Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Законодательный процесс в Парламенте Республики Беларусь. Стадии законодательного процесса. Субъекты права законодательной инициативы и порядок его реализации. Понятие кворума.




Законодательный процесс – это установленный законом порядок разработки, принятия и вступления в силу
законов.


Зак. процесс в РБ начинается с момента внесения проекта закона на рассмотрение Палаты представителей Нац. собрания.

Правом законодательной инициативы в соответствии с Конституцией обладают:

1.Президент;

2.депутаты Палаты представителей;

3.Совет Республики;

4.Правительство;

5.граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек.

Любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией:

1.вначале рассматривается в Палате представителей (осуществляется в двух чтениях - в первом обсуждается целесообразность принятия, во втором – чтение текста);

2.затем в Совете Республики (рассматривается 20 дней, срочные – 10).

Законопроект, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией, становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.

Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, представляется в десятидневный срок Президенту на подпись:

1.Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает.

2.Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным.

3.Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии.

Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

Согласно ст. 39 Закона РБ от 10.01.2000г. «О нормативных правовых актах РБ» нормотворческий процесс осуществляется с соблюдением установленной процедуры, которая, как правило, состоит из следующих стадий нормотворческого процесса:

• планирование нормотворческой деятельности;

• нормотворческая инициатива;

• подготовка проекта нормативного правового акта;

• принятие (издание) нормативного правового акта;

• включение нормативного правового акта в Национальный реестр правовых актов РБ;

• опубликование нормативного правового акта.

Планы подготовки законопроектов разрабатываются на основе предложений субъектов права законодательной инициативы, любых других республиканских государственных органов, а также научных организаций, общественных объединений, граждан и собственных предложений Национального центра. Поступившие предложения анализируются Национальным центром на предмет обоснованности и могут быть отклонены (100 из 140 предложений отклоняются, большинство потому что есть уже действующие законы, регулирующие нужные отношения). Наиболее оптимальной является ситуация, когда в Парламент вносятся именно те законопроекты, которые предусмотрены планом, поскольку это обеспечивает реализацию принципов плановости законотворчества. Но законодательство допускает внесение в Парламент законопроектов и вне плана, если существует такая необходимость. На практике значительная часть законопроектов представляется в Парламент вне плана.

Сформированный план подготовки законопроектов вносится Национальным центром на рассмотрение Президенту. Глава государства утверждает план своим указом в связи с чем план становится обязательным для выполнения.

Кворум (лат. quorum praesentia sufficit – которых присутствие достаточно) – установленное законом, уставом организации или регламентом число участников собрания (заседания), достаточное для признания данного собрания правомочным принимать решения по вопросам его повестки дня.

Кворум может определяться числом присутствующих или процентным отношением количества присутствующих к общему количеству членов какого-либо органа.

 


Виды законопроектов. Порядок рассмотрения, принятия и одобрения обычных законопроектов, законопроектов о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь. Обязательный предварительный конституционный контроль конституционности всех законов.

Законы Республики Беларусь подразделяются на конституционные, программные, кодексы и обычные законы.

Конституционные законы закрепляют основы государственного и общественного строя и служат юридической базой для иных НПА. Сюда относятся: Конституция, законы об изменении и дополнении Конституции, о введении Конституции в действие, законы о толковании Конституции. Среди законов Конституция занимает особое место: она обладает высшей юридической силой. Для Конституции существует особый порядок прянятия и внесения изменений. Она защищается специальным органом Конституционным Судом.

Конституция – Оновной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Современное общепринятое понимание сущности конституции состоит в том, что конституция – это ограничитель государственной власти, т.е. ею устанавливаются пределы вмешательства в область прав и свобод человека и гражданина.

Конституция является главным, основным законом государства. Это значит, что на ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов, в том числе в области правотворчества. Часто в самой конституции указывается, в каких случаях должны быть приняты законы. Например, в Конституции Республики Беларусь ссылка на закон имеется около 100 раз.

Вслед за конституционными законами идут решения референдума. Однако нельзя согласиться с данным в законе определением решения референдума как НПА. Во многих случаях на народное голосование может выноситься отдельный вопрос, концепция будущего законопроекта, планируемого к рассмотрению в Парламенте, и т.д. Кроме того, референдум может иметь консультативный характер.

Программный закон – закон, принимаемый в установленном Конституцией парядке и по определенным ею вопросам. Такие законы имеют основополагающее значение для текущего законодательства. К таким относятся законы «О военной доктрине», «Об основах внешней и внутренней политики». Все подконституционные акты, кроме международных договоров, должны основываться на программных законах; отступление от них является одним из оснований для признания акта неконституционным.

Кодекс (кодифицированный НПА) закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений. В РБ действует более 20 кодексов (Гражданский, Уголовный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный, Избирательный, Налоговый, Таможенный, Жилищный, Трудовой, Водный, Банковский, Кодекс о браке и семье и др.).

Обычный закон это НПА, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений. Обычные законы принимаются на основе и в исполнение Конституции и регулируют разные сферы общественной жизни.

Все вышеперечисленные законы имеют разную юридическую силу. Высшей юридической силой обладает, и это естественно, Конституция. Все иные акты должны приниматься на основе и в соответствии с Конституцией. В случае расхождения закона, декрета, указа или иного НПА с Конституцией действует Конституция. В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Практика работы Парламента свидетельствует о стремлении законодателя по некоторым направлениям принять акты, которые бы являлись базовыми для обычных законов. К таким можно отнести законы о собственности, об основах внешнеэкономической деятельности, об основах службы в государственном аппарате, о правах ребенка и др.

В некоторых случаях в законах закрепляются такие формулировки, которые придают им стабильность, устойчивость и верховенство по отношению к аналогичным актам. Например, согласно ст. 2 Закона «О правах ребенка» указанный закон является основным после Конституции относительно остальных законодательных актов, которые касаются прав и интересов ребенка. Права, установленные этим законом, не могут быть ограничены.

Вопрос об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан, обладающих избирательным правом.

В п. 1 ст. 97 Конституции специально выделено правомочие Палаты представителей рассматривать проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции.

Согласно ст. 139 Конституции, закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев.

Интервал между окончанием первого и началом второго чтения проекта закона, которым вносятся изменения и дополнения в Конституцию, должен быть не менее трех месяцев. Данное правило считается соблюденным, если проект как при первом, так и при втором обсуждении будет идентичным. В противном случае будет нарушение указанного конституционного требования.

В целях исключения какого-либо давления на волю депутатов предусмотрена норма о недопустимости изменения и дополнения Конституции в период чрезвычайного положения. Особые условия (военная угроза, стихийные бедствия и т. п.) не должны влиять на конституционную стабильность.

Вопрос об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан, обладающих избирательным правом.

В п. 1 ст. 97 Конституции специально выделено правомочие Палаты представителей рассматривать проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции.

Согласно ст. 139 Конституции, закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев.

Интервал между окончанием первого и началом второго чтения проекта закона, которым вносятся изменения и дополнения в Конституцию, должен быть не менее трех месяцев. Данное правило считается соблюденным, если проект как при первом, так и при втором обсуждении будет идентичным. В противном случае будет нарушение указанного конституционного требования.

В целях исключения какого-либо давления на волю депутатов предусмотрена норма о недопустимости изменения и дополнения Конституции в период чрезвычайного положения. Особые условия (военная угроза, стихийные бедствия и т. п.) не должны влиять на конституционную стабильность.

Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента.

Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем народного голосования.

В статье 116 Конституции определен и государственный орган, призванный обеспечивать контроль конституционности нормативных правовых актов в государстве, – Конституционный Суд Республики Беларусь.

С учетом данного конституционного положения в статье 6 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей закреплены задачи Конституционного Суда обеспечение верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории Республики Беларусь, соответствия нормативных правовых актов Конституции; утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении.

Решение стоящих перед Конституционным Судом задач осуществляется путем реализации различных полномочий Суда. Одним из них стал обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Парламентом, до подписания их Президентом Республики Беларусь. Данным полномочием Суд наделен, наряду и с некоторыми другими полномочиями, в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь».

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...