Образ Бога и храм Божий
Изначальная человеческая природа или божественное начало в каждом человеке — это тема последующих трех разделов антологии. Хотя подобные понятия стали уже универсальными, они имеют разную наполненность в разных религиях. В данном разделе представлены тексты, в которых человек изображается как отражение образа Бога, как храм Божий или местопребывание Духа Божьего. Они включают психологические и метафизические требования уподобления человека божеству и увещевания стать образом Бога как идеала святости.
В иудаизме и христианстве люди рассматривались как творения, созданные по образу Божьему (imago dei) и как предполагаемое место обитания Духа Божьего. Однако христиане спорят о том, в какой степени образ Бога поврежден грехопадением человека (первородным грехом). Консервативные протестанты, следуя кальвинистской традиции, столь строго относятся к этому обстоятельству, что полагают, будто люди не могут быть хорошими или иметь родство с Богом, не заслужив прощения у Христа. Католики, православные и либеральные протестанты видят след образа Божьего и в падшем человечестве, опираясь на интуитивное стремление всех людей отличать правду от неправды и познать Господа.
Во всех религиях образ Бога предстает как идеал святости. В конфуцианских, иудейских, христианских и синтоистских религиозных текстах говорится о святом или достигшем совершенства человеке, который похож на Всевышнего или на Будду, или воплощает образ Бога.
В индуистских и сикхских священных текстах Атман есть неизменное и вездесущее проявление Высшей реальности, постоянно присутствующей в каждом человеке. Большинство людей живет в неведении Бога, они действуют всецело руководствуясь эгоистическими стремлениями и прикованы к своей карме, поэтому реализация их подлинной сущности есть освобождение. В этом онтологическом суждении наиболее полно выражена человеческая сущность, поскольку Дух не мог бы совершить ошибку, отождествив себя с материей.
Метафизическое движение в XIX в. вызвало появление новых религий, которые занимали схожие позиции, в их числе были Христианская наука, Сэйтё-но-иэ и (со значительным расхождением с предыдущими) Церковь Иисуса Христа святых Последнего дня.
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему. Иудаизм и христианство. Бытие 1: 26
Если мы сохраняем неразвращенность человеческой души, которая устремлена к небесам, но находится на земле — это есть Бог.
Синтоизм. Откровение императора Сейвы
В каждом человеке есть от природы Будды. В нем он сам. Буддизм. Махапаринирвана сутра 214
И эта тонкая сущность — основа всего существующего, То — действительное, то — Атман.
Индуизм. Чхандогья упанишада 6. 8. 7
Сделать себя соответствующим образу Бога. Ислам. Хадис Абу Нуайма
Огонь горит с земли.
Настоящий человек отражает в своей личности красоту добродетелей. Конфуцианство. И цзин [Книга перемен] 35: Восход
Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Христианство. Евангелие от Матфея 5: 48
И сказал Господь Моисею, говоря: объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш.
Иудаизм и христианство. Левит 19: 1—2
Как Бог милосерден и добр, так и вы будьте милосердны и добры, одаряете всех, не требуя вознаграждения; так же как Господь справедливый и любящий будьте справедливыми и любящими.
Иудаизм. Сифра к Второзаконию 85а
О Отец, сильный и могучий,
Власть твоя распространяется на все,
Спустись к нам, займись нами,
Пока мы не сделаемся похожими на тебя.
Африканские традиционные религии. Молитва народа сусу (Гвинея)
И теперь как ты полагаешь, Васетта, [... ] владеет Брахма женами и богатствами или нет? Нет, Готама.
Есть место гневу в душе его, или она свободна от гнева? Она свободна от гнева, Готама.
Есть место злобе в душе его, или она свободна от злобы? Она свободна от злобы, Готама. А душа его запятнана или чиста? Она чиста, Готама.
Обладает ли он умением владеть собой или не обладает? Обладает, Готама.
А теперь как ты полагаешь, Васетта, владеют ли брамины, сведущие в Ведах, женами и богатствами или нет? Владеют, Готама.
Есть место гневу в их сердцах, или они свободны от гнева?
Есть место гневу, Готама.
Испытывают они злобу или нет?
Испытывают, Готама.
Чисты они душой или нет?
Нет, Готама.
Умеют ли они владеть собой или нет? Не умеют, Готама.
И может ли быть согласие и сходство между браминами, владеющими женами и богатствами, и Брахмой, который свободен от всего этого?
Конечно же нет, Готама!
Но как же тогда эти сведущие в Ведах брамины, которые живут в браке и обладают богатствами, после смерти своей, когда тела разложатся, достигнут слияния с Брахмой, свободным от всех земных благ, — такое положение вещей невозможно! [... ]
А теперь как ты полагаешь, Васетта, хочет ли бхикшу, живущий (в соответствии с Дхам-мой), иметь жену и богатства или не хочет?
Не хочет, Готама!
Хочет он быть полон гнева или свободен от гнева? Он хочет быть свободен от гнева, Готама!
Хочет он, чтобы душа его была полна злобы или свободна от злобы?
Хочет иметь душу свободной от злобы, Готама!
Хочет, чтобы душа его была запятнана или чиста?
Чтобы была чиста, Готама!
Хочет он уметь владеть собой или нет?
Конечно же хочет уметь, Готама!
Как ты знаешь, бхикшу свободен от семьи и мирских забот, свободен от гнева, свободен от злобы, непорочен душой и умеет владеть собой; и Брахма тоже свободен от семьи и мирских забот, свободен от гнева, свободен от злобы, чист душой и умеет владеть собой. Есть ли тогда согласие и подобие между бхикшу и Брахмой?
Есть, Готама!
Поистине этот бхикшу, свободный от мирских забот, после смерти своей, когда тело разложится, достигнет слияния с Брахмой, который есть то же самое — такое положение вещей во всех отношениях возможно!
Буддизм. Дигха Никайя xiii 31—34, 80 Тевиджджа сутта
А когда Я его выровняю и вдуну от Моего духа, то падите, ему поклоняясь. Ислам. Коран 15: 29
Дозволь человеку всегда полагать, что в нем обитает Дух Святой. Иудаизм. Талмуд, Таанит 116
И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Христианство. Послание к галатам 2: 20
Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
[... ] Храм Божий свят; а этот храм — вы. Христианство. Первое послание к коринфянам 3: 16—17
Роскошно выглядят храмы Шивы, А что я, бедный человек? О мой Бог! Ноги мои — колонны, Тело мое — алтарь,
А голова моя — золотая остроконечная башенка! То, что пребывает в неподвижности, рухнет, Навсегда останется лишь только то, что движется!
Индуизм. Басаванна, Вачана 820
Явное, вблизи находящееся, поистине скрытое в тайнике сердца — таково великое обиталище. В нем сосредоточено все движущееся, дышащее и мигающее. Знай: оно сущее и не-сущее, наижеланное, то, что выше понимания людей.
Пламенное, тоньше тонкого, в коем размещены миры и все живущее в них, это есть непреходящий Брахман. Он — дыхание, речь и мысль, он истина, бессмертие; его должно знать.
Индуизм. Мундака упанишада 2. 2. 1—2
Каков же человек?
Человек не есть нечто материальное, он не сделан там, наверху, из мозга, крови, костей и других материальных элементов. Священное Писание гласит, то человек сотворен по образу и подобию Божьему. Материя не обладает таким подобием. Подобие Духа не может быть настолько не похоже на сам Дух. Человек есть существо духовное и совершенное, именно так он должен быть понимаем в христианской науке. Человек есть идея, образ Любви, а не нечто физическое.
Христианская наука. Наука и Здоровье с Ключом от Писания 475
Становится вполне понятен настоящий образ человека:
Человек есть дух,
Человек есть жизнь,
Человек есть бессмертие.
Бог есть светлое начало в человеке,
И человек есть свет, который поступает от Бога.
Нет источника света без света,
Нет света без источника света,
Поистине, свет и источник света есть одно целое,
Так человек и Бог есть одно целое.
Бог есть дух; поэтому и человек тоже есть дух.
Бог есть любовь; поэтому и человек тоже есть любовь.
Бог есть мудрость; поэтому и человек тоже есть мудрость.
Дух не материален в своей сущности;
Любовь не материальна в своей сущности;
Мудрость не материальна в своей сущности.
Поэтому и человек, который есть дух, любовь и мудрость, никак не связан с материальным.
Сэйтё-но-иэ. Нектарный дождь священных учений 48—49
Человек в начале был с Богом. Разум, или свет истины, не был сотворен или сделан, это в действительности невозможно. Всякая истина независимо существует в той сфере, где обитает Бог, действуя для себя; и всякий разум тоже, по-другому не бывает.
В этом и есть сила человека, в этом и его осуждение; потому что тот, кто изначально откровенно демонстрирует свое отношение, тот не получит света. А всякий человек, дух которого не получает света, осужден.
От человека дух. Элементы вечны, а дух и элемент, неразделимо соединенные, получают полноту радости. Элементы есть местопребывание Бога, более того, человек есть местопребывание Бога, равный храму; и если храм осквернен, Бог разрушит этот храм.
Церковь Иисуса Христа святых Последнего дня. Учение и правила 93. 29—35
Воспользуйтесь поиском по сайту: