Национальные системы статистики
В современном мире существует свыше 240 стран и территорий, во всех странах функционируют свои статистические службы. Методы проведения статистических обследований и системы показателей, применяемые в статистических ведомствах разных стран, весьма различаются. На 47-й сессии в Женеве 15 апреля 1992 г. Европейской экономической комиссией были утверждены основные принципы официальной статистики. Позже эти принципы после внесения незначительных поправок были одобрены Статистической комиссией ООН. В настоящее время эти 10 принципов составляют общепризнанную основу для работы национальных статистических управлений, а также для статистической деятельности официальных международных организаций. Принцип 1. Актуальность, объективность и равный доступ [34]. Официальная статистика является необходимым элементом информационных систем демократического общества, обеспечивая правительства, экономические круги и общественность данными об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении. С этой целью официальные статистические данные, имеющие практическую ценность, подготавливаются и распространяются на объективной основе государственными статистическими ведомствами для обеспечения уважения права граждан на общественную информацию. Национальная статистическая система не должна подвергаться политическим вмешательствам, которые могут проявляться в следующем: • оказание влияния на выбор используемых определений, с тем чтобы полученные статистические данные представляли проводимую правительством политику в более выгодном свете; • вмешательство в процесс публикации основных статистических показателей, с тем чтобы выбрать наиболее предпочтительный или наименее болезненный с политической точки зрения момент их публикации;
• вмешательство в процесс выпуска статистических данных, с тем чтобы воспрепятствовать публикации некоторых или всех данных (возможно, это не столь актуально для централизованных статистических систем, как для статистической деятельности ведомств, работающих в условиях децентрализованных статистических систем); • прекращение сбора рядов статистических данных (с использованием бюджетных или других механизмов), что может нарушать целостность статистической информации. Для того чтобы избежать вмешательства в процесс опубликования последних статистических показателей, многие страны в настоящее время прибегают к использованию системы предварительного объявления сроков опубликования ключевых статистических данных (за месяц или даже за год). Принцип 2. Профессионализм. В целях сохранения доверия к официальной статистике статистические ведомства в соответствии со строго профессиональными соображениями, включая научные принципы и профессиональную этику, должны принимать решения в отношении методов и процедур сбора, обработки, хранения и представления статистических данных. Принцип 3. Отчетность. Для обеспечения правильной интерпретации данных статистические ведомства должны предоставлять информацию в соответствии с научными стандартами в отношении источников, методов и процедур в области статистики. Принцип 4. Меры, направленные на предотвращение неправильного использования статистических данных. Статистические ведомства имеют право комментировать неверную интерпретацию или неправильное использование статистический данных. Принцип 5. Экономическая эффективность. Данные для статистических целей могут собираться из всех типов источников, будь то статистические обследования или административная отчетность. Статистические ведомства должны выбирать источник с учетом качества, своевременности, затрат и нагрузки, которая ложится на респондентов.
Принцип 6. Конфиденциальность. Данные индивидуального характера, собираемые статистическими ведомствами при подготовке статистической информации, независимо оттого, относятся ли они к физическим или юридическим лицам, должны носить строго конфиденциальный характер и использоваться исключительно для статистических целей. Принцип 7. Законодательство. Законы, нормы и меры, в рамках которых функционируют статистические системы, должны предаваться гласности. Принцип 8. Координация на национальном уровне. Для обеспечения согласованности и эффективности в статистической системе необходимо осуществлять координацию деятельности статистических ведомств на уровне страны. Принцип 9. Координация на международном уровне. Использование статистическими ведомствами в каждой стране международных концепций, классификаций и методов способствует обеспечению согласованности и эффективности статистических систем на всех официальных уровнях. Принцип 10. Международное статистическое сотрудничество. Двустороннее и многостороннее сотрудничество в области " статистики содействует улучшению систем официальной статистики во всех странах. Несмотря на схожие цели и задачи, применение стандартизированных классификаторов, методов статистического обследования, эффективность функционирования национальных статистических систем оценивается экспертами по-разному. Эксперты журнала "The Economist" в 1993 г. составили рейтинг (табл. 5.2) национальных статистических служб 13 развитых стран, в основу которого легли такие факторы, как оперативность, своевременность данных и точность некоторых основных статистических рядов. В составлении рейтинга приняли участие руководители статистических служб, представители международных институтов, такие, как МВФ, а также отдельные пользователи статистической информации.
Таблица 5.2 Рейтинг систем государственной статистики по странам [64]
Различия в эффективности функционирования национальных статистических систем обусловлены индивидуальными особенностями построения национальных статистических систем, их законодательного обеспечения и рядом других факторов. Большинство зарубежных стран имеют децентрализованные статистические службы при министерствах, ведомствах и частных компаниях. Тем не менее обобщение всей статистической информации в стране проводят правительственные центральные статистические органы. Децентрализованные статистические службы имеют США, Великобритания, Франция, Япония и др. Статистическая служба США - одна из наиболее развитых и мощных. Всего в США сбором и обработкой первичной информации занимаются примерно 70 министерств и ведомств наряду с 400 частными организациями. Важнейшие результаты деятельности американских официальных и профессиональных статистиков находят обобщение в Статистическом ежегоднике США, который издается с 1880 г. [29]. Централизованную структуру имеют статистические системы Канады, Австралии, Нидерландов, России и других стран. Доступ к официальной информации национальных статистических систем осуществляется в соответствии с национальным законодательством. Обобщенные официальные статистические данные являются общественным благом, которое должно быть доступно на бесплатной основе всем членам общества. Официальная статистическая информация распространяется в основном тремя путями через следующие средства: • средства массовой информации; • общественные и вузовские библиотеки; • веб-сайты в Интернете. Большинство национальных статистических систем имеют веб-сайты в Интернете, на которых всем пользователям доступны официальные статистические данные, однако, как правило, не в полном объеме, а только их часть. Процесс сбора и обработки статистической информации требует больших затрат на первоначальном этапе, однако на рынке статистической информации представлены и коммерческие организации. Государственные органы занимают особое положение среди производителей статистической информации, т.е. являются источниками официальной статистической информации.
Производители статистической информации могут являться представителями официальной и неофициальной статистики [26], рис. 5.2.
Рис. 5.2. Официальная и неофициальная статистика К официальной статистике относят: • ведомства, специально "обособленные" из государственного аппарата для выполнения статистических работ, такие, как Федеральная служба государственной статистики (Росстат), региональные статистические управления и комитеты, статистические органы муниципалитетов, а также межправительственные органы статистики, например Статистическая комиссия ООН, ОЭСР и др.; • подразделения, занимающиеся статистическими работами ведомств (министерств), которые не предназначены для выполнения в первую очередь статистических работ. Важная особенность официальной статистики состоит прежде всего в том, что обследования проводятся на основе законов, нормативно-правовых документов, что дает ей, как правило, возможность при необходимости принуждать респондентов давать нужные сведения, но одновременно предусматривает и обязанность защищать конфиденциальные данные (индивидуальные сведения). Государственными организациями проводится преобладающая часть обследований в области социально-экономической статистики. В условиях рыночных отношений, когда конкуренция распространяется и на сферу статистической информации, наряду с официальной статистикой существуют и так называемые неофициальные сведения. Это могут быть публикации частных статистических фирм и учреждений, обнародующих свои обследования общественной и экономической жизни различных стран. В качестве примера такого рода частного статистического издания можно привести международный статистический ежегодник "Statistical Abstract", издающийся в США (г. Лос-Анджелес). Предоставляемая Statistical Abstract информация имеет широкое практическое и деловое применение (так как публикует новейшую уникальную статистику), но ограниченное официальное значение. К организациям, занимающимся неофициальной статистикой, относятся: 1) экономические союзы и объединения, различные ассоциации (ESOMAR — the world association of research professionals); 2) научно-исследовательские институты (собирающие и интерпретирующие статистические данные); 3) организации, занимающиеся изучением общественного мнения (Всероссийский центр изучения общественного мнения, ROMIR Monitoring); 4) маркетинговые и исследовательские компании (Business Analytica, Nielsen); 5) общественные организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|