Сознание как логический механизм
• К. Левин, наверное, был первым, кто начал экспериментировать
с людьми, создавая прямо в эксперименте бессмысленные для них
ситуации, т. е. ситуации, в которых естественный контекст вне
запно оказывался ошибочным. Например, испытуемый находит
ся в контексте «участие в эксперименте с целью исследования
его интеллекта или памяти». Экспериментатор приглашает его в
кабинет, но вдруг извиняется за вынужденный перерыв в иссле
довании: «Я забыл, что мне необходимо позвонить», выходит из
экспериментальной комнаты и более не возвращается. Испытуе
мый ждёт 10-20 мин., начинает производить какие-то манипуля
ции с предметами: перелистывать книгу, трогать бисерную зана
веску на шкафчике, все без исключения позванивали колокольчи
ком (в том числе почтенные профессора и сотрудники берлинского
института психологии — например, ученица Левина Б. В. Зейгар-
ник 1). В конце концов испытуемый перестает понимать, что проис
ходит и что же он должен делать. И, как пишет Л. С. Выготский, в
течение долгого времени остаётся «в состоянии колебания, рас
терянности, нерешительности»2.
•Ранее уже упоминался эксперимент А. Бейвеласа, описанный
Г. Бейтсоном: перед испытуемым ставят доску, на которой имеется
несколько кнопок, и просят его найти правильный способ нажатия
кнопок. Испытуемый нажимает кнопки, а звонок сообщает испы
туемому, что он правильно нажал кнопки. У испытуемого выра
батывается, пользуясь термином Скиннера, суеверное поведение.
В этом разделе, однако, нас интересует другое — реакция испы
туемого на неожиданное для него изменение контекста. Итак, Бей-
велас прекращает эксперимент и сообщает испытуемому, что
между кнопками и звонком нет никакой связи. Испытуемый по
трясён. Он не верит экспериментатору. Испытуемый, оказав
шись — вопреки ожиданиям — в ситуации неожиданного обма
на со стороны экспериментатора, переживает растерянность,
недоверие, непонимание. Он попадает в логически противоречи
вое положение. Он понимает, что его ожидания не соответствуют
действительности, и надо принять решение: либо созданная им де
терминированная «теория» нажатия кнопок — полная чушь, спро
воцированная обманом экспериментатора при постановке задачи
в начале эксперимента, либо его теория верна, и экспериментатор, [окончание cтраницы 331]
______________________
1Зейгарник Б. В. Теория личности К. Левина. М., 1981, с. 45.
2См. Выготский Л. С. Собр. соч., 2, с. 463.
Раздел четвертый
заведомо обманывающий его в конце эксперимента, не является обманщиком. Нарушено контекстное ожидание. Поэтому испытуемый сохраняет веру в свою ничем не обоснованную теорию до тех пор, пока не переинтерпретирует ситуацию и не поймёт, что эксперимент посвящен как раз изучению реакции испытуемого на нарушение его ожиданий.
• Г. Гарфинкель создал, как он объявил, особый тип эксперимента,
названный им этнометодологическим. Суть эксперимента — в
неожиданном нарушении общепринятого и нормального хода собы
тий, что приводит, по его утверждению, к возникновению «чувст
ва смущения, неуверенности, внутреннего конфликта, психосоциаль
ной изоляции, острой и непонятной тревоги» 1. Например, в ходе
обычного разговора экспериментатор начинает приближать свое
лицо к лицу ничего не подозревающего собеседника. Сначала парт
нёр испытывает смущение, отодвигается. Но, в конце концов, ин
терпретирует ситуацию понятным для себя способом, восприни
мая действия экспериментатора либо как действия психически
больного, либо как действия, имеющие прямую сексуальную на
правленность. Типичная реакция испытуемого: «Ты что, ненор
мальный?».
• Основатели нейролингвистического программирования среди эф
фективных приемов психологического воздействия выделяют та
кой: неожиданное прерывание автоматического действия (шаб
лона). Часто используемый в их работах пример — прерванное
рукопожатие. Экспериментатор протягивает испытуемому руку
для рукопожатия. Тот, в соответствии с имеющимся шаблоном
поведения, охотно отвечает тем же. В ответ экспериментатор об
хватывает его запястье левой рукой и внезапно приподнимает про
тянутую для рукопожатия руку вверх. В течение короткого вре
мени (не больше 10 секунд) испытуемый оказывается без програм
мы действий. В этот момент он легко поддается разнообразным
внушениям экспериментатора. Например, возможно такое: «Дай
те вашей руке медленно опуститься, но не быстрее, чем вы впа
дёте в глубокий транс» 2.
• Изменение контекста применяется как психотерапевтический приём. Ф. Зимбардо, например, утверждает, что одно лишь использование [окончание cтраницы 332]
_______________________
1 Garfinkel H. Studies in ethnomethodology. New Jersey, 1967, p. 55.
2 Трансформация личности: нейролингвистическое программирование Одесса,
1995, с. 271-273.
Воспользуйтесь поиском по сайту: