Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аппарат Президента Республики Беларусь: понятие, назначение и правовой статус органов составляющих аппарат Президента.




Определенную часть работы Президент осуществляет через свой аппарат, который подчинен только ему. Этот аппарат представляет собой совокупность органов (структурных подразделений), образуемых Президентом и состоящих при нем для выполнения соответствующей работы, особых функций, оказания Президенту необходимой помощи в осуществлении полномочий.

Подобный аппарат имеет глава любого государства. Без него Президент не в состоянии осуществлять свою многогранную деятельность и широкие полномочия. Руководитель любого звена (органа) имеет свой аппарат, только несколько иного характера, поскольку он образует внутреннюю структуру и, как правило, не обладает полномочиями внешнего характера.

Аппарат Президента Беларуси особый: он состоит из органов государственного управления, построенных по функциональному принципу, и имеет надведомственные полномочия внешнего качества. В него входят:

1) Администрация Президента Республики Беларусь;

2) Управление делами Президента Республики Беларусь;

3) Совет Безопасности Республики Беларусь;

4) Комитет государственного контроля;

5) Служба безопасности Президента.

Аппарат Президента не образует систему. Его звенья не имеют иерархии, т.е. среди них нет вышестоящих и нижестоящих. Однако они взаимодействуют, дополняют друг друга, по отдельным вопросам работают друг для друга.

Термин «аппарат» в данном случае не отражает полностью сущность и предназначение названных структур и, конечно, не подчеркивает тождественность с Аппаратом Совета Министров и аппаратами иных государственных органов. Основная цель этого термина показать, что при Президенте существует единый слаженный механизм, работающий под непосредственным руководством Президента и выполняющий задачи, которые являются или продолжением задач, стоящих перед Президентом, или вытекают из них.

Таким образом, аппарат Президента это совокупность органов государственного управления, призванных оказывать ему помощь в работе, выполнять его указания и поручения. По своему основному предназначению рассматриваемый аппарат имеет определенное сходство с аппаратами других государственных органов. По правовому же статусу аппарат Президента находится на более высокой ступени.

Особенно важной структурной единицей аппарата Президента является Администрация Президента Республики Беларусь.

Администрация Президента образуется, упраздняется и реорганизуется Президентом (п. 5 ст. 84 Конституции). Ее правовой статус определяется Положением об Администрации Президента Республики Беларусь, которое утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 23 января 1997 г.

Название рассматриваемого органа администрация не совсем точное. Оно не раскрывает его основную суть и не показывает место в управленческой системе.

 


Понятие и функции Парламента. Парламент (Национальное собрание): конституционно – правовые основы, структура, порядок формирования его палат, срок полномочий, основания досрочного прекращения полномочий Парламента.

 

Национальное собрание состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.

Состав Палаты представителей - 110 депутатов. Кандидатом в депутаты Палаты представителей может
быть гражданин РБ, достигший 21 года. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном Конституцией и
иными законами РБ.

Совет Республики является палатой территориального
представительства. От каждой области и города Минска
тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики.
Проведение выборов производится в порядке, установленном Конституцией и иными законами. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом. Кандидатом в члены Совета Республики может быть
гражданин РБ, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, г. Минска не менее 5 лет.

Палата представителей и Совет Республики считаются
правомочными при избрании не менее двух третей от полного состава каждой из палат. Срок полномочий Национального собрания - четыре года. Полномочия Национального собрания могут быть продлены на основании закона только в случае войны. Полномочия палат Национального собрания начинаются со дня
первого заседания вновь избранных Палаты представителей, Совета Республики и заканчиваются в день открытия
первого заседания Палаты представителей, Совета Республики нового созыва.

Национальное собрание является
постоянно действующим органом. Палаты собираются на две
очередные сессии в год. Первая сессия открывается 2 октября,
ее продолжительность не может быть более восьмидесяти дней.
Вторая сессия открывается 2 апреля, ее продолжительность
не может быть более девяноста дней. Если 2 октября или
2 апреля приходятся на нерабочий день, то сессия открывается в первый следующий за ним рабочий день.

Сессии палат проводятся в
форме пленарных заседаний. Заседание палаты Парламента считается правомочным при условии, что на нем присутствует не менее 2/3 соответственно
депутатов Палаты представителей или членов Совета Республики от полного состава палаты.

Пленарные заседания палат Национального собрания
проводятся открыто. Палаты Нац. собрания, если
этого требуют интересы гос., могут принять решение о проведении закрытого заседания большинством голосов от их полного состава.

Совместные заседания палат Национального собрания
могут проводиться в случаях:

– заслушивания ежегодных посланий Президента к Парламенту; – проведения парламентских слушаний; – вопросов депутатов Палаты предст. и членов
Совета Республики и ответов Правительства РБ; – рассмотрение совместных обращений, деклараций и
заявлений обеих палат Нац. собрания; – в иных случаях по решению палат Национального
собрания.

Институт роспуска палат Парламента – это новый конституционно-правовой институт, предназначенный сохранить политическую стабильность в стране и преодолеть кризис между законодательной и исполнительной ветвями власти, когда они не могут достичь согласия по определенным вопросам.

Согласно Конституции Республики Беларусь (п. 3 ст. 84) правом роспуска палат Парламента обладает Президент. В силу с ч. 3 ст. 93 Конституции Президент вправе прекратить полномочия Палаты представителей или Совета Республики, а также обеих палат одновременно.

Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при:

1.отказе в доверии Правительству;

2.выражении вотума недоверия Правительству;

3.двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. Вотум недоверия – это признание Палатой представителей работы Правительства неудовлетворительной.

Основаниями вотума недоверия могут быть как нарушения Правительством законов, других правовых актов, так и неэффективная работа Правительства (вследствие которой, например, снижается уровень жизни населения). Таким образом, ответственность Правительства носит не только юридический, но и политический характер. Если Палата представителей принимает постановление о выражении вотума недоверия Правительству, то судьба Правительства решается Президентом.

У Президента возникает 3 варианта действий в таком случае: 

1.Президент может согласиться с палатой и отправить Правительство в отставку, то есть освободить от должности всех его членов; 2.Президент может не согласиться с палатой, оставить Правительство работать и распустить саму палату, назначив новые выборы; 3.Президент вправе не отправлять Правительство в отставку и не распускать палату.

Отказ в доверии Правительству. Данный институт схож по своим юридическим последствиям с выражением вотума недоверия. Отличие заключается в том, что если вотум недоверия инициируется палатой, то вопрос о доверии Правительству ставится перед палатой Премьер-министром. Например, Правительство подготовило и внесло в Палату представителей законопроект принятие которого крайне важно для выполнения программы деятельности Правительства либо поручений, указаний, Президента. Столкнувшись с возражениями депутатов по законопроекту, Премьер-министр ставит перед палатой вопрос о доверии Правительству. Из опасения быть распущенной палата может проголосовать за доверие Правительству. Конституция Беларуси не оговаривает, считается ли в этом случае принятым законопроект по поводу которого ставился вопрос о доверии. Но есть основания для положительного ответа на данный вопрос; например такой подход закреплен в большинстве зарубежных конституций. Если же палата все-таки отказала в доверии Правительству, то у Президента возникают те же варианты действий, что и при выражении вотума недоверия. 

1.Президент может согласиться с палатой и отправить Правительство в отставку, то есть освободить от должности всех его членов;

2. Президент может не согласиться с палатой, оставить Правительство работать и распустить саму палату, назначив новые выборы; 

3.Президент вправе не отправлять Правительство в отставку и не распускать палату.

Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции. Решения по этим вопросам Президент принимает не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат.

Палаты не могут быть распущены:

1.в период чрезвычайного или военного положения;

2.в последние шесть месяцев полномочий Президента;

3.в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности.

Не допускается роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...