Летные испытания ЛА после ремонта
⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 26
Летные испытания — заключительный этап ремонта самолета или вертолета. На этой стадии определяется окончательная оценка качества ремонта и дается заключение о возможности дальнейшей эксплуатации отремонтированного самолета или вертолета. Летные испытания выполняют летчики-испытатели, штурманы- испытатели, бортинженеры-испытатели, бортрадисты-испытатели. Работа испытателей в значительной мере отличается от работы обычного летчика, выполняющего рейсовые полеты. Испытатели не просто взлетают, а в этот момент оценивают работу систем, отмечают в протоколах испытаний необходимые параметры, меняют режимы полета с целью их определения и уточнения. В течение всего полета оценки даются непрерывно, принимаются решения о тех или других действиях в процессе испытательной работы, фиксируется время выполнения каждой операции по программе испытаний. При этом в любой момент экипаж испытателей должен быть готов к действиям в особых условиях. Учитывая сложность полетов и необходимость специфических знаний и навыков, испытатели проходят специальную подготовку, где им присваивается соответствующая квалификация. Правильно считают, что в руках испытателей находится судьба всего ремонтного предприятия. Работа испытателя в авиаремонтном предприятии подобна такой же работе при серийном выпуске самолетов и вертолетов на заводах авиационной промышленности. Экипаж может приступить к выполнению программы летных испытаний только при утверждении соответствующими руководителями задания на полет. Вся летно-испытательная работа регламентируется «Воздушным кодексом», «Наставлением по производству полетов», «Наставлением по штурманской службе», «Основными правилами проведения полетов», «Наставлением по технической эксплуатации воздушных судов». Специфика выполнения испытательных полетов отражена в «Инструкции по организации испытаний воздушных судов в ремонтных предприятиях», «Руководстве по производству испытательных полетов» и других документах.
Работа по наземным и летным испытаниям строится на основе соответствующих программ, согласованных и утвержденных научными организациями и руководящими органами. Программы — это укрупненный перечень работ, выполняемых при испытаниях. Технологический процесс летных испытаний описан в соответствующих технологиях ремонта. Летные испытания начинаются с осмотра командиром корабля и другими членами экипажа испытателей воздушного судна, который проводится по определенному маршруту. Затем проверяется работоспособность системы управления, запускаются двигатели, проверяется АиРЭО и начинаются непосредственные летные испытания. Перед началом полетов производится девиация — внесение поправок на магнитные отклонения в навигационных приборах. Затем выполняется руление самолетом для проверки эффективности работы тормозов. При этом траекторию движения, как правило, выбирают не прямолинейно, а с поворотами для более всесторонней проверки. После этого приступают к выполнению испытательных полетов. Самолет или вертолет загружают в соответствии с графиком загрузки, располагая груз так, чтобы это соответствовало рабочим условиям эксплуатации. Испытательные полеты разрешают только в дневное время и при хорошем состоянии погоды. Это позволяет обеспечить безопасность полета и посадки при необходимости срочного прекращения испытаний. Число испытательных полетов предусматривается программой летных испытаний и определяется сложностью бортового оборудования, временем, потребным на выполнение программы, возможностями наземного обеспечения, полнотой и качеством выполнения наземного обеспечения, полнотой и качеством выполнения наземных испытаний.
Поскольку современные самолеты и вертолеты снабжаются сложнейшим оборудованием, обеспечивающим контроль и управление полетом по всем параметрам, автоматизацию захода на посадку при наихудших погодных условиях и решение других сложных задач, число проверяемых параметров и время на их контроль могут оказаться настолько велики, что в одном полете эту работу выполнить невозможно. При этом следует учесть работу по проверке бортовых систем: управления, топливной, гидравлической, кондиционирования, антиобледенения и т. п. Оборудование может требовать соответствующей работы с наземными станциями, которых в месте проведения летных испытаний нет. Качество и полнота наземных испытаний с регулировкой оборудования оказывают существенное влияние на время проведения летных испытаний. Если авиаремонтное предприятие имеет соответствующие имитаторы и испытания функциональных систем АиРЭО выполняются комплексно в условиях, близких к натурным, время летных испытаний будет существенно сокращено. Если при ремонте были установлены новые или модификационные системы, а также если до ремонта самолет или вертолет имел значительные повреждения, программа полета дополняется и его время увеличивается. Если качество наземных испытаний было низким, не выявлены были существенные дефекты, которые проявились в воздухе, испытательный полет может быть прекращен и затем назначен вновь. При этом программа испытаний полностью выполняется уже в другом полете. В период освоения, как это принято в авиационной промышленности, для самолетов назначают три испытательных полета. В первом кратковременном полете проверяют работоспособность систем, затем после осмотра выполняют основной испытательный полет по программе и после этого — третий для проверки всего АиРЭО. Часто первый и второй полеты совмещают, причем решение о таком совмещении принимает в воздухе командир корабля — старший летчик-испытатель. Если в первой части испытаний знамечаний не было, полет продолжается по основной программе.
Рассмотрим на примерах задачи летных испытаний. график совмещенного испытательного полета среднего магистрального самолета с двумя газотурбинными двигателями. На рулении к исполнительному старту проверяют работу основного и аварийного торможения. На взлете проверяют устойчивость и управляемость самолета при выпущенных шасси, закрылках, сигнализацию работы шасси. Затем контролируют работоспособность энергетических систем постоянного и переменного тока, проверяют устойчивость и управляемость с убранной и выпущенной механизацией, работу радиовысотометров, бортовой записывающей аппаратуры, радиокомпасов, связной и командной радиоаппаратуры всех пилотажно-навигационных приборов. После производят снижение до уровня круга (400— 600 м) и проводят имитацию посадки с выпуском механизации. Если при этом никаких отклонений от технических условий нет, производят набор высоты до 7000 м. В наборе высоты до 7000 м проверяют скороподъемность, устойчивость и управляемость, контролируют работу двигателей на номинальном режиме. В горизонтальном полете проверяют по всем параметрам работу автопилота, систему кондиционирования и другие системы. После этого производят набор высоты до 10 000 м, где самолет разгоняется до максимальной скорости (в пределах максимально допустимого числа М). При этом контролируют устойчивость и управляемость самолета, систему управления, системы АиРЭО, оценивают работу двигателей. Затем производят снижение и на этом режиме проверяют работу двигателей. При этом поочередно каждый из двигателей выключают и контролируют высотный запуск. Проверяют поведение самолета с одним выключенным двигателем. После снижения на участке горизонтального полета оценивают систему регулирования давления в кабинах, производят уборку и выпуск шасси от основной, а затем от аварийной системы, проверяют систему вентиляцни на малых высотах. Система обеспечения давления в кабине должна обеспечить до высоты 6000 м нулевое отклонение от давления на уровне земли. Температура в кабине поддерживается на уровне 20—25°С. Выше перечислены укрупненно основные работы, выполняемые при испытательном полете. Подробно действия членов экипажа испытателей описаны в соответствующих инструкциях. Если не требуется второй испытательный полет, на этом летные испытания заканчиваются. После окончания каждого полета производят послеполетное техническое обслуживание, устраняют обнаруженные неисправности. После окончательного комплексного осмотра самолет готов к сдаче заказчику.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|