Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сознание как логический механизм




текста. Вот примеры воспроизведения испытуемых: «Лодка не­ слась, подхваченная бурным потоком, как будто ни она, ни пасса­ жиры не имели веса. В лодке сидели мальчики, они смотрели на проносящиеся мимо деревья. Река то спускалась с горы бурным потоком, то, выйдя на равнину, текла медленно, и мальчики, не успев осмотреться, вновь попадали в бурный поток»; «... Ребята были изумлены течением реки. Она как бы подбрасывала их вверх, а потом с вершины этой падала опять вниз»; «... их кидало из стороны в сторону и поднимало то вверх, то вниз» 1.

Сформулируем вывод. Испытуемые, дабы избавиться от про­тиворечия, которое не осознают: а) вносят в текст искажения (так появляется равнина, по которой течёт река); б) придают тексту не буквальное, а иное, в т. ч. метафорическое, значение («их как бы подбрасывало вверх»); в) вносят в текст дополнительные проти­воречия («их поднимало... вниз»); наконец, г) просто вытесняют противоречие из сознания, ограничиваясь красочным описанием спуска по реке и переживаниями героев. Вносившие такие изме­нения испытуемые потом, как правило, смогли, по просьбе экспе­риментатора, найти противоречия в тексте. Иначе говоря, они были чувствительны к этому противоречию. Работа сознания услужли­во обеспечивала при восприятии текста лишённую противоречий очевидность и устраняла возможную двусмысленность. Те же испытуемые, которые легко пересказывали противоречивый текст без искажений, чаще всего позднее вообще не смогли найти со­держательных ошибок в тексте даже при прямом указании экспе­риментатора.

•Я с детства знал наизусть строки из «Мцыри» М. Ю. Лермонто­ва, описывающих бой героя поэмы с барсом. И никогда не заме­чал (до знакомства с комментарием И. Сельвинского) противоре­чивость этого текста. Вчитайтесь в текст:

Какой-то зверь одним прыжком

Из чащи выскочил и лёг,

Играя, навзничь на песок.

То был пустыни вечный гость —

Могучий барс. Сырую кость

Он грыз и весело визжал;

То взор кровавый устремлял, [окончание cтраницы 321]

__________________

1«Искусственный интеллект» и психология. М., 1976, с. 176-205.


 

Раздел четвертый

Мотая ласково хвостом,

На полный месяц, и на нём Шерсть отливала серебром.

...И вот в тени ночной

Врага почуял он, и вой Протяжный, жалобный, как стон; Раздался вдруг... и начал он Сердито лапой рыть песок,

Встал на дыбы, потом прилёг,

И первый бешеный скачок

Мне страшной смертию грозил... Но я его предупредил.

Удар мой верен был и скор. Надёжный сук мой, как топор, Широкий лоб его рассек...

Он застонал, как человек,

И опрокинулся.

Лермонтов описал очень своеобразного барса. Мало того, что его шерсть отливала серебром (как, вероятно, должно быть у снежного барса, живущего исключительно в Гималаях). Мало того, что он появился в горах Кавказа прямёхонько из какой-то неведо­мой близлежащей пустыни (в которой он, тем не менее, не живёт, а — оксюморон! — вечно гостит). Но как барс при этом себя ведёт?! Я зачитывал эти строки сотням студентам и спрашивал: видят ли они что-либо странное в этом тексте? Ни один студент (а все они знакомы с «Мцыри» хотя бы по школьной программе) не заметил, что поведение барса удивительно. Барс ведёт себя то как дикая кошка (прыжок, прилёг, скачок), то самым неподобающим кошке образом: воет жалобно, как волк; встаёт на дыбы, как ло­шадь или медведь; стонет, как человек; сердито роет лапой песок (т. е. бьёт копытом?); весело визжит и грызёт кость, ласково мо­тая хвостом, как щенок...1 Не замеченные в детстве несуразнос­ ти текста остаются не обнаруженными и спустя годы. Если по­просить студентов пересказать текст своими словами по памяти, то, как правило, многие странности исчезают: нет упоминания о пустыне, барс уже не встаёт на дыбы, не воет жалобно и т. д. [окончание cтраницы 322]

_______________________

1В следующем томе мы специально обсудим, почему подобные противоречивые тексты часто встречаются в художественной литературе.



 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...