Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 4. Цель жизни в семье и обществе




Глава 4. Цель жизни в семье и обществе

Все религии не только дают представление о святости или совершенстве каждого человека в отдельности, но и признают, что индивиды воспитываются и, в свою очередь, производят потомство в лоне семьи и общины. Обычно считается, что быть человеком — это в первую очередь участвовать в жизни семьи, исполнять роль родителя или ребенка, мужа или жены, деда или бабки, двоюродных братьев или сестер и т. п. То же можно сказать о социальных ролях и ответственности, которую принимают на себя люди, когда они составля­ют общества, нации или даже семью всего человечества.
Рассматривая общественный аспект жизненной цели, мы находим у Кон­фуция учение о пяти связях: между правителем и подданным, отцом и сыном, мужем и женой, старшими и младшими братьями и между друзьями. Идеал здесь находит выражение во всеобъемлющей добродетели — сыновней преданности; этот идеал присутствует почти во всех религиозных традициях. Нам также известны первые три из четырех целей человека (Пурушартха) в индуизме: социальная этика (дхарма), материальная выгода (артха) и удово­льствие (кама). Принципы построения семьи и общественной жизни занима­ют центральное место в Законе, данном Моисею, и в исламском Шариате.
Эти выражения общественной морали не просто освещают существующие нормы и обычаи. Они учат духовному идеалу, стремясь к которому семья и общество могли бы процветать в божественной благодати. Кроме того, в них содержатся учения о равенстве независимо от расы, социального положения, пола или вероисповедания. В них даже можно обнаружить общность взглядов на семью народов. Таким образом, религии всех народов были и остаются источником неувядающего стремления человечества к всеобщему миру.

 

Семья

Можно рассматривать семью как имеющую две оси: вертикальную, идущую через поколения, от дедов к отцам и детям, и горизонтальную, объединяющую членов одного поколения: мужа и жену, братьев и сестер. Кроме того, вертикальная ось, признавая Бога в качестве праотца, устанав­ливает связь между семьей и Высшей Реальностью. Таким образом, счастье

и гармония в семье прямо связаны с добронравием, искренностью и набожно­стью входящих в нее людей, и в первую очередь родителей. Добрые семейные отношения, в свою очередь, помогают членам семьи стать хорошими гражданами, способными применить уроки, полученные в семье, к отношени­ям со старшими и высшими, равными и подчиненными в процессе обучения, трудовой деятельности, управления и в общественных делах. Фрагменты священных текстов, приведенные в данном разделе, касаются самых разных аспектов внутрисемейных отношений. Следующие два раздела посвящены отношениям в семье по вертикальной оси " родители-дети" и " муж-жена".

Поддерживать отца и мать, ласкать жену и детей и заниматься мирным трудом — вот величайшее благословение.
Буддизм. Сутта Нипата 262

И те, которые говорят: " Господи наш! Дай нам от наших жен и потомства прохладу глаз и сделай нас образцом для богобоязненных! "
Ислам. Коран 25: 74(74)

Пусть в этой семье послушание окажется сильней непослушания, мир — ссоры, щедрость — скупости, преданность — высокомерия, правдивое слово — лживых слов, разрушающих божественный порядок.
Зороастризм. Авеста, Ясна 60. 5

Отношения между правителями и подданными, отцом и сыном, мужем и женой, старшими и младшими братьями, между друзьями — эти пять [отношений] и есть отношения, сущест­вующие повсюду в Поднебесной.
Конфуцианство. Ли цзи [Книга ритуалов]. Учение о Середине 20. 8

Что называется долгом человека? Отец должен проявлять родительские чувства, а сын — почтительность; старший брат — доброту, а младший — дружелюбие, муж — справедливость, а жена — послушание, старшие — милосердие, а младшие — покорность, государь — человеко­любие, а подданные — преданность. Эти десять качеств и именуются человеческим долгом.
Конфуцианство. Ли цзи [Книга ритуалов] 7. 2. 19

В семье должна присутствовать природная мягкость. К мягкости ведет соблюдение обетов. Между членами семьи должно существовать полное доверие. Бесчестье и обман приносят в семью несчастье. Искренность и честность в поступках, словах и мыслях человека ведут семью по благому пути. Чистота, почтительность, непрестанный поиск знания, милосер­дие, удаление препятствий, угрожающих беспристрастности, служение другим — вот что делает семью счастливой.
Джайнизм. Татвартхадхиганасутра 6. 18—24

Путь благородного мужа [можно] сравнить с длинной дорогой: она начинается с близкого места; [его можно] сравнить с восхождением на гору; оно начинается у подножия. В " Ши цзин" говорится:
Любовь детей и наших жен, Как гуслей с цитрой общий звук; И если с братом дружен брат — Им радость будет вечный друг. Когда в порядке держишь дом — Среди домашних радость в нем.
Учитель говорил: " [При таком положении сердца] родителей преисполнены радости".
Конфуцианство. Ли цзи [Книга ритуалов]. Учение о Середине 15. 2. 3

 

Так я слышал: Однажды Будда остановился близ Раджагахи, в бамбуковой роще на Площадке для кормления белок. В это время юный Сигала, сын домовладельца, встав рано утром, вышел из Раджагахи и с мокрыми волосами, в мокрой одежде поднял руки вверх и хлопнул в ладоши, поклоняясь каждой стороне земли и неба: востоку, югу, западу и северу, надиру и зениту.
И этим же ранним утром Возвышенный оделся, взял чашу и покрывало и отправился в Раджагаху за подаянием. Тут он увидел, как поклоняется юный Сигала, и сказал ему так:
" Почему, юный домовладелец, ты поклоняешься каждой стороне земли и неба? "
" Господин, мой отец, умирая, сказал мне: " Дорогой сын, ты должен поклоняться сторо­нам земли и неба". Поэтому я, господин, исполняя наказ моего отца, поднимаюсь и поклоня­юсь им таким образом".
" Но в вере образованного человека шесть сторон почитаются совсем не так".
" Как же тогда следует почитать шесть сторон, господин? Было бы замечательно, если бы Возвышенный научил меня верному способу... "
" Как, о юный домоправитель, следует образованному человеку служить шести сторонам? Как шесть сторон следует рассматривать: родителей — как восток, учителей — как юг, жену и детей — как запад, друзей и товарищей — как север, слуг — как надир, а вероучителей — как зенит.
Сын должен пятью способами почитать своих родителей как восточную сторону:
" Когда-то они служили мне опорой, теперь же я буду опорой для них; я буду исполнять лежащие на них обязанности; я буду продолжать род и традиции моей семьи; я стану достойным моего наследства".
Родители, которых сын почитает как восточную сторону, пятью способами показывают свою любовь к нему: они ограждают его от порока, они побуждают его к добродетели, они обучают его какому-либо занятию, они договариваются о подходящем браке и в должное время передают ему наследство.
Так он защищает восточную сторону и хранит ее покой и безопасность.
Ученики должны пятью способами почитать своих учителей как южную сторону: уважите­льно приветствовать их, сопровождать, стремиться к знанию, лично им служить и" внимать их поучениям.
Учителя, которых их ученики почитают как южную сторону, пятью путями любят своего ученика: они учат его тому, чему научены сами; они понуждают его держаться нравственных предписаний; они досконально обучают его любому предмету; они благосклонно отзываются о нем в кругу его друзей и товарищей; они наставляют его ради его блага и спокойствия.
Так он защищает южную сторону и хранит ее покой и безопасность.
Муж должен пятью способами почитать свою жену как западную сторону: уважать ее, быть вежливым, быть верным, передать ей власть, снабжать ее украшениями.
Жена, которую ее муж почитает как западную сторону, пятью путями любит его: она усердно исполняет свои обязанности, она гостеприимна к его родственникам, она верна ему, она наблюдает за заработком и вещами, которые он приносит в дом, она ловко и умело справляется со своими делами.
Так он защищает западную сторону и хранит ее покой и безопасность.
Человек должен пятью способами почитать своих друзей и товарищей как северную сторону: щедростью, вежливостью, благоволением, относиться к ним, как к самому себе, и быть к ним добрым не только на словах.
Его друзья и знакомые, которых он почитает как северную сторону, любят его пятью путями: они защищают его, когда он беззащитен, а иногда и его собственность; они предостав­ляют ему убежище в опасности; они не покидают его в беде; они проявляют заботу о его семье.
Так он защищает западную сторону и хранит ее покой и безопасность.
Пятью путями благородный господин заботится о своих слугах и работниках как о надире: поручая им посильную работу; обеспечивая пищей и платой; ухаживая за ними в болезни; делясь с ними редкими яствами; в положенное время отпуская их.
Его слуги и работники, о которых так заботится их господин, любят его пятью путями: они встают раньше него, ложатся отдыхать позже, они довольствуются своим жалованьем, хорошо исполняют работу, хвалят его и заботятся о его добром имени.
Так он защищает надир и хранит его покой и безопасность.
Мирянин должен пятью способами почитать святых, священников и вероучителей как зенит: любя их поступками, словами и умом, держа свой дом открытым для них и обеспечивая их временные нужды.
Монахи, священники и вероучители, которых мирянин почитает как зенит, шестью путями показывают свою любовь к нему: они удерживают его от зла; они побуждают его к добру; они любят его с благими намерениями; они учат его тому, чего он не слышал; они исправляют и очищают то, что он слышал; они открывают перед ним небесный путь.
Так он защищает зенит и хранит его покой и безопасность".
Буддизм. Дигха Никайя Hi. Сигаловада сутта 185—91

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...