Сознание как логический механизм
• В исследовании Ф. Зимбардо экспериментатор рассказывал солдатам о новых требованиях к армии, о необходимости готовить себя к трудным испытаниям, об альтернативных источниках пищи для выживания в экстремальных условиях и предлагал добровольно, в целях тренировки, съесть несколько жареных кузнечиков. В одной группе экспериментатор вёл себя так, чтобы понравиться солдатам: был вежлив, доброжелателен и пр. («привлекательный» лектор). В другой группе он разговаривал холодно, раздражённо, грубо обрывал ассистента и другими подобными способами вызывал неприязнь аудитории («неприятный» лектор). Примерно половина испытуемых и в той, и в другой группах согласились съесть кузнечиков. Дважды — за несколько дней до эксперимен та и спустя некоторое время после поедания кузнечиков — измерялась привлекательность 10 видов пищи, включая упомянутых кузнечиков. Оказалось: только 5% испытуемых, согласившихся на просьбу «привлекательного» лектора, оценили жареных кузнечиков как более вкусных, чем они оценивали до эксперимента; в группе, перед которой выступал «неприятный» лектор, вкус кузнечиков «улучшился» у 55% испытуемых. Интерпретация опирает ся на представление, что участник эксперимента должен был объяснить самому себе, зачем съел еду, которая ему заведомо не нравится. Он не был обязан её есть — половина участников отказалась, и это не привело ни к каким отрицательным последствиям. Зачем же съел? В одном случае было подставлено достаточное оправдание, которое у многих снимало противоречие: хороший человек попросил, а чего не сделаешь ради хорошего человека! Но зачем съел, если попросил нехороший человек? Неосознаваемая работа сознания подготавливает ответ по крайней мере для некоторых испытуемых: съел, потому что кузнечик на самом деле вкуснее, чем я думал. Вот это изменение вкусовой оценки и является, по мнению исследователей, проявлением сглаживания когнитивного диссонанса. Стоит обратить внимание: оценка того, насколько вкусна пища, осознаётся непосредственно и обычно (за исключением дегустаторов и гурманов) осуществляется без какой-либо специальной деятельности сознания. Тем не менее, для того чтобы избавиться от противоречия, происходит изменение этой субъективно очевидной оценки!1.
________________________________________ 1Описание этих и многих других исследований см. в кн.: Трусов В. П. Социаль-но-психологические исследования когнитивных процессов. Л., 1980, с. 22-62; Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М., 1998, с. 190-255.
Раздел четвертый 3. Фрейд, говоря о вытеснении, особо подчёркивал, что вытесняются из сознания не только явные противоречия, но и скрытые двусмысленности. Действительно, можно привести огромное количество исследований, демонстрирующих, что человек стремится к однозначности и к уходу не только от явных, но и от неосознаваемых противоречий. • Дж. Бэгби на короткое время показывал испытуемым через сте
Похожее исследование провел К. Изард с соавторами. Испытуемые были разбиты на две группы. С одной группой экспериментаторы обращались тепло и сердечно, а со второй — холодно и формально, вызывая у них негативные чувства. Исследователи отобрали также фотографии людей, явно выражающих положительные или, наоборот, отрицательные эмоции. Эти фотографии, как и в исследовании Дж. Бэгби, показывались испытуемым через стереоскоп. Испытуемые видели каждый тип фотографий равное число раз каж дым глазом. Результаты, таким образом, не зависели от доминирования левого или правого глаза. Оказалось, что испытуемые первой группы чаще сообщали о том, что видят на фотографии счастливое выражение лица, чем испытуемые второй группы, которые, наоборот, чаще характеризовали выражение лица на предъявленной фотографии как злобное или хмурое 2. В этом исследовании также проявляется тенденция испытуемых не замечать одного из двух изображений, одновременно предъявленных на разные глаза. • В эксперименте А. Джадсона и К. Кофера испытуемый решал стан _____________________ 1См. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969, с. 96. 2 Изард К. Психология эмоций. СПб, 1999, с. 85-86.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|