обучение информационной грамотности. Понятие информационной грамотности обсуждается в международном образовательном сообществе с начала 70-х годов прошлого века. В США, Австралии, странах Западной Европы и Южной Африки обучение информационной грамотности рассматривается как необходимое условие для обеспечения экономической стабильности общества [59J. В связи с этим происходит пересмотр учебных планов как на уровне профессионального образования, так и на уровне общего образования. Компьютерная грамотность подразумевает наличие у пользователя знаний о компьютерном оборудовании, конкретных программных продуктах и умения работы с ними. Информационная грамотность включает в себя не только изучение каких-либо конкретных информационных технологий и ресурсов, но и обучение навыкам работы с информацией. Информационная грамотность предполагает знание структуры мировых информационных ресурсов, стоимости информации, владение технологиями доступа к необходимым сведениям, а также умение находить необходимую информацию, ее оценивать и использовать при решении конкретных задач. Целью обучения информационной грамотности является приобретение пользователями знаний и навыков, позволяющих легко ориентироваться в современном потоке информации и технологий, самостоятельно обеспечивать свои информационные потребности. Информационная грамотность становится обязательным условием для реализации возможностей непрерывного обучения человека, которое сейчас во многом зависит от использования новых информационных технологий. Информационная грамотность необходима студентам как эффективное средство профессионального развития. Рассмотрим более детально основные требования зарубежных стандартов к знаниям в области информации: • знание требований к составу и содержанию информации при решении основных задач; •знание общего состояния мирового рынка деловой информации, профессиональных баз данных (структура спроса, поставщики информации, технологии доступа, цены на услуги); • знание деловых ресурсов Интернета, видов услуг, технологий доступа и оценки качества информации; • знание правовых основ информационной работы, авторских прав на интеллектуальную собственность и этических норм; • знание методов оценки эффективности поиска информации в мировых информационных ресурсах. Основные требования зарубежных стандартов к умению в области информационной грамотности: •умение сформулировать информационные потребности для решения задач; • умение предварительно оценить возможные варианты получения информации, ее качество и стоимость и уметь обосновать принимаемое решение на приобретение информации; • умение работать с классификаторами видов деятельности, продукции и услуг, отраслевыми терминологическими словарями и тезаурусами; • умение составить запрос на получение необходимой информации к базам данных с учетом специфики работы конкретных профессиональных баз; •владеть навыками эффективного поиска информации в Интернете (владеть языками запросов, ведущих поисковых систем и каталогов Интернета); • умение проверять и сравнивать информацию, полученную из различных источников, оценивать ее достоверность, полноту и точность. 4.3.2. Обучение на базе мировых информационных ресурсов Владение информационной грамотностью позволяет реализовать обучение на базе мировых информационных ресурсов. Такое обучение подразумевает активную роль студента в использовании широкого набора информационных ресурсов для изучения какого-либо явления, объекта, теории и т.п. Роль преподавателя в таком случае заключается в консультировании и мотивации студента. Преподаватель задает студенту стимул для поиска необходимой информации и решения проблемы. Обучение на базе информационных ресурсов включает активное использование различных ресурсов (книги, журналы, базы данных, сетевые ресурсы и т.п.), а также различных средств доступа к информации. Студент через выбор и поиск доступных информационных ресурсов получает опыт решения прикладных задач, а также уверенность в собственных силах. Подобное обучение нацелено на отображение реальных возможностей в решении задачи. Студент приобретает новые для себя знания в процессе решения проблемы с помощью информационных технологий из потока информационных ресурсов. При построении учебного процесса на базе информационных ресурсов используется исследовательский метод обучения. Сущность исследовательского метода обучения [36] сводится к следующему: •преподаватель вместе со студентами формулирует проблему, на разрешение которой отводится отрезок времени; • преподаватель не сообщает знаний студентам. Они самостоятельно добывают их в процессе исследования проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют учащиеся; • деятельность преподавателя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; •учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, обучение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Эффективность обучения на базе информационных ресурсов зависит от качества, количества ресурсов и информационных технологий, доступных студентам и преподавателям. Обучение на базе информационных ресурсов обладает рядом достоинств: •поощрение использования различных видов информационных ресурсов; •поощрение глубокого изучения определенной тематики, которое приводит к результатам высокого качества; проведение исследований, способствующих приобретению знаний через активное взаимодействие с информационными ресурсами; • приобретение информационных навыков, позволяющих эффективно работать с различными информационными ресурсами; •развитие навыков решения проблем, критически оценивать не только найденную информацию, но и найденные решения; •выделение процесса накопления информации как последовательного процесса приобретения знаний; • повышение требований к содержанию учебных программ; •поощрение развития информационных навыков через самообучение. Основным результатом обучения на базе информационных ресурсов является приобретение студентом новых знаний самостоятельно, т. е. в процессе обучения студент решает различные информационные задачи, всесторонне используя информационные ресурсы. В результате обучения на базе информационных ресурсов студент также овладевает технологиями, позволяющими ему получать новые знания, совершенствовать свои профессиональные навыки. Этот вывод является одним из главных преимуществ, так как в настоящее время необходимость профессионального обучения на протяжении всей жизни является очевидной. Особое место данная подготовка занимает в открытом или дистанционном обучении, при котором студент самостоятельно изучает дисциплину, как правило, опираясь на рекомендованный учебный материал (учебник или учебное пособие). Владение информационной грамотностью дает возможность студенту ознакомиться с обширной информацией по изучаемому вопросу, т. е. получить новые знания, ознакомиться с другими точками зрения, существующими у специалистов по данной проблематике. Приобретение практических навыков в открытом образовании может быть построено на реальной информации, полученной обучающимся непосредственно из мировых информационных ресурсов. Выводы 1. Информационные ресурсы в образовании в первую очередь должны обеспечивать все категории пользователей доступом к знаниям. Наряду с традиционными учебными материалами целый ряд сетевых информационных ресурсов является образовательным (электронные библиотеки, базы данных, деловые ресурсы Интернета). 2. Исторически первыми и наиболее обширными хранилищами ресурсов знаний были библиотеки. Они существуют веками и содержат почти весь объем знаний, накопленный человечеством. Но доступ к традиционным библиотекам ограничен территориальным расположением библиотеки, наличием свободного экземпляра издания и т.п. Все эти ограничения могут быть преодолены электронными библиотеками. Электронные библиотеки в последнее десятилетие развиваются быстрыми темпами, однако их наполнение полнотекстовыми изданиями во многом ограничено техническими возможностями и законодательными нормами. 3. В образование входят информационные ресурсы, которые ранее практически не использовались в учебном процессе, такие, как профессиональные базы данных и деловые ресурсы Интернета. Эти ресурсы имеют большое значение для практической подготовки студентов и слушателей в решении задач на основе реальной информации. 4. Использование информационных ресурсов в образовании можно условно разделить на два этапа: первый — обучение работе с информационными ресурсами, второй — обучение на основе мировых информационных ресурсов. Владение достаточными знаниями и умениями для работы с информационными ресурсами позволяет специалисту получать оперативный доступ к информационным ресурсам на более выгодной основе и использовать их более эффективно. На основе доступа к информационным ресурсам специалист может самостоятельно приобретать необходимые ему для работы профессиональные знания. Преподаватель в данном виде обучения выступает в роли консультанта по работе с информационными ресурсами. Вопросы для самопроверки 1. Какие информационные ресурсы целесообразно использовать при электронном обучении? 2. В чем состоят преимущества и недостатки новых информационных образовательных ресурсов? 3. Что дает использование электронных информационных ресурсов в образовании? 4. Что дает использование новых информационно-образовательных ресурсов в профессиональной деятельности?
Глава 5 МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РОССИЙСКИЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ Формирование единого экономического пространства, процессы глобализации в экономике приводят к потребности в достоверной информации о странах, с которыми развиваются экономические связи. Ресурсы статистической информации создаются межправительственными организациями, национальными статистическими службами, а также частными компаниями. В главе представлены источники статистических ресурсов, производители статистической информации, как официальные, так и неофициальные, рассматриваются вопросы применения этих ресурсов в экономике и социологии. 5.1. Система международной статистики На протяжении всего XXв. формировалась система международной статистики, необходимость в которой была обусловлена расширением международных связей. В XXIв. в создании международных статистических ресурсов участвует около 2000 международных организаций, а также национальные статистические службы всех стран [29]. Начиная с 1919 г. в Лиге Наций проводятся регулярные мероприятия, направленные на создание международной статистики. Большим ее достижением стало утверждение единых методологических основ международных статистических исследований [46]. Это позволило проводить сопоставления и анализ результатов статистических исследований разных стран. С 1946 г. при Организации Объединенных Наций (ООН) работает Статистическая комиссия ООН, ее структура представлена на рис. 5.1. Статистическая комиссия при ООН играет ведущую роль в системе международной статистики. 191 страна мира предоставляет ей статистическую информацию. Основные функции Статистической комиссии: 1) сбор, обработка и распространение статистической информации; 2) стандартизация методов статистических исследований, классификаторов и определений; 3) техническая программа сотрудничества; 4) координация международных статистических программ и действий.
При Статистической комиссии создана специальная рабочая группа, которая состоит из шести целевых подразделений, соответствующих основным направлениям экономической деятельности. Целевые подразделения собирают информацию, разрабатывают методологию статистических обследований, проводят обучение, осуществляют научно-техническое сотрудничество. Кроме того, действует Статистическое бюро Секретариата ООН как самостоятельно функционирующее подразделение Секретариата ООН и одновременно рабочий орган Статистической комиссии. Основные направления деятельности Статистического бюро: • подготовка материалов к сессиям Статистической комиссии; • сбор, обработка (включая оценку достоверности) и публикация статистических данных; • проведение самостоятельных оценок; • практическая помощь странам; • поддержка учебных центров; • командирование специалистов на места. Программы статистических публикаций ООН имеют четкий график выхода в свет каждого издания, начиная от времени сбора и анализа полученных данных, обработки, издания и кончая рассылкой публикации в страны. Основными публикациями статистических материалов ООН являются: 1. Демографический ежегодник (Demographic Yearbook). Из этого издания можно узнать об изменении численности населения стран мира, рождаемости, смертности, распределении жителей на городское и сельское население и др. 2. Статистический ежегодник международной торговли (International Trade Statistics Yearbook). Представляет информацию по 182 странам, состоит из двух томов. Том 1 направлен на предоставление информации о внешней торговой деятельности отдельных стран, ее основных торговых партнерах и регионах. Он содержит итоговые таблицы для каждой страны, в которых представлена информация по импорту и экспорту для страны, а также отношение этих показателей к мировым. Том 2 содержит таблицы по отдельным товарам, показана их доля в общем объеме мировой торговли, участие стран и регионов в торговле этими товарами. 3. Статистический ежегодник промышленных товаров (Industrial Commodity Statistics Yearbook). Отражает данные результатов промышленного развития стран мира с 1973 г., содержит информацию о производстве 530 основных промышленных товаров. Данные представлены за 10 лет почти по всем странам. 4. Основные публикации Международной организации труда МОТ (International Labour Organization): Ежегодник статистики труда, издается с 1936 г. (Yearbook of Labour Statistics), Статистический сборник занятости и заработной платы (Statistics on occupational wages and hours of work and food prices), периодические бюллетени по труду (Supplement of the bulletin of Labour Statistics и Current international recommendations on Labour statistics). 5. Статистический ежегодник Продовольственной сельскохозяйственной организации ООН (ФАО). Содержит сведения об урожайности и площади возделывания основных культур, качестве продовольственных продуктов об уровне потребления, особенно питания, его калорийности в различных странах. Штаб-квартира Продовольственной организации ООН расположена в Италии, в Риме. 6. Статистический ежегодник ЮНЕСКО позволяет получить представление об уровне грамотности и развитии культуры и науки в международном масштабе. В настоящее время в систему международной статистики входят: 1) Статистическая комиссия при ООН. 2) Отраслевые статистические подразделения ООН. 3) Система статистических изданий ООН и других международных организаций. 4) Специальные учреждения ООН: • ФАО — Продовольственная сельскохозяйственная организация ООН (www.fao.org); • ЮНЕСКО - Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (www.unesco.org); • ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения (www.who.int/en/); • ВБ — Всемирный банк (www.worldbank.org); • МВФ — Международный валютный фонд (www.imf.org); • ВТО — Всемирная торговая организация (www.wto.org). 5) Статистические службы межгосударственных организаций: • ОЭСР — Организация экономического сотрудничества и развития (www.oecd.org); • Евростат (ЕС) — Статистическое управление Европейских сообществ (http://europa.eu.int/en/comm./eurostat/serven/home.html); • Государственный комитет по статистике стран СНГ (www.cisstat.com). Международными статистическими публикациями считаются все публикации, которые издаются прежде всего организациями системы ООН, а также ОЭСР, ЕС, Статкомитетом СНГ, наряду с публикациями статистических данных других международных организаций. Рассмотрим более подробно организации, предоставляющие доступ к международной статистической информации. Сравнительные характеристики международных информационных систем по статистике приведены в табл. 5.1.
Источник: Goldeman G. Gonnolly В. Numbers Beyond Borders//Libraru Jurnal net Connect, April 15, 2005 [Электронный ресурс] LexisNexis. Большой интерес представляют публикации Всемирного банка (World Bank www.worldbank.org), в задачи которого входит содействие экономическому развитию стран — членов Всемирного банка. Всемирный банк издает Global Development Finance (Финансирование глобального развития) в печатной форме, на CD-ROM и предоставляет онлайновый доступ к данным. Данное издание выпускается ежегодно с 1990 г., содержит аналитическую информацию о финансовых потоках между странами, а также статистическую информацию, представленную в табличной и графической формах. В таблицах представлены ряды данных по 217 показателям о 148 странах за период с 1970 г. по настоящее время, а также обязательства, заключенные между странами на будущее. Кроме того, в Global Development Finance есть отдельные таблицы по каждой стране (136 стран) с экономиче
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|