Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сознание как логический механизм




Для примера. Группе из 24 студентов технического вуза чуть расширенный фрагмент данного текста зачитывали дважды; пос­ ле каждого предъявления испытуемые записывали всё, что запом­нили. Вот полученные данные (далее в скобках первое число — процент испытуемых, дословно или близко к тексту воспроиз­ведших соответствующий отрывок после первого предъявления, второе число — то же, но после второго предъявления)1: фрагменты поведения, типичного для кошки,одним прыж­ком (8; 42), потом прилёг (12; 46), кинулся на грудь (42; 67), пер­ вый бешеный скачок (46; 58), лёг навзничь (50; 67); фрагменты нетипичного поведения - мотая ласково хвостом (0; 0), про­тяжный, -жалобный, как стон (4; 21), весело визжал (8; 29), встал на дыбы (21; 42), сердито лапой рыл песок (33; 58). Типичное поведение вспоминается почти в 2,5 раза чаще при первом предъявлении и почти в 2 раза — при втором. А какие показатель­ ные замены делают испытуемые! Например, жалобный вой транс­формируется в рык. А в том месте, где барс должен вставать на дыбы, он, по воспоминаниям некоторых студентов, «выгнулся», «изогнулся» и пр. Оксюморон вечный гость почти не воспроиз­водим (8; 25), но зато появлялись варианты: «частый гость», «вла­дыка пустыни», «король пустыни». Сама пустыня более-менее воспроизводится только после второго предъявления (12; 42). Сравните с воспроизведением чащи (75; 88) или песка (50; 71). Стилистическая ошибка самого Лермонтова часто исправляется (один испытуемый прямо пишет: «и на нём, на барсе, шерсть от­ливала серебром», многие ограничиваются пересказом: «Под лун­ным светом шерсть переливалась серебром»). Конструкцию «и на нём» без пояснений не воспроизводит почти никто (8; 8).

Итак, механизм сознания действительно пытается избавиться от любого противоречия в поверхностном содержании сознания: сгладить это противоречие или даже вытеснить его с поверхности сознания. С этим законом тесно связана серия исследований Л. Фестингера, кото­рая как раз и была направлена на то, чтобы продемонстрировать упор­ное стремление испытуемых сглаживать противоречивость (несогласо-ванность) двух «знаний» о ситуации или о себе без осознания самого факma наличия противоречия. Поэтому обсуждаемый закон и назван законом Фрейда-Фестингера. В соответствии с теорией Фестингера, ло­гическая несогласованность информации, её несоответствие прошлому [окончание cтраницы 323]

____________________________

1Я благодарен М. Аллахвердову за помощь в обработке данных этого эксперимента.


 

Раздел четвертый

опыту и т. п. (Фестингер ввёл термин для обозначения такой несогласо­ванности — когнитивный диссонанс) побуждают индивида искать си­туации, в которых диссонанс ослабляется, и избегать ситуаций, в кото­рых он увеличивается. Таким образом, Фестингер первым целена­правленно изучал работу сознания по сглаживанию противоречий («дис­сонансов»). Эта концепция была подтверждена остроумнейшими экс­периментами автора и его последователей.

• Типичным противоречием в экспериментальных исследованиях когнитивного диссонанса было противоречие между знанием «я — хороший» и «я могу показаться другим плохим, так как я ответственен за плохой поступок». Например, экспериментатор под благовидным предлогом просит испытуемого солгать друго­му испытуемому («подставному», обычно на самом деле помощ­нику экспериментатора) или совершить иной поступок, противо­речащий их убеждениям или желаниям: проявить не оправдан­ную ситуацией агрессию, отказаться от еды или питья в состоянии голода или жажды и т. п. Результат: после совершения такого по­ступка человек находит дополнительное оправдание собственно­му деянию, даже не отдавая себе отчёт в поиске оправдания.

Пример: классический эксперимент Л. Фестингера, выпол­ненный им совместно с Дж. Карлсмит. Студенты в течение часа должны были (основное задание) закручивать длинный ряд гаек на четверть оборота ключа каждую, а затем, вернувшись к началу ряда, проделать эту же процедуру ещё раз, затем — ещё раз и т. д. По окончании экспериментатор убеждал каждого студента в на­учных целях и за дополнительную плату расписать выполненную работу как чрезвычайно интересную и приятную молодой жен­щине, якобы ожидающей своей очереди на участие в эксперимен­те. Одни студенты получили за эту ложь двадцать долларов, дру­гие — только доллар. Затем все студенты отвечали на вопросы о том, как им понравилось основное задание. Те, кто получил за ложь двадцать долларов, оценили его как скучное (оно и было скучным). Те же студенты, которые не смогли сгладить внут­реннее неудовольствие от собственной лжи хотя бы наличием достаточного денежного вознаграждения, были склонны неосо­знанно изменить своё впечатление от работы. Студенты, полу­чившие за ложь доллар, оценили работу как доставившую им удовольствие! А отсюда уже как бы следовало, что они на са­мом деле не так уж и сильно солгали. [окончание cтраницы 324]



 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...