Методологическое вступление
сознания на пути к знанию. Однако я уверен: только разрешив парадоксы сознания, можно построить концепцию естественнонаучного познания, а не наоборот. Но, разумеется, психологическая теория, претендующая на объяснение сознания, обязана соотносить свои результаты с реальным эмпирическим описанием процесса научного познания. А построенные в итоге психологические законы должны объяснять закономерности этого процесса. Парадоксальность научного познания только подчёркивает то поле парадоксов, в которых находится само сознание. Величественная множественность интерпретаций в гуманитарной науке Временно оставим естественные науки и приглядимся к наукам иного типа — к гуманитарным. Обычно отмечают, что эти науки имеют разный предмет исследования: мол, естественники изучают природу, нечто материальное, а гуманитарии — культуру, нечто духовное. Критики этого взгляда говорят: все науки (будь то физика, лингвистика, физиология или психология) имеют разные предметы исследования. А потому введенная спецификация сама по себе недостаточна для того, чтобы сформулировать различия в научном методе 1. К каким наукам, например, отнести политэкономию, зоопсихологию или археологию, исходя из изучаемого ими предмета? А логику — науку правильно мыслить — разве не следует считать гуманитарной наукой? А к каким наукам тогда отнести математическую логику или математическую лингвистику? Вызывает споры и идея, что гуманитарные науки изучают уникальные объекты: мол, каждый человек, каждое историческое событие, каждое произведение искусства уникальны, а естественные науки изучают только нечто общее, обезличенное. «В сущности, — пишет Ф. Боас по поводу уникальности объектов изучения, — это справедливо не только по отношению к Geisteswissenschaften (т. е. к наукам о духе — В. А.), но и ко всякой науке... В центре внимания астронома — не общие законы физики и химии, а реальное местоположение, движение и строение звёзд. Геолог занят пластами и перемещением земной коры и говорит о законах лишь при столкновении с постоянно повторяющимися явлениями»2. Действительно, естественные науки тоже изучают уникальное, а [окончание cтраницы 87]
__________________________ 1Кажется, что именно об этом, хотя и чересчур подробно, рассуждает Риккерт Г. 2Боас Ф. Некоторые проблемы методологии общественных наук. // Антология Раздел первый гуманитарные — находят общие закономерности (например, законы, говорящие о влиянии этики протестантизма на хозяйственную жизнь или о стремлении бюрократических инстанций к расширению). И как решить, что есть уникальное, а что — общее? Является ли, например, изучение романских языков изучением чего-либо уникального? Если нет, то, может быть, хотя бы французский язык уникален? Или только язык Франсуа Вийона, Виктора Гюго и Стендаля? Ещё одна часто встречающаяся точка зрения: в гуманитарных науках применяется метод, не подлежащий употреблению в естественных науках, — метод эмпатического понимания. Мол, учёный-гуманитарий представляет себя на месте людей, включенных в события, пытается как можно более полно осознать обстоятельства, в которых они действовали, и мотивы, которыми они руководствовались. Утверждается, что с помощью такого отождествления с изучаемыми героями историки, социологи и культурологи приходят к пониманию, а следовательно, и к адекватному объяснению интересующих их событий. Однако сам по себе этот метод не может ничего объяснить. Может быть, я могу понять автора средневековой саги. Но как мне узнать, правильно ли я его понял? Стоит согласиться с К. Гемпелем: этот метод может быть эвристически полезным, выступая в качестве критерия правдоподобия, но и только 1. Аналогичную функцию выполняют в естественных науках критерии эстетического совершенства: недостаточно красивые теории кажутся естественникам не слишком правдоподобными.
Конечно, отмеченные стороны гуманитарных наук действительно присущи этим наукам в большей степени, чем наукам естественным. Однако, на мой взгляд, гуманитарные науки весьма существенно отличаются от наук естественных по иным основаниям: по целям исследований и способам обоснования. Если задача естественных наук состоит в том, чтобы найти истину, то в гуманитарной науке любые предметы и явления рассматриваются прежде всего как тексты, которым может быть приписан смысл 2. Задача гуманитарных наук в этом, собственно, и состоит — постигнуть смысл происходящего. Проблема естественных наук — одновременное существование нескольких теорий, описывающих одни и те же факты. Проблема гуманитарных наук связана с тем, что любой текст может иметь бесконечное множество смыслов и выражать всё что угодно. Возможно, первым об [окончание cтраницы 88] ___________________________ 1 Гемпель К. Логика объяснения. М., 1998, с. 26-27. 2Подробнее о том, что есть смысл, мы будем обсуждать в разделах, прямо посвя этом свойстве текста написал Дж. Локк: «Значение слов совершенно произвольно... Каждый человек обладает такой неотъемлемой свободой обозначать словами какие угодно идеи, что никто не в силах заставить других при употреблении одинаковых с ним слов иметь те же самые идеи, что и он» 1.Для Ф. де Соссюра произвольность связи означаемого и означающего (знака и значения) является краеугольным принципом, лежащим в основе лингвистики 2. Действительно, у любого слова (как и у любого стимула) может сколько угодно значений. Например, слово «красный» обозначает не только красный цвет, но и море, армию, гриб, сигнал светофора, пример слова из семи букв и много чего другого, а к тому же, при желании и по предварительной договорённости, еще и всё остальное: причёску, героев Эллады, грусть, утюг, синий цвет и т.д.
Поэтому, как ни убедительны рассуждения в гуманитарных науках, интерпретации, доказываемые этими рассуждениями, никогда нельзя считать единственно возможными. В отличие от естественных наук, невозможно даже представить себе, какой опыт в принципе мог бы какую-либо из них подтвердить или опровергнуть. Присмотримся к тому, что делают рафинированные филологи и культурологи, когда пытаются выявить смысл анализируемых ими текстов. Их поиск показывает, сколь многозначны тексты при их интерпретации, а также иллюстрируют сложность выбора единственного смысла в многозначном тексте. Примеры истолкования Для начала разберём пример из психологической практики. Психотерапевты хорошо знают, как по-разному интерпретируется в различных школах один и тот же опыт. Проанализируем различие толкований по Фрейду и по Адлеру одной и той же истории, которую приводит К. Юнг: 14-летняя девочка, узнав о неожиданной смерти своего горячо любимого отца, начинает истерически хохотать. Фрейд, говорит Юнг, увидит в этом проявление сексуального влечения (ибо Фрейд почти во всём видит эти проявления). Он выяснит, что незадолго до смерти отец взял её с собой в Париж, где они, между прочим, посетили «Фоли Бер-жер». При выходе из театра к её отцу внезапно и нагло прижалась какая-то размалеванная особа — и девочка увидела в глазах отца странный звериный огонь, который потом будет преследовать её в сновидениях, таким взглядом будут смотреть на нее страшные дикие звери. [окончание cтраницы 89] ________________________ 1Локк Дж. Соч., 1. М., 1985, с. 465. 2 де Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М., 1977. Раздел первый Бессознательно возникшая ревность к отцу и вызвала при известии о несчастном случае истерический хохот как реакцию отвергнутой любви... Толкование Адлера, который во всём видит стремление к власти, будет иным. Инстинкт власти требует, чтобы её Я при любых условиях оставалось «на высоте», какой бы путь ни вел к этой цели. Неудачный брак родителей (пример с посещением «Фоли Бержер» это лишь подтверждает) давал девочке прекрасную возможность для реализации её бессознательного инстинкта власти. Уже ребенком она умела с помощью особенно приятного и милого поведения обеспечить себе преимущество в глазах отца и прежде всего подняться над матерью. Но — бессознательно поняла она после посещения театра — подчинить отца ей не удаётся. Всякий раз после этого, когда отец был дома, с ней происходили неприятные случаи: например, за столом она, поперхнувшись, давилась едой, что сопровождалось видимыми приступами удушья, за которыми нередко следовала продолжавшаяся от одного до двух дней потеря голоса. В этом проявлялось её стремление заставить отца обращать большее внимание на свою страдающую дочь. Известие о его внезапной смерти хотя и причинило ей чрезвычайную боль, но дало также возможность почувствовать себя на высоте — она-таки не проиграла в борьбе за власть со столь сильным партнером. Что и привело её бессознательное к приступу судорожного смеха 1.
Психотерапевт интерпретирует поведение клиента, приписывая ему смысл. Но какая интерпретация лучше описывает внутренние причины поведения девочки? С помощью какого критерия можно предпочесть одно толкование другому? Представитель школы Фрейда согласится с фрейдистской версией, равно как представитель школы Адлера — с версией Адлера. Но такая свобода толкования вообще присуща гуманитарным наукам. Рассмотрим примеры различных истолкований самых разных текстов, чтобы эта проблема стала ещё яснее. Т. В. Булыгина и А. Д. Шмелёв сравнивают фразы «Его зовут Петей» и «Его зовут Петя» и пытаются найти между ними смысловое различие. Они предлагают считать, что говорящий может использовать имя в двух режимах: 1) как часть словаря имён, общего как у говорящего, так и у того, к кому он обращается (режим использования); или 2) как наименование, которым пользуется кто-то другой (режим цитирования). В первом случае, говорят комментаторы, используется творительный [окончание cтраницы 90] ____________________ 1См. Юнг К. Г. О психологии бессознательного. // Юнг К. Г. Психология бессознательного. М., 1994, с. 67-73.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|