Аппарат Президента Республики Беларусь: понятие, назначение и правовой статус органов составляющих аппарат Президента.
Определенную часть работы Президент осуществляет через свой аппарат, который подчинен только ему. Этот аппарат представляет собой совокупность органов (структурных подразделений), образуемых Президентом и состоящих при нем для выполнения соответствующей работы, особых функций, оказания Президенту необходимой помощи в осуществлении полномочий. Подобный аппарат имеет глава любого государства. Без него Президент не в состоянии осуществлять свою многогранную деятельность и широкие полномочия. Руководитель любого звена (органа) имеет свой аппарат, только несколько иного характера, поскольку он образует внутреннюю структуру и, как правило, не обладает полномочиями внешнего характера. Аппарат Президента Беларуси особый: он состоит из органов государственного управления, построенных по функциональному принципу, и имеет надведомственные полномочия внешнего качества. В него входят: 1) Администрация Президента Республики Беларусь; 2) Управление делами Президента Республики Беларусь; 3) Совет Безопасности Республики Беларусь; 4) Комитет государственного контроля; 5) Служба безопасности Президента. Аппарат Президента не образует систему. Его звенья не имеют иерархии, т.е. среди них нет вышестоящих и нижестоящих. Однако они взаимодействуют, дополняют друг друга, по отдельным вопросам работают друг для друга. Термин «аппарат» в данном случае не отражает полностью сущность и предназначение названных структур и, конечно, не подчеркивает тождественность с Аппаратом Совета Министров и аппаратами иных государственных органов. Основная цель этого термина – показать, что при Президенте существует единый слаженный механизм, работающий под непосредственным руководством Президента и выполняющий задачи, которые являются или продолжением задач, стоящих перед Президентом, или вытекают из них.
Таким образом, аппарат Президента – это совокупность органов государственного управления, призванных оказывать ему помощь в работе, выполнять его указания и поручения. По своему основному предназначению рассматриваемый аппарат имеет определенное сходство с аппаратами других государственных органов. По правовому же статусу аппарат Президента находится на более высокой ступени. Особенно важной структурной единицей аппарата Президента является Администрация Президента Республики Беларусь. Администрация Президента образуется, упраздняется и реорганизуется Президентом (п. 5 ст. 84 Конституции). Ее правовой статус определяется Положением об Администрации Президента Республики Беларусь, которое утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 23 января 1997 г. Название рассматриваемого органа – администрация – не совсем точное. Оно не раскрывает его основную суть и не показывает место в управленческой системе.
Понятие и функции Парламента. Парламент (Национальное собрание): конституционно – правовые основы, структура, порядок формирования его палат, срок полномочий, основания досрочного прекращения полномочий Парламента.
Национальное собрание состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Состав Палаты представителей - 110 депутатов. Кандидатом в депутаты Палаты представителей может быть гражданин РБ, достигший 21 года. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном Конституцией и иными законами РБ. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Проведение выборов производится в порядке, установленном Конституцией и иными законами. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом. Кандидатом в члены Совета Республики может быть гражданин РБ, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, г. Минска не менее 5 лет.
Палата представителей и Совет Республики считаются правомочными при избрании не менее двух третей от полного состава каждой из палат. Срок полномочий Национального собрания - четыре года. Полномочия Национального собрания могут быть продлены на основании закона только в случае войны. Полномочия палат Национального собрания начинаются со дня первого заседания вновь избранных Палаты представителей, Совета Республики и заканчиваются в день открытия первого заседания Палаты представителей, Совета Республики нового созыва. Национальное собрание является постоянно действующим органом. Палаты собираются на две очередные сессии в год. Первая сессия открывается 2 октября, ее продолжительность не может быть более восьмидесяти дней. Вторая сессия открывается 2 апреля, ее продолжительность не может быть более девяноста дней. Если 2 октября или 2 апреля приходятся на нерабочий день, то сессия открывается в первый следующий за ним рабочий день. Сессии палат проводятся в форме пленарных заседаний. Заседание палаты Парламента считается правомочным при условии, что на нем присутствует не менее 2/3 соответственно депутатов Палаты представителей или членов Совета Республики от полного состава палаты. Пленарные заседания палат Национального собрания проводятся открыто. Палаты Нац. собрания, если этого требуют интересы гос., могут принять решение о проведении закрытого заседания большинством голосов от их полного состава. Совместные заседания палат Национального собрания могут проводиться в случаях: – заслушивания ежегодных посланий Президента к Парламенту; – проведения парламентских слушаний; – вопросов депутатов Палаты предст. и членов Совета Республики и ответов Правительства РБ; – рассмотрение совместных обращений, деклараций и заявлений обеих палат Нац. собрания; – в иных случаях по решению палат Национального собрания.
Институт роспуска палат Парламента – это новый конституционно-правовой институт, предназначенный сохранить политическую стабильность в стране и преодолеть кризис между законодательной и исполнительной ветвями власти, когда они не могут достичь согласия по определенным вопросам. Согласно Конституции Республики Беларусь (п. 3 ст. 84) правом роспуска палат Парламента обладает Президент. В силу с ч. 3 ст. 93 Конституции Президент вправе прекратить полномочия Палаты представителей или Совета Республики, а также обеих палат одновременно. Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при: 1.отказе в доверии Правительству; 2.выражении вотума недоверия Правительству; 3.двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. Вотум недоверия – это признание Палатой представителей работы Правительства неудовлетворительной. Основаниями вотума недоверия могут быть как нарушения Правительством законов, других правовых актов, так и неэффективная работа Правительства (вследствие которой, например, снижается уровень жизни населения). Таким образом, ответственность Правительства носит не только юридический, но и политический характер. Если Палата представителей принимает постановление о выражении вотума недоверия Правительству, то судьба Правительства решается Президентом. У Президента возникает 3 варианта действий в таком случае: 1.Президент может согласиться с палатой и отправить Правительство в отставку, то есть освободить от должности всех его членов; 2.Президент может не согласиться с палатой, оставить Правительство работать и распустить саму палату, назначив новые выборы; 3.Президент вправе не отправлять Правительство в отставку и не распускать палату.
Отказ в доверии Правительству. Данный институт схож по своим юридическим последствиям с выражением вотума недоверия. Отличие заключается в том, что если вотум недоверия инициируется палатой, то вопрос о доверии Правительству ставится перед палатой Премьер-министром. Например, Правительство подготовило и внесло в Палату представителей законопроект принятие которого крайне важно для выполнения программы деятельности Правительства либо поручений, указаний, Президента. Столкнувшись с возражениями депутатов по законопроекту, Премьер-министр ставит перед палатой вопрос о доверии Правительству. Из опасения быть распущенной палата может проголосовать за доверие Правительству. Конституция Беларуси не оговаривает, считается ли в этом случае принятым законопроект по поводу которого ставился вопрос о доверии. Но есть основания для положительного ответа на данный вопрос; например такой подход закреплен в большинстве зарубежных конституций. Если же палата все-таки отказала в доверии Правительству, то у Президента возникают те же варианты действий, что и при выражении вотума недоверия. 1.Президент может согласиться с палатой и отправить Правительство в отставку, то есть освободить от должности всех его членов; 2. Президент может не согласиться с палатой, оставить Правительство работать и распустить саму палату, назначив новые выборы; 3.Президент вправе не отправлять Правительство в отставку и не распускать палату. Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции. Решения по этим вопросам Президент принимает не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат. Палаты не могут быть распущены: 1.в период чрезвычайного или военного положения; 2.в последние шесть месяцев полномочий Президента; 3.в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности. Не допускается роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|