Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методологическое вступление




традицией интерпретации. Поэтому утверждение Н. А. Морозова1 и А.Т. Фоменко 2 о том, что тот, кого мы называем философом Плато­ном, на самом деле жил не в античной Греции, а при дворе герцога Медичи, не является для историков фактом (как бы оно ни подкрепля­лось астрономическими или математическими расчётами Морозова и Фоменко) до тех пор, пока этот факт не будет вписан в традиционную интерпретацию последовательности развития идей в культуре. И пока такое соотнесение с традицией не будет осуществлено, взгляды Моро­зова и Фоменко вызывают у профессиональных историков разве лишь весьма эмоциональную и негативную реакцию. Прав М. М. Бахтин: «вся­кое понимание есть соотнесение данного текста с другими текстами...ис­ходная точка — данный текст, движение назад — прошлые контексты, движение вперёд — предвосхищение»3.

Исследования И. М. Гилилова хорошо демонстрируют возникаю­щие проблемы. Он полагает, что ему удалось доказать, кто имеет наи­большее право называться автором произведений У. Шекспира (Shakespeare). Расхожая точка зрения, что этим автором был уроженец Стратфорда актёр У. Шакспер (Shakspere) вызывает у Гилилова (вслед за многими — например, вслед за М. Твеном, который называл Шекс­пира самым знаменитым из всех никогда не существовавших людей) глубокие сомнения по следующим соображениям:

1. Шакспер не имел хорошего образования — только начальные
классы школы; драматург же Шекспир создаёт неологизмы на
древних языках, пишет целые сцены по-французски, знает
историю, современную ему философию и пр. и пр.

2. Шакспер никогда не покидал Англию, не был вхож в придворный
мир, а драматург Шекспир точно описывает географические
подробности Северной Италии, Франции, Дании, легко ориенти­
руется в дворцовых реалиях и интригах, хорошо знает нравы
высшей аристократии.

3. Шакспер занимается ростовщичеством, а драматург Шекспир
гневно осуждает такую деятельность. [окончание cтраницы 103]

_______________________________

1 Морозов Н. А. Небесные вехи земной истории человечества. М., 1997, с. 69: «Итальяно-латинский писатель XVI в. Марчеллио Фичино, под именем греческого фи­лософа Платона, стал величайшей знаменитостью древности».

2Фоменко А. Т. Новая хронология Греции. Античность в Средневековье, 2. М., '996, с. 661-667. Фоменко называет реальным историческим прототипом Платона фило-софа Плетона.

3 Бахтин М, М. К методологии гуманитарных наук. В его кн.: «Эстетика словесно­го творчества». М., 1986, с. 384.


Раздел первый

4. Актёр (впрочем, актёр ли? известно лишь, что пайщик театра,
единственная роль, которую он, согласно легенде, играл — Тень
отца Гамлета) Шакспер оставляет завещание, где отдаёт массу
подробнейших распоряжений (кому — 20 фунтов при условии
уплаты ренты в 12 пенсов, кому — посуда «за исключением
широкой серебряной позолоченной чаши», жене — вторая по
качеству кровать и т. п.), но в котором ни словом не упоминается
самое ценное: рукописи, авторские права, книги, картины, чем
обязательно должен был владеть драматург Шекспир и что уже
тогда стоило гораздо дороже кроватей и чаш.

5. Актёр Шакспер пьянствует, волочится за женщинами, оставляет
после себя неграмотную дочь. Шекспир пишет проникновенные
любовные сонеты и очень высоко ценит образованность — словарь
языка Шекспира содержит 20 тысяч слов (что более чем в два
раза превышает словарь Ф. Бэкона!).

6. Ни один поэт Англии никак не откликнулся на смерть актёра
Шакспера ни в стихах (хотя сохранились целые сборники,
оплакивающие кончину других поэтов — современников
Шекспира: Ф. Сидни, Б. Джонсона, Дж. Донна...), ни даже в
дневниковых записях. И т. п.

В свою очередь, Гилилов приводит огромное количество аргу­ментов, свидетельствующих, на его взгляд, что Шекспир — это псевдо­ним Роджера Мэннерса, графа Рэтленда. Среди них: единственная со­хранившаяся рукопись Шекспира написана рукою графа Рэтленда; фа­милия Мэннерс обыгрывается и в сонетах Шекспира, и в поэме Б. Д-жонсона, посвященной памяти Шекспира (в первом посмертном издании шекспировских произведений, совпадающем с 10-летием смерти Рэт­ленда); среди однокашников Рэтленда по университету в Падуе числи­лись датские дворяне Гильденстерн и Розенкранц, фамилии которых встречаются в «Гамлете»; смерть четы Рэтлендов совпадает с прекра­щением шекспировского творчества (хотя актёр Шакспер продолжает ещё здравствовать в течение нескольких лет); на смерть этой четы (платоническая жена Рэтленда — дочь поэта Ф. Сидни, самая прекрасная поэтесса, покончила с собой после смерти мужа) откликаются, как доказы­вает (в том числе, опираясь на новую датировку сборника путем анализа водяных знаков на бумаге) Гилилов, ведущие поэты Англии1. И т. п. [окончание cтраницы 104

_________________________

1В том числе и... Шекспир самой загадочной своей поэмой. Гилилов, разумеется, отказывает Шекспиру в авторстве этой поэмы, но приписывает ему другие стихи этого сборника как посмертное издание.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...