Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сознание как логический механизм




• В исследовании Ф. Зимбардо экспериментатор рассказывал сол­датам о новых требованиях к армии, о необходимости готовить себя к трудным испытаниям, об альтернативных источниках пищи для выживания в экстремальных условиях и предлагал доброволь­но, в целях тренировки, съесть несколько жареных кузнечиков. В одной группе экспериментатор вёл себя так, чтобы понравиться солдатам: был вежлив, доброжелателен и пр. («привлекательный» лектор). В другой группе он разговаривал холодно, раздражённо, грубо обрывал ассистента и другими подобными способами вы­зывал неприязнь аудитории («неприятный» лектор). Примерно половина испытуемых и в той, и в другой группах согласились съесть кузнечиков. Дважды — за несколько дней до эксперимен­ та и спустя некоторое время после поедания кузнечиков — изме­рялась привлекательность 10 видов пищи, включая упомянутых кузнечиков. Оказалось: только 5% испытуемых, согласившихся на просьбу «привлекательного» лектора, оценили жареных кузне­чиков как более вкусных, чем они оценивали до эксперимента; в группе, перед которой выступал «неприятный» лектор, вкус куз­нечиков «улучшился» у 55% испытуемых. Интерпретация опирает­ ся на представление, что участник эксперимента должен был объяснить самому себе, зачем съел еду, которая ему заведомо не нравится. Он не был обязан её есть — половина участников отказалась, и это не привело ни к каким отрицательным последстви­ям. Зачем же съел? В одном случае было подставлено достаточ­ное оправдание, которое у многих снимало противоречие: хоро­ший человек попросил, а чего не сделаешь ради хорошего челове­ка! Но зачем съел, если попросил нехороший человек? Неосознаваемая работа сознания подготавливает ответ по край­ней мере для некоторых испытуемых: съел, потому что кузнечик на самом деле вкуснее, чем я думал. Вот это изменение вкусовой оценки и является, по мнению исследователей, проявлением сгла­живания когнитивного диссонанса. Стоит обратить внимание: оценка того, насколько вкусна пища, осознаётся непосредствен­но и обычно (за исключением дегустаторов и гурманов) осуще­ствляется без какой-либо специальной деятельности сознания. Тем не менее, для того чтобы избавиться от противоречия, происхо­дит изменение этой субъективно очевидной оценки!1.

________________________________________

1Описание этих и многих других исследований см. в кн.: Трусов В. П. Социаль-но-психологические исследования когнитивных процессов. Л., 1980, с. 22-62; Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М., 1998, с. 190-255.


 

Раздел четвертый

3. Фрейд, говоря о вытеснении, особо подчёркивал, что вытесня­ются из сознания не только явные противоречия, но и скрытые дву­смысленности. Действительно, можно привести огромное количество ис­следований, демонстрирующих, что человек стремится к однозначности и к уходу не только от явных, но и от неосознаваемых противоречий.

• Дж. Бэгби на короткое время показывал испытуемым через сте­
реоскоп диапозитивы так, что каждый глаз видел разное изображе­
ние. Испытуемые (мексиканцы и американцы) рассматривали сразу
два изображения: одно — типичное для американской культуры (игра
в бейсбол, девушка-блондинка и т. д.), а другое — типичное для мек­
сиканской культуры (бой быков, черноволосая девушка и т. п.). Со­
ответствующие фотографии имели сходство по форме, контуру ос­
новных масс, структуре и распределению света и теней. Хотя неко­
торые испытуемые замечали, что им предъявлено две картины,
большинство осознавало, что видит только одну — ту, которая им
была больше знакома, которая типична для их опыта '.

Похожее исследование провел К. Изард с соавторами. Испы­туемые были разбиты на две группы. С одной группой эксперимен­таторы обращались тепло и сердечно, а со второй — холодно и фор­мально, вызывая у них негативные чувства. Исследователи отобрали также фотографии людей, явно выражающих положительные или, наоборот, отрицательные эмоции. Эти фотографии, как и в исследо­вании Дж. Бэгби, показывались испытуемым через стереоскоп. Ис­пытуемые видели каждый тип фотографий равное число раз каж­ дым глазом. Результаты, таким образом, не зависели от доминирова­ния левого или правого глаза. Оказалось, что испытуемые первой группы чаще сообщали о том, что видят на фотографии счастливое выражение лица, чем испытуемые второй группы, которые, наобо­рот, чаще характеризовали выражение лица на предъявленной фото­графии как злобное или хмурое 2. В этом исследовании также прояв­ляется тенденция испытуемых не замечать одного из двух изобра­жений, одновременно предъявленных на разные глаза.

• В эксперименте А. Джадсона и К. Кофера испытуемый решал стан­
дартную интеллектуальную задачу: определить, какое из четырёх
предъявленных слов не имеет отношения к трём другим. Тонкость
эксперимента состояла в том, что задача имела два равновероятных
решения. Например, предъявляются слова «прибавить», «вычесть»,[окончание cтраницы 326]

_____________________

1См. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969, с. 96.

2 Изард К. Психология эмоций. СПб, 1999, с. 85-86.



 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...