Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Национальные системы статистики




В современном мире существует свыше 240 стран и террито­рий, во всех странах функционируют свои статистические служ­бы. Методы проведения статистических обследований и системы показателей, применяемые в статистических ведомствах разных стран, весьма различаются.

На 47-й сессии в Женеве 15 апреля 1992 г. Европейской эко­номической комиссией были утверждены основные принципы официальной статистики. Позже эти принципы после внесения незначительных поправок были одобрены Статистической ко­миссией ООН. В настоящее время эти 10 принципов составляют общепризнанную основу для работы национальных статистичес­ких управлений, а также для статистической деятельности офи­циальных международных организаций.

Принцип 1. Актуальность, объективность и равный доступ [34]. Официальная статистика является необходимым элементом информационных систем демократического общества, обеспечивая правительства, экономические круги и общественность дан­ными об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении. С этой целью официальные статис­тические данные, имеющие практическую ценность, подготавли­ваются и распространяются на объективной основе государст­венными статистическими ведомствами для обеспечения уваже­ния права граждан на общественную информацию.

Национальная статистическая система не должна подвергать­ся политическим вмешательствам, которые могут проявляться в следующем:

• оказание влияния на выбор используемых определений, с тем чтобы полученные статистические данные представляли про­водимую правительством политику в более выгодном свете;

• вмешательство в процесс публикации основных статистиче­ских показателей, с тем чтобы выбрать наиболее предпочтитель­ный или наименее болезненный с политической точки зрения момент их публикации;

• вмешательство в процесс выпуска статистических данных, с тем чтобы воспрепятствовать публикации некоторых или всех данных (возможно, это не столь актуально для централизованных статистических систем, как для статистической деятельности ве­домств, работающих в условиях децентрализованных статистиче­ских систем);

• прекращение сбора рядов статистических данных (с исполь­зованием бюджетных или других механизмов), что может нару­шать целостность статистической информации.

Для того чтобы избежать вмешательства в процесс опублико­вания последних статистических показателей, многие страны в настоящее время прибегают к использованию системы предвари­тельного объявления сроков опубликования ключевых статисти­ческих данных (за месяц или даже за год).

Принцип 2. Профессионализм. В целях сохранения дове­рия к официальной статистике статистические ведомства в соот­ветствии со строго профессиональными соображениями, вклю­чая научные принципы и профессиональную этику, должны при­нимать решения в отношении методов и процедур сбора, обработки, хранения и представления статистических данных.

Принцип 3. Отчетность. Для обеспечения правильной ин­терпретации данных статистические ведомства должны предоставлять информацию в соответствии с научными стандартами в отно­шении источников, методов и процедур в области статистики.

Принцип 4. Меры, направленные на предотвращение не­правильного использования статистических данных. Статистичес­кие ведомства имеют право комментировать неверную интер­претацию или неправильное использование статистический данных.

Принцип 5. Экономическая эффективность. Данные для статистических целей могут собираться из всех типов источни­ков, будь то статистические обследования или административная отчетность. Статистические ведомства должны выбирать источ­ник с учетом качества, своевременности, затрат и нагрузки, кото­рая ложится на респондентов.

Принцип 6. Конфиденциальность. Данные индивидуально­го характера, собираемые статистическими ведомствами при подготовке статистической информации, независимо оттого, от­носятся ли они к физическим или юридическим лицам, должны носить строго конфиденциальный характер и использоваться исключительно для статистических целей.

Принцип 7. Законодательство. Законы, нормы и меры, в рамках которых функционируют статистические системы, долж­ны предаваться гласности.

Принцип 8. Координация на национальном уровне. Для обеспечения согласованности и эффективности в статистичес­кой системе необходимо осуществлять координацию деятельно­сти статистических ведомств на уровне страны.

Принцип 9. Координация на международном уровне. Ис­пользование статистическими ведомствами в каждой стране международных концепций, классификаций и методов способст­вует обеспечению согласованности и эффективности статистиче­ских систем на всех официальных уровнях.

Принцип 10. Международное статистическое сотрудниче­ство. Двустороннее и многостороннее сотрудничество в области " статистики содействует улучшению систем официальной статис­тики во всех странах.

Несмотря на схожие цели и задачи, применение стандартизи­рованных классификаторов, методов статистического обследова­ния, эффективность функционирования национальных ста­тистических систем оценивается экспертами по-разному.

Эксперты журнала "The Economist" в 1993 г. составили рей­тинг (табл. 5.2) национальных статистических служб 13 развитых стран, в основу которого легли такие факторы, как оператив­ность, своевременность данных и точность некоторых основных статистических рядов. В составлении рейтинга приняли участие руководители статистических служб, представители международ­ных институтов, такие, как МВФ, а также отдельные пользовате­ли статистической информации.

 

 

Таблица 5.2 Рейтинг систем государственной статистики по странам [64]

 

 

Различия в эффективности функционирования националь­ных статистических систем обусловлены индивидуальными осо­бенностями построения национальных статистических систем, их законодательного обеспечения и рядом других факторов.

Большинство зарубежных стран имеют децентрализованные статистические службы при министерствах, ведомствах и част­ных компаниях. Тем не менее обобщение всей статистической информации в стране проводят правительственные центральные статистические органы.

Децентрализованные статистические службы имеют США, Ве­ликобритания, Франция, Япония и др. Статистическая служба США - одна из наиболее развитых и мощных. Всего в США сбо­ром и обработкой первичной информации занимаются примерно 70 министерств и ведомств наряду с 400 частными организациями. Важнейшие результаты деятельности американских официальных и профессиональных статистиков находят обобщение в Статисти­ческом ежегоднике США, который издается с 1880 г. [29].

Централизованную структуру имеют статистические системы Канады, Австралии, Нидерландов, России и других стран.

Доступ к официальной информации национальных стати­стических систем осуществляется в соответствии с националь­ным законодательством. Обобщенные официальные статистиче­ские данные являются общественным благом, которое должно быть доступно на бесплатной основе всем членам общества. Официальная статистическая информация распространяется в основном тремя путями через следующие средства:

• средства массовой информации;

• общественные и вузовские библиотеки;

• веб-сайты в Интернете.

Большинство национальных статистических систем имеют веб-сайты в Интернете, на которых всем пользователям доступ­ны официальные статистические данные, однако, как правило, не в полном объеме, а только их часть.

Процесс сбора и обработки статистической информации тре­бует больших затрат на первоначальном этапе, однако на рынке статистической информации представлены и коммерческие ор­ганизации.

Государственные органы занимают особое положение среди производителей статистической информации, т.е. являются ис­точниками официальной статистической информации.

Производители статистической информации могут являться представи­телями официальной и неофициальной статистики [26], рис. 5.2.

Рис. 5.2. Официальная и неофициальная статистика

К официальной статистике относят:

• ведомства, специально "обособленные" из государственного аппарата для выполнения статистических работ, такие, как Феде­ральная служба государственной статистики (Росстат), регио­нальные статистические управления и комитеты, статистические органы муниципалитетов, а также межправительственные орга­ны статистики, например Статистическая комиссия ООН, ОЭСР и др.;

• подразделения, занимающиеся статистическими работами ведомств (министерств), которые не предназначены для выпол­нения в первую очередь статистических работ.

Важная особенность официальной статистики состоит преж­де всего в том, что обследования проводятся на основе законов, нормативно-правовых документов, что дает ей, как правило, воз­можность при необходимости принуждать респондентов давать нужные сведения, но одновременно предусматривает и обязан­ность защищать конфиденциальные данные (индивидуальные сведения).

Государственными организациями проводится преобладаю­щая часть обследований в области социально-экономической статистики.

В условиях рыночных отношений, когда конкуренция распро­страняется и на сферу статистической информации, наряду с официальной статистикой существуют и так называемые неофициаль­ные сведения. Это могут быть публикации частных статистических фирм и учреждений, обнародующих свои обследования общественной и экономической жизни различных стран. В качестве при­мера такого рода частного статистического издания можно приве­сти международный статистический ежегодник "Statistical Abstract", издающийся в США (г. Лос-Анджелес). Предоставляе­мая Statistical Abstract информация имеет широкое практическое и деловое применение (так как публикует новейшую уникальную статистику), но ограниченное официальное значение.

К организациям, занимающимся неофициальной статисти­кой, относятся:

1) экономические союзы и объединения, различные ассоци­ации (ESOMAR — the world association of research professionals);

2) научно-исследовательские институты (собирающие и ин­терпретирующие статистические данные);

3) организации, занимающиеся изучением общественного мнения (Всероссийский центр изучения общественного мнения, ROMIR Monitoring);

4) маркетинговые и исследовательские компании (Business Analytica, Nielsen);

5) общественные организации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...