Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Божественный закон, истина и космический принцип




Глава 2. Божественный закон, истина и космический принцип

Все религии признают Трансценде­нтальный Закон, Истину, или Принцип, который управляет миром и делами людей. Иногда этот принцип отождествляется с Высшей Реальностью, но чаще следует из нее и подчинен ей. Ниже мы поместили фрагменты о Слове (греческий Логос) или Мудрости (еврейское Кохма) священных писаний христианства и иудаизма; Дхарме и порядке (Рита) индуизма; Дао и Основе (Ли) даосизма. Из буддизма мы взяли фрагменты о нескольких связанных между собой понятиях: Мудрости (Праджнья), Абсолютной Истине (Дхар-мадхату) и Учении (Дхамма). Помещая фрагменты об этих понятиях вме­сте, мы полагаем, что это позволит высветить тонкие различия между ними.
В некоторых религиозных учениях истина или законность есть свойство, присущее Высшей Реальности. Закон Вселенной является основой Абсолюта — например, дао в китайской религии, которое само по себе есть творчес­кий принцип, или Абсолютная Истина, которая осуществлена Буддой. В других традициях — иудаизме, христианстве, исламе и теистическом индуизме — Бог задумывает Закон и затем устанавливает его как образец или меру для своего творения. Это приводит к вопросу, который давно привлекает внимание теологов: ограничен ли Бог его собственными закона­ми, или он волен их нарушить для совершения чудес и т. д.? Индуистская мифология не сомневается в том, что божества способны совершать любые чудеса, но в христианстве имеется тенденция утвердить постоянство рацио­нальных принципов и даже искать объяснение для чудесного в простом действии естественного закона. В христианстве Слово находит свое главное проявление в Христе, Слово стало плотью, воплощенной Истиной. Это перекликается с конфуцианскими и буддийскими писаниями, где дао или дхарма полностью осуществляются в совершенно просветленном существе. В некоторых традициях закон есть свойство сансарического существования, которое должно быть полностью трансцендентно, — например, индуистс­кий и джайнистский закон кармы и буддийская доктрина " зависимого происхождения". Сходным образом в христианстве Павел критикует иу­дейский Закон как форму рабства, препятствующего спасению. Таковы разнообразные оттенки, которые встречаются в приведенных ниже фраг­ментах, описывающих Истину, или Закон, или Космический Принцип.

Несмотря на отмеченные различия, эти религиозные воззрения разделя­ют уважение к Закону, нарушение которого опасно для людей. Мироздание по сути своей глубоко морально, оно выражает деятельность Божественно­го Принципа или естественного закона как в сфере природы, так и в делах людей. Поэтому человеческую нравственность нельзя трактовать как фено­мен, зависящий исключительно от социальных и культурных условий. Мораль и этика коренятся в самой сути вещей, они носят онтологический характер и так же непоколебимы, как законы физики.
Глава о Божественном Законе состоит из шести разделов. Первый повествует о происхождении и основоположениях Закона как вечной, добы-тийной и всепроникающей основы существующей реальности. Второй — рас­сматривает Божественный Закон как фундамент человеческой нравственно­сти и исходную точку на пути к спасению. В остальных четырех разделах говорится об основных способах выражения Божественного Закона. Прежде всего это перечни божественных предписаний. Главным примером таковых являются Десять Заповедей (Декалог) христианства и иудаизма, которые, впрочем, имеют множество параллелей в других писаниях, например в буд­дийском " Восьмеричном пути". Затем следует " золотое правило", или принцип взаимности, который встречается в священных текстах всех рели­гий. В этом кратком принципе как бы сфокусированы основоположения всех этических систем. В пятом разделе рассматриваются взаимозависимость и обоюдность как принципы, действующие во всей природе. Мы включили в него фрагменты о противоположностях: ян и инь, Шиве и Шакти, Пуруше и пракрити, а также тексты, говорящие о связи и взаимозависимости всех явлений. Последний раздел посвящен закону причины и следствия, карме и принципу божественной справедливости, в соответствии с которым каждая личность пожинает плоды того, что она посеяла.

Вечная Истина

Вечные Слово, Истина, Мудрость или Принцип существовали до со­творения мира, и в процессе создания всего сущего они действуют как главная сила. Слово — всепроникающе, его активность проявляется через посредство особых природных, моральных и духовных законов. Некоторые священные тексты утверждают, что Истина, или Принцип, как безличные законы, управляющие космосом, могут быть постигнуты обычным разу­мом. Другие фрагменты описывают сущность Истины как то, что содер­жится только в Христе, Будде или в сознании мудреца. Согласно конфуци­анству, Истина не имеет ничего общего со злом или безнравственностью и поэтому доступна только нравственной личности. Аналогичным образом для христиан слово явлено полностью только в Христе, совершенном человеке. Наконец, согласно буддизму, это духовное Слово скрыто от внешних явлений и может быть понято, только когда внешний мир стано­вится непостижимым или неразличимым. Оно есть чистое сознание. От­голоски этой идеи можно обнаружить в современных метафизических тече­ниях, подобных Христианской науке.

Сотворил Он небеса и землю истиной. Ислам. Коран 16: 3
Из глубин священного Слова он принес мир.
И высоко, и низко он пребывает в своих собственных законах.
Индуизм. Атхарваведа 4. 1. 3

Бог действует согласно Универсальному закону. Универсальный закон существует не ради себя самого, но для блага людей. Универсальный закон содержит в себе дух жертвенности и служения другим.
Церковь Объединения. Сан Мюн Мун 9—30—79

Правдой держится земля. Солнцем держится небо. Законом (Ритой) существуют Адитьи (И) Сома помещен на небе.
Индуизм. Ригведа 10. 85. 1

Аллах предопределил меры творения за пятьдесят тысяч лет до того, как Он сотворил небо и землю, когда его трон находился на водах.
Ислам. Хадис Муслима

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
Христианство. Евангелие от Иоанна 1: 1—4

Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.
Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.
Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.
Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны,
когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основа­ния земли:
тогда я была при Нем художницею, и была радостию всякий день, веселясь пред лицем Его во все время,
веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими. Иудаизм и христианство. Притчи Соломона 8: 22—31

" Тогда я была при Нем художницею (амон), и была радостию всякий день" (Книга притчей Соломоновых. 8: 30)... " Амон" — это ремесленник (уман). Тора об этом говорит следующее: " Я — орудие Господа, да будет Он благословен". У людей, когда смертный царь строит дворец, он строит его не сам, а с помощью искусства архитектора. Но и архитектор не берет проект из головы, но использует планы и чертежи, чтобы знать, как прилаживать комнаты и двери. Так и Бог творит мир в согласии с Торой.
Иудаизм. Мидраш, Бытие Раббах 1. 1

Дао обладает чувствами и верностью, оно неактивно и бесформенно. Дао можно передать, но нельзя взять; можно постичь, но нельзя увидеть. Оно само для себя начало, само для себя основа. Оно существовало издревле, уже давным-давно, когда еще не было ни неба, ни земли. Оно одухотворило духов и верховного владыку неба, оно породило небо и землю. Оно опережает праначало и все же не является высоким, оно ниже шести точек пространства и все же не является глубоким; оно рождено раньше неба и земли и все же не является древним; оно старше глубокой древности и все же не является старым...
Даосизм. Чжуан-цзы 6
Божественный Закон проявляется через все, Но сам не выразим. Божественным Законом создано все, Законом возносится великое.
Божественным Законом различаются благородство и бесчестие,
Законом все вещи приводятся к блаженству или несчастью,
Его Законом на избранных нисходит милость,
Его Законом прочие ввергаются в циклы рождений й смертей.
Все управляется Законом,
Ничто не самовольно.
Нанак сказал: Пусть человек воплотит силу Закона, Пусть отречется от своего " Я".
Сикхизм. Ади-Грантх, Джапуйи 2, МЛ

Нравственный закон присутствует во всем, хотя и не явно.
Рассудок простых мужчин и женщин может познать лишь кое-что из нравственного закона, но его вершины недоступны для постижения даже самым мудрым и святым людям. Низкая природа простых мужчин и женщин может лишь следовать нравственному закону, но вершины нравственной жизни недоступны даже самым мудрым и святым людям.
Великое подобно миру, поэтому человек не всегда доволен им. Но нет ничего более великого, чем ум нравственного человека, ибо он может воспринять гораздо большее величие, чем величие мира. И нет ничего более малого, чем ум нравственного человека, ибо он может воспринять гораздо более мелкое, чем мельчайшие частицы мира.
В " Книге песен" сказано:
Ястреб парит высоко в небесах, Рыбы ныряют глубоко в пучину.
Это значит, что ни в высотах небесных, ни в глубинах вод нет такого места, где нельзя было бы обрести нравственный закон. Нравственный человек начинает обретать нравственный закон с отношений между мужчиной и женщиной, а заканчивает в великих пределах мирозда­ния.
Конфуцианство. Ли цзи [Книга ритуалов]. Учение о Середине 12
Нет перемены словам Аллаха, это — великий успех! Ислам. Коран 10: 65 (64)
Ложь будет сокрушена. Истина возобладает в конце. Сикхизм. Ади-Грантх, Рамкали-ки-Вар МЛ

Лишь истина побеждает, а не ложь. Истиной уготован путь, ведущий к богам, По которому риши, достигшие желанного, восходят [туда], где [находится] то высшее пристанище истины.
Индуизм. Мундака упанишада 3. 1. 6

[Вся] тьма вещей делится на роды, вещи заменяют одна другую от начала до конца, будто по кругу [лишь] в различной [телесной] форме. Их закона не уловить. Это называется равновесием природы.
Даосизм. Чжуан-цзы 27

Вследствие причин существует мир, вследствие причин бывают все вещи и все существа зависят от причин и ограничены ими. Они стабильны как вращающееся колесо повозки — стержнем своей оси.
Буддизм. Сутта Нипата 654
— Что значит вечно пребывающая реальность? Древний путь к реальности, Махамати, существовал искони, сохраняемый в недрах как золото, серебро и драгоценные камни. Дхар-мадхату [Абсолютная Истина] пребывает вечно, независимо от того, является ли в мир Татхагата или нет. Как Татхагата вечно пребывает, так и Разум всех вещей. Реальность пребывает всегда, она придерживается своего закона, словно дорог в древний город.
Например, некий человек, идя по лесу и открыв древний город с его прямыми улицами, может войти в этот город, и, войдя в него, обретает покой. Он ощущает себя гражданином [этого города] и пользуется всеми имеющимися там благами. Что ты думаешь об этом, Махамати? Создал ли этот человек дорогу, по которой вошел в город, и разнообразные предметы в нем?
— Нет, о Величайший.
— Такова и та Реальность, которую осуществил Я и другие Татхагаты, вечно пребыва­ющая, самодостаточная, истинная таковость всех вещей, истинное бытие всех вещей, истина как она есть.
Невежда воспринимает мир как череду рождений и смертей, где вскармливаются проти­воположности. Вследствие такой развращенности он не может постичь [истину].
Есть только одна истина — Нирвана, где нет необходимости в мышлении. Наш мир представляется нам чем-то значащим, хотя на самом деле он значит не более, чем придорож­ная трава, сон или мираж.
Ум пребывает в собственной природе, которая не зависит от действия причин. Именно в этом, говорю Я, состоит вечное существование и высший Абсолют.
Я говорю не о существовании и не о не-существовании, но только об Уме, который не связан ни с существованием, ни с не- существованием, и который свободен даже от мышления.
Истинная Таковость, пустота, Абсолютная Истина... Это Я и называю Умом как он есть.
Буддизм. Ланкаватара сутра 61, 63, 64

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...