Глава 3. Цель жизни человека. Радость и счастье
Глава 3. Цель жизни человека
Цель человеческой жизни — это идеал, выходящий за пределы земных задач человеческого существования, поскольку он опирается на представление о Боге или Абсолютной Реальности. Озарение веры, блаженство и слияние с волей Всевышнего или Божественной субстанцией — вот некоторые из путей, ведущих к достижению этой цели. В то же время цель жизни согласована с природной сущностью людей, поскольку жизнь людей имеет соотношение с Абсолютной Реальностью. Наивысшие и лучшие человеческие ценности — любовь, истина, красота, добро, радость и счастье. Стремление к ним проистекает из самой сути человеческой природы. Поэтому цель жизни может также быть представлена как реализация лучшего в человеческой сущности. Так, праведные люди обнаруживают Абсолютную Реальность в самих себе, стремясь достичь высшей степени чистоты, мудрости, справедливости, честности и сострадания в своей повседневной жизни. Проявление гуманности есть также выражение Божественной воли.
В первом разделе этой главы цель жизни представлена как стремление всех людей к счастью и главным образом — к душевному удовлетворению. Просветление, блаженство, Нирвана являются, несомненно, более желательными, чем счастье, приходящее от удовлетворения земных желаний. Тексты, вошедшие во второй раздел, утверждают, что цель жизни предопределяется Божественным началом. Особенно ярко эта мысль выражена в писаниях монотеистических религий, где Бог предстает как творец, люди — его создания, а цель человеческой жизни обусловлена намерениями и деяниями Бога. Можно сказать, что цель жизни — исполнять волю Бога, прославляя его и тем самым возвращая ему радость.
В последующих трех разделах цель жизни рассматривается с точки зрения внутренней сущности человеческой личности. В третьем разделе собраны отрывки из писаний, представляющие человека как отражение образа Бога или как место обитания Бога. В четвертом разделе говорится о врожденной человеческой доброте, непорочности ребенка и внутренних нравственных установках, которые и есть совесть человека. В пятом разделе представлены тексты об Истинно Сущем, Единственно вечном или о природе Будды. Постижение его и есть цель духовной жизни. Этот самосознающий Бог далек от умозрительных построений, желаний или эгоистических помыслов и может также быть охарактеризован как Не-разум.
В заключение мы рассматриваем цель жизни как осуществление божественного совершенства. Фрагменты писаний, вошедшие в шестой раздел, определяют цель человеческого существования как благочестие, самосовершенствование или святость. Человек, который достигает такой стадии зрелости, все время осознает постоянное единство с Абсолютом. Он неподвластен эгоистическим страстям и равнодушен к восхвалению или порицанию со стороны других, душа его невозмутима и не омрачена ничем. Высшая ступень человеческого существования проявляется в индивидууме, в котором сильна любовь и сострадание к другим. Святая душа обнаруживает себя в переполняющей ее любви, что является знаком ее божественного происхождения.
Цели человеческой жизни проецируются на человека не только как на индивидуальную личность, но и как на общественное существо, погруженное в пучину бытия. Так, религия определяет правильные социальные роли и выдвигает идеалы общественного согласия, справедливости и мира. Помимо этого, важное значение имеют взаимоотношения человека и природы. Мы обязаны защищать и улучшать окружающую нас среду, одновременно разрабатывая и используя ее богатства. И наконец, земное бытие каждого человека имеет свой предел, в этой связи порой говорится о личном бессмертии, порой об окончательном слиянии с Абсолютной Реальностью. Об этой проблеме пойдет речь в следующих главах.
Радость и счастье
Поиски счастья есть основное содержание человеческой жизни и цель религии как таковой. В этом разделе объединены тексты, представляющие религиозное понимание трансцендентальной радости через слияние с Абсолютной Реальностью или осуществление истинной души человека. Подобное состояние может быть охарактеризовано как блаженство (санскр. — ananda) или Нирвана, это реальность по ту сторону жизненных забот. Священные книги всех религий изображают и превозносят конечную цель человеческих стремлений как состояние опьяняющей радости.
Раздел открывают фрагменты, в которых восхваляется блаженство как конечная цель духовной жизни. Во второй группе утверждается, что небесное блаженство во всех отношениях несравнимо выше земных наслаждений. Существуют разные его степени в зависимости от уровня духовного самосознания. Высшее состояние достигается только при полном освобождении от эгоистических устремлений и самоотречении в отношении Вечной Реальности. Заключают данный раздел тексты, в которых даются советы, как жить в состоянии удовлетворенности, довольства и восхваления Бога; душа, наполненная радостью, есть необходимая предпосылка достижения наивысших, самых утонченных состояний райского блаженства.
Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек.
Иудаизм и христианство. Псалтирь 15: 11
Не ведает душа, что скрыто для них из услады глаз в награду за то, что они творили. Ислам. Коран 32: 17
... Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
Христианство. Первое послание коринфянам 2: 9
Я сотворил людей, поскольку желал видеть жизнь радостную. Тэнрикё. Офудэсаки 14: 25
Те, которые уверовали и сердца которых успокаиваются в поминании Аллаха, — о да! ведь поминанием Аллаха успокаиваются сердца, — те, которые уверовали и делали благое, — им благо и хорошее пристанище.
Ислам. Коран 13: 28—29
Душа, в полной мере обладающая кармой, достигает наивысшей точки мироздания, знает все, понимает все и получает вечное блаженство.
Джайнизм. Кундакунда, Панчастикайя 170 *
И пусть будет нам наивысшее благо!
Соответственно желающий блаженства пусть обретет блаженство С помощью Твоей высочайшей прозорливости, о Всевышний, И проявлений чудес доброты, которой Ты оделяешь праведных, И радости вечной жизни!
Зороастризм. Авеста, Ясна 43. 2
Лаоцзы сказал: " Я странствовал сердцем в первоначале вещей". " Что означает такое странствие? " — спросил Конфуций. [... ]
Лаоцзы ответил: " Обрести такое странствие — это самое прекрасное, высшее наслаждение. Того, кто обрел самое прекрасное, кто странствует в высшем наслаждении, назову я настоящим человеком".
Даосизм. Чжуан-цзы 21
Нет границ радости. Счастье бесконечно. Когда вы пребываете в любви к Богу, каждая клеточка вашего организма трепещет от радости. Вы живете здесь и вне этого мира. В таком состоянии ваша жизнь исполнена смысла. Бог предписывает жить опьяненным любовью и радостью. И через нашу радость Бог сам испытывает радость. Радость человека есть радость Бога, а радость Бога есть радость человека.
Церковь Объединения. Сон Мён Мун 10—20—73
Ибо царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Христианство. Послание к римлянам 14: 17
Ты будешь находить радость в наслаждениях дхармы и испытывать недовольство в отношении страстей.
Буддизм. Святое учение Вималакирти 4
Поистине, бесконечное — счастье. Нет счастья в малом, лишь бесконечное — счастье. Но следует стремиться к постижению именно бесконечного.
Индуизм. Чхандогья упанишада 7. 23
Кто находит лишь в Атмане радость, не привязан к миру предметов — тот вкушает нетленное счастье, йогой Брахмана сердце очистив. Ибо внешнего мира услады за собою приводят страданья; в них отрады не ищет мудрый: ведь приходят они и уходят.
Еще здесь, в этом смертном теле, кто претерпит невозмутимо вожделенье иль злобы ярость, счастлив тот человек, он йогин.
Индуизм. Бхагавадгита 5. 21—23
Блаженство от удовлетворения страстей и небесное счастье — неравнозначны. С одной шестнадцатой долей небесного счастья оно лишь сравнимо.
Буддизм. У дана 11
Обещал Аллах верующим... сады, где внизу текут реки, — для вечного пребывания там, — и благие жилища в садах вечности. А благоволение Аллаха — больше; это — великая удача.
Ислам. Коран 9: 73(72)
He-сущим поистине было это вначале, из него поистине возникло сущее... Кто мог бы жить, кто мог бы дышать, если бы не было этого блаженства в пространстве? Это поистине есть то, что доставляет блаженство.
Пусть будет юноша, хороший юноша, обученный, который быстрее всех, крепче всех, сильнее всех. Пусть вся земля, полная богатств, принадлежит ему. Это — одно блаженство человека.
Стократное блаженство человека есть одно блаженство людей-гандхарвов и знатока Вед, не имеющего желаний.
Стократное блаженство людей-гандхарвов есть одно блаженство богов-гандхарвов и знатока Вед, не имеющего желаний.
Стократное блаженство богов-гандхарвов есть одно блаженство предков, мир которых долговечен, и знатока Вед, не имеющего желаний.
Стократное блаженство предков, мир которых долговечен, есть одно блаженство богов по рождению [... ] блаженство богов, ставших богами через жертвоприношения, а также тех, кто приблизился к этим богам [... ] блаженство Индры [... ] блаженство Брихаспаты [... ] блаженство Праджапаты [... ] блаженство Брахмана и знатока Вед, не имеющего желаний.
Как говорится: " Отпрядают речь и мысль от того, кто знает блаженство Брахмана. Он никогда не знает страха". Поистине его не мучат мысли: " Почему не сделал я хорошее? Почему сделал я плохое? " — Тот, кто знает блаженство Брахмана, избавлен от обеих этих мыслей.
Индуизм. Тайттирийа упанишада 2. 7—9
Жизнь есть искусство.
Вся жизнь человека есть самовыражение.
Личность есть выражение Бога.
Мы страдаем, если не выражаем себя.
Кёдан Абсолютной Свободы. Заповеди 1—4
Святой Дух обретает только в том, у кого сердце наполнено радостью. Иудаизм. Иерусалимский Талмуд, Сукка 5. 1
Равви Барух бен Уза часто бывал на базарной площади в Лапете. Однажды предстал перед ним пророк Элиш и равви Барух спросил его: " Есть ли среди всех этих людей кто-нибудь, кому уготована доля в Царствии Небесном? " Элиш ответил: " Нет никого! " Спустя некоторое время на площади появились двое людей. Элиш сказал равви Баруху: " Те два человека могут рассчитывать на Царствие Небесное". Равви Барух обратился к вновь прибывшим: " Чем вы занимаетесь? " Они ответили: " Мы — шуты. Когда мы видим, что кто-нибудь опечален, то утешаем его. Когда видим, что ссорятся два народа, то стараемся помирить их".
Иудаизм. Талмуд, Таанит 22а
Достижение радости через правоту есть путь к согласию с Богом. Конфуцианство. И цзин [Книга перемен] 58: Радость
Поистине, когда испытывают счастье, то действуют. Не испытывая счастья, не действуют, — лишь испытывая счастье, действуют.
Индуизм. Чхандогья упанишада 7. 22
Мать моя! Я обретаю блаженство
в слиянии с Всевышним.
Когда происходит это слияние с Господом
В душе моей звучит радостная музыка.
Это духи спускаются с небес
петь священные песнопения.
Пойте же гимны Богу те,
в душах которых он обитает!
Нанак говорит — Блаженство обретаю я
в слиянии с Всевышним.
Сикхизм. Рамкали, Ананда М. З
О! Мы живем очень счастливо, невраждующие среди, враждебных; среди враждебных людей живем мы, невраждующие.
О! Мы живем очень счастливо, небольные среди больных, среди больных людей живем мы, небольные.
О! Мы живем очень счастливо, нетомящиеся среди томящихся; среди томящихся людей живем мы, нетомящиеся.
О! Мы живем очень счастливо, хотя у нас ничего нет. Мы будем питаться радостью, как сияющие боги.
Буддизм. Дхаммапада 197—200
Воскликните Господу, вся земля!
Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием!
Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил
нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его.
Входите во врата Его со славословием, во дворцы
Его — с хвалою. Славьте его, благословляйте имя Его,
Ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина
Его в род и род.
Иудаизм и христианство. Псалтирь 99
Воспользуйтесь поиском по сайту: