Нивелировка отремонтированного самолета
Монтаж ЛА считается полностью оконченным, когда проведена нивелировка. Нивелировкой называется операция по определению геометрических параметров, характеризующих взаимное расположение частей самолета (вертолета). Например, крыла относительно фюзеляжа, правой части крыла относительно левой, шасси относительно фюзеляжа, хвостового оперения относительно киля, гондолы двигателей относительно фюзеляжа. Задача нивелировки— определить наличие недопустимых остаточных деформаций, правильность монтажа. После выпуска изготовителем различные части самолета могут иметь приработочные отклонения нивелировочных точек в пределах, установленных разработчиком. Выход за эти пределы означает наличие недопустимых остаточных деформаций, которые могли возникнуть в результате грубой посадки, перегрузки в полете, удара о препятствие. Нивелировочные данные являются основанием в некоторых случаях для прекращения эксплуатации и списания самолета или вертолета. Иногда изменение параметров нивелировки не сопровождается видимыми на глаз деформациями фюзеляжа, крыла или хвостового оперения. Поэтому нивелировку производят также в процессе эксплуатации, при возникших подозрениях на недопустимые перегрузки. Иногда это делается по данным бортовой записывающей аппаратуры, регистрирующей перегрузки. При стыковке отъемных частей крыла, хвостового оперения, при навеске шасси за счет зазоров или выполнения ремонтных работ могут возникнуть отклонения нивелировочных точек. Двигатели часто навешиваются с помощью регулируемых тяг, что может привести к отклонению заданного положения, а следовательно, к изменению направления тяги. Для оценки влияния перечисленных факторов на геометрические параметры также проводится нивелировка.
Самолет нивелируют в полностью смонтированном виде с выпущенным шасси. Нивелировка крыла с неустановленным элероном, например, даст неверные данные, поскольку вес его влияет на провисание консоли. Такое же положение может возникнуть и на хвостовом оперении. Кроме того, самолет не должен быть заправлен топливом, если имеются кессоны-баки, так как исходные геометрические параметры определены для пустого самолета. В самолете не должны находиться люди, так как их вес и перемещение также вызовут отклонения при измерениях. Нивелировка выполняется либо в ангаре, либо на открытой площадке. В первом случае получаются более точные данные, поскольку отсутствует влияние ветра и солнечной радиации. Ветер, поднимая или опуская консоль крыла самолета или хвостовую балку вертолета, не дает возможности получить данные о геометрических параметрах с необходимой точностью. Влияние солнечной радиации сказывается при неравномерном нагреве различных частей самолета. Например, если одна консоль крыла нагрета, а вторая в тени, данные нивелировки будут искажены. У освещенной солнцем консоли нагреется верхняя поверхность, консоль провиснет. Это даст ощутимую асимметрию при измерениях. Процесс нивелировки начинается с установки самолета в линию полета, для чего он поднимается на гидроподъемники до отрыва колес шасси. Непременным условием для нивелировки является наличие площадки с твердым покоытием, воспринимающим удельное давление не менее 0,5 МПа. В противном случае возможно погружение в грунт опор нивелируемого самолета и нивелира. Поэтому на открытом грунте точные нивелировочные данные получить.невозможно. Нивелировка выполняется по базовым точкам, называемым реперными. Их расположение обозначается красным цветом в виде точки. Координаты реперных точек придаются к каждому самолету или вертолету. На рис. 8.3 показан вид самолета снизу и сбоку. Процесс нивелировки крыла, например, заключается в том, что сравнивают превышение точек JI 2-4 над Л '2-4 и П 2-4 над /7'2- 4. -Это дает характеристику угла установки крыла. По превышению
Нивелировка вертолета имеет некоторые особенности: ее выполняют без лопастей несущего винта, с хвостовым винтом, без топлива и масла. У вертолета нивелируются хвостовые и концевые балки, установки главного промежуточного и хвостового редукторов, шасси, а также отдельные части фюзеляжа. Вертолеты также имеют реперные точки, по положению которых судят о геометрических характеристиках взаимного расположения частей конструкции. Правильность установки редукторов проверяется с помощью оптических квадрантов в продольном и поперечном направлениях. Таким образом, например, измеряют угол наклона вала редуктора. В отдельных случаях (например, при нивелировке шасси вертолета) расстояния между реперными точками могут быть измерены с помощью отвесов. Их опускают из каждой реперной точки, фиксируют их положение (например, на листе фанеры) и измеряют расстояние между ними.
Каждый тип самолета или вертолета имеет допустимые пределы относительного расположения реперных точек. В этих пределах нивелировочные данные каждого экземпляра могут отличаться друг от друга. По нивелировочным данным полной взаимозаменяемости практически добиться невозможно. Поэтому на борту каждого воздушного судна хранится нивелировочный паспорт, куда занесены данные, полученные заводом-изготовителем. Данные, полученные в процессе эксплуатации или ремонта, заносят в нивелировочную карту, которая прикладывается к нивелировочному паспорту и хранится в течение всего назначенного ресурса воздушного судна.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|