Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Творец. Доброта и любовь




Творец

В этом разделе собраны фрагменты писаний, представляющие Бога как Творца, включая различные версии сотворения мира, начавшегося, согласно одним традициям, со слова, а согласно другим - с воли, исшедшей из первоначального Абсолюта. Некоторые учения говорят о сотворении из ничего (ex nihilo), тем самым разграничивая Творца и Творение. Согласно другим - мир возник и существует как эманация Абсолюта, который тем не менее продолжает существовать сам по себе и вне мира, - такова точка зрения пантеизма. В этом разделе отсутствуют буддистские и джайнистские тексты, ибо эти религии отрицают существование Бога-Творца.

В антологию включены также тексты индуистов, коренных обитателей Америки, зороастризма и синтоизма по поводу сотворения мира объединенными усилиями одного или нескольких божеств.

Тексты этого раздела демонстрируют взгляды на сотворение Вселенной, объяснения по поводу способа ее сотворения, описания вечной созидательной активности Бога, поддерживающего космос.

Вот чего прошу я, о Господи, ниспошли на меня истину! Кто есть первый Основатель, Отец миропорядка? Кто определил круг движения звезд и Солнца? Кто заставляет луну прибывать и убывать? Кто, как не Ты? Вот что хочу я узнать! Кто держит землю и небеса? Кто не дает им упасть? Кто наполняет землю водой и питает растения? Кто движет ветром и облаками? Кто сотворил земных обитателей? Кто создал свет и тьму? Кто велит нам спать или бодрствовать? Чьим велением восходит и заходит солнце? Кто вменяет человеку его обязанности?

(Зороастризм. Авеста, Ясна 44. 3-5)

Аллах - тот, который сотворил небеса и землю и то, что между ними, в шесть дней, потом утвердился на троне. Нет у вас помимо Него защитника и заступника. Разве вы не вспомните? Он распределяет Свое поведение с неба на землю, потом оно восходит к Нему в некий день, протяжение которого - тысяча лет, как вы считаете. Это - ведающий скрытое и явное, славный, милосердный, который прекрасно сделал всякую вещь, которую сотворил, и начал творение человека из глины, потом сделал потомство его из капли жалкой воды, потом выровнял его и вдул в него от Своего духа и устроил вам слух, зрение и сердце. Мало вы благодарны!

(Ислам. Коран 32: 3(4) - 8(9))

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [... ] И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая Иад твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. [... ] И был вечер, и было утро: день второй. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [... ] И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, [... ] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер. И было утро: день третий. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, [... ] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, И управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [... ] И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый. И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, [и] подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями], и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями], и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею], и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу; А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду, ] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

(Иудаизм и христианство. Бытие 1; 2: 1-3)

Потом создали из капли сгусток крови, и создали из сгустка крови кусок мяса, создали из этого куска кости и облекли кости мясом, потом Мы вырастили его в другом творении, - благословен же Аллах, лучший из творцов!

(Ислам. Коран 23: 14)

Милосердный. - Он научил Корану, сотворил человека, научил его изъясняться. Солнце и луна - по сроку, трава и деревья поклоняются. И небо Он воздвиг и установил весы, чтобы вы не нарушали весов. И устанавливайте вес справедливо и не уменьшайте весов! И землю Он положил для тварей. На ней - плоды, и пальмы с чашечками, и злаки с травой, и благоуханные травы. Какое же из благодеяний Господа вашего вы сочтете ложным? Он сотворил человека из звучащей глины, как гончарная, и сотворил джиннов из чистого огня. Какое же из благодеяний Господа вашего вы сочтете ложным? Господь обоих востоков и Господь обоих западов. Он разъединил моря, которые готовы встретиться. Между ними преграда, через которую они не устремятся. Какое же из благодеяний Господа вашего вы сочтете ложным? Выходит из них обоих жемчуг и коралл. Какое же из благодеяний Господа вашего вы сочтете ложным? У Него бегущие, высоко поднятые на море, как горы. Какое же из благодеяний Господа вашего вы сочтете ложным? Просят Его те, кто в небесах и на земле; каждый день Он за делом. Какое же из благодеяний Господа вашего вы сочтете ложным?

(Ислам. Коран 55: 1 (1) - 30 (1))

Великий дух! Нагромоздивший башни скал из камней: Когда ты наступаешь на камень, Подымается пыль, наполняя собой всю землю, Все глубокие пропасти; Воды озер обращаются В проливные дожди, смешиваясь с пылью. Сосуды наполняются маслом! Отец Рунджи, Сшивающий небеса, как одежды, Свяжи воедино то, что припадает к твоим стопам. Властитель ветвистых деревьев, Ты порождаешь побеги, Возносящиеся ввысь. Ты наполнил землю людьми, Пыль подымается высоко, о Господь! Великолепный, Ты живешь В самом сердце скал, Ты даришь людям дождь, Мы молим тебя, выслушай нас, Господь! Яви нам милость свою, о которой мы молим тебя, Господь! Ты окружен духом величия. Ты возносишь покрытые зеленью холмы Высоко над землей, и наполняешь реки водой. Милосердный.

(Африканские традиционные религии. Молитва народности шона (Зимбабве))

Гимн о сотворении мира. Не было не-сущего, и не было сущего тогда. Не было ни воздушного пространства, ни неба над ним. Что двигалось туда и сюда? Где? Под чьей защитой? Что за вода была - глубокая бездна?

Не было ни смерти, ни бессмертия тогда. Не было ни признака дня [или] ночи. Дышало, не колебля воздуха, по своему закону Нечто Одно. И не было ничего другого, кроме него.

Мрак был сокрыт мраком вначале. Неразличимая пучина - все это. То жизнедеятельное, что было заключено в пустоту, Оно Одно было порождено силой жара.

Вначале на него нашло желание. Это было первым семенем мысли. Происхождение сущего в не-сущем открыли Мудрецы размышлением, вопрошая в [своем] сердце.

Поперек был протянут их шнур. Был ли низ? Был ли верх? Оплодотворители были. Силы растяжения были. Порыв внизу. Удовлетворение наверху.

Кто воистину знает? Кто здесь провозгласит? Откуда родилось, откуда это творение? Далее [появились] боги посредством сотворения этого [мира]. Так кто же знает, откуда он появился?

Откуда это творение появилось: Может, само создало себя, может, нет - Тот, кто надзирает над этим [миром] на высшем небе, Только он знает или же не знает.

(Индуизм. Ригведа 10. 129)

Этот [мир] неведомый, неопределенный, недоступный для разума, непознаваемый, как бы совершенно погруженный в сон, был тьмой. Тогда божественный Самосущий, невидимый, [но] делающий [все] это - великие элементы и прочее - видимым, проявляющий энергию, появился, рассеивая тьму. Тот, кто постижим [только] умом, неосязаемый, невидимый, вечный, заключающий в себе все живые существа, удивительный, проявился сам [по собственной воле]. Вознамерившись произвести из своего тела различные существа, он вначале сотворил воды и в них испустил свое семя. Оно стало золотым яйцом, по блеску равным солнцу; в нем он сам родился [как] Брахма, прародитель всего мира. [... ] Он, божественный, прожив в том яйце целый год, сам же силой своей мысли разделил это яйцо надвое; и из тех двух половинок он создал небо и землю, между ними атмосферу, восемь стран света и вечное местопребывание вод. Из самого себя он также извлек разум, образующий реальное и нереальное; из разума же - сознание, имеющее способность самосознания [и] господствующее; кроме того, Великую душу, все [творения], одаренные тремя качествами, и по порядку пять органов чувств, воспринимающие предметы мира. Соединяя малые частицы этих шести, обладающие чрезвычайной энергией, с частицами самого себя, он создал все существа.

(Индуизм. Законы Ману 1. 5-16)

Дао рождает [вещи], дэ вскармливает [их], взращивает их, воспитывает их, делает их зрелыми, ухаживает за ними, поддерживает их. Создавать и не присваивать, творить и не хвалиться, являясь старшим, не повелевать - вот что называется глубочайшим дэ.

(Даосизм. Дао дэ цзин [Книга о дао и дэ] 51)

Доброта и любовь

Следующие два раздела объединяют в себе тексты, описывающие некоторые личностные признаки Высшей Реальности. Отрывки из писаний на тему доброты и любви Бога часто представляют Бога как доброго, любящего, прекрасного, честного, сострадающего и верного, в выражениях более присущих отдельной личности. Теологи настаивают на том, что личностное воплощение Бога - это наивысший аспект божественной сути, точно так же как дар разума, эмоции и воли превращают человеческие существа в венец творения. В этом смысле доброта, сострадание и любовь являются прежде всего атрибутами Высшей Реальности. Они обнаруживаются в милосердной заботе Бога о человеческих существах, и эта доброта особенно проявляется в его помощи бедным и заблудшим душам. Кроме того, в раздел включены тексты, описывающие абсолютную доброту Высшей Реальности в безличных терминах. Высшая Реальность превыше оков человеческих потребностей и превыше ограниченных человеческих суждений о добре и зле. Ее доброта универсальна и всеобъемлюща. Общепринятые метафоры уподобляют эту доброту благому влиянию дождя и солнца, дающим изобилие всей природе.

Вошедшие в этот раздел фрагменты священных писаний сконцентрированы на сути самой Высшей Реальности как любящей, милосердной и доброй.

Бог есть любовь.

(Христианство. Первое послание Иоанна 4: 8)

Милость Моя объемлет всякую вещь.

(Ислам. Коран 7: 156)

Великое, исполненное сострадания сердце - это средоточие Будды.

(Буддизм. Гандавьюха сутра)

Любовью он познает Меня в сути моей: кто Я есть и каков поистине.

(Индуизм. Бхагавадгита 18. 55)

Аллах благ к Своим рабам; Он дарует удел, кому пожелает.

(Ислам. Коран 42: 18(19))

Дао постоянно осуществляет недеяние. Однако нет ничего такого, что бы оно не делало.

(Даосизм. Дао дэ цзин [Книга о дао и дэ] 37)

Тот, кто не подвластен ни рождению, ни старению, ни болезням, ни смерти, ни скорби, ни боли, ни страху, вечен, блажен, обладает природой чистого наслаждения, называется Нирвана.

(Джайнизм. Самантабадхра. Ратнакарандасравакасара 131)

Это Покой, это высшее, наиполнейшее успокоение всех желаний, избавление от всех оков, это утоление жажды, отсутствие желаний, остановка, Нирвана.

(Буддизм. Ангуттара Никайа 322)

Поистине, этот пуруша - великий властитель, движущая сила существующего; Незапят-нано это достижение [его, он] - владыка, непреходящий свет.

(Индуизм. Шветашватара упанишада 3. 12)

И тогда я ощутил Тебя в душе, Первым и последним, о Господи. Отец мысли благой, Когда я узрел лик Твой, Творец гармонии, Владыко всех деяний и свершений.

(Зороастризм. Авеста, Ясна 31. 8)

Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его.

(Иудаизм и христианство. Псалтирь 144: 8-9)

Ведь они - враги мне, кроме Владыки миров, который меня создал, и Он меня ведет по прямому пути, который меня кормит и поит, а когда я заболею, Он меня лечит, который меня умерщвляет, а потом оживляет, и который - я жажду, чтобы Он простил мне мое прегрешение в день суда.

(Ислам. Коран 26: 77-82)

Я не обладаю материальной сутью, Мое божественное тело есть Универсальное Благо. Я не обладаю физической мощью, Моя сила есть Честность. Я не обладаю религиозной способностью к предвидению, кроме той, что дарована мне Мудростью, Я не обладаю властью творить чудеса, кроме тех, что дарят счастье и приносят покой, Я не обладаю тактом, кроме того, что достигается упражнениями в изысканности.

(Синтоизм. Предсказание Сюмиёси)

Все, что есть зло, Савитри, Бог отводит от нас, Ниспосылая нам то, что есть добро. Очищенные духовной мощью, усилием Бога, Савитри, Мы размышляем о прекрасном. Господин вселенной, Владыка добра, Мы прославляем Тебя в гимнах, Тебя, Савитри, чья сила - в истине.

(Индуизм. Ригведа 5. 82. 6-7)

Любовь - начало всего, выше богов, прародителей и людей. Ты, о Любовь, древнее всего сущего, сильнее всего. Тебе воздаем мы почет и уважение! Величественней, чем пространства земли и неба, вод и огня, Ты, о Любовь, древнее всего сущего, сильнее всего. Тебе воздаем мы почет и уважение! Во многих формах предстает твое Благо, о Любовь, яви свое лицо. Позволь твоему облику войти в наши сердца. Уничтожь зло повсеместно!

(Индуизм. Атхарваведа 9. 2. 19-25)

О благочестивый! Тот, кто поступает в соответствии с заповедью " добро - это истина". Верное мышление - это сострадание. Сострадание - это Татхагата. О благочестивый! Сострадание - это путь бодхи; Путь бодхи - это Татхагата. Татхагата - это сострадание. О благочестивый! Сострадание - это Великий Брахма. Великий Брахма - это сострадание. Сострадание - это Татхагата. О благочестивый! Сострадание - прародитель всех существ. Прародитель - это сострадание.

Знай, что сострадание - это Татхагата.

(Буддизм. Махапаринирвана сутра 259)

Небесное дао относится ко всем одинаково, оно всегда на стороне добрых. Даосизм. Дао дэ цзин [Книга о дао и дэ] 79 Что есть Бог? Он/она есть субстанция, живущая только во имя других.

(Церковь Объединения. Мун Сон Мён 4-16-88. )

Ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров, Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду.

(Иудаизм и христианство. Второзаконие 10: 17-18)

... Он [Бог] повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

(Христианство. Евангелие от Матфея 5: 45)

Дао - глубокая [основа] всех вещей. Оно сокровище добрых и защита недобрых людей. Даосизм. Дао дэ цзин [Книга о дао и дэ] 62

Мир - это сад, Господь - садовник, Растящий все, не пренебрегающий никем.

(Сикхизм. Ади-Грантх, Маджх Аштпади 3)

Урожайным был этот год на рис и на просо; И наши высокие амбары Наполнились несметными сотнями тысяч, миллионами [мер зерна]; Великим Духам и малым духам, Нашим предкам, мужчинам и женщинам, Для церемоний предназначено это зерно. Ибо они ниспосылают нам свое благословение.

(Конфуцианство. Ши цзин [Книга песен] ода 279)

Листья сакаки ароматны; Приблизившись, я слышу, как души моих предков шелестят в них, Собираются здесь, Собираются здесь! На святой горе, вместилище алтаря Листья сакаки крепнут в ожидании ками. От присутствия ками Они растут в изобилии.

(Синтоизм. Кагура-ута)

Великое дао растекается повсюду. Оно может находиться и вправо и влево. Благодаря ему все сущее рождается и не прекращает [своего роста]. Оно совершает подвиги, но славы себе не желает. С любовью воспитывая все существа, оно не считает себя их властелином. Оно никогда не имеет собственных желаний, поэтому его можно назвать ничтожным. Все сущее возвращается к нему, но не рассматривает себя их властелином. Его можно назвать великим. Оно становится великим, потому что никогда не считает себя таковым.

(Даосизм. Дао дэ цзин [Книга о дао и дэ] 34)

Он - тот, который низводит с небес воду: для вас от нее питье, и от нее деревья, где вы пасете. Он выращивает ею для вас посевы, маслины, пальмы, лозу и все плоды; поистине, в этом - знамение для людей размышляющих! И подчинил Он вам ночь и день, солнце и луну; и звезды подчинены Его повелением; поистине, в этом - знамение для людей разумных! И то, что рассеял Он для вас по земле разных цветом; поистине, в этом - знамение для людей вспоминающих! Он подчинил море, чтобы вы питались из него свежим мясом и извлекали оттуда украшения, которые надеваете. Ты видишь корабли, рассекающие его, чтобы вы искали Его милость, - может быть, вы будете благодарны! Если вы подсчитаете милость Аллаха, то не сочтете ее. Поистине, Аллах прощающ, милосерд!

(Ислам. Коран 16: 10-18)

Знай, Кашьяпа! Подобие великой тучи, Сгущающейся над землей, Покрывающей тенью все сущее, Благословенной тучи, полной влаги; Вспыхивают молнии, Далеко разносятся удары грома, Принося всем радость и облегчение. Лучи солнца скрыты облаками. На землю опускается прохлада, Туча нависает над землей и разражается ливнем. Как будто ее отжали. Орошая все вокруг, Неудержимые ручьи бегут по земле, Напитывая влагой землю. На вершинах гор, на берегах рек и в долинах, В укромных лощинах вырастают Растения, деревья и травы. Даруя - великие и малые - Прорастающие зерна Винограда и сахарного тростника. Орошенные дождем, Они наливаются соком; Напоена иссушенная почва, Травы и деревья зацветают. От одного ливня, Исторгнутого из этой тучи, Растения, деревья, чащи и леса, Получают вдоволь влаги. Все деревья - Высокие, средние, низкие, Как им положено, Растут и развиваются Их корни, стволы, ветви, листья, Цветы и плоды великолепных цветов; Куда бы ни пали капли дождя - Все обретает свежесть и зацветает. В соответствии с положением, обликом, их плотью и сущностью, великой или малой, Насыщает их дождь; Будучи единственным и неизменным - Он каждому дарует влагу. Так и Будда Является миру, Подобно огромной туче, Покрывающей тенью своей все сущее; И, являя себя миру, Он - ради всего живого на земле - Распределяет и объявляет Истину, в согласии со всеми законами. Великий Святой Благочестивый, Среди богов и людей, И среди других существ, Объявляет на весь мир: " Я - Татхагата, Самый Почитаемый среди людей, Я являюсь в мир, Подобно огромной туче, Чтобы даровать воду всем Иссушенным зноем существам, Чтобы избавить их от несчастий, Помочь в достижении состояния радостного покоя, Радости мира этого, И восторга Нирваны. Куда бы Я ни обратил свой взор - Всегда беспристрастен, Не разделяю людей, Находясь выше любви и ненависти. Я чужд предубеждениям и ограничениям; Всем без различий, Я равно проповедую Закон; И всем проповедую так, Как если бы это был один человек. Я проповедую Закон, Пребывая одновременно в движении; Приближаюсь, отдаляюсь, опускаюсь, поднимаюсь - Я неутомим в Своем желании досыта напоить мир, Подобно животворящему дождю. На высокородных и простолюдинов, на высших и низших, На законопослушных и нарушителей закона, На обладателей совершенного характера, И на тех, чей характер далек от совершенства, Ортодоксов и терпимых, Остроумных и тупых, На каждого из них в равной степени Изливаю Я свой Закон-дождь Неустанно".

(Буддизм. Лотосовая сутра 5)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...